Алалия признаки, симптомы и лечение сенсорной и моторной алалии.

Главная → Информация о заболеваниях → Алалия признаки, симптомы и лечение сенсорной и моторной алалии.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной Алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга в родах, а также заболевания нервной системы или черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком в доречевом периоде жизни. Тяжелые степени Алалии, выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; более легкие случаи характеризуются ограниченностью словарного запаса, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма в дальнейшем.

Симптомы и признаки алалии.

Симптомы в первую очередь зависят от вида алалии. Моторная алалия имеет характерные симптомы: cлабое развитие движения рук; плохая координация; плохая работоспособность; речь может проявляться только к 4 годам; неспособность выразить свои мысли словами; замена одних слов на другие; неправильно построенные предложения; нежелание говорить; обидчивость, замкнутость, агрессивность. Сенсорная алалия имеет характерные симптомы: нарушение восприятия речи; повторение за кем-то слов; замкнутость; изменение букв в словах; слияние нескольких слов в одно; импульсивность, повышенная активность, но в то же время ребенок может быть замкнут или чем-то подавлен; отсутствие связи между предметом и словом, которое его обозначает.

ФОРМЫ АЛАЛИИ:

Детские неврологи и рефлексотерапевты выделяют 2 основные формы алалии: моторная алалия, сенсорная алалия.

Ставим диагноз

Диагностику сенсорно-моторной алалии затрудняет зависимость поведения ребенка от обстановки. В незнакомом месте нарушения речи могут выглядеть как полное ее отсутствие, вплоть до отсутствия реакции на имя. Искажаются и другие симптомы. Поэтому для установления точного диагноза иногда требуется несколько визитов.

Первичный диагноз может заподозрить участковый терапевт, но для точной диагностики и разработки плана лечения необходимо три специалиста. Это оториноларинголог (а иногда и сурдолог), невролог, нейропсихолог и логопед. Они обращают внимание не только на уровень развития речи, но и на другие симптомы сенсомоторной алалии у детей:

  • повышенную импульсивность;
  • перепады настроения;
  • острая реакция на раздражители обычной силы (звук, свет);
  • нарушения координации;
  • неразвитость мелкой моторики;
  • расстройства памяти;
  • неусидчивость или заторможенность;
  • невротические явления — заикание, энурез;
  • расстройства сна;
  • нарушения аппетита.

При диагностике в первую очередь исключают нарушения слуха, затем — аутизм и другие болезни психики, задержку умственного развития. Затем определяются с типом алалии — сенсорным, моторным или смешанным. Диагностировать нарушения в работе речевых центров головного мозга может невролог, но чтобы точно установить конкретный тип заболевания, ему необходима помощь других специалистов.

Нередко встречается две болезни у одного пациента — сенсомоторная алалия с аутичными чертами; симптомы этих двух состояний порой схожи, но к характерным для алалии проблемы добавляются:

  1. стереотипные движения,
  2. узкий круг интересов,
  3. обедненная эмоциональная сфера,
  4. копирование речи окружающих и выраженная эхолалия,
  5. сложности с самообслуживанием.

В таких случаях крайне важно установить оба диагноза, определить степень их выраженности и подобрать терапию для ребенка.

Моторная алалия.

Алалия моторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное в затруднении овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В основе Алалии моторной лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми.

Причины моторной алалии.

Причиной моторной алалии является — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей, либо снижение функциональной активности данного центра.

Алалия моторная развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри слова и др.). Имеет место выраженная бедность словарного запаса.

Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса и расстройств моторики в виде апраксии; она сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой и поражением структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.

Лечение состоит из медицинской, логопедической, психологической помощи.

Медицинская составляющая терапии заключается в назначении лекарственных средств, которые стимулируют мозговой метаболизм, восстанавливают связи между нейронами. Используются ноотропы, поливитамины и другие группы препаратов по необходимости. В курс входят физиотерапевтические методики (лазеротерапия, иглорефлексотерапия, электрофонофорез, электростимуляция, магнитотерапия), массаж.

Сенсорная алалия.

Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной алалии сенсорной является — поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.

Причины сенсорной алалии.

Основная причина возникновение сенсорной алалии — это поражение височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной Алалии, и сенсорной и сенсоматорной Алалии.

Речевые нарушения

В первую очередь родители замечают у своих детей признаки сенсомоторной алалии, связанные с речью. Это:

  1. непонимание обращенной речи, при тяжелых формах — неразличение речи и других звуков;
  2. сложности с произнесением звуков и слогов;
  3. неграмотное построение фраз, вплоть до отсутствия фразовой речи или грубейших ошибок;
  4. речь обычно находится на уровне лепета и междометий, если есть слова, то это существительные или только их корни;
  5. отдельные слова ребенок может спонтанно повторять, несколько раз или подолгу (эхолалия), но не может воспроизвести их по просьбе взрослого;
  6. ребенок, пытаясь коммуницировать, использует в основном мимику и жесты.

Такие нарушения приводят к трудностям в общении с другими детьми в детском саду, развивающих кружках, на площадках. Сложности есть и в общении со взрослыми: они не понимают ребенка. Уровень интеллекта, изначально в большинстве случаев нормальный, без педагогической и медицинской помощи начинает снижаться.

Прогноз на выздоровление

При неполучении правильной реабилитации, возможны риски появления дизартрии, заикания, неврозов, тиков и других проблем. Нередко дети с сенсомоторным типом алалии испытывают трудности с социализацией и в коммуникациях с окружающими людьми. Полное избавление от сенсомоторной алалии возможно только при правильном подборе методов лечения, соблюдении всех требования врачей. После коррекции постепенно нормализуется умственное развитие. Есть возможность компенсации до уровня развития сверстников.

Сенсомоторная алалия: как распознать проблему и что делать?

Грубое недоразвитие речи, которое выражается в полном ее отсутствии или в тяжелых и обширных нарушениях развития речевой функции может являться признаком сенсомоторной алалии. Из этого сложного слова можно выделить два компонента: сенсорную алалию (нарушение восприятия речи) и моторную алалию (нарушение моторной функции артикуляционного аппарата, отвечающего за речевую сферу). Чаще всего встречается комбинированная форма данной патологии.

Чем позже вы поймете, что надо обратиться к специалисту, тем со временем станут сильнее проявления данной патологии, а шансы изменить ситуацию будут только уменьшаться.

Симптомы сенсомоторной алалии

Надо знать, что зачастую поражение структур головного мозга, отвечающих за речевую функцию, происходит еще во внутриутробном периоде.

Плохо, если у мамы были разного рода патологические состояния, которые могли привести к гипоксии плода, к родовому травматизму, к инфицированию плода и новорожденного. К ним относятся: угроза выкидыша, токсикозы, анемии, сердечно-сосудистая или легочная недостаточность, фето-плацентарная недостаточность, низкая двигательная активность, курение самой матери или ее вынужденное нахождение с курящими, гипертония, гипотония, различные соматические заболевания, частые и длительные ОРВИ, внутриутробное инфицирование плода специфическими инфекциями (цитомегалия, токсоплазмоз, листериоз, герпес и др.).

Также отравление различными химикатами или передозировка лекарств могут вызвать токсическое поражение центральной нервной системы у будущего ребенка.

При рождении ребенок может испытывать различные состояния, приводящие к кислородной недостаточности или родовым травмам: отслойка плаценты, обвитие пуповины, асфиксия, быстрые или стремительные роды, а также наоборот – затяжные роды при слабости родовой деятельности. После рождения малыш может переболеть сильной желтухой (конъюгационная желтуха новорожденных), пневмонией, может долго находиться на искусственной вентиляции легких.

А в раннем возрасте, когда организм еще малыша очень хрупок, а функции еще не сформировались, его может поджидать и другая беда – менингит, энцефалит, черепно-мозговая травма.

Все эти причины при общей незрелости или недоношенности ребенка, а также при педагогической запущенности, могут оказать пагубное влияние на целостность и функции структур головного мозга.

Очень важно как можно раньше заподозрить развитие сенсомоторной алалии по следующим признакам:

  • общее нарушение координации, неловкость, плохое понимание схемы тела;
  • плохо развитая мелкая моторика;
  • недостаточное внимание, память;
  • позднее становление речевых функций (гуление, лепет, интонирование, появление первых слогов и слов);
  • грубое искажение звуков или слов при повторении;
  • бессмысленные повторения слов и звуков;
  • бессвязная собственная речь;
  • повышенная речевая активность, и при этом отмечается грубое нарушение фонематического слуха и непонимание обращенной речи.

Последние три позиции скорее относятся к сенсорной алалии.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Многие логопеды начинают заниматься с ребенком только с 4, а то и с 5 лет. И это просто катастрофа!

Занятия с малышом следует проводить с самого рождения. Если вы знаете, что у вас присутствовали описанные выше вредные факторы, влияющие на речевую функцию ребенка, то срочно обратитесь к специалистам, владеющим методиками занятий с детьми раннего возраста! Иначе драгоценное время будет упущено, и потом лечение алалии будет длительным и дорогостоящим.

Так, наряду с физиотерапевтическими методами, ЛФК, медикаментозным лечением, остеопатией, общим и логопедическим массажем, необходимо заниматься мелкой моторикой, развитием артикуляционного аппарата, сенсорным развитием, том числе и в специально оборудованной сенсорной комнате. При сенсомоторной алалии также рекомендован Метод «Томатис».

Ребенок должен периодически наблюдаться у специалиста по раннему развитию и получать комплекс профилактических и, если это необходимо, коррекционных мероприятий.

В нашем центре работают высокопрофессиональные специалисты: логопеды, дефектологи, нейропсихологи, владеющие методами восстановления психомоторного и речевого развития детей с самого рождения.

Если вы заботливая и ответственная мама, а не просто женщина, родившая очередного ребенка, то вы знаете, что лучше и легче предупредить, чем лечить.

Основные причины

Главные причины сенсомоторной алалии:

  • внутриутробные инфекции (краснуха, герпес, токсоплазмоз и другие);
  • гипоксия, токсикоз;
  • родовые травмы;
  • гидроцефалия (атрофия отделов головного мозга ребенка);
  • осложнения после менингита;
  • хронические заболевания у матери;
  • черепно-мозговые травмы в раннем детстве.

Все случаи сенсомоторной алалии сопровождает умственное отставание. Дать положительный гарантированный прогноз на полную реабилитацию заболевания невозможно – многое зависит от времени начала лечения. Если коррекционную работу начать поздно, избежать интеллектуальное недоразвитие крайне сложно. В этом случае потребуется обучение в специализированной (коррекционной) школе.

Коррекционные занятия по развитию речи у ребенка

Основой коррекции речевых нарушений при признаках сенсомоторной алалии у детей является работа с логопедом или дефектологом. Возможны групповые занятия, но на начальном этапе лучше заниматься индивидуально.

Специалист помогает поэтапно:

  • на первом этапе обучает правильно воспринимать и воспроизводить звуки и слова;
  • второй этап терапии направлен на построение слов и коротких фраз, выработку навыков ведения диалога. Одновременно обогащается набор слов в лексиконе;
  • третий этап коррекционных работ заключается в развитии монологовой речи, закреплении грамматики.

Занятия проводятся в игровой форме, с использованием игрушек и картинок. Обычно малыш проходит терапию в амбулаторных условиях. Но в более сложных случаях показана госпитализация в специализированные стационары.

Полезно развивать мелкую моторику. Для этих целей подходят рисование, занятия с конструкторами, мозаикой, лепка, аппликации. Как альтернативные методы используются водолечение (гидромассаж, бассейн, лечебные ванны), лечение с помощью животных (дельфинотерапия, иппотерапия).

С ребенком работает и психолог. Под его контролем малыш учится навыкам коммуникации, контроля эмоционально-волевой сферы.

Построение занятий

При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на тренировку целого ряда реакций. Нужно тренировать не только собственно фонетический слух, но и моторику, память, внимание. Систему тренировок следует выстраивать комплексно.

Другим моментом является контроль окружения. Любой источник звука оказывает на больного влияние, поэтому важно устраивать режимы тишины. Количество звуковых раздражителей для пациента тоже лучше понизить, чтобы он лучше учился выделять нужные звуки. Понижение звуковых раздражителей используется и на время проведения занятий. Основная задача логопедической работы при сенсорной алалии — приучить пациента понимать речь в различных ситуациях и формировать грамотную речь самостоятельно.

Упражнения можно оформлять в формате разнообразных игр. Дети любят игры и так им будет лучше запомнить урок

Коррекция алалии

Лечение алалии носит исключительно комплексный характер. Вначале необходимо обратится за консультацией к логопеду и к врачу-психиатру. В нашем Центре практикуется консилиумный первичный осмотр. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевого расстройства может быть назначено неврологическое обследование, а так же дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови, ЭЭГ).

Программа коррекции алалии включает в себя:

  • игровые логопедические занятия;
  • логопедический массаж;
  • логоритмику;
  • игровую терапию;
  • индивидуальные психо-коррекционные занятия.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]