План индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога
Логические связи и отношения:
устанавливает с ошибками (лишний предмет находит с трудом).
Математические представления
Счет:
в пределах 5, итог подводит после подсказки, обратный счет не производит.
Соотнесение числа и количества:
соотносит в пределах 5.
Соотнесение цифры, числа и количества:
соотносит в пределах 5.
Вычислительные навыки:
с ошибками.
Вычисляет:
с опорой на конкретный материал.
Выполняет задания:
как самостоятельно, так и с помощью взрослого.
Решение арифметических задач:
решает в пределах 3.
Обучаемость
Помощь:
нуждается в стимулирующей помощи при трудностях выполнения задания.
Характер помощи:
требуется стимулирующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого.
Объем помощи:
средний
Способность переноса на аналогичные задания:
перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на усвоение и закрепление показываемого способа действия.
Дефектологическое заключение:
Специфические трудности формирования учебных навыков.
Уровень обучаемости средний.
Познавательная деятельность на среднем уровне.
Планируемые мероприятия:
Занятия с учителем-дефектологом индивидуально и в подгруппе с периодичностью три занятия по формированию элементарных математических представлений и два по ознакомлению с окружающим миром в неделю.
Содержание работы.
I
этап (октябрь 2021 – декабрь 2020)
1. Ознакомление с окружающим миром
— продолжить знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д.;
— учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы;
— закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, учить определять степень родства.
— продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых, его содержанием: воспитатель, продавец, повар медсестра и др.;
-расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.
— расширять представления о временах года, о природных явлениях;
— познакомить с названиями частей суток;
— учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы;
-расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды;
-продолжать знакомить с животным миром: дикие животные, их детеныши, домашние животные, их детеныши, домашние птицы, отмечать их характерные признаки, расширять представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям;
— знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными;
— учить дифференцировать обобщающие понятия.
— учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете, содержании сюжетной картины по опорной схеме.
Перспективный план индивидуальной логопедической работы
Перспективный план индивидуальной логопедической работы с_____________________________________________ на 20____- 20____ учебный год.
Цели и задачи
Основные направления коррекционной работы
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.
1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них.
2. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях.
3. Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
4. В процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
5. Укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение).
Формирование и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса.
1. Массаж мышц:
- Грудной клетки, шеи и рук;
- Лица;
- Губ;
- Языка.
2.Развитие речевого дыхания.
3.Развитие голоса и мелодико-просодической стороны речи.
4.Развитие кинетических и кинестетических ощущений от артикуляционных укладов.
5.Артикуляционная гимнастика.
Развитие фонематического слуха.
1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
- Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
- Воспроизведение ритмического рисунка на слух.
2.Развитие фонематического восприятия.
- Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.
- Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.
3.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.
4. Последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.
- Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.
- Составление условно графических схем.
Устранение дефектов звукопроизношения
1. Постановка звуков:
свистящие С, 3, Ц, С’, 3′;
шипящие Ш, Ж; шипящие Ч, Щ;
соноры Р, Р’, Л, Л’.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»; для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:
а) С, 3, Ш, Ж, С’, 3′, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
С-3, С-С’, С-Ц, С-Ш; Ж 3, Ж Ш; Ч-С’, Ч-Т’, Ч-Щ;
Щ-С’, Щ-Т’, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й, Л’-Л;
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
Преодоление нарушений слоговой структуры слова.
- Формирование пространственно-временных представлений и оптико-пространственной ориентации.
- Формирование понятия последовательности звуко-слогового ряда.
- Формирование понятия последовательности звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
5. Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических и каллиграфических навыков.
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:
- Пальчиковая гимнастика;
Упражнения для выработки свободных движений руки
- Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;
- Работа с конструктором;
- Работа с лекалами и трафаретами.
Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
- Развитие зрительно-двигательных траекторий:
- работа по зрительно- двигательным траекториям;
- графические диктанты;
- упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;
- рисование по точкам, пунктиру;
- рисование орнаментов.
- Развитие слухо – моторных координаций:
- слуховые диктанты;
- шифрованные диктанты;
- работа по словесной инструкции.
Развитие зрительного восприятия.
- Формирование целостности зрительного восприятия:
- работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр;
- узнавание знакомых предметов, изображений букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе;
- восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу;
- конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.
- Развитие способности концентрировать и распределять внимание.
- Лабиринты.
- Рисование орнаментов.
- Зрительные и шифрованные диктанты.
Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря.
- Уточнение значений имеющихся слов.
- Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.
- Расширение глагольного словаря.
- Расширение словаря признаков:
- Прилагательных;
- Антонимов;
- Синонимов.
- Расширение словаря наречий.
- Расширение словаря числительных.
- Расширение словаря местоимений и служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц.
- Уточнение лексического значения различных предлогов.
- Обогащение словаря по лексическим темам.
- Обучение обобщения и классификации.
- Обучение подбору родственных слов.
Развитие грамматического строя речи.
1. Обучение префиксальному способу словообразования.
2. Обучение суффиксальному способу словообразования.
- Упражнение в согласовании:
- существительного и прилагательного;
- существительного и глагола.
- Образование родительного падежа множественного числа имени существительного.
- Образование относительных и притяжательных прилагательных.
- Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.
Развитие связной речи.
- Развитие навыков построения связного высказывания.
- Программирование смысла и смысловой культуры высказывания.
- Установление логики (связности, последовательности).
- Точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
- Отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
- Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно — временные связи.
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.
- Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.
- Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
- Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.
- Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок.
- Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.
- Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.
- Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.
- Формировать навык использования различных способов словообразования.
- Уточнить лексические значения различных предлогов.
- Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
- Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
- Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)
Работа по предупреждению и преодолению дислексии.
- Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.
- Дифференциация звуков:
- по твердости – мягкости;
- по звонкости – глухости;
- свистящих – шипящих.
- Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Упражнение в различении оптических сходных букв.
Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.
- Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.
- Дифференциация звуков:
- по твердости – мягкости;
- по звонкости – глухости;
- свистящих – шипящих.
- Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
- Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
- Закрепление знаний по обозначению мягкости согласных гласными буквами на письме.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание, предупреждение кинетической дисграфии.
- Работа по преодолению аграмматической дисграфии.
- Упражнение в различении оптических сходных букв.
- Работа по преодолению оптической дисграфии.
- Совершенствование грамматического строя речи.
Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.
- Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова.
- Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации.
- Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов.
- Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.
- Развитие зрительной дифференциации на материале букв. (Сначала провести работу по фонематической дифференциации звуков).
- Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.
- Развитие фонематических дифференцировок в группе:
- свистящих — шипящих;
- аффрикат и звуков, входящих в их состав.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно ( в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Предупреждение и преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.