Виды изобразительно-выразительных средств
- Тропы (слова с переносным значением): аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.
- Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторические конструкции.
- Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Лексические средства: архаизмы, неологизмы, окказионализмы,диалектизмы, варваризмы, экзотизмы и др.
- Строфика, размер, ритм.
В этой статье мы расскажем Вам о тропах и о том, какие задания могут быть с ними связаны.
Фонетические средства
Термин фонетический происходит от греческого слова φωνή, что значит «звук». Речь идёт не о любом звуке – стук молотка, лай собаки или шуршание листьев в сферу интересов фонетики не входят, она занимается звуками человеческой речи. Соответственно и фонетические средства выразительности основаны на восприятии речевых звуков – фонем.
Основных фонетических выразительных средств выделяется три.
- Аллитерация. Подразумевает употребление в ограниченном отрывке текста (например, в пределах четверостишия) однотипных согласных звуков.
Дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин)
Вариантом приёма считается употребление слов, начинающихся с одной и той же буквы – «скандинавская аллитерация», особо популярная в англоязычной литературе. Примером служат, в частности, персонажи «Гарри Поттера» Дж. Роулинг, у которых имя и фамилия начинаются с одной буквы (Северус Снейп, Гермиона Грейнджер и др.), или плакатики с социальной рекламой из «Конца главы» Дж. Голсуорси («Тотализатор – тщетная трата тысяч»).
- Ассонанс. Употребление одинаковых гласных звуков в рамках строки, строфы или предложения.
Дыша духами и туманами, она садится у окна. (А. Блок)
- Звукоподражание. Передача с помощью фонетических средств звуков окружающего мира – громовых раскатов, стука лошадиных копыт по булыжнику, шуршания шин по дороге или мышей в подполье.
И непрерывно гром гремел, и ветры в дебрях бушевали. (К. Рылеев)
Применение фонетических приёмов называется звукописью, поскольку с помощью подбора фонем в литературном произведении рисуется яркая, «озвученная» картина, стимулирующая работу воображение читателя.
Что такое аллегория в литературе
Аллегория
Аллегория — троп; образное выражение; перенос значений с одного предмета на другой; — обособление понятий посредством художественного образа.
Функции аллегории
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
Примеры: | |
Аллегории могут вводиться автором из старых басен и сказок, поскольку они возникли на основе мифов. | |
Лиса | коварство |
Волк | жадность |
Змея | коварство |
Птица | свобода, освобождение |
Весы, Фемида | справедливость, беспристрастность |
Коса, Аид | смерть |
Гипербола
Гипербола — троп; образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления.
Гипербола — изобразительно-выразительное средство, противоположное литоте.
Функции гиперболы
- достижение комического или сатирического эффекта;
- акцентирование на преобладании какого-то явления над другими;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
«Я без тебя сто жизней прожил, И лишь мгновенье был с тобой.»; «У меня да и у вас, в запасе вечность…»; «В сто сорок солнц закат пылал«; «Коли проснусь до солнышка Да разогнусь о полночи, Так гору сокрушу« |
Литота
Литота — троп; образное выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления.
Функции литоты
- акцентирование на незначительности какого-то явления;
- создание особой выразительности;
- достижение комического или сатирического эффекта.
Примеры: |
«Я без тебя сто жизней прожил, И лишь мгновенье был с тобой«; «Я иду отверженный, бездомный И бедней последних бедняков« |
Метафора
Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.
Обычно выражается через существительное или глагол.
Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение ( Золотые, зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается, значит Вы ошиблись.
Функции метафоры
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
«Бурлящий котел мироздания» (мироздание как бурлящий котел); «И солнца желтые мечи Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи); «Лес полон тишины. И желтых листьев. Покинули природу птичьи стаи: концертный зал остался без артистов» (лес как концертный зал); «Сегодня прошёл замечательный дождик – Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» (дождик как гвоздик) |
Метонимия
Метонимия — троп; образное выражение; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Функции метонимии
- заметное укорочение авторской мысли;
- усиление выразительности.
Примеры: |
«Египет по домам пошел» (не Египет, а жители Египта); «Измученный безумством Мельпомены, Я в этой жизни жажду только мира…» ( не самой Мельпоменой, а трагедией, играемой в театре (Мельпомена — муза трагедии)). «Поле Геи никто не оскорбит» (поле Геи — сама Земля (Гея — богиня Земли)); «Не то на серебре, – на золоте едал» (не на золоте в прямом смысла, а на посуде из золота); «Акварель в тисках старинного багета казалась тусклой» (багет — рама из багета); «Послышав запах пенного» (пенное — спиртное). |
Лексические средства выразительности
Слово – основа изобразительной выразительности речи. Многие слова часто используют не только в прямом лексическом значении. Характеристики животных переносят на описание внешности или поведения человека – неуклюж как медведь, труслив как заяц. Полисемия (многозначность) – употребление слова в различных значениях.
Омонимы – группа слов в русском языке, которые имеют одинаковое звучание, но при этом несут разную смысловую нагрузку, служат для создания в речи звуковой игры.
Виды омонимов:
- омографы – слова пишутся одинаково, меняют смысл в зависимости от поставленного ударения (замОк — зАмок);
- омофоны – слова при написании отличаются одной или несколькими буквами, но на слух воспринимаются одинаково (плод — плот);
- омоформы – слова, которые звучат одинаково, но при этом относятся к разным частям речи (лечу в самолете — лечу насморк).
Каламбуры – применяют для придания речи юмористического, сатирического значения, хорошо предают сарказм. Они основаны на звуковом сходстве слов или их многозначности.
Синонимы – описывают одно и то же понятие с различных сторон, имеют различную смысловую нагрузку и стилистическую окраску. Без синонимов невозможно построить яркую и образную фразу, речь будет перенасыщена тавтологией.
Виды синонимов:
- полные – тождественные по смыслу, употребляются в одинаковых ситуациях;
- семантические (смысловые) – призваны придавать оттенок словам (беседа-разговор);
- стилистические – имеют одинаковое значение, но при этом относятся к разным стилям речи (палец-перст);
- семантико-стилистические – имеют различный оттенок значения, относятся к разным стилям речи (сделать – сварганить);
- контекстные (авторские) – употребляют в употребленном контексте для более красочного и многогранного описания человека или события.
Антонимы – слова имеют противоположное лексическое значение, относятся к одной части речи. Позволяют создавать яркие и экспрессивные фразы.
Оксюморон
Оксюморон (Оксиморон) — троп; образное выражение; соединение двух противоречащих значений; соединение несоединимого.
Функции оксюморона
- акцентирование внимания читателей;
- необычное отражение чувств;
- выражает мысли поэта/лирического героя о представленном явлении
Примеры: |
«Он так богато врет тебе и так бедно!»; «Наступило вечное мгновенье«; «У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность, … Грабителю вручаю — ключ, Белилами румяню бледность.»; «Мне и тогда на земле Не было места! Мне и тогда на земле Всюду был дом.»; «А у меня в глазах навек Горячий снег, кровавый снег» |
Виды стилистических фигур
Название синтаксического построения | Описание |
Анафора | Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение. |
Эпифора | Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать интонации. |
Параллелизм | Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для усиления риторического восклицания или вопроса. |
Эллипсис | Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой. |
Градация | Каждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего. |
Инверсия | Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое звучание. |
Умолчание | Сознательная недосказанность в тексте. Призвано пробуждать в читателе глубокие чувства и мысли. |
Риторическое обращение | Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам. |
Риторический вопрос | Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание читателя или слушателя. |
Риторическое восклицание | Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст эмоциональным. Привлекают внимание читателя или слушателя. |
Многосоюзие | Многократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи. |
Бессоюзие | Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность. |
Антитеза | Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию. |
Тропы, фигуры речи, стилистические выразительные средства, фразеологические высказывания делают речь убедительной и яркой. Такие обороты незаменимы в публичных выступлениях, предвыборных кампаниях, митингах, презентациях. В научных публикациях и официально-деловой речи подобные средства неуместны – точность и убедительность в этих случаях важнее эмоций.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Олицетворение
Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных (способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).
Функции олицетворения
- усиление образности;
- создание выразительности;
- отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.
Примеры: |
«Впервые луна эти цепи и трепет … Лепит никем не лепленный бюст»; «Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится,»; «И улицы старинной Праги Молчат, одна другой извилистей, Но заиграют, как овраги.» «Лицом поворотясь на юг, Сосна на солнце жмурится«. |
Перифраз
Перифраз — троп; образное выражение; замена названия явления или имени лица посредством описания их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Функции перифраза
- обозначение лица, явления, предмета;
- выражение авторской позиции;
- насыщенность речи путем избежания повтора.
Примеры: |
«Здесь за ордою шла орда. Неся на Русь пожар и цепи!» (пожар и цепи — война); «Так сказать, невольник чести… пулею сражен…» (невольник чести — Пушкин); «Плачет вьюгой Волжская Твердыня, Но ослепшим избам не помочь» (Волжская Твердыня — Волгоград) |
Риторика: Практикум
К средствам художественной выразительности современные судебные ораторы относятся по-разному. Одни считают, что ораторская деятельность в суде не должна быть яркой, эмоциональной и что в связи с этим средства украшения речи использовать не нужно. Другие убеждены, что судебная речь, как и любая другая, может быть более действенной, если оратор использует риторические тропы и фигуры. Мы относим себя к последним и полагаем, что средства художественной выразительности, которые употребляли в своих речах судебные ораторы прошлого, должны быть детально изучены будущими юристами. Именно поэтому мы дадим определения основным риторическим художественным средствам и проиллюстрируем их примерами из известных судебных речей.
1 группа
Изобразительные средства (тропы)
Троп — слово или оборот речи, употребленный в переносном значении для достижения большей выразительности.
Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | «И это, конечно, крайне опасно. И ведет к тому, что никто уже не чувствует себя в безопасности. Я хочу это подчеркнуть- никто не чувствует себя в безопасности! Потому что никто не может спрятаться за международным правом, как за каменной стеной…» («Мюнхенская речь В.В. Путина 10.02.2007»). «Десятки лет сосал их силы управляющий, десятки лет с сатанинской хитростью опутывал их сетью условий, договоров, неустоек…» (Ф.Н.Плевако «Защитительная речь по делу люторических крестьян»). |
Ирония — иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Слово «ирония» применяется для обозначения насмешливого отношения к жизни. Называя нарочно, как бы притворно, маленькое большим, глупое умным, безобразное красивым, оратор может выразить своё пренебрежительное отношение. | «Им казалось вдруг как-то неудобным и опасным оставить без розог Россию, которая так долго вела свою историю рядом с розгой, — Россию, которая, по их глубокому убеждению, сложилась в обширную державу и достигла своего величия едва ли не благодаря розгам» (А.П. Александров. «Защитительная речь по делу В. Засулич»). |
Литота — троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | «Если руководители предприятия получили, как Вы слышали от потерпевшей, немалые суммы, то рядовым членам коллектива достались копейки» (Ю.А. Костанов. «Защитительная речь по делу о жертве финансовых пирамид»). |
Метафора — это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. | «При одном имени каждого из дел разом всплывают своеобразные, драгоценные своей жизненностью типы зла, поднятые ими из мутной воды современного общества» («Обвинительная речь товарища прокурора Н.В. Муравьева по делу «Червонных валетов»»). «Люторические крестьяне попали в такой омут, где обыкновенные меры были бы ужасны и бесчеловечны…» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу люторических крестьян»). |
Метонимия — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. | «Это был поистине наглядный урок, который показал Пауэрсу и его хозяевам, что в Советской стране деньги и золото не могут спасти от возмездия любого шпиона…» (Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко. «Обвинительная речь по уголовному делу американского летчика-шпиона Френсиса Гарри Пауэрса»). |
Олицетворение — такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить, говорить, чувствовать. | «Розга царила везде: в школе, на мирском сходе, она была непременной принадлежностью на конюшне помещика, потом в казармах, в полицейском управлении…» (А.П. Александров. «Защитительная речь по делу В. Засулич»). |
Перифраза (или перифраз) — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | «Думаю, что все это, безусловно, верно. Агония, то есть рефлекторное дыхание, длилось не более часа» (С.А. Андреевский. «Защитительная речь по делу Наумова»). |
Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. | «Вот она, звериная, человеконенавистническая мораль господина Даллеса и компании, ставящая ни во что в угоду доллару, этому «желтому дьяволу», жизнь человека» (Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко. «Обвинительная речь по уголовному делу американского летчика-шпиона Френсиса Гарри Пауэрса»). «Но у мужика редок рубль и дорого ему достается» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу люторических крестьян»). |
Сравнение — сопоставление двух явлений, с тем чтобы прояснить одно из них при помощи другого. | «Так по ясному когда-то небу проносятся перед грозой облака, но кто угадает, из какого впервые сверкнет молния и загремит гром?…То было представление, искушение, идея, отчаянье, все, что хотите, но только не «намерение» и притом «заранее обдуманное»…» (П.Н. Обнинский. «Обвинительная речь по делу Качки»). |
Эпитет — это слово (чаще всего прилагательное или причастие), определяющее предмет или действие и образно подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество | «Судебная практика воочию подтверждает, что преступники-рецидивисты оказывают тлетворное влияние на неустойчивых молодых людей…» (В.И. Царев. «Обвинительная речь по делу братьев Кондраковых»). |
2 группа Синтаксические изобразительные средства (фигуры)
Фигура — особая синтаксическая конструкция, придающая речи выразительность.
Анафора (единоначатие) — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Данная разновидность лексического повтора позволяет привлечь внимание суда к важным моментам дела, подчеркнуть значимость какого-либо факта или уточнить мысль. | «Верю я, глубоко верю, что сегодняшний день в летописях русского правосудия не будет днем, за который покраснеет общество…Верю я, что вы скажете сегодня: «Молчи, закон, настало время благодати» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу люторических крестьян»). «Это они в течение четырех с половиной лет выходили на улицы нашего города с оружием в руках; это они нападали на инкассаторов…; это они отнимали деньги, заработанные другими; это они убивали людей, пытавшихся оказать им сопротивление» (А.Ю. Костанов. «Дело «фантомасов»). |
Антитеза — ярко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза противопоставляет разные объекты, часто является сильнейшим аргументирующим средством. | «…потому для нас не столь важно, что за человек перед нами — герой труда или лентяй, романтичный однолюб или развратник, пьяница или трезвенник, праведник или грешник. Для нас важно, прежде всего, убивал ли он Пиголкину или нет» (Ю.А. Костанов. «Дело Пилипенко»). «Между тем, как это ни странно, Наумов убил Чарнецкую именно потому, что он был человек, а она была зверем» (С.А. Андреевский. «Защитительная речь по делу Наумова»). «Не с ненавистью, а с любовью судите, если хотите правды» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу П. Качки»). |
Градация — это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления. | «Скажите: надо же было иметь и этому хорошему человеку что-либо такое, что бы составляло его личное счастье, его отдых, его утешение» (С.А. Андреевский. «Защитительная речь по делу Андреева»). |
Инверсия — стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов. Перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность судебной речи. | «Многие проходившие в тот день граждане видели двух незнакомых мужчин, которые бесцельно бродили по краю леса. Некоторым они показались подозрительными…, но мысли о нападении среди белого дня в довольно оживленном месте казалась маловероятной. Не думали об этом и молодожены Панфиловы….» (В.И. Царев. «Обвинительная речь по делу братьев Кондраковых»). |
Параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | «Что ж молчит в вас, братья, злоба? Что ж любовь молчит?» (А.П. Александров. «Защитительная речь по делу В. Засулич»). |
Парцелляция — экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. | «Она почувствовала горе. Она узнала его» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу П. Качки»). |
Риторический вопрос — это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. | «Не спорю, Байрашевский виноват перед Качкой…, но разве за такую вину казнят смертью?» (П.Н. Обнинский. «Обвинительная речь по делу П. Качки»). «…на беду попросили запеть ее любимую песню из Некрасова…Кто не знает могучих сил этого певца страданий? Кто не находил в его звучных аккордах отражения своего собственного горя, своих собственных невзгод?» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу П. Качки»). |
Риторическое восклицание — это приём передачи кульминации чувств. | «Но довольно! Надо много терпения, чтобы читать эти ростовщические фантазии, которым давал значение и силу судья, живущий в наше время и творящий суд по уставам 20 ноября. Стыдно за время, в которое живут и действуют подобные люди!» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу люторических крестьян»). |
Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Она служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи. | «Господа судьи и господа сословные представители!» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу люторических крестьян»). |
Умолчание — это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном. | «Жизнь, правда, была у него мертвая, да мало ли что…Он и не требует многого…родных на свете нет…» (С.А. Андреевский. «Защитительная речь по делу Наумова»). |
Эллипсис — это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса (неполных предложений) придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность. | «Он поехал в Москву, она, как ягненок за маткой, — за ним, не размышляя, не соображая» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу П. Качки»). |
Эпифора — вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев | «На отдельных деталях и агрегатах «У-2» имелись обозначения, что они являются собственностью ВВС США. Все полеты на самолетах «У-2» проводились с баз военно-воздушных сил и под руководством офицеров ВВС США» (Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко. «Обвинительная речь по уголовному делу американского летчика-шпиона Френсиса Гарри Пауэрса»). |
Повтор
Повтор — троп; образное выражение; частичный или полный повтор слова, выражения, строки.
Функции повтора
- усиление звукописи;
- усиление качества предмета, явления;
- акцентирование на количестве, длительности;
- достижение эмоционального воздействия.
Примеры: |
«Спят на борту грузовики, спят краны.»; «И тихо кружится корабль, мы, звезды, и кружится весь океан круг за кругом.»; «Но не сердитесь на меня вы, Надя, и не сердитесь на меня вы, Марта.»; «Мы русские. Мы дети Волги.» |
Синекдоха
Синекдоха — троп; образное выражение; замена единственного числа множественным и наоборот; название части вместо целого.
Синекдоха — разновидность метонимии.
Функции синекдохи
- насыщенность речи путем избежания повтора;
- усиление образности;
- демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства
Примеры: |
«Работая локтем, мы бежали» (локтем вместо локтями); «Мы все глядим в Наполеоны» (все хотим быть известны, как Наполеон); «Воды Струились тихо. Жук жужжал..» (жук вместо жуки); «И слышно было до рассвета, Как ликовал француз» (ликовали французы, а не один француз). |
в виде удобной таблицы для выполнения задания №26. Ниже приведена таблица, содержащая самый полный сборник средств выразительности (фонетические, лексические и стилистические) с определениями и примерами.
I. Фонетические (звукопись)
Пример | ||
Аллитерация | Повтор согласных, создающий образ | Полноч ной порою в болотной глу ш и/ Ч уть слы ш но, бес ш умно ш уршат камы ш и – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей |
Ассонанс | Повтор гласных, создающий образ | Лю бл ю берез у р у сск ую То светл ую , то гр у стн ую – передает легкую грусть, нежность |
II.
Лексические (тропы)
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. | И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одинокий ; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается. |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что | Как море бесшумное , волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг , блещет содержанием. |
Метафора | Троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов | Летят алмазные фонтаны/ С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонное озеро, слов моих сухие листья , луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда. |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению. | Эй ты, шляпа ! (человек в шляпе) Читая Булгакова … (его книги) Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева |
Синекдоха | Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот | Каждую копейку в дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия) |
Аллегория | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ | Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный ! (=глупый) |
Олицетворение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки . |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, — Не более наперстка ; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить. |
Перифраз(а) | Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора | Лев = царь зверей Нефть = черное золото Весна = утро года |
Синонимы | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. 2) Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы. |
Антонимы | Слова, имеющие противоположенные значения | Коварство и любовь ; Белей лишь блеск, чернее тень. |
Архаизм | Устаревшее слово или оборот речи | Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился , И шестикрылый серафим На перепутье мне явился… |
Диалектизм | Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм ), социальной группе ( социальный диалектизм ) или профессии ( профессиональный диалектизм ) | Петух – кочет , ковшик — корчик , разравнивать граблями — скородить |
Жаргонизм | Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений | «Чуять » — из жаргона охотников, « амба »- из морского. |
Неологизм | Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий | «Бездарь » вместо «бездарность» |
Афоризм | Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор | «У сильного всегда бессильный виноват» |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
III. Стилистические фигуры
Анафора (лексический повтор) | Повтор частей в начале строк (единоначатие) | Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы… |
Эпифора (лексический повтор) | Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений | Я всю жизнь шел к тебе . Я всю жизнь верил в тебя . Я всю жизнь любил тебя . |
Композиционный стык (лексический повтор) | Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его | Все сделала для меня Родина . Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь . Жизнь , которой я горжусь. |
Антитеза | Противопоставление | Волос длинный – ум короткий ; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли. |
Градация | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака | На лице светились , горели , сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть … |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной . Мёртвые души , живой труп , горячий снег |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) | Он пришёл – пришёл он ; Досадно было, боя ждали ; Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням . – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара») |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Параллелизм бывает прямой : Травой зарастают могилы — давностью зарастает боль и отрицательный , в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит — То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. |
Эллипсис | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста | Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») |
Парцелляция | Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. |
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами | Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога. |
Бессоюзие | Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов | Швед, русский колет, рубит, режет … |
Риторическое восклицание | Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств | Кто не бранивал станционных смотрителей! |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения | Прощай, немытая Россия ! |
Умолчание | Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу | Но слушай: если я должна тебе …кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. |
Парадокс | Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению | Трус умирает много раз, храбрец — только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше |
Оценочная лексика | Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов | Пушкин – это чудо . |
Экспрессивная лексика | Слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. | Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач |
В данной таблице представлены не все средства выразительности. В более удобной и полной форме (формат pdf) вы можете скачать данную тему по ссылкам ниже.
Полные сборники материалов по русскому языку доступны ниже: Сборник материалов ОГЭ по русскому языку Сборник материалов ЕГЭ по русскому языку
Сравнение
Сравнение — троп; образное выражение; сопоставление одного предмета/явления с другим.
Обычно, сравнение достигается при помощи союзов как, так, точно, будто, подобно, что, словно и т. д.
Функции сравнения
- создание насыщенности речи;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
«Я уезжаю от бездонности, как будто есть чему-то дно»: «Еще мои воспринимания меня, как струи, обдают»; «На меня ты, подбодряя словно, глянула»; «Я жил подобно глупому щенку«; «И плывут, серебрясь, по топору струги, струги, будто чайки поутру…». |
Средства художественной выразительности (таблица)
Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.
Лексические средства выразительности
Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.
Например, тропы (слова используются в переносном значении).
Фигура речи | Значение | Пример |
Аллегория | Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа |
|
Гипербола | Явное преувеличивание или приукрашивание действительности |
|
Ирония | Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка | Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин) |
Лексический повтор | Повтор слов или целых словосочетаний | Суставы изнывают без лекарства, Суставам осложнение грозит… (реклама «Хондроксид») |
Литота | Сильное преуменьшение |
|
Метафора | Два термина сравниваются в необычном смысле |
|
Метонимия | Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними |
|
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых предметов |
|
Перифраз | Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики | использование «голубая планета» вместо «Земля» |
Сарказм | Недобрая ирония, колкое выражение с юмором | Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался? |
Синекдоха | Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот |
|
Сравнение | Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. | жёлтые, как янтарь, глаза |
Эпитет | Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол |
|
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.
Фигура речи | Значение | Пример |
Анафора (единоначатие) | Повторение в начале строк, предложений и др. | Город пышный, город бедный… (А. С. Пушкин) |
Антитеза | Противопоставление слов или понятий | ученье — свет, а неученье — тьма |
Градация | Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории | Пришёл, увидел, победил |
Именительный темы | Отделение существительного в именительном падеже |
|
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов | Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели) |
Оксюморон | Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением |
|
Парцелляция | Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности | Молодой артист <…> заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников) |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Применяются для интенсификации выразительности |
|
Синтаксический параллелизм | Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) | Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин) |
Умолчание | Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать | Но слушай: если я должна Тебе… кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | Исключение одного из членов предложения | Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин) |
Эпифора | Повторение окончания предложения (слова или словосочетания) | Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости… (А. С. Пушкин) |