Словесно-дидактические игры по лексической теме «Осень»


Картотека дидактических и словесных игр на тему «Осень»

Картотека дидактических и словесных игр на тему «Осень»

Дидактическая игра «Назови части дерева».

Цель:

Закреплять знания о дереве и формировать новые знания.

-Развивать память, мышление.

Ход игры

:

Вместе с детьми рассмотреть дерево и уточнить такие понятия , как «крона», «макушка», «ствол», «ветки», «корни». Непосредственное рассматривание поможет закрепить части дерева.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи:

-формировать умение детей на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,

— правильно называть его цвет,развивать внимание,память,мышление.

Атрибуты

: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры

: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди из мешочка предмет,на ощупь определяют,что это, называют его, а потом достают.

Дидактическая игра «Целое и часть»

Задачи:

формировать умение ребёнка подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части ,развивать устную речь,внимание, память.

Атрибуты:

картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры:

играют 2 ребёнка. У одного — картинки с изображением целого фрукта, у другого — картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку,называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Дидактическая игра «Приметы осени»

Задачи:

закреплять знания о приметах осени , развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Атрибуты:

карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук), игровое поле, разделённое на 8 клеток.

Ход игры:

дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано определяют, когда это бывает. Если осень, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года — убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».

Дидактическая игра «Две корзинки»

Задачи:

совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.

Атрибуты:

две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.

Ход игры:

дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.

Дидактическая игра «Целое и часть»

Задачи:

формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части ,развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты:

картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры:

играют 2 ребёнка. У одного — картинки с изображением целого фрукта, у другого -картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку,называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Дидактическая игра «Запасы зверей»

Задачи:

совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,

развивать внимание, память, наблюдательность.

Атрибуты:

картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры:

играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или

грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи:

совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты:

корзина, картинки фруктов

Ход игры

: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:

«Это яблоко — яблочный сок».

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи:

формировать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты:

нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры:

листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево

Дидактическая игра «Какой лист?»

Задачи:

совершенствовать знания различать листья трёх деревьев,учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты:

корзинка, осенние листья.

Ход игры:

дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с

берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра «Парные картинки»

Задачи:

формировать умение соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.

Атрибуты

:набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение ,а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).

Ход игры:

играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго- картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.

Словесная игра «Большой — маленький»

Цель:

научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: лист-листочек, ветка — веточка, дождь -дождичек и т.д.

Словесная игра «Назови как можно больше признаков»

Цель

: учить детей согласованию существительных с прилагательными

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

Помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Лук – сочный, горький, полезный

Репка – круглая, большая, сладкая

Капуста – сочная, большая, хрустящая.

Словесная игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много»

Цель:

учить детей образованию множественного числа существительных:

Огурец — огурцы, яблоко — яблоки, груша — …, слива — …, персик — …, банан — …. и т.д.

Викторины про осень с ответами для дошкольников

Цели:

  1. Непосредственное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
  2. Повышение познавательного интереса детей к природе и ее изучению.

Образовательные:

  1. Расширять представления детей о многообразии природных объектов и явлений.
  2. Учить ориентироваться в мире природы.

Развивающие:

  1. Развивать умение владеть речью как средством общения и культуры.
  2. Обогащать активный словарь.
  3. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
  4. развивать быстроту реакции, находчивость, сообразительность, логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  2. Помогать осознавать ценность совместной деятельности.
  3. Воспитывать коммуникативную культуру.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие.

Оборудование :

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • песочные часы;
  • эмблемы команд;
  • презентации к конкурсам «Бочки-заморочки» и «Сказочный».

Под музыку в зал входит ведущая.

Ведущий: Сегодня в викторине «Счастливый случай» участвуют 2 команды. Команда ребят и команда родителей. Давайте поприветствуем их.

Приглашаю команды занять свои места. Представляю игроков команды родителей, которая называется «Знайки». Наш девиз: Мы к конкурсам готовы, вперед к победам новым!

Команда ребят называется «Почемучки». Наш девиз: Пусть трудные вопросы ждут нас впереди. На все ответы сможем мы найти!

Ведущий: Поможет мне в проведении викторины «Счастливый случай» жюри. (Представление членов жюри)

За каждый правильный ответ команда получает один балл. Итак, начинаем нашу игру.

Пусть каждый смело вступит в бой, В азарт соревнования, Успех придет не сам собой Помогут ваши знания.

А сейчас, я прошу кого-нибудь из зрителей, с помощью считалки, определить какая из команд первой начнет отвечать на вопросы.

1 гейм «Подскажи словечко»

Наш первый гейм называется «Подскажи словечко».

Я начинаю фразу, а участники команд заканчивают ее.

Вопросы для команды «Почемучек»:

  1. Сова летает, а кролик…
  2. Ворона каркает, а собака…
  3. Медведь любит мед, а кошка…
  4. У медвежонка мама- медведица, а у бельчонка…
  5. Волк воет, а муха…
  6. Лягушка квакает, а лошадь…

Вопросы для команды «Знаек»:

  1. Корова ест сено, а лиса…
  2. Крот роет норки, а синичка…
  3. Птица вьет гнезда, а паук…
  4. Петух кукарекает, а курица…
  5. У коровы теленок, у овцы…
  6. Кошка кормит котят молоком, а кит…

Ведущий: Уважаемое жюри объявляет результаты 1 конкурса.

Ведущий: Продолжаем нашу игру.

2 гейм «Бочки-заморочки»

Следующий гейм называется «Бочки-заморочки».

Каждой команде предоставляется возможность вытащить бочонок с номером задания. Гейм очень трудный, поэтому я приготовила для вас подсказки. На экране вы видите объекты природы, которые подскажут правильный ответ. Только надо внимательно слушать и выбрать нужную подсказку.

На обсуждение загадки команде дается 10 секунд. Начнем с команды…

Участник команды достает бочонок и объявляет номер.

1. Полосатый теленок Привязан веревочкой, Лежит и толстеет: Чем старше, тем слаще. (Арбуз)

2. Наелся зерен, подобрел, обмяк.. Кто роет горы под норой?

3. Днем молчит, ночью кричит, Никто не понимает, а бродяг пугает? (Филин)

4. Красная девица по небу ходит. (Солнце)

5. Скачет зверушка, не рот а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка. (Лягушка)

6. Чем больше ешь, тем больше остается. (Орехи)

7. Стоит Яшка в красной рубашке. Кто мимо пойдет Всяк ему поклонится. (Ягода)

8.Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он не знает. (Крот)

9. Весь из золота отлит, Он на солнышке стоит. (Колос)

10. С ветки на ветку, быстрый, как мяч Прыгает ловко рыжий циркач. (Белка)

Ведущий: Слово предоставляется жюри, объявите результаты 2 конкурса.

3 гейм «Пословицы не даром молвятся»

Ведущий: Наш третий гейм — мини-гейм «Пословицы не даром молвятся». Участники одной команды начинают пословицу, участники другой ее заканчивают.

Начнем с команды…

  1. Где паук — там и… «паутина».
  2. Назвался груздем… — «полезай в кузов».
  3. Лучше синица в руках чем… «журавль в небе».
  4. Без труда не выловишь и… «рыбку из пруда».
  5. Где цветок — … «там и медок».
  6. Волков бояться -… «в лес не ходить».

Ведущий: После таких трудных заданий давайте немного отдохнем.

Я знаю, что ребята готовили сюрприз для команд. И теперь, я думаю, пришло время его преподнести.

Музыкальная пауза.

Ведущий: Слово предоставляется членам жюри. Результаты 3 гейма.

Ведущий: А у нас все еще впереди. Сейчас настало время для самого удивительного, самого таинственного гейма.

4 гейм «Темная лошадка»

Отгадайте, кто наш гость? «Самый вредный почтальон, житель деревни, который запросто может подделать усы любой длины».

Печкин: Здравствуйте! Это я почтальон Печкин принес вам телеграммы из леса. Только вот беда то у меня какая. Дятел, наш лесной телефонист, забыл передать от кого же эти телеграммы. Помогите мне!

Отгадайте кто их послал?

  1. Помогу всем у кого сломался будильник.
  2. Я самая обаятельная и привлекательная! кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени — отчеству.
  3. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно выращу новый.
  4. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
  5. Всем, всем, всем! у кого возникла потребность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне.
  6. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала. Желаю счастья в личной жизни.

Печкин: Спасибо вам команды за помощь, выручили. Ну, я пошел, мне еще все телеграммы разнести надо. До свидания!

Ведущий: Попрошу жюри объявить счет. Ведущий: Внимание! Внимание! Продолжаем соревнования!

5 гейм «Сказочный»

Внимание на экран. Вспомните как называются сказки, герои которых здесь изображены.

Первой начинает команда…

Ведущий: Время бежит очень быстро и мы подошли к последнему гейму. Перед последним испытанием попрошу жюри объявить лидера.

Итак, последний гейм — «Гонка за лидером»

За 1 мин каждой команде нужно ответить на как можно большее количество вопросов.

1. Кого называют лесным доктором? 2. Кто из животных умеет притворяться мертвой? 3. Какой житель пустыни может не пить неделю? 4. Прическа льва? 5. Любимое время года Снегурочки? 6. Лиственное дерево с белой корой? 7. Зимняя квартира медведя? 8. Домик для птиц, сделанный руками человека? 9. Летающий цветок? 10. Лошадка в тельняшке? 11. Чем деревья от кустарников отличаются? 12. Самое высокое африканское животное? 13. Чем ель отличается от сосны? 14. Кто может выйти в открытое поле не покидая своего домика? (улитка). 15. Самое большое животное на планете? (кит) 16. У каких деревьев осень красные листья? 17. Какое насекомое слышит ногами? (кузнечик) 18. Летом она ходит в рыжей шубке, зимой в серой? (белка) 19. Птица, которая быстро бегает , но не летает? (страус) 20. Часть суток от конца дня до начала ночи? (вечер). 21. Фрукты и ягоды сваренные в сахарном сиропе? (варенье) 22. Что растет вершиной вниз?(сосулька) 23. Птица чьи ноги стали самой подходящей опорой для дома Бабы Яги? 24. Полосатое насекомое с тонкой талией? (оса) 25. Кто пользуется носом вместо руки? (слон) 26. Самая большая в мире ящерица? (варан) 27. Не человек, а разговаривает? (ветер) 28. Морское животное с восемью ногами? (осьминог)

Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Пока жюри подводит итог — у нас музыкальная пауза. Ведущий: Итак, слово жюри для объявления результатов игры.

Награждение команд.

Автор: Краснова Наталья Александровна

Игра-занятие «Осень» для детей 3-го года жизни

Конспект занятия в игровой форме для детей третьего года жизни, тема: «Осень»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Оборудование:

Осенние листья большие и маленькие. Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.) Вырезанные из клеенки лужи. Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом». Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом. Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов. Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы, пальчиковые краски. Клей, листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны). Музыкальные детские инструменты. Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».

Дидактическая игра «Осень»

Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Осень»

Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Цель:

данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:

  • согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже.
  • подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным.
  • употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже.
  • активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
  • составлять сравнительные предложения с союзом «а».

Материал для игры:

карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.

Описание игры:

Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.

Ниже представлены готовые игровые карточки:

  • две овальные глубокие лужи;
  • шесть больших холодных капель;
  • одно круглое холодное солнце;
  • пять коротких холодных осенних дней;
  • два осенних холодных дождя;
  • семь осенних холодных ветров;
  • одно осеннее красное дерево;
  • четыре осенние синие тучи.

Игра предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — один).
  2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – дерево).
  3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько деревьев? — три одно).
  4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (одно дерево (какое?) – осеннее красное).
  5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Одно осеннее красное дерево.)
  6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – тучу.
  7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Дерево — одно, а тучи — четыре. Дерево — красное, а туча — синяя.)

Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.

Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.

Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.

С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.

Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.

На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.

Желаем всем успехов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]