Ход игры.
Педагог приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч:
«Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка)
. Как можно ласково назвать дорогу?
(Дороженька)
. Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой?
(Подорожник)
. А как называют движение по дороге? Какое оно?
(Дорожное)
. Хорошо! Вы подобрали много
слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову автомобиль. Как можно назвать маленький автомобиль? (Автомобильчик)
. А очень большой автомобиль?
(Автомобилище)
. А как назвать человека, который водит поезд?
(Машинист)
. А как называется масло для двигателя автомобиля?
(Автомобильное масло)
. Молодцы, всё правильно. Все
слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова «автомобиль»
.
Игровое упражнение «Подбери действие»
Цель: активизировать глагольный словарь по теме «Правила дорожного движения»
Материал (по необходимости)
: сюжетные картинки по теме
Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.
Ход игры.
Игра проводится несколько раз.
В первый раз взрослый зачитывает текст маршрута, делая короткую паузу после каждого глагола, а ребёнок показывает маршрут на картинке.Педагог: «Веди указательным пальцем по дороге так, как должен ехать автомобиль. Будь внимательным шофёром — проведи автомобиль точно по её маршруту. Начинаем наше путешествие. Автомобиль ехал, ехал, до горы доехал; в гору въехал, с горы съехал, дальше поехал. Яму объехал, до речки доехал; по мосту проехал, рельсы переехал и домой приехал».
В следующий раз взрослый молчит, а ребёнок и «ведёт» автомобиль, и комментирует еёпередвижение: «А теперь сам расскажи, какой у автомобиля был маршрут». Затем можно предложить ребёнку совершить путешествие в обратном направлении.
Приложение 1.
Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Цель. Усвоение глаголов с разными приставками. Развитие ловкости, координации движений.
Игровые действия. Подбор антонимов.
Материал. Мяч.
Ход игры.
Педагог предлагает детям послушать и закончить предложения:
— Колесо из резины. Оно (какое)
.
(резиновое)
.
— Дверца автомобиля из металла. Она (какая)
.
(металлическая)
.
— Руль автобуса из пластмассы. Он (какой)
.
(пластмассовый)
.
— Сиденье, обшитое кожей. Оно (какое)
.
(кожаное)
.
— Жезл из резины. Он (какой)
.
(резиновый)
.
— Остановка из железа. Она (какая)
…
(железная)
.
— Свисток из пластмассы. Он (какой)
…
(пластмассовый)
.
— Фары из стекла. Они (какие)
…
(стеклянные)
.
Игровое упражнение «Есть — нет»
Цель: закрепить умение согласовывать числительные с существительными.
Материал: предметные картинки по теме «Правила дорожного движения» (два жезла, пять светофоров, пять дорожных знаков, три фуражки и т. д.)
Игровые действия. Сосчитать предметы на картинке и назвать их.
Ход игры.
Педагог: Путешественники или туристы пользуются разными видами транспорта. Так как туристов много, то и транспортных средств тоже много. Сейчас я буду называть одно транспортное средство, а вы должны назвать, на каких транспортных средствах передвигаются туристы.
Например: Я скажу – турист поедет на велосипеде, а вы должны сказать – а туристы поедут на велосипедах.
Примечание: Дети должны выделять окончания в словах-ответах.
Машина, поезд, самолет, пароход, мотоцикл, автобус, аэробус, луноход, вездеход, джип, сани, ракета, теплоход, электричка, автомобиль и т. д.
Игровое упражнение «Весёлое путешествие»
Цель: активизировать употребление приставочных глаголов.
Материал: сюжетная картинка (смотреть приложение 1)
.
Игровые действия. Составить рассказ по сюжетной картинке.
Ход игры.
Педагог называет первую часть предложения, а ребёнок заканчивает его.
— На перекрёстке случилась авария, потому что.
— Автомобиль буксовал и не мог тронуться с места, потому что.
— На остановке собралось много народу, потому что.
— Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что.
— У светофора все автомобили затормозили, потому что.
— Инспектор дорожного движения остановил автомобиль, потому что.
— Дети долго не могли перейти дорогу, потому что.
— Водитель сигналил мальчику, потому что.
Игра «Семейка слов«
Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова.
Материал: мячик.
Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову автомобиль.
Ход игры.
Игра с мячом. Дети становятся в круг, педагог в центре. Педагог бросает мяч ребёнку и произносит глагол, ребёнок должен назвать слово-антоним и вернуть мяч.
Подъехал – отъехал, въехал – съехал,
заехал – выехал,
укатил – прикатил, уехал – приехал,
подошёл – отошёл, пришёл – ушёл, зашёл — вышел и т. д.
Игровое упражнение «Назови картинку»
Цель: закрепить умение понимать приставочные глаголы; активизировать их употребление в речи.
Материал: сюжетные картинки (смотреть приложение 2)
.
Игровые действия. Назвать то, что видишь на картинке полным предложением.
Ход игры.
Педагог показывает детям картинки и говорит: «Ребята, внимательно рассмотрите картинки. На первой из них автомобиль подъезжает к гаражу, на второй выезжает из гаража, на третьей — объезжает гараж, на четвёртой — проезжает между двумя гаражами, на пятой — переезжает через мост, на шестой — съезжает с моста.А теперь ответите на вопросы:
— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который
выезжает? (На второй картинке автомобиль выезжает из гаража)
.
— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который подъезжает? (Ответы детей)
.
— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который проезжает?
— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который переезжает?
— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который объезжает?
— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который съезжает?
— А теперь вспомните и назовите слова-действия, которые образованы от слова ехать. (Ответы детей)
«.
Приложение 2
Игра «Весёлые гонки»
Цель: активизировать употребление глаголов с приставками, простых предлогов.
Материал: игровое поле и модели машинок.
Игровые действия. Прокомментировать свои действия.
Ход игры.
Педагог предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле — большой круг, на котором изображена трасса, раздаёт детям по одной модели легковых автомобилей разных цветов.После чего педагог говорит: «А теперь вы будете двигать свои автомобили по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши автомобили совершают совсем разные действия, двигаются по разному маршруту».
Дети выполняют действия и комментируют их: «Мой красный автомобиль выехала из гаража и поехала по дороге. Мой синий автомобиль поехал по дороге и подъехал к магазину. Мой зеленый автомобиль подъехал к мосту, въехал на мост, проехал по мосту, съехал с моста. Мой желтый автомобиль объехал вокруг дома, переехал через дорогу и заехала в гараж».
Педагог говорит после всех ответов детей: «Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах? (Выехать, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала)
. Все эти
слова образованы от слова ехать«.
Примечание. Если дети затрудняются, педагог может задавать наводящие вопросы.
Игровое упражнение «Подбери маленькое слово«
Цель: активизировать употребление простых предлогов.
Игровые действия. Подобрать нужный предлог.
Ход игры.
Педагог: «Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос «что делает?». Автомобиль что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается)
. Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?»
Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.
Игровое упражнение «Туристы»
Цель. Развитие лексико-грамматического строя речи. Усвоение творительного падежа множественного числа существительных.
Ход игры.
Педагог: «Я предлагаю поиграть в игру «Есть — нет». Первый игрок назовёт, что есть у него на картинке.Например: «У меня есть два жезла». Следующий игрок продолжит: «А у меня нет двух жезлов, но есть пять светофоров». И так далее по кругу».
Подвижная игра «Автомобили»
Цель: совершенствовать умение координировать речь с движениями; развивать творческое воображение.
Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.