Планы индивидуальной логокоррекционной работы с детьми с ОНРметодическая разработка по логопедии на тему


План индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога

Логические связи и отношения:

устанавливает с ошибками (лишний предмет находит с трудом).

Математические представления

Счет:

в пределах 5, итог подводит после подсказки, обратный счет не производит.

Соотнесение числа и количества:

соотносит в пределах 5.

Соотнесение цифры, числа и количества:

соотносит в пределах 5.

Вычислительные навыки:

с ошибками.

Вычисляет:

с опорой на конкретный материал.

Выполняет задания:

как самостоятельно, так и с помощью взрослого.

Решение арифметических задач:

решает в пределах 3.

Обучаемость

Помощь:

нуждается в стимулирующей помощи при трудностях выполнения задания.

Характер помощи:

требуется стимулирующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого.

Объем помощи:

средний

Способность переноса на аналогичные задания:

перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на усвоение и закрепление показываемого способа действия.

Дефектологическое заключение:

Специфические трудности формирования учебных навыков.

Уровень обучаемости средний.

Познавательная деятельность на среднем уровне.

Планируемые мероприятия:

Занятия с учителем-дефектологом индивидуально и в подгруппе с периодичностью три занятия по формированию элементарных математических представлений и два по ознакомлению с окружающим миром в неделю.

Содержание работы.

I
этап (октябрь 2021 – декабрь 2020)
1. Ознакомление с окружающим миром

— продолжить знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д.;

— учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы;

— закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, учить определять степень родства.

— продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых, его содержанием: воспитатель, продавец, повар медсестра и др.;

-расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.

— расширять представления о временах года, о природных явлениях;

— познакомить с названиями частей суток;

— учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы;

-расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды;

-продолжать знакомить с животным миром: дикие животные, их детеныши, домашние животные, их детеныши, домашние птицы, отмечать их характерные признаки, расширять представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям;

— знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными;

— учить дифференцировать обобщающие понятия.

— учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете, содержании сюжетной картины по опорной схеме.

Перспективный план индивидуальной логопедической работы

Перспективный план индивидуальной логопедической работы с_____________________________________________ на 20____- 20____ учебный год.

Цели и задачи

Основные направления коррекционной работы

Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.

1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже по­требность в них.

2. Развитие слухового внимания, памяти, фонематичес­кого восприятия в играх и специальных упражнениях.

3. Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

4. В процессе систематических тренировок овладение ком­плексом пальчиковой гимнастики.

5. Укрепление физического здоровья (консультации вра­чей — узких специалистов, при необходимости медика­ментозное лечение).

Формирование и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса.

1. Массаж мышц:

  • Грудной клетки, шеи и рук;
  • Лица;
  • Губ;
  • Языка.

2.Развитие речевого дыхания.

3.Развитие голоса и мелодико-просодической стороны речи.

4.Развитие кинетических и кинестетических ощущений от артикуляционных укладов.

5.Артикуляционная гимнастика.

Развитие фонематического слуха.

1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

  • Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
  • Воспроизведение ритмического рисунка на слух.

2.Развитие фонематического восприятия.

  • Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.
  • Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

3.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.

4. Последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

  • Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.
  • Составление условно графических схем.

Устранение дефектов звукопроизношения

1. Постановка звуков:

свистящие С, 3, Ц, С’, 3′;

шипящие Ш, Ж; шипящие Ч, Щ;

соноры Р, Р’, Л, Л’.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Жело­бок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»; для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:

а) С, 3, Ш, Ж, С’, 3′, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам ав­томатизации в слогах.

По мере овладения произношением каждого слога он не­медленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рас­сказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с дан­ным словом.

5. Дифференциация звуков:

С-3, С-С’, С-Ц, С-Ш; Ж 3, Ж Ш; Ч-С’, Ч-Т’, Ч-Щ;

Щ-С’, Щ-Т’, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й, Л’-Л;

6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогичес­кой речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экс­курсиях, труде…).

Преодоление нарушений слоговой структуры слова.

  1. Формирование пространственно-временных представлений и оптико-пространственной ориентации.
  2. Формирование понятия последовательности звуко-слогового ряда.
  3. Формирование понятия последовательности звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

5. Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических и каллиграфических навыков.

  1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:
      Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для выработки свободных движений руки

  • Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;
  • Работа с конструктором;
  • Работа с лекалами и трафаретами.

Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

  1. Развитие зрительно-двигательных траекторий:
  • работа по зрительно- двигательным траекториям;
  • графические диктанты;
  • упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;
  • рисование по точкам, пунктиру;
  • рисование орнаментов.
  1. Развитие слухо – моторных координаций:
  • слуховые диктанты;
  • шифрованные диктанты;
  • работа по словесной инструкции.

Развитие зрительного восприятия.

  1. Формирование целостности зрительного восприятия:
      работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр;
  2. узнавание знакомых предметов, изображений букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе;
  3. восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу;
  4. конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.
  5. Развитие способности концентрировать и распределять внимание.
  • Лабиринты.
  • Рисование орнаментов.
  • Зрительные и шифрованные диктанты.

Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря.

  1. Уточнение значений имеющихся слов.
  2. Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.
  3. Расширение глагольного словаря.
  4. Расширение словаря признаков:
      Прилагательных;
  5. Антонимов;
  6. Синонимов.
  7. Расширение словаря наречий.
  8. Расширение словаря числительных.
  9. Расширение словаря местоимений и служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц.
  10. Уточнение лексического значения различных предлогов.
  11. Обогащение словаря по лексическим темам.
  12. Обучение обобщения и классификации.
  13. Обучение подбору родственных слов.

Развитие грамматического строя речи.

1. Обучение префиксальному способу словообразования.

2. Обучение суффиксальному способу словообразования.

  1. Упражнение в согласовании:
      существительного и прилагательного;
  2. существительного и глагола.
  3. Образование родительного падежа множественного числа имени существительного.
  4. Образование относительных и притяжательных прилагательных.
  5. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.

Развитие связной речи.

  1. Развитие навыков построения связного высказывания.
  2. Програм­мирование смысла и смысловой культуры высказывания.
  3. Установление логики (связности, последовательности).
  4. Точ­ное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
  5. Отбор языковых средств, адекват­ных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
  6. Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно — временные связи.

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

  1. Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.
  2. Продолжать обогащение словар­ного запаса путем накопления но­вых слов, относящихся к различ­ным частям речи.
  3. Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.
  4. Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение об­разовывать новые слова с помощью приставок.
  5. Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение об­разовывать новые слова с помощью суффиксов.
  6. Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.
  7. Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.
  8. Формировать навык использова­ния различных способов словооб­разования.
  9. Уточнить лексические значения различных предлогов.
  10. Формировать (закреплять) уме­ние согласовывать слова в слово­сочетаниях, предложениях, моде­лях различных синтаксических конструкций.
  11. Формировать навыки: програм­мирования смысла и смысловой структуры высказывания; уста­новления логики (связности, по­следовательности) изложения.
  12. Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концеп­ции, для построения высказыва­ния в тех или иных целях обще­ния (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)

Работа по предупреждению и преодолению дислексии.

  1. Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.
  2. Дифференциация звуков:
  • по твердости – мягкости;
  • по звонкости – глухости;
  • свистящих – шипящих.
  1. Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
  2. Совершенствование грамматического строя речи.
  3. Упражнение в различении оптических сходных букв.

Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.

  1. Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.
  2. Дифференциация звуков:
  • по твердости – мягкости;
  • по звонкости – глухости;
  • свистящих – шипящих.
  1. Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
  2. Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
  3. Закрепление знаний по обозначению мягкости согласных гласными буквами на письме.
  4. Совершенствование грамматического строя речи.
  5. Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание, предупреждение кинетической дисграфии.
  6. Работа по преодолению аграмматической дисграфии.
  7. Упражнение в различении оптических сходных букв.
  8. Работа по преодолению оптической дисграфии.
  9. Совершенствование грамматического строя речи.

Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.

  1. Развитие речевого анализа и син­теза на уровне текста, предложения, слова.
  2. Развитие фонематического вос­приятия, представлений, диффе­ренциации.
  3. Развитие фонематических пред­ставлений, звукобуквенного ана­лиза и синтеза слов.
  4. Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.
  5. Развитие зрительной дифферен­циации на материале букв. (Сначала провести работу по фонематической дифференциа­ции звуков).
  6. Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.
  7. Развитие фонематических дифференцировок в группе:
  • свистящих — шипящих;
  • аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Развитие и совершенствование психологических пред­посылок к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учеб­ной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определе­ние путей и средств достижения учебной цели);
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо­тать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • работа в определенном темпе (умение быстро и качествен­но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопос­тавление и т.д.);
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативной готов­ности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами об­щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо­точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно ( в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адек­ватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адек­ватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват­ным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
  • применение инструкции (схемы) при подготовке развер­нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
  • употребление усвоенной учебной терминологии в связ­ных высказываниях;
  • обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
  • пояснение инструкции, учебной задачи с использовани­ем новой терминологии;
  • развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
  • формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
  • проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
  • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
  • составление устных связных высказываний с элемента­ми творчества (фантазии).

Предупреждение и преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]