Статья:
В развитии ребенка все познавательные процессы взаимосвязаны. И нарушения, возникающие в одном из них, непременно окажут свое влияние и на другие процессы. Речь‒ является одним из наиважнейших познавательных процессов, развитие которого влияет на взаимоотношения человека с окружающим миром, а значит, и на само развитие личности человека. Поэтому понимание особенностей работы с детьми с общим недоразвитием речи является необходимым.
«Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте». При этом общее недоразвитие речи носит системный характер, то есть, в речи ребенка происходит нарушение развития всех сторон речи: лексической. грамматической, синтаксической, произносительной. Общее недоразвитие речи принято считать внешним проявлением таких диагнозов, как: дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, нарушение слуха, снижение интеллекта, недостаточность фонематического слуха.
Выделяют следующие уровни общего недоразвития речи:
ОНР 1 уровня. Речь у ребенка практически отсутствует. Активный словарь скудный. При формировании речевых высказываний ребенок использует преимущественно лепетные слова, первые слоги, звукоподражание. Ребенок активно использует жесты и мимику, понимает обращенную к нему речь (богатый пассивный словарный запас). У ребенка с первым уровнем общего недоразвитие речи свой специфический «язык» общения с окружающим миром.
ОНР 2 уровня. Ребенок употребляет в своей речи определенное ограниченное количество слов. Бедный активный словарный запас, слова произносятся в искаженном виде. Не умеет объединять предметы в группу, не знает основных признаков предметов, может произносить простые слова в зависимости от их числа, нет согласования слов в простых предложениях. Ребенок может составить связный рассказ, но в основном использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого.
ОНР 3 уровня. Общее недоразвитие речи проявляется в отставании грамматического и фонематического развития речи. Большой активный и пассивный словарный запас, ребенок использует развернутые фразы, активная экспрессивная речь. Нечеткое произношение звуков, зачастую происходит замена более сложных звуков на простые. Свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты‒ самые сложные звуки для произношения. Ребенок затрудняется в грамматическом согласовании слов, особенно имен существительных с числительными. Может составить рассказ, который содержит в себе определенную последовательность действий.
ОНР 4 уровня. Звукопроизношение правильное, но неправильная артикуляция, а значит и речь невнятна. Иногда ребенок пропускает слоги в словах, переставляет их местами или заменяет звуки. Затрудняется в использовании слов, обозначающих признак предмета. Процесс словообразования также затруднен, особенно при помощи суффиксов. Согласования слов в предложении, особенно существительных с прилагательными, вызывают затруднения.
Для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память; нарушены пальцевая и артикуляционная моторика; недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то и словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием ниже возрастной нормы. Общее недоразвитие речи влияет также на поведение, самочувствие ребенка. Поэтому необходимо прививать таким детям нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание. Необходимо осуществлять контроль за произносительной стороной речи, при необходимости, корректно и тактично поправлять речь ребенка. необходимо уделять особое внимание совершенствованию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, поскольку ее развитие напрямую связано с умственным, а значит, и речевым развитие ребенка. Проведение работы по закреплению речевых навыков детей, постоянном пополнении словарного запаса детей. Особую роль в развитии ребенка играют занятия по конструированию, лепке, аппликации, рисованию. При проведении индивидуальных занятий, акцентируется внимание ребенка на словах, звуках, вызывающих особые затруднения. Все задания по развитию речи для детей с ОНР обязательно должны подкрепляться наглядным материалом. Именно поэтому индивидуальные занятия с детьми рекомендуется проводить в различных помещениях детского сада. Во время прогулок, можно обратить внимание ребенка с ОНР на сравнении признаков, свойств окружающих его предметов живой и неживой природы. Не менее важна работа с родителями, поскольку семья ‒является осуществляет первичную социализацию ребенка. Можно ненавязчиво, деликатно рекомендовать родителям те или иные упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию их ребенка. Таким образом, особенности работы с детьми дошкольного возраста с ОНР заключаются в согласованной работе воспитателя, логопеда, педагога-психолога и родителей ребенка, в особом внимании к вопросу развития произносительной стороны речи, которое заключается в непрерывной, ежедневной, систематической работе по развитию произносительной стороны речи ребенка, пополнению его словарного запаса.
Когда стоить начать беспокоиться?
Как мы уже отметили выше, причин того, что развитие речи малыша отстает множество. Во-первых, будьте внимательны к развитию речи своего малыша. Если идет задержка самых первых элементов речи (гуление, лепет, появление первых слов) обязательно получите консультацию невролога. Врач может предложить дополнительные исследования мозга и его кровоснабжения, чтобы исключить или вовремя скорректировать проблемы отставания формирования речи. Но это в идеале, на самом деле так бывает не всегда, очень часто при первых признаках проблемы врачи могут сказать что-то типа «ничего страшного, это все индивидуально» или «до трех лет может вообще ничего не говорить, ждите». А время идет и, как правило, начало говорения после двух лет выливается в серьезные проблемы в будущем. Среди них и общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте, и сложности освоения письма, чтения в школе.
Во-вторых, это также физиологические проблемы, которые не всегда выявляются вовремя. Это снижение слуха из-за, которого ребенок не может правильно расслышать, что говорят окружающие, и всевозможные патологии органов речи, не позволяющие верно воспроизводить слова. Как правило, они обнаруживаются на приеме у лора или логопеда. Взрослым стоит обратить внимание, если ребенок часто переспрашивает или путает похожие звуки. В любом случае, если вы заметили, что ваш малыш говорит хуже большинства своих сверстников, нужно как можно быстрее обратиться к специалисту.
Общее недоразвитие речи. ОНР 1, 2, 3, 4 уровень. Ребёнок плохо говорит.
К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.
Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой речи. Так, при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус
), растений (
кактус, вьюн
), людей разных профессий (
фотограф, телефонистка, библиотекарь
), частей тела (
подбородок, веки, ступня
). При ответах смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь –
птичка
, деревья –
елочки
, лес –
березки
).
При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал
. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (
дядя красит щеткой забор
– вместо «дядя красит кистью забор;
кошка катает мяч
– вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор –
длинный
; смелый мальчик –
быстрый
; дедушка старый –
взрослый
).
Стойкими остаются ошибки при употреблении:
1. уменьшительно-ласкательных существительных
2. существительных с суффиксами единичности
3. прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной
– пуховый;
клюк’овый
— клюквенный;
с’осный
– сосновый);
4. прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый
– хвастливый;
улыбкиный
– улыбчивый);
5. притяжательных прилагательных (волкин
– волчий;
лисовый
– лисий).
На фоне пользования многими сложными словами, которые часто встречаются в речевой практике (листопад, снегопад, самолет, вертолет и т.д.), отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов (вместо книголюб – книжник
; ледокол –
легопад, леготник, далекол
; пчеловод –
пчелы, пчельник, пчеловик
; сталевар –
сталь, столица
).
Можно полагать, что указанные проявления объясняются тем, что в силу ограниченности речевой практики дети даже в пассивном плане не имеют возможности усваивать перечисленные категории.
К этому следует добавить, что обнаружить указанные пробелы в усвоении словарного запаса удалось лишь при скрупулезном обследовании с использованием обширного лексического материала. Как показало изучение практического опыта диагностики недоразвития речи, логопеды, как правило, ограничиваются предъявлением лишь 5-6 слов, из которых многие являются часто употребляемыми и хорошо знакомыми детям. Это приводит к ошибочным заключениям.
При оценке сформированности лексических средств языка устанавливается, как дети выражают «системные связи и отношения, существующие внутри лексических групп». Дети с четвертым уровнем речевого развития достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой – маленький), пространственную противоположность (далеко – близко), оценочную характеристику (плохой – хороший). Трудности проявляются в выражении антонимических отношений следующих слов: бег – хождение, бежать, ходить, не бег
; жадность –
не жадность, вежливость
; вежливость –
злой, доброта, не вежливость
.
Правильность называния антонимов во многом зависит от степени абстрактности предложенных пар слов..
С дифференциацией глаголов, включающих приставки “ото”, “вы”, также справляются не все дети: чаще подбираются слова, близкие к синонимам (пригнуть – загнуть
; впустить –
запустить
; вкатить –
закатить
; отнимать –
забирать
).
Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением. Например, “румяный, как яблоко” трактуется ребенком как “много съел яблок”; “столкнуться нос к носу” – “ударились носами”; “горячее сердце” – “обжечься можно”;
Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков, лисов, собаков
); в использовании некоторых предлогов (
выглянул из двери
– “выглянул из-за двери”;
упал из стола
– “упал со стола”;
мяч лежит около стола и стула
– вместо “между столом и стулом”). Кроме того, в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода.
Недостаточная сформированность лексико0грамматических форм языка неоднородна. У части детей выявляется незначительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно.
Это свидетельствует о том, что в данном случае становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме.
У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже при выборе правильного образца спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему пользуются ошибочными формулировками. Своеобразие речевого развития этих детей тормозит темп их интеллектуального развития.
При ч е т в е р т о м уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. Наиболее ярко эти особенности выступают в сравнении с нормой.
Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными:
1) пропуски союзов (мама предупредила, я не ходил далеко
– “чтобы я не ходил далеко”);
2) замена союзов (я побежал, куда сидел щенок
– «где сидел щенок»);
3) инверсия (наконец, все увидели долго искали которого котенка
– «увидели котенка, которого долго искали»).
Следующей отличительной особенностью детей ч е т в е р т о г о у р о в н я является своеобразие их связной речи.
1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.
3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Филичева Т.Б.
Особенности формирования речи у
Общее недоразвитие речи – преодоление.
Шаг 1. Работа с логопедом
«У моего ребенка уже стоит диагноз ОНР, что же делать?», — спросит кто-то. Давайте вспомним, что причин у этой проблемы множество и последствий тоже, чтобы выйти из нее с минимальными потерями однозначно нужно сопровождение логопеда. Вам придется много заниматься и вместе со специалистами, и дома. Как минимум один (а чаще два) раза в неделю необходимо работать с логопедом. На занятиях будут специальные игры и упражнения, которые помогут малышу увеличить свой словарный запас, научиться понимать и правильно использовать слова, выстраивать согласованные и грамотные предложения.
Под каждого ребенка индивидуально подбирается и составляется программа. Основа – развитие грамматического строя речи и формирование умения правильно строить речевые высказывания – дополняется всевозможными играми, которые стимулируют мышление, память, внимание. Ведь речь не существует сама по себе, она является участником процесса общения и обучения. Кроме того, логопеды используют в своей работе всевозможные материалы, развивающие ловкость и умелость пальчиков. Зоны коры головного мозга, отвечающие за развитие речи и за развитие мелкой моторики, расположены рядом, стимулируя одну специалист благотворно влияет и на другую. Есть даже такое выражение «интеллект на кончиках пальцев».
Не останется без внимания звукопроизношение. При общем недоразвитии речи, как правило, есть трудности с выговариванием целого ряда звуков, что тоже является пластом работы логопеда. Такой комплексный подход способствует преодолению трудностей и положительно влияет на развитие ребенка в целом.
Шаг 2. Ваша поддержка.
Логопед сделает все, что в его силах, но только одной работы специалиста не достаточно. У ребенка должна появиться заинтересованность в том, чтобы говорить, в том, чтобы сообщать что-то о себе окружающему миру и, в первую очередь, самым близким людям.
Чуть позже мы расскажем, как может сказаться недоразвитие речи на эмоциональном состоянии ребенка. Сейчас же только отметим, что правильное построение фраз, подбор нужных слов, поиск ответов, на заданные взрослым вопросы, выговаривание искусственно поставленных звуков – все это сложная работа для малыша, и он должен быть уверен, что вы подождете, когда он с ней справится и поможете, если это необходимо. Вы должны быть чрезвычайно терпеливы и внимательны в момент общения с плохо говорящим ребенком.
Только если он будет видеть, что какой бы некрасивой и неправильной не была его речь, окружающим важно, что он говорит с ними, что он пытается выстроить с ними взаимодействие, — ребенок сможет поверить, что его принимают таким какой он есть. И, следовательно, у него будет меньше страхов и больше ресурсов, чтобы преодолеть все сложности.