Статья «Связь развития мелкой моторики с развитием речи и мышления ребёнка»материал


Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это способность к координации движений мелкой мускулатуры запястья, ладоней, пальцев рук и даже пальцев ног. Общая же моторика — это способность к координации движений крупной мускулатуры рук, ног и стоп, а также умение управлять всем телом. Как развивать моторику рук у ребенка? Для этого можно выполнять с ним специальные упражнения и играть в подходящие по возрасту игры. Даже самые простые упражнения: подвигать игрушечный кирпичик или взять с тарелки кусочек еды — готовят малыша к более сложным задачам, например к письму или застегиванию пуговиц. Нужно помнить, что развитие ребенка может протекать по-разному, и все развиваются в своем темпе. По сравнению с другими детьми развитие мелкой и общей моторики у вашего малыша может быть как с опережением, так и с запаздыванием, и это нормально.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Мелкая моторика у детей от 1 до 3 месяцев

В возрасте до 1 месяца в соответствии с нормами развития ребенка ручки малыша обычно сжаты в кулачки, а пальчики руки обхватывают большой палец. Если положить ему в руку погремушку, он сможет ее схватить, и на этом пока все. Если по ладошке малыша провести пальцем, он крепко за него ухватится. Однако не стоит пробовать поднять его — ребенок может внезапно отпустить палец. Это всего лишь один из многих младенческих рефлексов, которые бывают у ребенка с рождения, — ладонный хватательный рефлекс, и малыш его не контролирует. В возрасте около 3 месяцев ручки малыша начинают расслабляться. Ладошка большую часть времени находится в полуоткрытом положении. Теперь, если ему в ручку положить погремушку, он может ее схватить, поднести ко рту или выронить, когда ему перестает быть интересно.

Как развивать моторику рук у ребенка от 1 до 3 месяцев

В этот период для развития ребенка рекомендуются следующие действия:

  • Потрясти перед ним или над его головой игрушкой. Ребенок будет тянуться к ней или хлопать по ней ручкой.
  • Давать ребенку яркие предметы, по возможности разных размеров, форм и с разной текстурой.

Подведем итог

На этом этапе у ребенка развиваются следующие элементы моторики рук:
● Он умеет сжимать и разжимать ладошку. ● Он подносит ручки ко рту. ● Он может держать игрушку вроде погремушки и трясти ее.

Нескучные упражнения для малышей постарше

Даже для выполнения простых упражнений могут быть свои противопоказания в зависимости от особенностей развития и состояния здоровья малыша. Поэтому перед выполнением таких упражнений необходимо проконсультироваться с педиатром, который малыша наблюдает. Например, заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть противопоказанием к активным играм и бегу. Аллергические заболевания требуют осторожности при использовании растворов для мыльных пузырей и игре с подушками (из-за домашней пыли), заболевания опорно-двигательного аппарата ограничивают катания на самокате, велосипеде.

Догонялки с мыльными пузырями

Эта игра подойдёт малышам, которые уже уверенно ходят и бегают. На прогулке или дома выдувайте мыльные пузыри и предложите малышу их полопать ладошками.

Невозможно предсказать траекторию полёта мыльного пузыря — именно поэтому, пытаясь догнать его, малыш будет быстро менять свои движения, подпрыгивать или, наоборот, уворачиваться.

Полоса препятствий

Для этого упражнения нам понадобится беговел, трёхколёсный велосипед или самокат. Сделайте препятствия из пластиковых конусов и предложите ребёнку их обойти. Ещё один вариант упражнения: начертите на асфальте белую линию и попросите малыша проехать по ней как можно более ровно.

Воздушный акробат

Это — домашний вариант упражнения с меловой линией. Просто наклейте малярную ленту на пол, пусть кроха пройдёт по ней с расставленными в стороны руками. В дополнение можно придумать игровую легенду. Например, что лента натянута высоко-высоко над облаками, а под ножками скрываются вершины белоснежных гор.

Мелкая моторика у детей от 4 до 7 месяцев

В 4 месяца в соответствии с нормами развития ребенка малыш обычно крепко держит погремушку, умеет трясти ею, класть ее в рот и даже перекладывать из ручки в ручку. В возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок использует ладошки как клешни или грабли, то есть поднимает интересные для него предметы загребающим движением. Также малыш умеет хватать предмет одной рукой, перекладывать его в другую и делать вращательное движение запястьем на себя, чтобы рассмотреть вещь.

Как развивать моторику рук у ребенка от 4 до 7 месяцев

Что можно сделать для развития ребенка в этом возрасте:

  • Кладите игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы у него был стимул за ними тянуться.
  • Давайте ему играть с кубиками и мягкими игрушками для развития зрительно-моторной координации.

Подведем итог

Итак, у малыша в возрасте от 4 до 7 месяцев обычно развиваются следующие элементы моторики рук: ● Он умеет тянуться к предметам одной рукой. ● Он перекладывает предметы из одной руки в другую. ● Он умеет поднимать предметы загребающим движением ладони.

Мелкая моторика у детей от 8 до 12 месяцев

С 8 месяцев до 1 года у ребенка бурно развивается общая моторика: как правило, он уже может ползать, самостоятельно вставать, а иногда даже ходить. Но и моторика рук не отстает, просто нужно внимательнее приглядеться. На этом этапе в соответствии с нормами развития ребенка малыш переходит с загребающего движения на зажим предмета между большим и указательным или средним пальцем. Так у него получается поднять даже мелкие предметы размером с кукурузное колечко или шарик из готового завтрака. Ему можно даже показать, как щелкать пальцами, и иногда ребенок даже способен это повторить! Не удивляйтесь, если ваш малыш в этом возрасте начнет кидаться предметами. Он будет в таком восторге от новой, более совершенной координации рук, что ему будет приятно брать предметы и кидаться ими в надежде, что вы их поднимете и отдадите ему. С помощью этих действий ребенок учится понимать связь между причиной и следствием, а также пытается привлечь ваше внимание. Если он начинает кидаться игрушками, предложите ему поиграть мягкими мячиками, а не деревянными кубиками. На этом этапе лучше всего убрать от малыша все хрупкие предметы, а не то он может бросить на пол солонку или ваш телефон. Для его и вашей безопасности рекомендуем временно перейти на пластмассовую посуду. Кстати, в рамках мероприятий по обеспечению безопасности дома для ребенка уберите подальше хрупкие элементы декора, например вазы.

Как развивать моторику рук у ребенка от 8 до 12 месяцев

Для развития ребенка в этом возрасте полезно играть в совместные игры, направленные на координацию рук и пальцев. Вот несколько примеров:

  • Сядьте на пол рядом с малышом и возьмите большой мячик (а если мячик будет звенеть или греметь, то малышу будет еще интереснее). Катните мячик в сторону ребенка. Пусть он тоже катнет его к вам. Сначала малыш будет просто хлопать по мячику, но со временем научится целенаправленно катить его.
  • Дайте малышу что-нибудь, что открывается и закрывается, например коробку с крышкой. Можно спрятать в коробке любимую игрушку малыша и говорить «ку-ку», когда он поднимает крышку.
  • Дайте ребенку корзинку с разными предметами: мягкими игрушками, мячиками, безопасными бытовыми предметами вроде деревянных ложек и стаканчиков. Пусть малыш берет их по одному из корзины и кладет обратно. В это время можно рассказывать ребенку, как называется каждый предмет, какая у него форма, текстура и цвет.
  • В этом возрасте дети обожают защелки, колесики, рычажки, шарниры — в общем, все, что может двигаться. Постарайтесь подобрать для него игрушки с такими свойствами.

Подведем итог

У ребенка в возрасте от 8 до 12 месяцев развиваются следующие элементы моторики рук и пальцев: ● Он умеет брать предметы, зажимая их между большим и указательным пальцем, трясти их, ударять ими, перекладывать из руки в руку, произвольно отпускать или кидать их. ● Он может стучать предметами друг о друга, издавая звуки (например, деревянными кубиками). ● Он может строить башенки из кубиков и ломать их. ● Он кладет игрушки и другие предметы в контейнер и достает обратно. ● Он может совать указательный палец в дырки. ● Он зажимает мелок или карандаш в кулачке и водит им по поверхности.

Содействие

Если у родителей возникает подозрение на то, что малыш отстает от сверстников, то следует проконсультироваться со специалистом. Врач назначит диагностику, изучит особенности формирования центральной нервной системы по индивидуальной карте пациента. При необходимости будут приняты меры коррекции.

С нарушением моторики пальцев обращайтесь в центр психологии и неврологии «Доверие» в Красногорске. Для диагностики расстройства ручного праксиса проводится церебральное МРТ, визометрия, рентген рук, ЭЭГ. Также необходима консультация невролога, офтальмолога, а также других профильных специалистов.

Для коррекции используем развивающую среду, массаж рук, ЛФК, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, а также суджок терапию. В клинике создано пространство, выходящее за рамки привычного формата медицинских центров. Мы оказываем поддержку пациентам, пытаясь не только улучшить их здоровье, но и оказать всяческую поддержку в сложных ситуациях.

Мелкая моторика у детей в возрасте 1 года

Поздравляем! Вашему малышу исполнился годик! В этом возрасте развитие ребенка идет семимильными шагами, и он уже много чего умеет. Родителей обычно впечатляет общая моторика, в частности долгожданные первые шаги, но и в области мелкой моторики есть чему удивиться. Благодаря более совершенной общей моторике, ребенок все больше стремится исследовать мир вокруг себя. В процессе этого совершенствуется и мелкая моторика. Малыш все еще не умеет брать самые мелкие предметы, но это достижение не за горами. Пока ребенку нравится изучать и играть с более крупными предметами, например с деревянными кубиками и деревянными пазлами. На этом этапе значительный прогресс происходит в развитии зрительно-моторной координации. Сейчас ребенок все чаще пользуется какой-то одной рукой, но это вовсе не значит, что у него уже определилась ведущая рука (то есть он будет левшой или правшой).

Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 1 года

По мере взросления ребенка можно делать с ним следующие упражнения на развитие моторики рук:

  • Покажите малышу, как складывать бумагу. Можно сделать с ним веер-гармошку или бумажный самолетик.
  • Пусть ребенок вставляет кубики или штырьки разной формы (квадратные, прямоугольные, треугольные) в соответствующие отверстия.
  • Покажите ему, как ставить кубики друг на друга, чтобы получилась башенка.
  • Предложите ему игрушки, которые можно безопасно разбирать и собирать, например набор стаканчиков, которые вкладываются друг в друга.
  • Предложите ему лепить что-нибудь из пластилина.
  • Поручите ему несложную работу по дому, например подмести, расставить предметы или помочь вам в приготовлении еды (помешать блинное тесто или положить овощи в кастрюлю).
  • Поиграйте вместе на улице, например можно покидать друг другу мячик.

Подведем итог

В возрасте от 1 года до 2 лет у ребенка развиваются следующие навыки и умения: ● Он может строить башню из кубиков и тут же ломать ее. ● Он играет с коробками, контейнерами и крышками от них. ● Он умеет поднимать движущийся предмет, например мячик. ● Он листает книги. ● Он поворачивает ручки дверей. ● Он умеет вставлять штырьки в соответствующие отверстия. ● Он рисует карандашами или пальцами. ● Он умеет пить из кружки. ● Он умеет сам есть ложкой (с переменным успехом).

Мелкая моторика у детей в возрасте 2 лет

Иногда этот период в развитии детей называется «кризис двух лет». И хотя родителям двухлеток может быть непросто, старайтесь сосредоточиться на хорошем — что ваш малыш продолжает расти и развиваться.

Мелкая моторика рук и пальцев продолжает совершенствоваться. Теперь малыш способен брать небольшие предметы размером с горошину и выполняет действия, требующие сложной координации, например может открыть банку.

Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 2 лет

В этот период у ребенка развивается способность фокусировать внимание. Теперь он может на короткое время с головой погружаться в творческие дела. Вот некоторые из таких дел, в которых можете поучаствовать и вы:

  • Читайте ребенку книжки вслух, а он пусть переворачивает страницы.
  • Предложите ему порисовать мелками, цветными карандашами или пальчиками, используя специальные краски.
  • Поиграйте с ним в кубики или конструктор.

Подведем итог

В возрасте от 2 до 3 лет у ребенка развиваются следующие навыки: ● Он умеет листать страницы книги или журнала. ● Он строит башни как минимум из шести кубиков. ● Он умеет снимать обувь. ● Он умеет расстегивать куртку. ● При приучении к горшку он может самостоятельно снимать и надевать трусики. ● Он умеет поворачивать дверные ручки. ● Он открывает и закрывает банки с завинчивающимися крышками. ● Он умеет пить из кружки, держа ее одной рукой. ● Он умеет разворачивать конфету. ● Он держит карандаш в правильном положении и умеет делать штрихи в разных направлениях.

Мелкая моторика у детей в возрасте 3 лет

На этом этапе развития дети уже гораздо лучше управляют своими мышцами. Например, в этом возрасте ребенок умеет двигать пальцами как по отдельности, так и всеми вместе. Это заметно по тому, как он держит карандаш или мелок — теперь это больше похоже на то, как бы это стал делать взрослый. В этом возрасте ребенок начинает больше внимания уделять тому, что его окружает, в частности предметам. Например, во время игры он особым образом раскладывает игрушки. Он может пользоваться различными инструментами и приспособлениями, похожими на взрослые, например вырезает детскими ножницами фигуры из бумаги. У него все лучше получается делать что-то из подручных материалов. Некоторым детям на этом этапе нравится экспериментировать с художественными материалами.

Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 3 лет

Вот несколько примеров полезных и интересных занятий, способствующих развитию ребенка:

  • Делать постройки из кубиков.
  • Вместе собирать простые пазлы.
  • Играть с доской с дырками.
  • Делать ожерелье из нитки и крупных бусин.
  • Раскрашивать раскраски мелками или рисовать мелом на асфальте.
  • Строить замки из песка.
  • Одевать кукол в кукольную одежду с пуговицами, молниями и застежками.

Ребенку можно поручить простые и безопасные задания по дому (естественно, под присмотром):

  • Помочь взрослым построить кукольный домик, открутить что-то отверткой или забить гвоздик легким молотком.
  • Помочь посадить цветы в саду, выкопать ямку лопаткой, разрыхлить землю граблями.
  • Взбивать мутовкой яйца для омлета или жидкое тесто для блинов.

Подведем итог

В возрасте примерно от 3 до 4 лет ребенок овладевает следующими навыками: ● Он умеет держать мелок или карандаш в руке по-взрослому (между большим пальцем и всеми остальными). ● Иногда у него получается держать столовые приборы в руке по-взрослому (между большим пальцем и всеми остальными). ● Он самостоятельно ест и крайне редко что-то проливает на стол или на себя. ● Он строит из кубиков башню высотой не менее чем в девять кубиков. ● Он умеет наливать напитки из кувшина себе в кружку. ● Он самостоятельно застегивает и расстегивает пуговицы на одежде. ● Он вырезает геометрические фигуры из бумаги детскими ножницами. ● Он лепит различные фигурки из пластилина.

Упражнения с применением дополнительных предметов

Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.

Среди таких игр выделяются:

  • Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.
  • Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
  • Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
  • Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
  • Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
  • Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.

В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.

И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение
  • Как заинтересовать ребёнка читать?
  • Как научить ребёнка красиво писать
  • Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
  • Масару Ибука «После трёх уже поздно» — краткое содержание
  • Главное ограничивающее убеждение человека
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Речевое мышление у детей и взрослых: что это такое и зачем оно нужно?
  • Топ-5 важнейших soft skills для каждого ребенка

Ключевые слова:1Дети

Мелкая моторика у детей в возрасте 4 лет

Ребенок в 4 года уже совсем большой, а развитие моторики рук у него практически завершено.

Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 4 лет

Примерно в это время ребенок начинает интересоваться художественным творчеством, сложными играми и прочими занятиями, которые требуют ловкости рук. Например, его могут заинтересовать следующие занятия:

  • Рисовать фигурки людей в полный рост с руками, ногами и лицом.
  • Писать печатные и прописные буквы.
  • Рисовать, обводить и срисовывать геометрические фигуры.
  • Рисовать краской и пальцами.
  • Лепить фигурки из пластилина.
  • Вырезать сложные фигуры из бумаги детскими ножницами.
  • Играть с кубиками и строить из них высокие или массивные сооружения, например башню или крепость.
  • Играть в карты или настольные игры.

Подведем итог

В возрасте 4 лет у ребенка, как правило, закрепляются следующие навыки: ● Он умеет чистить зубы самостоятельно под руководством мамы. ● Он самостоятельно одевается практически без помощи мамы. ● Он умеет завязывать шнурки. ● Он без проблем пользуется столовыми приборами, даже ножом. ● Он самостоятельно ходит в туалет и следит за собой.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]