Основные направления коррекционной работы при дизартрии

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. В Юсуповской больнице применяется мультидисциплинарный подход к восстановлению речи у пациентов, страдающих различными видами дизартрии. В процессе реабилитации принимают участие неврологи, психологи, логопеды, реабилитологи. Каждому пациенту составляется индивидуальная программа коррекции дизартрии.

Выделяют следующие основные принципы коррекционной работы при дизартрии:

  • Комплексный подход;
  • Систематичность и регулярность;
  • Раннее начало восстановительной и коррекционной работы;
  • Развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания);
  • Развитие и формирование всей психической деятельности пациента;
  • Индивидуальный подход и формирование мотивации к занятиям.

Важным принципом коррекционной работы при дизартрии является раннее начало восстановительной и коррекционной работы. Это особенно важно при дизартриях, которые развились у пациентов с инсультом, после черепно-мозговой травмы, врождённых дизартриях и нарушениях речевой функции у пациентов, страдающих детским церебральным параличом. Работа по преодолению дизартрических нарушений всегда систематическая, длительная, кропотливая, регулярная. Логопедическая работа специалистов Юсуповской больницы направлена не только на коррекцию произношения, но и на развитие и формирование всей психической деятельности пациента и развитие всех других компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания).

Курс логопедической работы длительный, он занимает несколько лет. Специалисты Юсуповской больницы выстраивают целую систему взаимоотношений с пациентом и его семьёй, используют методы стимуляции. При работе с пациентами используются различные игровые приёмы, меры поощрения, стимулирование волевых компонентов психики в стремлении к совершенствованию речи.

Основные направления коррекционной работы при дизартрии следующие:

  • Развитие фонематического внимания и восприятия;
  • Формирование речевого дыхания;
  • Преодоление нарушений голоса;
  • Работа над просодической стороной речи (ритмом, темпом, интонацией);
  • Развитие и формирование мимической и артикуляционной моторики;
  • Постановка звуков;
  • Формирование и развитие общей моторики и мелкой моторики рук.

В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя логопед параллельно ведёт работа по этим направлениям.

Этапы коррекции

Первый этап коррекция стёртой дизартрии – подготовительный. Работа по преодолению расстройств речи начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которые препятствуют правильному произношению:

  • Обильного слюнотечения;
  • Пассивности мышц;
  • Недостатков фонематического внимания и восприятия;
  • Подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов.

На втором этапе работа логопеда направлена на преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи. Она заключается в постановке звуков. Третий этап – включение пациента в активное общение.

Естественной тренировкой мышц оральной области является акт питания. Тренировке жевательных мышц, используя естественный процесс, уделяют внимание с раннего возраста. Пациента, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, страдающего дегеративными заболеваниями нервной системы или детским церебральным параличом, обучают приёмам жевания, особенно жевания с закрытым ртом, учат попеременно жевать правой и левой стороной рта.

Если у старших детей наблюдаются ранние рефлексы (сосательный), проводят работу, направленную на затормаживание задержанных рефлексов. Логопеды используют приём механического препятствия для ненужного движения. Мышцы рта логопед фиксирует руками, непроизвольные движения языка фиксирует с помощью шпателя или прикусывания языка зубами. Для снятия содружественных движений подбородок фиксируется рукой логопеда. Рефлекс взаимосвязи движений рта и руки может быть заторможен при проведении артикуляционной гимнастики путём фиксирования рук ребёнка рукой логопеда.

Одновременно вырабатывают способность произвольного управления своими мышцами. Перед пациентом ставят цель, призывают контролировать движения, используют зрительный контроль и поощряют малейшие успехи. Сложно затормозить рефлексы в оральной области, так это зона жизненно важна и чувствительна. В ней весьма развита не только мышечная система, но и все виды чувствительности: тактильная, вкусовая, температурная.

Для преодоления слюнотечения обучают пациента проглатывать слюну. С этой целью проводят массаж жевательных мышц, вызывают глотательные движения, запрокидывают голову назад и предлагают проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений можно дать пациенту печенье или булку и учить жевать перед зеркалом, чередую жевание с глотанием.

Пациента учат произвольно закрывать рот за счет пассивных движений нижней челюстью, которые вначале выполняет логопед. Он помещает свою руку под нижнюю челюсть, под подбородок, другую кладёт на голову пациента и смыкает челюсти путём лёгкого надавливания. Затем приучают пациента выполнять это движение самостоятельно по команде: открой рот, закрой рот.

Пациента обучают приемам произвольного расслабления – релаксации. Тренировку начинают с общей релаксации. Учат произвольно расслаблять мышцы верхних и нижних конечностей, затем шеи и головы. Развивают способность различать напряжение и расслабление и регулировать по инструкции. Упражнения проводят в игровой форме.

Для расслабления применяют поглаживание, вибрацию и другие приёмы расслабляющего массажа. С этой же целью используют точечный массаж. Эту работу массажисты Юсуповской больницы проводят после консультации невролога и реабилитолога.

Коррекционная работа с детьми с ОНР при дизартрии.статья по логопедии на тему

Коррекционная работа с детьми с ОНР при дизартрии

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматических категорий и связного высказывания. Используется принцип индивидуального подхода. Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:

— поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;

— системного подхода к анализу речевого дефекта;

— регуляции психической деятельности детей через развитие коммуникативной и обобщающей функции речи. В процессе систематических и в большинстве случаев длительных занятий осуществляется постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к осознанному переключения подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонности и нарушений темпа речи, полноценное развитие фонематического восприятия. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки к овладению навыками устной и письменной речи.Логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебным.

Этапы логопедической работы при дизартрии:

1. Подготовительный этап. Цель: освобождение речи ребёнка от вторичных и менее стойких явлений, которые мешают начать работу над речью. Это преодоление насильственных движений, слюнотечения, гиперактивности, пассивности. На первом этапе необходимо установить контакт с ребёнком, научить его во время занятий контролировать своё состояние.

2. Основной этап. Цель: преодоление фонематической неполноценности речи, формирование интонационно-выразительных средств, совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Этот период состоит из цикла логопедических занятий (индивидуальных, фронтальных, подгрупповых), которые планируются с учётом возраста группы, характера речевых нарушений с опорой на индивидуальные типологические особенности детей группы. Итогом является автоматизация и дифференциация навыков звукопроизношения, постановка речевого дыхания и навыков голосоведения, наличие определённого уровня представлений об окружающей действительности, наличие развёрнутой правильной речи.

3. Завершающий этап. Цель: введение сформированных речевых умений и навыков в коммуникативную речь.

То, что являлось итогом на втором этапе, отрабатывается в различных видах и формах речи.

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова разработали методику логопедической работы в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. Они предлагают вести коррекционную работу по следующим направлениям:

работа на фонематическом уровне

· развитие моторной функции, предусматривающее одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение;

· работа по формированию интонационной выразительности речи, которой предшествуют ритмические упражнения. Они создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фраз;

· формирование восприятия устной речи, которое начинается со слогов различной структуры, далее детей учат различать правильно и искажённо произнесённые звуки, выделять заданный звук из слов и т.д.

работа на лексико-грамматическом уровне

· развитие лексики и словообразования. Т.к. у детей со стёртой формой дизартрии не сформирована дифференциация фонем, то это вызывает трудности различения грамматических форм слов из-за нечёткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. Следовательно преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу. Основное внимание в данной методике уделяется формированию ориентировки на семантическую структуру слова, на организацию лексико-семантических полей, на развитие синтаксических связей слова и актуализацию словаря;

· развитие словоизменения. Развитие словоизменения осуществляется с учётом онтогенетической последовательности появления форм слова у детей (дифференциация Им. п. ед. и мн. числа, закрепление форм В.п., Р.п., Д.п., Т.п. сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами).

Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально с использованием различных техник массажа и специальной логопедической гимнастики. В работе используются традиционные приёмы постановки звуков, основное внимание уделяется автоматизации и дифференциации фонем. Существует несколько специальных приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод фонетической локализации, когда логопед языку и губам ребёнка пассивно придаёт необходимую позицию для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи логопеда и без неё.

При работе над звукопроизношением опираются на знание артикуляционных укладов родного языка, анализ структуры нарушения звукопроизношения у каждого ребёнка (кинестетический анализ) и на специфические приёмы постановки звуков.

Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Для автоматизации используется приём одновременного проговаривания звука и изображение его символа—писание и говорение. Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием. При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребёнка (сохранные звуки, артикуляционные движения, специальные звукосочетания и слова, в которых дефектные звуки произносятся правильно). Работа строится с опорой на эти сохранные звенья.

Одним из противоречивых средств коррекции дизартрии является массаж. Он состоит не только из прямого механического воздействия на массируемую ткань, но и вызывает некоторые нервно-рефлекторные и гуморальные изменения в ткани. В логопедической работе при дизартрии применяются расслабляющие и тонизирующие приёмы массажа. Расслабляющие направлены на снятие спастичности в группах мышц, тонизирующие на активизацию нервно-мышечного аппарата. При тонизирующем массаже рекомендуются интенсивные и резкие движения: проминание, похлопывание, поколачивание и т.д. При расслабляющем—растирание, поглаживание, разминание (см. приложение №1). Приёмами массажа начинаются или завершаются логопедические занятия. При разных формах дизартрии используются разные виды массажа:

Бульбарная—тонизирующий;

Псевдобульбарная—расслабляющий;

Подкорковая—обычно расслабляющий;

Корковая—чаще тонизирующий;

Мозжечковая—тонизирующий.

В коррекционной работе по преодолению дизартрии важное место занимает артикуляционная гимнастика с целью выработки умения расслаблять спастические мышцы, достижения полной амплитуды произвольных движений, удержания активного речевого органа в определённом положении, развития силы мышечных сокращений, затормаживания синкинезий, достижения скорости и точности движений, выполнение сложных комплексов движений и лёгкости переключения с одного на другое. Комплексы артикуляционной гимнастики должны быть индивидуальны с учётом характера дизартрии, степени выраженности её симптомов, возраста больного, особенностей его личности. Вне зависимости от этих параметров в комплекс упражнений включаются дыхательные упражнения, на выработку воздушной струи, упражнения на выработку интонационно-выразительной стороны речи. При детских формах дизартрии, когда из-за двигательных расстройств навыки артикуляции ещё не сформированы, их выработка и автоматизация становятся центральным разделом логопедической работы и при отдельных клинических формах дизартрии имеют свои особенности.

Бульбарная дизартрия.

Цель: улучшение трофики тканей, улучшение проводимости нервов, повышение возбудимости мышц, преодоление синкинезий. Это достигается с помощью тонизирующего массажа, логопедической гимнастики с использованием включения положения на формирование пассивно-активных и активных движений. Особое внимание должно уделяться затормаживанию содружественных движений. Комплекс упражнений необходимо составлять из приёмов, способствующих активизации паретических мышц. Важно помнить, что при любом распространении пареза тренируется дыхательная мускулатура.

Псевдобульбарная дизартрия.

При спастических параличах внимание логопеда направлено на повышение рефлекторной возбудимости мышц и снятие напряжения в отдельных группах мышц. Рекомендуется расслабляющий массаж, упражнения на активное расслабление мышц дыхательной мускулатуры. Обращают внимание на тонкие дифференцированные движения кончика языка. В тяжёлых случаях псевдобульбарной дизартрии отдельные произвольные движения вырабатываются на основе непроизвольных синергий (кашель, глотание, чихание).

Подкорковая дизартрия.

Методика может быть разнообразной в связи с разнообразными клиническими проявлениями этой формы. Обычно используются приёмы расслабляющего массажа, иногда тонизирующего. Ребёнка необходимо тренировать в активном расслаблении мышц и волевом подавлении гиперкинезов. Значительное внимание при коррекции этой формы необходимо уделять просодическому компоненту речи: дыхание, темп, ритм, мелодика.

Корковая дизартрия.

Основное внимание необходимо уделять формированию артикуляционных укладов главным образом согласных звуков. В связи с этим подробно объясняется артикуляция звука, показывается образец и используются традиционные приёмы постановки звуков. В тех случаях, когда в речи имеют место нормально произносимые звуки, но в общем речевом потоке они смешиваются—работа посвящается дифференциации звуков по артикуляторным и акустическим признакам. Акцентируется внимание на интонационных характеристиках речи.

Коррекция дизартрии включает и комплекс логоритмического воздействия, ЛФК, музыкально-ритмического воспитания.

Логоритмика.

Цель: подавить патологические двигательные реакции ребёнка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность; развитие координации движений; улучшение двигательной активности ребёнка; развитие психических функций (внимание, память, саморегуляция психической деятельности и т.д.); выравнивание поведенческих реакций ребёнка; нормализация речевой функции.

Логоритмическую работу с дизартриками можно разделить на 3 периода:

1. воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища—с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики; мимических мышц лица; различных видов внимания и памяти; коррекция просодики речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка (см. приложение №2).

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких слухо-произносительных дифференцировок (см. приложение №2).

3. Закрепление речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами, игры-драматизации (см. приложение №2).

Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть ритмичным, стимулирующим движения. Для детей с гиперкинезами, тиками следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движения фразами. Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению.

Ранняя и правильно организованная логопедическая помощь в сочетании с соответствующими воспитательными мерами (преодоление речевого негативизма, активизация компенсаторных возможностей организма ребенка, его познавательных интересов и др.) дает возможность значительной части детей с дизартрией усвоить программу общеобразовательной школы.

Логопедический массаж по Приходько

Логопедический массаж является активным методом механического воздействия при дизартрии. Его применяют в тех случаях, когда имеет место нарушения тонуса артикуляционных мышц, изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата. Он опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Логопедический массаж по Приходько проводится на всех этапах коррекционного воздействия. Его используют на начальных этапах реабилитации, когда у пациента ещё отсутствует принципиальная возможность выполнить определенные артикуляционные движения. Дифференцированный логопедический массаж в Юсуповской больнице осуществляет старший инструктор ЛФК, который имеет знания по анатомии и физиологии мышц, речевого аппарата, прошёл специальную подготовку, в совершенстве владеет техникой массажа.

Реабилитологи обучают лиц, осуществляющих уход за пациентом с дизартрией, элементарным приёмам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики. Дифференцированный логопедический массаж необходим для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, а в более тяжёлых случаях – для уменьшения степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры:

  • Гиперкинезов (избыточных насильственных двигательных актов, возникающих помимо воли пациента);
  • Спастического пареза,
  • Атаксии (нарушения координации движений, не связанного с мышечной слабостью);
  • Синкинезий (дополнительных движений, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях).

С его помощью активизируют те группы мышц периферического речевого аппарата, которые не могут полноценно сокращаться, или активируют новые мышечные группы, до этого бездействующие, стимулируют проприоцептивные ощущения, уменьшают выделение слюны. Логопедический массаж укрепляет глоточный рефлекс, подготавливает условия к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Сущность логопедического массажа состоит в нанесении механических раздражений:

  • Поглаживания;
  • Пощипывания;
  • Разминания;
  • Растирания;
  • Вибрации;
  • Поколачивания.

Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет реабилитологам Юсуповской больницы понизить мышечный тонус при спастичности мышц или повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. В дальнейшем у пациента формируются и осуществляются произвольные (активные), координированные движения органов артикуляции. Логопедический массаж выполняют в области мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Особое внимание уделяют мышцам периферического речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и щёк), поскольку они обеспечивают производство речи.

Проблемы отступят непременно

Работа логопеда при дизартрии направляется на возобновление мягкости речи. Происходит разминка аппарата артикуляции посредничеством специальных упражнений. В лечение обязательно включен массаж. По мере восстановления у пациента способности говорить врач начинает работу над четкостью речи.

В индивидуальные логопедические занятия при дизартрии входят массаж, психологические консультации, лечебная физкультура, включающая упражнения для восстановления движений. Специалисты нашего Центра умеют разбудить интерес к занятиям даже у тех малышей, которые изначально не воспринимают логопедические занятия как что-то привлекательное, поэтому и результаты не заставляют себя ждать. В то же время производится лечение медикаментами.

Только при взаимодействии самого ребенка, его родителей и нескольких врачей-специалистов можно рассчитывать на быстрый и эффективный результат.

Коррекция звукопроизношения

Особенность коррекции голоса при дизартрии заключается в том, что это сложный и длительный процесс. С точки зрения физиологии обучить человека произношению звуков равнозначно созданию нового условного рефлекса. Если при дислалиях весьма эффективным является способ постановки по подражанию, то при дизартриях логопеды чаще используют смешанный способ с использованием механической помощи, логопедических зондов и метод пассивного формирования артикуляционного уклада, когда логопед с помощью рук, специальных приспособлений и зондов придает языку и губам пациента нужную позу. Можно использовать вспомогательные предметы: чайную ложку, трубочки, палочки различного диаметра.

Технология коррекции голоса при дизартрии – это длительная, кропотливая и систематическая работа по развитию артикуляционной моторики и автоматизации поставленных звуков. Артикуляционную гимнастику и логопедический массаж на этапе постановки голоса и не прекращают, а продолжают и сочетают. Логопеды применяют индивидуальные приёмы постановки звуков, анализируя причины и характер нарушений.

Коррекция произносительной стороны речи

Произносительная сторона речи включает звукопроизношение и просодику (интонацию, мелодику, паузу, ударение, темп, ритм и тембр). Функционирование произносительной стороны речи тесно связано с артикуляционной моторикой и фонематической стороной речи. Произношение звуков – это фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется.

Коррекционная работа строится с учётом следующих принципов:

  1. Связи речи с другими сторонами психического развития. Для его реализации коррекционное воздействие осуществляется не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность пациента в целом;
  2. Системного подхода. Произносительная сторона рассматривается в качестве системы, которая включает ряд компонентов. На их развитие направлена коррекционная работа (развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, просодики);
  3. Принцип развития – предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Непосредственным результатом нарушений звукопроизношения у пациентов с дизартрией является ограниченная подвижность органов речи. Затруднения в артикулировании вызывают недостатки произношения, которые могут быть выражены в разной степени. Одно проявление может явиться следствием или причиной другого. Коррекционную работу направляют не только на следствие нарушения – дефекты звукопроизношения, но и на их первопричину – нарушения артикуляционной моторики.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. К практическим методам относятся подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие упражнения, игры и моделирование. К наглядным – наблюдение, рассматривание профилей, схем, показ образца задания и способа действия. Основными словесными методами являются беседа, чтение, рассказ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]