Звуки [С] [С`]. Буквы С, с.методическая разработка по логопедии (старшая группа)


Развитие фонематических процессов

Л: А теперь давай сыграем в игру «Узнай звук». Перед тобой лежат разные предметы: ложка, стакан, бумага. Сейчас я покажу тебе, как звук производит каждый предмет, а ты это запомни. Логопед стучит ложкой по стакану, затем шуршит бумагой. — А теперь закрой глаза, я буду производить звуки, а потом ты мне будешь показывать, каким предметом я производила этот звук. Логопед стучит ложкой о стакан, шуршит бумагой. Снова воспроизводит звуки для того, чтоб ребенок их запомнил. Р: закрывает глаза и затем распознает звуки, если есть ошибки или трудности, логопед помогает.

Какая часть речи С?

С — это еще и слово. А все слова относятся к определенной части речи.

С, как слово, принадлежит к служебной части речи. Это предлог, который приобретает форму — со -, если слово, следующее за ним, начинается с -с/з-: со скатертью, со звездами.

С употребляется не со всеми словами, а только с существительными, прилагательными и числительными:

  • с широтой и высотой;
  • с прекрасными намерениями;
  • с тремя одноклассниками.

Никогда не используется с глаголами, наречиями, деепричастиями, причастиями, а также со служебными частями речи.

Слово С, как предлог, используют с самостоятельными частями речи, указанными выше, только в косвенных падежах.

Предлог С — непроизводный предлог, простой, который превращается в предлог «со» перед согласными л, м, р, с, з и т.п.

  • со множеством;
  • со дня на день;
  • со лба;
  • со свекровью;
  • со рвением и т.д.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Шипящие согласные

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные

Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’] и [з`] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.Другие статьи по теме Русский язык

Употребление предлога «с»

1. Предлог С служит для указания объекта направленного действия:

  • играть с детьми;
  • созвониться с Москвой.

2. Для указания места действия или явления:

  • приплыть с другой части света;
  • вернуться с работы.

3. Указание, что у кого-то что-то есть;

  • дедушка с усами;
  • мешок с пшеницей;
  • открытка с пожеланиями.

4. Указание на состояние объекта:

  • с тебя хватит;
  • с соседом плохо.

5. Указание места происхождения объекта:

  • туфля с левой ноги;
  • столяр с завода.

6. Указание на объект совместного действия:

  • кошка с собакой;
  • дети с бабушкой.

7. Указание причинной связи, источник происхождения состояния или действия:

  • умирать со смеху;
  • бледный с испугу.

8. Указание цели выполнения действия:

  • обратиться с претензией;
  • написать с просьбой.

9. Указание меры, когда можно заменить на другой предлог «около»:

  • пробежать с километр;
  • болеть с месяц.

10. Указание на срок и время выполнения действия:

  • просыпаться с рассветом;
  • путешествовать с конца мая;
  • дружить с детства.

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики

Л: Давай, мы поиграем в игру, под названием «Какая картинка пропала?» — Перед тобой лежат картинки: Снеговик, Санки, Слон, Стол. — Запомни эти картинки. Когда ты их запомнишь, начнется «ночь», и ты закроешь глаза. — Когда я скажу «день», ты должен будешь открыть глаза и сказать какой из картинок не стало. — «Ночь» (Логопед убирает картинку со снеговиком). — «День». Открывай глазки. — Какой картинки не хватает? — Не хватает снеговика! (Логопед кладет картинку снеговика к остальным картинкам) — Попробуй снова запомнить все картинки: Снеговик, Санки, Слон, Стол — «Ночь» (Логопед убирает картинку со слоном). — «День». Какой картинки не хватает? — Правильно! (Логопед кладет картинку слона к остальным картинкам). Р: Отвечает, выполняет задание, если ошибается, логопед помогает.

Произношение С

Звучит С глухо, свистяще. Это согласный звук, имеющий как твердое, так и мягкое произношение.

Мягко произносится [с`] (перед е, ё, и, ь, ю и я).

Некоторые звонкие согласные озвончают и стоящую перед ними С на [з]: сгрести — [зг]рести, сдвоить — [зд]воить и т.п.

Шипящие тоже влияют на впереди стоящую С, дублируя себя вместо С: сшить — [шш]ить, сжечь — [жж]ечь и т.п.

Перед «ч» и «тч» С произносится как Щ: считать — [щитать], счастье — [щ]астье и т.д.

Развитие артикуляционной моторики

Л: Давай позанимаемся с нашим язычком. Жил был на свете добрый и веселый Язычок. Давай поздороваемся с язычком. Покажи мне язычок. Сначала длинный, а потом короткий. Теперь быстро подвигай им (демонстрация: открыть рот, вытянуть язык и выполнить движения вверх, вниз, влево, вправо). Решили мы с ним поиграть в футбол, чтобы забить гол, нужно загнать мяч в ворота.

Вытянуть губы вперед трубочкой и дуть на шарик, пока ребенок не загонит его между кубиками. После футбола язычок проголодался и решил сделать блинчики. Для блинчиков мы замесим тесто. Улыбнуться. Рот приоткрыть. Пошлепать языком между губами – «па— па— па— па— па…». Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5. А теперь стряпаем блинчики. Улыбнись и приоткрой рот.

Положи широкий язык на нижнюю губу (удерживать под счет от 5 до 10 секунд). Блинчик оказался горячий, подуем: ссс!!!! Скушали блинчики, теперь почистим зубки (улыбнуться, показать зубы, а кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы). Р: Выполняет упражнение, следим за статической координацией движений.

Развитие зрительно-пространственной ориентации

Л: А теперь давай подойдем к столу (встают и подходят к другому столу, который был заранее подготовлен). Посмотри на наш стол. На нем лежат разные предметы. Справа от тебя лежит миска, возьми ее и отдай мне. Р: сначала тянет руку к слону, но затем берет миску и подает его логопеду Л: Правильно! Слева от тебя лежит слон (игрушка) возьми его и отдай мне. Р: берет слона и подает его логопеду. Л: Правильно! (убирает слона и миску, достает игрушечные сапоги и носки). Возьми тот предмет, который лежит к тебе ближе и отдай его мне (ближе лежат сапоги). А затем возьми тот предмет, который дальше от тебя (дальше лежат носки) Р: Берет носки и отдает их логопеду. После исправляется и берет сапоги, а затем берет носочки и также отдает их логопеду. Л: Молодец!!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]