Методическая разработка Ламбдацизм и способы его устранения у дошкольников. методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме


Мягкий сонор [Л’] появляется в речи ребенка на втором-третьем году жизни, твердый [Л] – в 5-6 лет, что связано с более сложной артикуляцией, требующей сильных мышц кончика языка и его верхнего подъема. При отсутствии либо искаженном произнесении фонемы диагностируется ламбдацизм, при ее заменах другими звуками речи – параламбдацизм. Наряду с сигматизмами и ротацизмами, дефекты произношения [Л-Л’] относятся к наиболее частотным звуковым искажениям среди дошкольников с речевыми нарушениями (от 10% при дислалии до 46,7% при стертой дизартрии).

Причины ламбдацизма

Недостатки произношения [Л-Л’] характерны для детей, страдающих функциональной и механической дислалией, дизартрическими расстройствами, открытой ринолалией. К ламбдацизму могут приводить органические дефекты периферических речевых органов, нарушение мышечной иннервации, функциональная недостаточность звукопроизношения:

  • Укороченная подъязычная связка.
    Не позволяет осуществить подъем языка вверх, необходимый для формирования нужного артикуляционного уклада. В результате ребенок находит доступную компенсаторную позицию (межзубную, губно-зубную и т. д.), которой заменяет правильную артикуляцию.
  • Макроглоссия и микроглоссия.
    При недоразвитии языка становится невозможным или затруднительным произнесение всех язычных фонем, в т. ч. зубных [Л-Л’]. Малые размеры органа делают невозможным сближение языка с верхними резцами. При массивном языке затруднен как его верхний подъем, так и сужение кончика.
  • Изменение мышечного тонуса.
    При дизартрии язык может быть вялым, паретичным или напряженным, спастичным. Эти факторы существенно искажают артикуляцию. Также нарушается тонус круговой мышцы рта, что сопровождается трудностями произвольного размыкания и удержания губ.
  • Небные расщелины.
    Компенсаторными особенностями при ринолалии являются высокий подъем корня языка, смещение артикуляции в глубину полости рта, неучастие кончика языка в образовании звуков. [Л] обычно отсутствует или оказывается двугубным.
  • Снижение слуха.
    Тугоухость может сопровождаться как смешением и заменами звука ввиду нарушения акустической дифференцировки, так и искаженным произнесением из-за неточности, смазанности артикуляции.
  • Прочие причины.
    К ламбдацизму может приводить несформированность правильных речевых кинестезий в результате речевой депривации, болезненности детей. Другая причина ‒ копирование неправильного звукопроизношения, в т. ч. диалектных особенностей в билингвальной среде.

Тема 8. Ламбдацизм и его исправление

Недостатки произношения звуков л

и
л’
носят название ламбдацизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в за­мене этих звуков какими-либо другими, носят название параламбдацизма.

Артикуляция звукал

состоит в следующем. Положение губ за­висит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему при наличии боковых прохо­дов с обеих сторон язык принимает форму седла. Мягкое нёбо под­нято, закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и виб­рируют.

Мягкий звук л (л’)

отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя часть его спинки; смыкается не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки с альвеола­ми. Нередко
л’
вообще произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами (рис. 7). Нарушение и твердого, и мягкого
л
встречается очень редко. Обычно неправильно произносится лишь твердый звук. Это объяс­няется тем, что он более сложен по артикуляции.

Недостатки произношения фонемы л

имеют ряд разновидностей. Сюда относится: удлинение смежных гласных («аампа», «паака», «стоо» вместо
лампа, палка, стол);
произнесение
л
в виде кратко­го гласного звука типа
ы
(«ыампа», «паыка», «стоы»); замена
л
фонемой
й (j)
(«йампа», «пайка», «стой»), фонемой
л’
(«лямпа», «палька», «столь»), фонемой
н
(«нампа», «панка», «стон»); произ­несение
л
в виде заднеязычного носового звука
нг
(«нгампа», «нгапа» вместо
лампа, лапа).
Наиболее распространенным видом ламбдацизма является произнесение в качестве л

звука
в
или краткого
у.
Язык при этом от­тянут в глубь рта, как при гласном
у.
Из аномалий анатомического строения речевого аппарата, предрасполагающих к ламбдацизму, следует назвать короткую подъязыч­ную уздечку.

Для исправления ламбдацизма используются следующие приемы. Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу, поль­зуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно а

или
ы.
Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный
л,
на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привыч­ное произношение.

Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произнесению полученного звука в слогах с гласным а

: сначала в закрытом.слоге
(ал),
затем между гласными
(ала)
и, наконец, в открытом слоге
(ла).
Далее вводятся слоги с гласными
ы, о, у (ала, алы, ало, алу, ла, лы, лу
и т.д.).

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только л, но и его мягкую пару — л’

, исправление первого звука служит на­дежной базой для усвоения второго. Последнее обычно легко дости­гается в открытых слогах с гласными переднего ряда
(ли, ле),
а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включаю­щих
л
и
л’ (ла-ля, ло-лё, лу-лю).
После того как будет достигнута правильная артикуляция звука л

и проделаны упражнения по его закреплению на материале слогов, слов и фраз, в случаях параламбдацизма необходимо провести ряд упражнений, направленных на выработку дифференциации вновь ус­военного звука и того, которым он ранее заменялся.

Исправление звуков л

,
л’
при различных видах нарушений

Поскольку артикуляция твердого звука л

сложнее артикуляции
л
мягкого, то и нарушается он наиболее часто. Дефекты
л
много­образны, но здесь мы остановимся на наиболее характерных.

Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л,

могут быть следующие:

— укороченная подъязычная связка, ограничивающая движе­ния кончика языка вверх;

— слабость мышц языка;

— нарушения фонематического слуха.

Отсутствие звуков л, л’

Речь ребенка, пропускающего звук л,

будет звучать так: «Мышка весео жиа, ка пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но все мышке быо мао».

Звук л

Подготовительный этап. Для правильного произ­ношения звука л

надо выработать: подъем кончика языка вверх; подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки
о
,
у,
а также
ы;
умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.

Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Логопед говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными паль­цами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате че­го слышится хлюпающий звук.

Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусы­вать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Те­перь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом.) Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Когда ребенок освоит это упражнение, приступают к по­становке звука л

при межзубном положении языка (так называе­мого
л
межзубного). Предложите ребенку произносить звук
а
в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5—6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с произнесением звука
а.
Постепенно темп выполнения упражнение убыстряется, и мы услышим сначала слоги
ал, ал, ал,
затем —
ла, ла, ла.
Логопед выполняет упражнение одновременно с ребенком, но беззвучно, чтобы тот не слышал звук л, а толькс видел правильную артикуляцию и держал нужный темп.

Если ребенок услышал, что у него получается правильный звук л,

а затем вернулся к привычному для себя произношению, надо остановить его и предложить выполнять упражнение медлен­нее. При этом следует обратить внимание ребенка на положение языка; «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убе­гал от тебя в рот, держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звука
а,
попеременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом у него получатся слоги
ла, ла, ла.
Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произно­сить слоги лы, лы, лы.

В сочетании со звуком
ы
звук
л
приоб­ретает большую четкость.

Автоматизация звука л

начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные игровые приемы например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые мелодии, или воспроизводя звучание коло­кольчика и т. п., ребенок многократно произносит то слоги
ла, ла, ла,
то
лы, лы, лы,
то
ло, ло, ло,
то
лу, лу,лу.
Затем логопед рисует в индивидуальной тетради ре­бенка картинки, в названиях которых звук л

находится в разной позиции: в начале слова:
лапа, лампа, лавка, ладья, ладонь лопата, лото, локон, лопух, лодка, лом, лук, луна, лупа, луч лазейка, ландыш, ложка, лужа;
в середине:
пила, молоко, коло­бок, полотенце, палатка, яблоко, мыло, колодец, одеяло, со­лома, юла, халат, балалайка, булавка, палка, булка, платье, платок, иголка, кукла, вилка, клубника, глаза, колпак, облако молния, блокнот, елка, клубок, клоун;
в конце:
стол, стул, пол, овал, дятел, мел, узел, ствол, угол, кол, канал, самосвал, факел, купол, пенал.
Логопед или ребенок придумывает предложения с отрабо­танными словами. Например: У Лайки была белая лапа. Мила поставила лампу на стол. Алла дала Володе пилу и молоток. Клава пила молоко и ела булку. Клубок упал со стула на пол. Павел плыл в лодке по волнам.

Звук л’

После автоматизации л

твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, логопед произносит слоги
ли, ли, ли
и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правиль­ного произношения слога
ли,
последовательно переходят к сочетаниям
л
с
е, я, ё, ю.
Для закрепления
л’
подбирают слова, в которых этот звук стоит в начале слова:
лебедь, ленивый, лебеда, леденец, лед, лайка, лезвие, лента, лепестки, леска, лепешка, лесенка, лещ, ливень, лимон, линейка, лиса, лицо;
в середине:
альбом, апельсин, билет, блин, блюдце, валенки, василек, вафли, галеты, гантели, земляника, калитка, клеенка, клюква, колесо, котлета, малина, мотылек, пальто, плита, полено;
в конце:
бинокль, кисель, метель, медаль, моль, ноль, стебель, соль, тополь, туннель, уголь, фасоль, цель, щель, щавель, шаль, шинель, пыль, постель, мебель, ковыль, китель.
С усвоенными словами составляются предложения, например: Леня и Лена увидели летящих над лесом лебедей. Илья и Лева попали под сильный ливень. Лиля лепила из пластилина апель­син. У Люси на блюдце лежит земляника и малина. Люба полива­ла левкои из лейки.

Искажения звуков л, л’

Межзубное произношение звука л.При этом виде произно­шения слышится правильный звук, только артикуляция его немно­го изменена: кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами. Межзубным про­изношением л

пользуются как переходным этапом при постановке звука
л
(см. выше). Поэтому исправление данного дефекта осу­ществляется так же, как при отсутствии звука
л.
Однако надо учитывать, что для автоматизации
л
потребуется больше време­ни тем детям, которые произносят межзубно не только этот звук, но и другие, например:
т, дг н, с, з, ц.
Носовое произношение звука лрезко отличается от правиль­ного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука л.

Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке
н
. Слышатся два нечетких звука:
нг
. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но все мышке бынго манго».

При исправлении носового произношения прежде всего не­обходимо выработать правильное направление воздушной струи: она должна идти через рот, а не через нос.

Постановка и автоматизация звука при носовом произноше­нии проводятся так же, как и при его отсутствии.

Замена звуков л, л’

другими звуками (параламбдацизмы)

Замена звука л

звуком
j. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобыопускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но все мышке быё мае».
Замена звука л

звуком
у.При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звук л,
пото­му что, вытягивая губы вперед, как при звуке
у,
он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звук
л,
будет легче заметить движения его губ. Если придержать пальцами ребенка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легко убедиться в том, что он совсем не может произнести звук
л.
При этой замене речь ребенка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но все мышке быуо мауо». Этот недоста­ток, если его не исправлять, часто остается на всю жизнь.

Замена звука л

звуком
ы.При этом виде неправильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко счи­тают, что звук л
пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но все мышке быыо маыо».

Замена звука л

звуком
в.При такой замене язык не прини­мает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь не­четкость произношения звука л
. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но все мышке быво маво».

Замена звука л

звуком
г.В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упи­рается в мягкое нёбо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка era сыр и саго, но все мышке быго маго».
Исправление параламбдацизмов на подготовительном этапе осуществляют сразу по нескольким направлениям: учат различать на слух звук л

и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходи­мые для правильного произношения звука
л.
Но в отдельных слу­чаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности:

при замене л

на
jребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать сред­нюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно ы
или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую тру­бочку, а кончик языка поднять за верхние резцы;

при замене л

на
у нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесе­нии слога ла.
Затем взрослый сам произносит этот слог и обраща­ет внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение.) А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затрудняет ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты сказал им, что они должны делать». Упражнение повторяют несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. По­смотри, что будет делать мой язык», (логопед поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опуска­ет. Губы все время находятся в положении улыбки). Сделай и ты так». Ребенок несколько раз повторяет упражнение, а воспитатель следит, чтобы он не загибал кончик языка внутрь;

при замене л

на
внеобходимо затормозить движения ниж­ней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным паль­цем, поставленным под нее:
при замене л

на
г ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции.
Логопед говорит: «Скажи ла, ла, ла…

(ребенок произносит «га», «га», «га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи
ы,
но не опускай язык, а подержи за зубами, вот так».

Постановка и автоматизация звука л

прово­дятся, как и при его отсутствии.

Если при ламбдацизмах исправление звука л

заканчивается этапом автоматизации, то при параламбдацизмах необходимо провести полную дифференциацию (в изолированном положении, слогах, словах, фразовой речи) этого звука и его заменителя.

Тема 9. Дефекты нёбных звуков(к, к’; г, г’; х, х’; u(j))
и их исправление
Недостатки произношения звуков к

и
к’
носят название каппа ц и з м а,
г
и
г’
— гаммацизма,
х
и
х’
— хитизма. Те разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, пара- гаммацизмом, парахитизмом. Недостаток произношения зву­ка
й (j)
называется йотацизмом.

Артикуляция звука к

состоит в следующем. Положение губ за­висит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значи­тельно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 8).

Звук г

по механизму своего образования отличается от звука
к
лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых складок уже в момент, предшествующий взрыву (рис. 8).

Особенность артикуляции звука х,

отличающая его от звука
к,
состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме
х
(рис. 8).

Мягкие звуки к’, г’, х’

(рис. 9) отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.

Встречаются три основных вида каппацизма. Особенность первого вида состоит в том, что вместо звука к

слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Он возникает в результате того, что голосовые складки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

Ко второму виду относится паракаппацизм в виде замены звука к

на звук
т
(«тапуста», «рета», «паут»).

В третьем случае взрывной звук к

заменяется фрикативным
х:
(«хапуста», «реха», «паух»), что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.

Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твер­дого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким, затруд­няющим образование плотной язычно-нёбной смычки.

Фонетическая характеристика звуков [Л] и [Л’]

Звук [Л] – согласный, смычно-проходной, ротовой, переднеязычный. При его артикуляции губы принимают положение полуулыбки, зубы размыкаются. Язык седловидно изогнут, узким кончиком упирается в основание верхних резцов. Края языка образуют щель с боковыми зубами, через которую выходит воздух. Голосовые складки сближены и производят вибрацию, образуя голос. Это единственная фонема в русском языке, которая произносится узким языком.

При произнесении [Л’] кончик языка поднят к альвеолам и более напряжен. Передне-средние отделы спинки языка сближены с небом, давая смягчение (палатализацию).

Положение языка при произношении звука [Л]

Виды ламбдацизма

Твердый [Л] артикуляторно наиболее сложен, поэтому нарушается намного чаще, чем его мягкая пара. В логопедии описаны следующие разновидности ламбдацизма:

  • Двугубный (губно-губной).
    Наиболее распространенный фонетический недостаток. Язык не участвует в артикуляции, звук образуется сближенными губами, в результате чего получается подобие английского [W].
  • Губно-зубной.
    Нижняя губа сближается с верхними зубами, вследствие чего слышится звук, похожий на [В].
  • Межзубный.
    Кончик языка просунут между нижними и верхними резцами, однако межзубный [Л] на слух не отличается от правильно артикулируемого.
  • Носовой.
    Задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом, при этом воздух выходит через носовую полость, отчего звучание напоминает [Н] или сочетание «НГ».
  • Боковой.
    Произношение сопровождается раздуванием щек (иногда с одной стороны) и дополнительными шумными призвуками. Нередко сочетается с боковым ротацизмом и сигматизмом шипящих.
  • Смягченный.
    Вместо твердой фонемы произносится ее полусмягченный вариант.

Кроме перечисленных видов ламбдацизма, сонор [Л] может полностью отсутствовать в речи. Также встречается нижний вариант произношения, при котором кончик языка не поднимается вверх. В последнем случае звук не искажается, поэтому такое нарушение может не подвергаться коррекции. К параламбдацизмам относятся замены [Л] на [Ы], [У], [В], [J], [Р].

Лечение ламбдацизма в многопрофильном центре “Академия XXI век.Речь.Интеллект”

Столкнувшись с такой проблемой, как ламбдацизм, не нужно ее стесняться, и тем более пускать на самотёк. Современные методики лечения, квалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому клиенту и комплексное обследование многопрофильного центра “Академия XXI век.Речь.Интелект” помогут справиться с данной задачей. Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).

Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.

Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.

Диагностика

Задача определения причин и вида ламбдацизма реализуется в ходе логопедической диагностики. При необходимости уточнения медицинских аспектов патологии назначаются консультации детского стоматолога, челюстно-лицевого хирурга, невролога, отоларинголога. Для изучения речевого статуса осуществляется:

  1. Осмотр периферических речевых органов.
    Логопед визуально оценивает строение языка, неба, губ, обращает внимание на мышечный тонус. Ребенка просят произвести определенные упражнения, позволяющие судить о подвижности органов речи, точности и переключаемости движений. В рамках такого осмотра устанавливаются возможные причины ламбдацизма, выдвигается диагностическая гипотеза.
  2. Анализ фонематического слуха.
    Необходим с целью дифференциации ламбдацизма и параламбдацизма. Для проверки речевого слуха используются логопедические приемы повторения, называния, показа. Различение фонем проверяется в слогах и словах.
  3. Оценка фонетической стороны речи.
    На данном этапе производится проверка произношения всех звуков: определяется вид ламбдацизма, выявляются сопутствующие звуковые дефекты. На основании результатов обследования намечается план и последовательность коррекции.

Артикуляционная гимнастика

Коррекция

Медицинская помощь

Участие медицинских специалистов может потребоваться при ламбдацизме, обусловленном стоматологическими проблемами, неврологическими патологиями (ДЦП), тугоухостью. Так, при укороченной уздечке в некоторых случаях необходимо предварительное проведение френулопластики, при расщелине неба – уранопластики. Снижение слуха требует адекватного подбора слухового аппарата. В случае нарушения мышечной иннервации логопедической работе предшествует комплекс медикаментозного, физиотерапевтического лечения, массажа.

Логопедическая помощь

Прежде чем приступить к постановке нормативного звукопроизношения, проводится подготовительная работа по формированию правильной артикуляционной позы, развитию фонематического слуха. На первом этапе коррекции ламбдацизма используются следующие логопедические приемы:

  • Артикуляционная гимнастика.
    Включает упражнения для развития круговых мышц губ («Улыбочка», «Трубочка»), мышц языка («Иголочка», «Часики»), растягивания подъязычной связки («Лошадка», «Грибок»), выработки верхнего положения языка («Маляр», «Качели», «Индюк») и др. Также необходимо уделять внимание правильному речевому выдоху (упражнение «Пароход»).
  • Отработка базовых звуков.
    Опорными фонемами для [Л] служат [Т] – дает правильное положение языка и [Ы] – обеспечивает правильную подачу воздушной струи.
  • Логопедический массаж.
    Показан при недостаточной подвижности языка, слабости кончика и боковых краев, спастичности спинки. Обычно такие проблемы наблюдаются при дизартрии. Наиболее эффективным в этом случае является зондовый логомассаж.

К звукопостановке приступают после завершения подготовительного этапа. При различных формах ламбдацизма используют дифференцированные способы и приемы: по подражанию, на основе базовых звуков, с помощью постановочных зондов.

Как только звук [Л] будет получен, переходят к его закреплению в слогах (прямых, обратных, с сочетанием согласных), словах, чистоговорках, рассказах. Этап дифференциации необходим только в случаях параламбдацизма. Длительность коррекционно-логопедических занятий зависит от причины и механизма ламбдацизма, наличия других фонетических дефектов, нуждающихся в исправлении.

Артикуляционная гимнастика

Следовательно, чтобы правильно воспроизвести звук [л], необходимо разрабатывать язычок и губы. В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. [Л] – звук верхнего подъема языка, поэтому язычок я советую «разминать» с самого раннего детства, такими потешными упражнениями, как «лошадка». Простое поцокивание в игровой форме очень хорошо тренирует мышцы языка. К сожалению, многие дети, приходя ко мне в первом классе, не умеют делать «лошадку» вовсе. Поэтому у них нет большинства звуков верхнего подъема. Язык мертвым грузом лежит на дне ротовой полости и не может сам без помощи нижней челюсти дотронуться до нёба, издавая характерное поцокивание. Постепенно мы с ребятишками начинаем двигать язычком, как получится. Уже через месяц после таких ежедневных «подергиваний» – выходит полноценное цоканье и правильная «лошадка», то есть движения языка должны быть автономными, нижняя челюсть при этом неподвижна. Также я советую уже с года практиковать такое упражнение верхнего подъема как «вкусное варенье», облизывание кончиком языка верхней, а затем и нижней губы, параллельно разрабатывая круговую мышцу губ.

Итак, какие упражнения нам нужны для постановки звука [л]:

  • «Улыбка»;
  • «Улыбка-трубочка»;
  • «Лопата»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Ежик»;
  • «Качели»;
  • «Часики»;
  • «Почистим зубки языком»;
  • «Маляр»;
  • «Лошадка»;
  • «Грибок»;
  • «Индюк»;
  • «Парус»;
  • «Пароход».

Особо хочу остановиться на последних двух упражнениях, они как раз направлены на правильное произношение [л].

«Парус»

– это упражнение способствует укреплению мышц языка, тренируя его верхний подъем. Рот широко открыт, прямой язык (не нужно заворачивать в рулончик), поднимается наверх и, соприкасаясь острым кончиком с верхними альвеолами, стоит ровненько за верхними зубами, сначала на счет до 10, далее от раза к разу увеличивая «стойку» на десять пунктов, доводя до 40.

«Пароход»

– постановочное упражнение для звука [л]. Распластанный язык высунуть изо рта, прикусив зубами кончик, губы раздвинуть в улыбку, произносить долго: «ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы», который плавно перейдет в «ыыылллллллллллллллллл».

Читайте также:

Речевые нарушения у детей

Несколько способов развития речи

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]