ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


Статья:

Речь — основной инструмент взаимодействия людей. Однако взрослые часто забывают о том, насколько сложен процесс устной коммуникации, до той поры пока в семье не появляется ребенок, который только учится произносить свои первые звуки и складывать их в слова, а позднее — во фразы и предложения.
Только задумайтесь — чтобы полноценно освоить устную речь малышу требуются годы! С самого рождения ребенок тренирует свой язык, голосовые связки и мышцы лица; его мозг обрабатывает поступающие извне звуки, анализирует их и отдает команду для воспроизведения.

Склонившийся над колыбелькой взрослый умиляется первому лепету, а для ребенка это не только первые попытки общения, но и тренировка. А сколько слов необходимо запомнить малышу! При этом кроха не только должен уметь воспроизводить сочетание звуков, но и соотносить их с предметами, процессами и явлениями его окружающими.

Таким образом, речевое развитие ребенка — это колоссальная работа мозга. И она должна практически завершиться к семи годам. При этом под развитием речи понимают этапы и процессы, связанные с освоением ребенком устной и письменной речи.

Этапы развития речи

Чаще всего выделяют следующие пять этапов развития речи:

  1. Период подготовления словесной речи, или подготовительный, или дофонемный этап – от рождения до конца первого года жизни. В течение данного периода ребенок накапливает опыт взаимодействия с окружающей действительностью, на основе которого у него формируются представления о предметах и явлениях среды, соответству­ющие усваиваемым словам. Восприятие речи взрослых окружающих людей способствует постепенному пониманию слов ребенком. Таким образом, в течение первого периода развития речи ребенка формируется пассивная (импрессивная) речевая деятельность ребенка. Результатом данного периода развития речи является возникновение первых актов активной (экспрессивной) речевой деятельности – первых слов, самостоятельно произносимых ребенком.
  2. Период первоначального овладения языком и формирова­ния расчлененной звуковой речи – от возраста одного года до конца третьего года жизни ребенка. Необходимость осуществления активной (экспрессивной) речевой деятельности основана на развитии и усложнении отноше­ний ребенка с окружающим миром и людьми, и потребность в речевом общении становится одной из важнейших потребностей ребенка. Развитие речевой деятельности на данном этапе включает стадию «слова-предложения» и стадию двух-трехсловных предложений и характеризуется быстрым ростом активного словаря ребенка. На переходе от стадии «слова-предложения к стадии двух-трехсловных предложений ребенок обучается комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы, и дальнейшие прогресс от использования таких фраз до применения составных предложений осуществляется очень быстро. Первые три года жизни ребенка являются сензитивным периодом развития речи. Если по тем или иным причинам речь в своем развитии не проходит перечисленные два периода в данном возрасте, то в дальнейшем процесс усвоения речи существенно затрудняется.
  3. Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (этап самостоятельной речи) – охватывает дошкольный возраст ребенка, т.е. на­чинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Этот период развития речи связан с переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к логическому мышлению ребенка. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развива­ется в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что опре­деляет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно. Развитие логического мышления приводит к тому, что ребенок усваивает правила словообразования и образования предложений и самостоятельно использует эти правила в своей речи.
  4. Период овладения ребенком письменной речью и систематического обучением языку – охватывает школьный возраст ребенка. Речь становится предметом специального изучения, словарный запас обогащается, правила образования слов и предложений изучаются на осознанном уровне. В результате речь становится более совершенной, осознанной и управляемой. Важнейшую роль в этом играет усвоение письменной и развернутой монологической речи.
  5. Период совершенствования речи после завершения школьного периода – является строго индивидуальным. С завершением школьных занятий после­дующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит у разных людей в различной степени. Для некоторых людей может быть характерно снижение уровня речевой деятельности.

Этапы речевого развития

1 месяц Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение — кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».

2 месяца Быстро отвечает улыбкой при общении. Кричит с разной интонацией. Начинает гулить.

3 месяца Внимательно слушает обращенную к нему речь. Начинает различать интонацию взрослого. Гулит нараспев.

4 месяца Продолжительно гулит нараспев. Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими). Пытается подражать интонациям взрослых.

5 месяцев Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков. Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).

6 месяцев Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»). Подолгу общается сам с собой. Узнает по голосу близких.

7 месяцев На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем. Продолжительно и активно лепечет.

8 месяцев Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку». Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.

9 месяцев Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик». Знает свое имя, откликается на зов. Привлекает к себе внимание словами и жестами. Говорит с разной интонацией.

10 месяцев Повторяет за взрослым новые слоги. Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»). По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.

11 месяцев Говорит «дай», «на» и т. д. Понимает значение слова «нельзя».

1 год Легко повторяет новые слоги. Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание. Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»).

1-1,5 года Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас. Выполняет поручения взрослых. Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией. Подражает различным звукам (мяукает, жужжит). Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст. Пытается связать в предложение два слова. В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.

1,5-2 года Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых. Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой. Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи. Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?». В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.

2-2,5 года Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи. Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными). Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми. Задает вопросы «когда?», «где?». В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).

2,5-3 года Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро). Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным). Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой. Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему. Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен). Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить). В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.

Закономерности развития речи

Общие закономерности развития речи человека сводятся к следующим основным аспектам:

  • Определяющее влияние социальных факторов развития речи: ребенок усваивает язык и овладевает речью в процессе непосредственного взаимодействия с окружающими людьми и в процессе специально организованного обучения. Речь является основным средством общения, а общение является условием развития речи.
  • Единство развития речи и когнитивных процессов: развитие речи осуществляется совместно с развитием памяти, внимания, мышления и т.п. Когнитивные процессы проявляются в речи и являются основой ее развития. Одновременно с этим в речевой деятельности и на ее основе развиваются и сами когнитивные процессы.
  • Опережение развития пассивной формы речи по отношению к активной ее форме: пассивная форма речи устойчиво опережает активную; объем речевого мате­риала, доступный пониманию детей, всегда больше того, что они упот­ребляют в разговоре.

Как быстро развить речь младшего школьника

Если ваш ребёнок уже младший школьник, и он до сих пор коряво строит предложения, затрудняется выражать свои мысли, не может писать изложения и сочинения, плохо пересказывает, то нужно бить тревогу. Но ребенка желательно не заставлять что-то делать, а заинтересовать.

Для этого я составила рабочую тетрадь, которая в руках ребёнка превращается в его творение — самостоятельно написанную книгу с рассказами собственного сочинения.

Все дети любят мечтать и фантазировать. Это заложено в них самой природой. Если этот талант еще не проявился в маленьком человечке, то его нужно осветить, чтобы он заблистал всеми радужными цветами.

В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.

Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.

Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.

Данные задания послужат хорошим подспорьем для уроков развития речи учащихся. Дети научатся не только фантазировать и образно мыслить, но и красиво строить предложения, грамотно оформлять их на письме. После этих упражнений детям гораздо легче будет даваться написание сочинений и изложений.

Тетрадь можно использовать по-разному.

Это может быть индивидуальная работа в течении года с периодическим обменом и прочитыванием работ друг у друга одноклассниками. Дети это очень любят, и одновременно с этим они полностью вовлечены в процесс и схватывают необходимые умения и навыки налету. Самые удачные работы желательно поощрять положительными оценками. Можно организовывать работу в парах или группах. Что тоже вызывает немалый интерес и сближает детей.

В результате у каждого ребенка будет целая написанная им книга с интересными историями, а вместе с тем развитое воображение и более уверенная грамотная речь.

В рабочей тетради есть 22 задания для составления рассказов по заданной тематике, а также есть страницы для свободного творчества, которые, при желании, можно всегда распечатать еще.

Как показывает практика, дети, которые имеет неразвитую речь также плохо читают. Поэтому занятия по развитию речи целесообразно совмещать с упражнениями для увеличения качества и скорости чтения. Для этого великолепно подойдет тренинг со специально написанными текстами и упражнениями.

Книги, написаны таким образом, что по ним можно заниматься не будучи профессионалом. То есть каждый родитель, при желании, может стать для своего ребенка хорошим репетитором. А если вы учитель, то эти разработки будут хорошим подспорьем в вашей работе.

Упражнения для развития речи

Упражнения на развитие речи должны соответствовать этапу речевого развития.

  • На первом-втором этапе развития речи актуальны упражнения по развитию артикуляции (произнесение звуков), например: как жужжит жук? Ж-ж-ж-ж-ж. Как мычит корова? Му-у-у. И т.п.
  • В начале второго этапа – произнесение слов, например: Кто говорит «мяу»? – Кошка. Кто говорит «ква»? – Лягушка. И т.п.
  • На втором этапе – составление предложений по картинкам, например: детям раздают картинки, изображающие действия (мальчик делает зарядку; девочка обедает; мама вешает белье и т.п.). Ребенок должен сказать, что изображено на картинке.
  • На третьем этапе – составление рассказов по картинкам, и т.п.

Как развить речь у детей?

Помните: развитая и грамотная речь – это залог успеха вашего ребёнка. К этому вопросу нужно подходить многогранно, серьёзно и своевременно. В этом вам помогут:

  • чистоговорки;
  • скороговорки;
  • загадки;
  • шарады;
  • игры на словообразование;
  • упражнения на рифмовку;
  • составление синквейнов.

Переходите по ссылкам. В каждой статье дан полноценный материал, который будет способствовать развитию речи вашего ребенка. Помните, что без активной помощи взрослого, современный ребенок вряд ли будет хорошо и складно говорить. Поэтому развивайте речь и мышление своего ребёнка.

«Развиваем речь ребенка вместе»статья по логопедии на тему

Развиваем речь ребенка вместе

Всем родителям хочется, чтобы их дети в будущем стали высокообразованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое звукопроизношение даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Однако родители не всегда уделяют должное внимание развитию речи своих детей: они или не слышат их недостатков речи или слышат, но не придают этому серьёзного значения, думая, что с возрастом дефекты речи «исчезнут» сами собой. Время благоприятное для исправления недостатков речи уходит, а дефекты речи остаются. Ребёнок переходит в школу, и эти недостатки приносят детям много огорчений: насмешки одноклассников, аграматизмы в письме, замечания взрослых, неудовлетворительные отметки. Ребёнок замыкается в себе, избегает общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках, читать стихи, неуверенно отвечает на уроках.

Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо своевременно проконсультироваться у специалиста — логопеда. И если ребёнку рекомендовано посещение логопедической группы, то необходимо последовать этой рекомендации.

Диагноз «общее недоразвитие речи» свидетельствует о нарушении формирования всех компонентов речевой системы: лексики (словаря), грамматики и фонетики (звукопроизношения). Для устранения этих речевых нарушений у детей в детских садах созданы логопедические группы. Непосредственно исправлением и развитием речи в группах занимаются логопед и воспитатели. Но для того, чтобы добиться положительных результатов, исправить дефекты речи подготовить детей к успешному обучению в школе необходимо создать в семье условия для общего и речевого развития детей, самая активная помощь родителей.

Помощь родителей обязательна и очень ценна, т.к. именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе «живого», непосредственного общения в быту с ребёнком.

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык — главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, р, л).

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает звуки П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, С, 3, Л, К, Г, X. Свистящие (С-3), шипящие (Ш-Щ), сонорные (Р-Л) в возрасте 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.

В это время необходимо проводить подготовительную работу, коюрая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Можно предложить ребёнку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т.д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т.д.).

Для исправления дефектного звукопроизношения в начале артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, чтобы ребёнок видел движения языка. Это ему необходимо для того, чтобы видеть в каком,положении находится язык при произнесении звуков. Постепенно артикуляционные навыки автоматизируются, надобность в зрительном контроле отпадает.

Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики («губы вытянуты трубочкой», «растянуть в улыбку», «высовывать язычок и прятать за нижние зубки», «поднимать язык кверхним зубам», «стучать кончиком языка по верхним зубам, щёлкать кончиком языка «как лошадка скачет» и многие, многие другие упражнения) нужно быть терпеливым, ласковым, спокойным; обязательно хвалить ребёнка, стимулировать мотивацию к занятиям и не огорчаться, если некоторые упражнения не получаются сразу, повторить их вместе с ребёнком. Заниматься с ребёнком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в форме сказки («жил да был в своём домике весёлый язычок…»).

Артикуляционная гимнастика очень важная часть работы по исправлению недостатков звукопроизношения, но только часть. Логопед, в зависимости от индивидуальных особенностей речи ребёнка, подбирает задания для занятий с ним дома. Для родителей специально проводятся групповые и индивидуальные консультации, подробно с показом логопед объясняет родителям, как заниматься с ребёнком. На информационном стенде вывешиваем консультации (с рисунками и фото) как проводить артикуляционную гимнастику. В основном родители закрепляют то, что было сделано в группе логопедом и воспитателями. Без закрепления, полученные навыки, за несколько дней, могут потеряться, и тогда работу приходится начинать сначала.

В детском саду созданы все условия для того, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий и стимуляции речевой активности самих детей: создана развивающая речевая среда (речевые игры, разнообразные игрушки, наборы иллюстративного материала, аудиозаписи и многое другое). Воспитатели используют режимные моменты (одевание, гигиенические и закаливающие процедуры, прогулки) для активизации речевой активности детей (что надеваем, из чего сделано, какого цвета; почему сегодня оделись теплее, чем вчера; как моем руки, лицо, шею; чем моем, вытираем, какое мыло и т. д. и т.п.).

Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности стимулировать речевую активность детей, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать. По дороге из детского сада расспросите ребёнка о том, чем он занимался в детском саду. Предварительно узнайте у воспитателя или на стенде для родителей какие занятия, экскурсии, игры были в этот день. Задайте наводящие вопросы ребёнку, чтобы он вспомнил прошедший день, похвалите его за рисунок, вылепленную зверушку, за дежурство и т. д.

Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ребёнком: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое). Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод. Стимулируйте речевую активность ребёнка вопросами, своими высказываниями, рассматриванием иллюстраций. Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.).

Со старшими дошкольниками помимо занятий по формированию лексико-грамматических навыков проводятся занятия по обучению грамоте. И в этом виде работы очень необходима заинтересованная помощь родителей. Этот вид работы логопед включает в домашние задания для детей.

Если родители не остаются безучастными, интересуются успехами своих детей, помогают им формировать правильную красивую речь, то и положительный результат не заставит себя долго ждать.

Только тесное сотрудничество логопеда, педагогов и родителей даёт положительный результат в формировании чистого звукопроизношения и развития красивой, грамматически правильной связной речи.

Формирование объяснительной речи у дошкольников

Она развивается во время беседы с ребятами одного возраста, разрешения определенной проблемы и во время учебы.

Характеристика объяснительной речи

Основными чертами этого вида детской речи являются подробные последовательные указания или набор шагов для выполнения действий. Необходимость изложить идущие подряд действия является определенной трудностью, которую дошкольник активно старается преодолеть.

Именно в такие моменты чаще всего между говорящим и слушающим возникают недопонимания, которые приводят к конфликту. Дети могут неправильно услышать или понять речь друг друга и начинают доказывать, что изначальные инструкции и руководства были другими.

Возрастные нормы формирования объяснительной речи

Объяснительная речь у детей дошкольного возраста в норме начинает формироваться примерно в 3 года, когда развивается понимание функциональных связей и алгоритмов, присутствуют моменты, в которых необходимо что-то объяснить или дать инструкцию.

Важно! Однако, это только начало пути в развитии связной речи, отвечающей на вопросы «как» и «почему». Дальнейшее формирование и оттачивание полученных умений лежит на плечах школьников и их учителей.

Каким образом дошкольник изъясняется

Прежде чем приступать к упражнениям по развитию речи, нужно понимать, что сама речь характеризуется различными чертами и разделяется по этим чертам на несколько видов.

Общаясь с семьей и близкими в таком возрасте, ребенок чаще всего описывает конкретную ситуацию или спрашивает вопросы, напрямую относящиеся к тому, что он видит вокруг. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется ситуативной.

Дошкольный возраст

Ситуативная речь

Ситуативная речь — речь, которую ребенок использует в определенной ситуации, чтобы описать происходящее вокруг или задать вопросы, требующие пояснения.

Главным маячком ситуативной речи является замена подлежащего местоимением. Взрослым в подобные моменты бывает довольно сложно уследить за ходом мысли малыша и определить, о чем идет речь. Вместе с хаотичным использованием местоимений сбивает с толку и пестрота наречий, которые тоже не добавляют конкретики. Однако, с течением времени, когда мышление начинает развиваться с новой силой, вместо бесконечных местоимений появляются существительные. Чувствуя, что он разговаривает с собеседником и должен донести свои мысли так, чтобы было понятно и другому человеку, ребенок после местоимения ставит название предмета, о котором говорит.

Обратите внимание! Таким образом, канва повествования каждый раз прерывается новыми подробностями об описываемом предмете, а вопросы со стороны слушателя только подогревают интерес и желание рассказывать дальше.

Контекстная речь

Новые незнакомые люди и постоянно растущее любопытство помогают овладеть контекстной речью. Постепенно переходя от описывания конкретных ситуаций к абстрактным, ребенок учится описывать то, что происходило с ним ранее. В отличие от ситуативной речи, которая понятна только в момент происходящего, контекстная используется, чтобы объяснить, что волнующие его вопросы уже разрешились, и рассказать о том, как это случилось.

Причем она не заменяет ситуативную, а приходит ей на помощь, и дальнейшее развитие обоих типов речи происходит одновременно.

Объяснительная речь

Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте часто требует передачи инструкций игры или манипуляций с игрушками. Речь дошкольника, содержащая инструкции, объяснения, указания, называется объяснительной.

Объяснительная речь ребенка

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]