Звуки [Ж]. Буквы Ж, ж.методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Сегодня мы с буквой… вернее, с нами буква Ж.

Что нам известно о букве Ж? Только то, что эта буква содержится в русском алфавите и занимает в нём восьмое место.

В других языках тоже присутствует такая буква, но не во всех.

Ни в латинском, ни в греческом этой буквы не бывало.

Зато некоторые языки могут похвастаться, что благодаря этой букве Ж у них образовались другие буквы, например, Ӂ или Җ.

Написание у них схожее, но присутствуют некоторые отличительные знаки. Один сверху, как у нашей Й, у второй внизу хвостик, наподобие как у Щ.

Такие преобразования случились в ряде неславянских языков.

Интересно название буквы в церковнославянском и старославянском наречиях. Эта буква называется «живите», как бы приказывает всем и каждому жить (не тужить).

Примеры слов на букву «Ж»

#СловаСлова начинающиеся на букву «Ж»Жук, жаба, жабо, жасмин, жараСлова заканчивающиеся буквой «Ж»Беж, чиж, нож, мужС буквой «Ж» в середине словаУже, джаз, ежик, дождь, бюджетСлова содержащие несколько букв «Ж»Жажда, дрожжи, жаждущий, вожжиСтраны—ГородаЖенева, Житомир, Железноводск. Смотреть все города на букву «Ж»ЖивотныеЖаба, жираф, журавль, жук, жемчужницы. Смотреть всех животные на букву «Ж»Овощи, фрукты и ягоды—ПрофессииЖелезнодорожник, журналист, жонглер, жокей, живописец. Смотреть все профессии на букву «Ж»Все имена на букву «Ж» со значениями и происхождениемМужские именаЖан, Жорж, Жерар. Смотреть все мужские имена на букву «Ж», а также их значение и происхождениеЖенские именаЖозефина, Жанна, Жасмин. Смотреть все женские имена на букву «Ж», а также их значение и происхождение

История возникновения Ж

Загадочное происхождение буквы Ж убеждает нас, что, как звук, Ж не первичен, т.е. он не существовал изначально в языке, а образовался от других согласных в результате их палатализации, т.е. смягчения.

Это было у истоков общеславянского языка.

И хотя само возникновение Ж произошло в процессе смягчения согласных, звук считается твёрдым.

К тому же Ж ассимилятивен к З и С: размозжить [разможжить], изжapить [ижжapить], c жeнoй [жжeнoй] и дp.

Иностранцам очень сложно произносить этот звук из-за особенностей речевого аппарата. Поэтому когда кто-то хочет прикинуться иноязычным гражданином, намеренно произносит не «ужас», а «ушас», не «жара», а «шара».

В европейских языках, чтобы приближённо изобразить Ж, используют буквосочетания:

  • во французском перед гласным ставится j и получают, например, Jean — Жан или ставят G — Gem и т.п.;
  • в английском тоже j — John. Но если немец захочет прочитать это имя, то скажет «Йон» вместо Джона.

Такие сочетания зачастую преобразуют слова в зависимости от языка говорящего.

Русский Иван в Германии вдруг становится Иоганном, во Франции тот же Иван вдруг стаёт Жаном, а в Англии — Джоном, в Испании — Хуаном… И всё это один наш русский Иван с написанием имени разными сочетаниями букв.

Иногда получаются очень смешные ситуации с именами. Немец, не умеющий произносить Ж, может назвать Жана Шаном, а когда увидит, как пишется его имя, то на свой немецкий лад будет читать Ян. А это ведь Jan, т.е. Жан.

Француз прочитает Don Juan как Дон Хуан, хотя по-испански это Дон Жуан.

Именно так и мы привыкли произносить это имя. А вот Пушкин зашёл дальше всех. Он назвал персонажа Дон Гуаном.

Материалы для изучения

Стихи

* * * «Ж» имеет столько ножек, Будто буква ползать может. Буква «Ж», наверняка, На бумаге тень жука.

Стихи про букву «Ж»

Загадки

* * * Женя баловался В жалюзи игрался: Открывал и закрывал, Им покоя не давал. Но они спаслись уже – Превратились в букву…

Загадки про букву «Ж»

Скороговорки

* * * Жук с жучихой не тужили, Крепко с буквой Ж дружили. Буква Ж к ним приходила, Их жучат жужжать учила.

Скороговорки на букву «Ж»

Сказки

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя. Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.


Логопедический профиль звука Ж

Основные положения транслитерации

Фонетика английского языка в общих чертах похожа на фонетику русского языка. И в большинстве случаев при транслитерации проблем не возникает, т.к. примерно половина русских букв передаются в английский язык достаточно легко и без вариантов. Например, Bb — Бб, Pp — Пп, Ff — Фф. Но также существуют и различия, ведь многие русские звуки, такие как: «Ч-Щ», «Ж-Ш» и пр., не имеют аналогов в английском алфавите. И это не удивительно, ведь английский алфавит состоит из 26 букв, а русский — из 33. К сожалению, следует заметить, что единой системы транслитерации не существует, имеются различные мнения и разногласия по этому вопросу.

В настоящий момент существует несколько ГОСТов (например, ГОСТ 7.79-2000, ГОСТ Р 52535.1-2006) и даже два стандарта ISO (ISO 9:1995, ISO/R 9-1968), которые применяются при заполнении различных международных анкет, вопросников, документации (загранпаспорт, водительское удостоверение и пр.) и используются для транслитерации русского алфавита. Что примечательно, использование определённой системы назначает организация, которая осуществляет транслитерацию.

Итак, как же написать букву «Ж» по-английски.

Согласно ГОСТу 7.79-2000 (функционирует в РФ с 2002 г.) буква «Ж» латиницей может быть написана двумя способами:

  1. с диакритическим символом — ž.
  2. путём соединения латинских букв — ZH, zh.

Согласно ГОСТу Р 52535.1-2006 буква «Ж» латиницей пишется также — ZH, zh.

Особенности написания «Ж» на английском языке

В некоторых случаях возможно иное написание:

  1. О в некоторых случаях обозначают буквой «G». Но такая версия написания допустима при условии наличия гласных «i», «e», «y» после «G», и не распространяется на заимствованные слова. Читаться в этих случаях «G» будет мягче, как «ДЖ», но никак не «Ж».
  2. Многие применяют букву «J» для написания русской буквы «Ж», но это в корне неверно, т.к. читается она скорее как «ДЖ», например, Jamal (Джамал), а иногда и как «й», например, Julia — Джулия, Юлия. И употребляется в словах, заимствованных из латинского языка. Также этот вариант «J» для «Ж» был основан на французский алфавит (как в документах советского образца). Например, Anjela (Анжела). Но следует о используется вместо «Ж» при написании международной телеграммы, которую следует составлять латинскими буквами (согласно «Инструкции о порядке обработки международных телеграмм в отделениях связи», которая была принята Министерством РФ по связи и информатизации в 2001 году).

Транслит без проблем

В настоящее время транслитерация русскоязычных слов на английский язык доступна в режиме онлайн на многих интернет-сервисах, к примеру, свободный сервис «Транслитерация». В этом случае написать русское слово по-английски не составляет никаких трудностей. Для этого достаточно просто ввести или скопировать необходимый текст в текстовую область и нажать кнопку «Транслитерация». Введенный текст автоматически отображается латинскими буквами. Таким вот образом довольно удобно проверить свои личные данные на латинице перед заполнением документов.

Значение слова ж

Чтобы провести прямую, достаточно отметить всего лишь две точки. В 1920 году, как вспоминает Эренбург, ЧК поставила перед ним вопрос так: «докажите ВЫ, что вы — не агент Врангеля». А в 1950 году один из видных полковников МГБ Фома Фомич Железов объявил заключенным так: «Мы ему (арестованному) и не будем трудиться доказывать его вину. Пусть он нам докажет, что не имел враждебных намерений». И на эту людоедски-незамысловатую прямую укладываются в промежутке бессчетные воспоминания миллионов. Какое ускорение и упрощение следствия, не известные предыдущему человечеству! Органы вообще освободили себя от труда искать доказательства! Пойманный кролик, трясущийся и бледный, не имеющий права никому написать, никому позвонить по телефону, ничего принести с воли, лишенный сна, еды, бумаги, карандаша и даже пуговиц, посаженный на голую табуретку в углу кабинета, должен САМ изыскать и разложить перед бездельником-следователем доказательства, что НЕ имел враждебных намерений! И если он не изыскивал их (а откуда ж он мог их добыть?), то тем самым и приносил следствию приблизительные доказательства своей виновности! Я знал случай, когда один старик, побывавший в немецком плену, все же сумел сидя на этой голой табуретке и разводя голыми пальцами, доказать своему монстру-следователю, что НЕ изменил родине и даже НЕ имел такого намерения! Скандальный случай! Что ж, его освободили? Как бы не так! — он все рассказал мне в Бутырках, не на Тверском бульваре. К основному следователю тогда присоединился второй, они провели со стариком тихий вечер воспоминаний, а затем вдвоем подписали свидетельские показания, что в этот вечер голодный засыпающий старик вел среди них антисоветскую агитацию! Спроста было говорено, да не спроста слушано! Старика передали третьему следователю. Тот снял с него неосновательное обвинение в измене родине, но аккуратно оформил ему ту же десятку за антисоветскую агитацию на следствии. Перестав быть поисками истины, следствие стало для самих следователей в трудных случаях — отбыванием палаческих обязанностей, в легких — простым проведением времени, основанием для получения зарплаты. А легкие случаи были всегда — даже в пресловутом 1937-м году. Например, Бородко обвинялся в том, что за 16 лет до этого ездил к своим родителям в Польшу и тогда не брал заграничного паспорта (а папаша с мамашей жили в десяти верстах от него, но дипломаты подписали ту Белоруссию отдать Польше, люди же в 1921 году не привыкли и по-старому еще ездили). Следствие заняло полчаса: ездил? — ездил. — как? — да на лошади. — Получил 10 лет КРД!

Архипелаг ГУЛаг

Артикуляционная гимнастика

Важно подготовить артикуляционный аппарат ребенка к освоению нового непростого звука, для этого нужно подобрать соответствующий комплекс упражнений:

  • «Язычок-лопаточка»: предлагаем детям выложить широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и подержать его в таком положении около минуты. “Язычок спокойно спит, как лопаточка лежит»
  • «Красим потолок»: рот открыт, широкий язык поднимается к небу и совершает движения «вперед-назад». “Белим-красим потолок, язычок нам в том помог!”
  • «Вкусное варенье»: поднимаем широкий язык к верхней губе, «слизываем» с нее воображаемое лакомство. “Поработали — устали, подкрепиться не пора ли?”
  • Чашечка: рот открывается широко, язык складывается «чашечкой» и немного выдвигается вперед. “Надо чай скорей попить и к игрушкам уходить!”

Ход занятия:

Организационный момент (проводится на ковре).

Ребята, я предлагаю вам сегодня позаниматься вместе с жуками…. Вы согласны? Изобразите летающих жуков, спящих жуков, веселых, обиженных жуков.

Сообщение темы занятия.

Ребята, отгадайте загадку.

Шесть ног без копыт, летит- жужжит, Упадет, в землю ползет. (Жук)

Чтобы узнать с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся ответьте мне на такие вопросы:

  • Как назвать маленького жука? (жучок).
  • А если жуков несколько, как их назовем? (жуки).
  • Жук, жуки, жучок… Какой первый звук вы слышите в словах? (ответы детей).

Правильно! Сегодня будем слушать и произносить звук «Ж», а также познакомимся с буквой Ж.

Характеристика звука «Ж» по артикуляционным и акустическим признакам.

При произношении звука «Ж» кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы при этом сближены, губы «рупором». Возьмите зеркала и попробуйте произнести звук вместе со мной: жжжж…

Гласный или согласный звук «Ж»? Можно ли его пропеть? Что мешает петь звук «Ж» легко и свободно? (ответы детей).

Этот звук очень похож на жужжание жука, произнесите мне его еще раз, но глядя в зеркало на свои язычки…тихо…громко (в это время появляется объемная фигурка жука на леске.

Ответьте, этот звук согласный или гласный? Он звонкий или глухой, как думаете?

Почему, докажите ответом. Да, этот звук согласный, звонкий. Он всегда произносится твердо. При произнесении звука «Ж» язык в виде «чашечки» и поднят к верхним зубам, губы округлены, зубы слегка приоткрыты, сближены, воздушная струя сильная и теплая (несколько ответов повторных ответов детей).

Произношение звука в слогах и словах.

Жук жужжал, жужжал и стало ему скучно. Мы можем ему помочь, мы «подружим» его с гласными звуками. Назовите их(ответы). Логопед «бросает» гласный звук, а дети возвращают мяч, но к этому гласному добавляют согласный звук с которым только что познакомились (могут произносить слоги как прямые, так и обратные).

А теперь следующее задание «Дополни слог». Продолжаем знакомить звук «Ж» с будущими друзьями. Если к слогу ЖУ пригласим звук «К», какое слово получится? (ответы).

Я предлагаю сочинять слова со звуком «Ж». Я буду называть первый слог, а вы следующие, но так, чтобы получилось слово со смыслом: ЖА….(БА), ЖИ…(РАФ), У…(ЖИ), Е…(ЖИХА) и тд.

Придумайте клички нашим героям, например: ЖУК ЖУЖИК, ЖИРАФ ЖОРА, ЖАБА ЖУЖА, ЕЖИХА ДОЖА.

Молодцы!

Физминутка

«Жуки» (педагог показывает движения, под музыку).

Жук жужжит про букву Ж, (имитируют работу крылышками) Озорную букву Ж,(прыгают на ногах поочередно) Обижалась: жжжж,(присели, закрылись крылышками) Уезжала жжжжж,(движения паравозиком) Приезжала жжжж,( движения летящего самолетика) И жасмином жжжж,(имитируют вдохи) Наслаждалась жжжж,(улыбаются) Вот какая буква Ж,(работа крылышками) Озорная буква Ж.(Е.Рыбак)

(сопровождается произношением звука в предложениях за педагогом).

Знакомство и анализ написания печатной буквы Ж (выставляется стилизованная и печатная буква Ж, дети рассматривают букву в рисованную в предметы).

Вы назвали много слов со звуком «Ж», а сейчас предлагаю посмотреть на что похожа буква Ж, из каких элементов она состоит? (ответы детей).

Работа в тетрадях (обведи по контуру букву, раскрась разными способами, дорисуй и тд.)

Заучивание стихотворения про букву (повтор вместе, по одному).

Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж ..ж..ж..ж..ж..ж! (С. Маршак).

У каждого из вас на столе лежат наши помощники, массажные мячики, я предлагаю размять пальчики. (массаж рук с помощью массажных мячиков).

Выкладывают букву из маленьких бумажных жучков, красят трафарет печатной буквы в тетрадях, находят букву в разрезной азбуке, называют ее.

Проект «Город Букв» — всё о букве «Ж» для 1 класса

Цель проекта: Познакомиться со всеми буквами русского алфавита и выбрать свою самую любимую букву. Нарисовать и рассказать о её характере, а также поведении в Городе Букв, узнав о ней из произведений учебника «Литературное чтение». Сделать макет буквы, подготовить доклад для выступления и презентацию с иллюстрациями.
План выполнения проекта:

  1. Моя любимая буква
  2. Сделаем макет буквы из картона.
  3. Характер буквы «Ж».
  4. Стихотворения о букве «Ж».
  5. Загадки о букве «Ж».
  6. Текст о букве «Ж» для Музея букв.
  7. Пример готовой презентации.

Доклад к проекту

Я выбрала для Музея букв — букву «Ж». Так как она моя самая любимая. Об этой букве различные писатели сказали много интересного.

С буквы Ж начинается слово Жук, которое обозначает насекомое, сидящее в коробочке в стихотворении В. Данько.

Буква Ж является согласной и её нельзя петь, зато можно отлично жужжать.

В стихотворении М. Бородицкой буква Ж упоминается много раз. Она есть в словах Ужалила, Ужасно, Нужен, Ужин.

В стихотворении С. Маршака с буквы Ж начинается слово Жираф, который дёргал за звонок автобуса.

Также с этой буквы начинаются слова Жалость, Жалкий, Жидкий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]