Развитие фонематических процессов
Л: А теперь давай сыграем в игру «Узнай звук». Перед тобой лежат разные предметы: ложка, стакан, бумага. Сейчас я покажу тебе, как звук производит каждый предмет, а ты это запомни. Логопед стучит ложкой по стакану, затем шуршит бумагой. — А теперь закрой глаза, я буду производить звуки, а потом ты мне будешь показывать, каким предметом я производила этот звук. Логопед стучит ложкой о стакан, шуршит бумагой. Снова воспроизводит звуки для того, чтоб ребенок их запомнил. Р: закрывает глаза и затем распознает звуки, если есть ошибки или трудности, логопед помогает.
Какая часть речи С?
С — это еще и слово. А все слова относятся к определенной части речи.
С, как слово, принадлежит к служебной части речи. Это предлог, который приобретает форму — со -, если слово, следующее за ним, начинается с -с/з-: со скатертью, со звездами.
С употребляется не со всеми словами, а только с существительными, прилагательными и числительными:
- с широтой и высотой;
- с прекрасными намерениями;
- с тремя одноклассниками.
Никогда не используется с глаголами, наречиями, деепричастиями, причастиями, а также со служебными частями речи.
Слово С, как предлог, используют с самостоятельными частями речи, указанными выше, только в косвенных падежах.
Предлог С — непроизводный предлог, простой, который превращается в предлог «со» перед согласными л, м, р, с, з и т.п.
- со множеством;
- со дня на день;
- со лба;
- со свекровью;
- со рвением и т.д.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.
Сонорные согласные
Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.
Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки
Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки
Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.
Шипящие согласные
Свистящие согласные звуки
Свистящие согласные
Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.
При артикуляции мягких звуков [с’] и [з`] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.
При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.Другие статьи по теме Русский язык
Употребление предлога «с»
1. Предлог С служит для указания объекта направленного действия:
- играть с детьми;
- созвониться с Москвой.
2. Для указания места действия или явления:
- приплыть с другой части света;
- вернуться с работы.
3. Указание, что у кого-то что-то есть;
- дедушка с усами;
- мешок с пшеницей;
- открытка с пожеланиями.
4. Указание на состояние объекта:
- с тебя хватит;
- с соседом плохо.
5. Указание места происхождения объекта:
- туфля с левой ноги;
- столяр с завода.
6. Указание на объект совместного действия:
- кошка с собакой;
- дети с бабушкой.
7. Указание причинной связи, источник происхождения состояния или действия:
- умирать со смеху;
- бледный с испугу.
8. Указание цели выполнения действия:
- обратиться с претензией;
- написать с просьбой.
9. Указание меры, когда можно заменить на другой предлог «около»:
- пробежать с километр;
- болеть с месяц.
10. Указание на срок и время выполнения действия:
- просыпаться с рассветом;
- путешествовать с конца мая;
- дружить с детства.
Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики
Л: Давай, мы поиграем в игру, под названием «Какая картинка пропала?» — Перед тобой лежат картинки: Снеговик, Санки, Слон, Стол. — Запомни эти картинки. Когда ты их запомнишь, начнется «ночь», и ты закроешь глаза. — Когда я скажу «день», ты должен будешь открыть глаза и сказать какой из картинок не стало. — «Ночь» (Логопед убирает картинку со снеговиком). — «День». Открывай глазки. — Какой картинки не хватает? — Не хватает снеговика! (Логопед кладет картинку снеговика к остальным картинкам) — Попробуй снова запомнить все картинки: Снеговик, Санки, Слон, Стол — «Ночь» (Логопед убирает картинку со слоном). — «День». Какой картинки не хватает? — Правильно! (Логопед кладет картинку слона к остальным картинкам). Р: Отвечает, выполняет задание, если ошибается, логопед помогает.
Произношение С
Звучит С глухо, свистяще. Это согласный звук, имеющий как твердое, так и мягкое произношение.
Мягко произносится [с`] (перед е, ё, и, ь, ю и я).
Некоторые звонкие согласные озвончают и стоящую перед ними С на [з]: сгрести — [зг]рести, сдвоить — [зд]воить и т.п.
Шипящие тоже влияют на впереди стоящую С, дублируя себя вместо С: сшить — [шш]ить, сжечь — [жж]ечь и т.п.
Перед «ч» и «тч» С произносится как Щ: считать — [щитать], счастье — [щ]астье и т.д.
Развитие артикуляционной моторики
Л: Давай позанимаемся с нашим язычком. Жил был на свете добрый и веселый Язычок. Давай поздороваемся с язычком. Покажи мне язычок. Сначала длинный, а потом короткий. Теперь быстро подвигай им (демонстрация: открыть рот, вытянуть язык и выполнить движения вверх, вниз, влево, вправо). Решили мы с ним поиграть в футбол, чтобы забить гол, нужно загнать мяч в ворота.
Вытянуть губы вперед трубочкой и дуть на шарик, пока ребенок не загонит его между кубиками. После футбола язычок проголодался и решил сделать блинчики. Для блинчиков мы замесим тесто. Улыбнуться. Рот приоткрыть. Пошлепать языком между губами – «па— па— па— па— па…». Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5. А теперь стряпаем блинчики. Улыбнись и приоткрой рот.
Положи широкий язык на нижнюю губу (удерживать под счет от 5 до 10 секунд). Блинчик оказался горячий, подуем: ссс!!!! Скушали блинчики, теперь почистим зубки (улыбнуться, показать зубы, а кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы). Р: Выполняет упражнение, следим за статической координацией движений.
Развитие зрительно-пространственной ориентации
Л: А теперь давай подойдем к столу (встают и подходят к другому столу, который был заранее подготовлен). Посмотри на наш стол. На нем лежат разные предметы. Справа от тебя лежит миска, возьми ее и отдай мне. Р: сначала тянет руку к слону, но затем берет миску и подает его логопеду Л: Правильно! Слева от тебя лежит слон (игрушка) возьми его и отдай мне. Р: берет слона и подает его логопеду. Л: Правильно! (убирает слона и миску, достает игрушечные сапоги и носки). Возьми тот предмет, который лежит к тебе ближе и отдай его мне (ближе лежат сапоги). А затем возьми тот предмет, который дальше от тебя (дальше лежат носки) Р: Берет носки и отдает их логопеду. После исправляется и берет сапоги, а затем берет носочки и также отдает их логопеду. Л: Молодец!!