Обзор методик коррекции речевого дыхания при дизартрии


Обзор методик коррекции речевого дыхания при дизартрии

Иванищева Алина Сергеевна

Магистрант Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Обзор методик коррекции речевого дыхания при дизартрии.

Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. (По Л.С. Волковой).

Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.

Речевое дыхание у детей с дизартрией развивается патологически, что объясняется органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. В процессе речи у детей со стертой дизартрией отмечаются такие особенности, как неконтролируемые задержки дыхания, чрезмерное напряжение мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Произнесение отдельных слов может происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе. Фонационное дыхание при дизартрии характеризуется слабостью мускулатуры, участвующей в процессе дыхания и малым объемом легких. У дошкольников этой категории превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч. Дети этой категории не умеют рационально расходовать речевой выдох и добирают в процессе речевого высказывания. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. В момент речи оно часто учащено. При этом активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Изучением особенностей речевого дыхания в качестве особой системы психомоторных реакций занимались Д. К.Вильсон, А. П. Зильбер, А. Г. Хрипкова.

Вопросами речевого выдоха занимались М. Ф. Фомичева, А. Е. Хватцев, О. В. Правдина. Ведущую роль речевого дыхания для формирования полноценного звукопроизношения отмечает А. Г. Ипполитова.

Существует достаточно большое количество методик, направленных на коррекцию речевого дыхания при дизартрии. В процессе их применения решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, повышение выносливости и силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости легочной системы. Во время выполнения специально отобранных упражнений происходит оптимизация дыхания в целом, растет общий уровень здоровья ребенка, что положительно сказывается и на развитии речи.

Применению коррекционных методик предшествует диагностика речевого дыхания.

Наиболее полно процесс диагностики речевого дыхания представлен в методике Е.Ф. Архиповой и в методике А. И. Максакова. Именно эти методики или их производные чаще всего используются для проведения констатирующего эксперимента.

Диагностика по Е. Ф. Архиповй предполагает определение типа дыхания в состоянии покоя, исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание, исследование целенаправленности воздушной струи, исследование силы воздушной струи, исследование особенностей фонационного дыхания. Для оценки результатов предлагается бальная система.

Диагностика по системе А. И. Максакова включает в себя выявлении длительности и силы внеречевого вдоха через рот, определение силы выдоха, умения целенаправленно посылать воздушную струю, выявление продолжительности речевого (фонационного) выдоха — длительность произнесения гласных звуков на одном выдохе. Для оценки результатов предложена бальная система, один из основных критериев – длина речевого выдоха.

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. и Шишкова Т.Г. в Методике развития речевого дыхания у дошкольников в рамках диагностики нарушений речевого дыхания предлагают определение объемной пиковой скорости форсированного выдоха при помощи прибора «Пикфлоуметр», определение объема воздуха в легких с помощью спирометра, длительности фонационного выдоха с помощью секундомера при наблюдении за произнесением гласных звуков при соответствующих инструкциях. Речевое дыхание оценивается по длительности проговаривания заданного речевого отрезка на протяжении одного выдоха. Каждый речевой отрезок (изолированный слог — слово — фраза) измеряется по количеству слогов.

В основу многих методик коррекции речевого дыхания легла парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Она из комплекса, включающего 8 упражнений. Последовательность выполнения следующая: первый этап — разминка, содержащая несколько подготовительных вдохов, шаги и приседания. Следующий этап — упражнения для головы (повороты, качание, кивание) и главные движения. Завершает систему специальная тренировка «затаенного дыхания». По мнению многих специалистов, эта дыхательная гимнастика имеет достаточно широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. При дизартрии, этот комплекс оказывает значительное влияние на развитие речевого дыхания и помогает детям добиваться заметных успехов в коррекции данного нарушения.

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. и Шишкова Т.Г предлагают методику коррекцию, состоящую из пяти этапов:

Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике (4 упражнения, включающие в себя подробные инструкции, речевой материал)

Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

(три комплекса упражнений с речевым материал

ом, инструкциями и

фото).

Развитие фонационного выдоха. Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.

Развитие речевого дыхания. Является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты. Включает в себя пять комплексов упражнений.

Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

Оценивая полученные результаты, Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. отмечают, что после проведенной работы показатели детей как в фонационном, так и физиологическом дыхании ощутимо возросли. Жизненная емкость легких увеличилась, и, благодаря этому, установился довольно продолжительный фонационный выдох для произнесения речевой единицы. Ритмика и глубина дыхания улучшились, произошла дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, воздушная струя приобрела заметную силу и направленность. Осуществленная коррекция привела к положительным исходам выполнения речевых проб.

Методика Е. М. Мастюковой и М. В. Ипполитовой на начальном этапе предполагает общие дыхательные упражнения, направленные на увеличение объёма дыхания и нормализацию его ритма, а затем реализацию комплекса речевой дыхательной гимнастики. Определены подробные технические инструкции, но речевой и стимульный материалы не предложены.

По мнению Е. Н. Алмазовой для преодоления нарушения дыхания при дизартрии должен использоваться ортофонический метод, который предусматривает соединенность артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений. Его цель – формирование автоматизма в работе гортани в дыхательных и оральных системах.

Г. В. Дедюхиной разработана система коррекции с использованием аппарата В. Ф. Фролова (портативное устройство, предназначенное для тренировок произвольной регуляции воздуха и дыхательной мускулатуры). Создавая сопротивление (положительное давление) в фазу вдоха и выдоха с помощью этого прибора, можно воздействовать на диафрагму и дыхательные мышцы, предотвращая эффект экспираторного закрытия дыхательных путей.

Несмотря на то, что значимость формирования речевого дыхания для преодоления дизартрии признана многими авторами имеющихся в настоящее время сведений по проблеме коррекции речевого дыхания недостаточно. Следовательно, данная проблема является актуальной и значимой по сей день.

Статья:

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи. Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы де-фекта и индивидуальных особенностей ребенка. МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ
В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартриков делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизи-стой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила. Правило 1. «Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воз-дух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка — тянуть воздух, что-бы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух. Правило 2. Выдох — результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно — но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий. Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп — 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока — 1000-1200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов — 1-3 секунды. Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко. Весь комплекс состоит из 8 упражнений. В начале — разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага «сотню» вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда?» Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом — вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике. Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом — вдох, короткий, как укол, и шумный. Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую — на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и частою Делайте их столько, сколько сможете сделать легко. Движения головы

  • Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?». Нюхайте воздух..
  • «Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!». Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое — к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох.
  • «Малый маятник». Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?».

Главные движения

  • «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
  • «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.
  • «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ла-дони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.
  • «Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос»-«обними пле-чи», «насос»-«обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Вперед — назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
  • «Полуприседы». Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзяди чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Далее следует специальная тренировка «затаенного» дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе «восьмерок» увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше «восьмерок». С третьей или четвертой тренировки произнесение дизартриками «восьмерок» сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями «полуприседы». Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, «восьмеркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

  • Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  • Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  • Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  • Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

  • Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).
  • Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит. Правой рукой строят – левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

  • Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут — вытянули репку!

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике. «Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова. «Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер — губы складываются, как для звука п. Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

 В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Ключевые слова: образовательная среда,нарушение, дизартрия, логопедия, дыхание, коррекция, диагностика.

На сегодняшний день одной из проблем современной логопедии является проблема дизартрии у дошкольников. Подобное нарушение речи у дошкольников является актуальной проблемой по причине того, что коррекция данного нарушения представляет собой сложность. Это обусловлено тем, что дыхание представляет собой важную функцию жизнеобеспечения человека. По причине этого у детей с подобным нарушением речи необходимо проводить коррекцию дыхания.

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата. Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.

Чаще всего у детей с нарушениями речи существуют различные нарушения дыхание. Многие авторы в своих методиках отводят важное значение именно развитию данного показателя. Речевое дыхание — это процесс дыхания во время речи. А именно умение в процессе высказывания осуществлять короткий глубокий вдох и постепенно использовать воздух для логичного завершения предложения или фразы. Правильно организованное речевое дыхание позволяет голосовому аппарату работать без излишнего напряжения, используя логические остановки для расслабления связок, сохраняет плавность речи, позволяет использовать всё многообразие интонационных средств выразительности, соблюдать паузы и т. д. При дизартрии за счёт патологии иннервации дыхательной мускулатуры происходит нарушение речевого дыхания [3].

Изучением особенностей речевого дыхания в качестве особой системы психомоторных реакций занимались Д.К.Вильсон, А.П. Зильбер, А.Г. Хрипкова. Вопросами речевого выдоха занимались М.Ф. Фомичева, А.Е. Хватцев, О.В. Правдина. Ведущую роль речевого дыхания для формирования полноценного звукопроизношения отмечает А.Г. Ипполитова [1].

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Это обуславливает актуальность того, что в логопедической практике важное значение отводится постановке звукопроизношения. При разработке различных методик авторы важное значение отводят голосоподаче и голосоведению.

Для проведения практической части исследования было выбрано дошкольное учреждение МБДОУ детский сад № 45 г. Орла. Исследование проводилось в группе дошкольников 5-6 лет. Испытуемыми были дети старшего дошкольного возраста с дизартрией в количестве 10 человек.

При проведении исследования были использованы элементы методики А.И. Максакова.

Цель методики: определить тип дыхания, целенаправленность и силу воздушной струи, длительность внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания, методы исследования внешнего дыхания.

Выбранная методика позволяет определить у детей важные характеристики речевого дыхания: силу внеречевого выдоха, тип дыхания, ритмичность вдоха и выдоха, объем речевого дыхания. Также положительными сторонами данной методики является ее простота, относительно небольшое затрачиваемое время на проведение, удобная игровая форма, которая заинтересовывает детей.

Исследование показало тот факт, что в случае, если у детей в случае недостаточного речевого дыхания страдает громкость речи, ее четкость. Недостаточное речевое дыхание отражается на объеме и силе выдоха. Также у детей с дизартрией наблюдается недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха, нечеткая дикция.

По результатам проведенного эксперимента были подведены основные итоги наблюдений:

  1. Физиологическое дыхание. У детей, принимающих в процессе проведения эксперимента наблюдалась спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанная с этим судорожность вдоха и выдоха. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха у наблюдаемых детей довольно слабая.
  2. Начало выдоха у наблюдаемых детей проходит в ускоренном режиме. То есть можно сказать, что начало фазы выдоха форсируется данными детьми, что приводит к появлению судорожности вдоха и выдоха и ослаблению речевого выдоха. В итоге у данных детей наблюдается слабая целенаправленность воздушной струи.
  3. В процессе произнесения фраз данными детьми у них наблюдается фонационный (озвученный) выдох, что приводит к разрыву фраз и их неравномерности во время произношения. Тем самым снижается длительность фразы.
  4. Исследование показало, что у данных детей наблюдается расстройство координации между дыханием, артикуляцией и фонацией, чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха. Дополнительно к этому стоит отметить, что при осуществлении произношения фраз данными детьми, произношение осуществляется на выдохе и речевой выдох ослабленный в данном случае.

Дети, у которых было диагностировано нарушение речи, нуждаются в дыхательной тренировке. Необходимо развивать их дыхательные функции. Все упражнения по тренировке и коррекции дыхания у детей с дизартрией направлены на то, чтобы нормализовать ритм дыхания и повысить силу дыхательных мышц. Авторские методики по коррекции дыхания и его тренировке направлены на то, чтобы улучшить функции дыхания у детей. За счет улучшения функции дыхания происходит оздоровление дыхательной системы. Благодаря этому повышается общий уровень здоровья ребенка, что впоследствии, конечно же, отражается и на речевом дыхании.

Подобные занятия по коррекции дыхания необходимо проводить систематически. Данный период будет длиться достаточно долгое время. Впоследствии это позволит улучшить моторику артикулярного аппарата и развить артикуляционные движения. Работа логопеда состоит в том, чтобы преодолеть монотонность и нарушения темпа речи у ребенка с дизартрией. При условии успешной работы развивается полноценное фонематическое восприятие.

Существует достаточно большое количество методик, направленных на коррекцию речевого дыхания при дизартрии. В процессе их применения решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, повышение выносливости и силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости легочной системы. Во время выполнения специально отобранных упражнений происходит оптимизация дыхания в целом, растет общий уровень здоровья ребенка, что положительно сказывается и на развитии речи [2].

Чаще всего в логопедической работе с целью коррекции дыхания у детей с дизартрией используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Данная методика была сформирована еще в прошлом веке. Подобная методика автором была разработана для того, чтобы восстановить певческий голос, так как Стрельникова была певицей. Но учитывая практическую значимость данной методики и ее эффективность, ее стали очень часто применять при коррекции различных нарушений дыхания. В частности, данная методика очень эффективна при коррекции дыхания у детей с дизартрией.

Осуществляя свою деятельность по коррекции дыхания у детей с дизартрией, логопед подбирает индивидуальные программы коррекции и развития дыхания. Работа может осуществляться как индивидуально, так и посредством индивидуально-групповых занятий. Логопед использует общепризнанные методики, вносит какие-либо изменения в существующие упражнения, подбирает индивидуальные методики развития. Осуществление деятельности по коррекции дыхания проводится через организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

В случае, если деятельность по коррекции дыхания у детей с дизартрией проходит успешно, в последствии необходимо постоянно контролировать и наблюдать за правильностью дыхания этих детей.

Именно поэтому необходимо осуществлять периодически повторяющиеся упражнения, с целью закрепления полученного результата. Работа по коррекции дыхания у детей с дизартрией должна проводиться на базе дошкольного учреждения совместно с педагогами, которые осуществляют воспитательную функцию этих детей.

Литература:

  1. Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата [Текст]. / Л.В. Ворошнина. // 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 158 с.
  2. Галасюк И.Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО [Текст]. / И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
  3. Колесникова Г.И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО [Текст]. / Г.И. Колесникова. // 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 176 с.
  4. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. [Текст] / В.И. Яшина. — М.: Издательский , 2007. — 149 с.

Дизартрия – одно из самых распространённых речевых расстройств у детей

В зависимости от сохранности произносительных возможностей выделяют следующие степени выраженности дизартрического расстройства:

  • стёртая дизартрия (нарушена одна или несколько групп звуков, как правило, позднего онтогенеза);
  • дизартрия (нарушено большое количество звуков, речь плохо понятна, “каша во рту”);
  • анартрия (страдает артикуляция не только согласных, но даже гласных, речь невозможна, состоит из нечленораздельных звуков). Анартрия встречается достаточно редко: зачастую сопровождает ДЦП или наблюдается после перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм.

Однако симптоматика дизартрии не ограничивается только лишь нарушениями звукопроизношения. Часто встречающимися проявлениями этого речевого нарушения бывают следующие симптомы:

  • смазанность, нечёткость дикции;
  • недостаточная выразительность речи;
  • короткий, слабый речевой выдох, что вынуждает ребенка часто делать паузы.

В некоторых случаях к этим нарушениям добавляются расстройства звукослоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия (различения звуков) и лексико-грамматического строя речи. Тогда речь идёт об общем недоразвитии речи (ОНР), осложнённом дизартрией. Какие же механизмы вызывают дизартрию? Чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия (примерно 90% случаев дизартрии у детей). Она возникает вследствие нарушения тонуса подвижных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба). Фактором риска для такой дизартрии является наличие у ребёнка в раннем периоде жизни синдрома пирамидной недостаточности.

Синдром пирамидной недостаточности – это неврологический диагноз, который ставится неврологом в первые месяцы жизни ребёнка. Узнать о его наличии можно, ознакомившись с первыми записями этого специалиста в медицинской карте ребёнка.

Часто синдром пирамидной недостаточности отмечается у детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП). Признаками, подтверждающими наличие пирамидного синдрома, являются разнообразные нарушения мышечного тонуса:

  • гипертонус (повышение мышечного тонуса);
  • гипотонус (понижение мышечного тонуса); — мышечная дистония (как повышение, так и понижение мышечного тонуса). Нарушения мышечного тонуса могут быть односторонними или затрагивать обе половины тела.

Дети с повышенным мышечным тонусом могут рано начать стоять (из-за высокого тонуса мышц-разгибателей), ходят на цыпочках, не опираясь на стопу, не сгибая ноги в коленях. При выраженном понижении мышечного тонуса может отмечаться задержка психомоторного развития – ребенок позже начинает держать головку, садиться, стоять, ходить. В более позднем периоде у детей с нарушенным тонусом отмечается неуклюжесть, моторная неловкость. Подобные проблемы возникают из-за двустороннего поражения пирамидного пути.

Пирамидный путь – это нервный путь, состоящий из нейронов (нервных клеток), идущих от моторных зон коры головного мозга к спинному мозгу. Нейроны, образующие пирамидный путь, — гигантские (пирамидные) клетки (клетки Беца). Они имеют очень длинные аксоны (отростки), по которым двигательные импульсы от коры доставляются к органам движений. Часть этого пути представлена пучком клеток, образующих кортико-бульбарный (кортико-нуклеарный) путь. Он начинается от коры головного мозга и заканчивается не в спинном мозге, а выше – в продолговатом. Именно в нём находятся ядра черепно-мозговых нервов, иннервирующих (снабжающих нервными импульсами) органы артикуляции. Поэтому очень часто патогенный фактор, повреждающий мотонейроны кортико-спинального пирамидного пути, вызывает нарушения кортико-бульбарного пути, что приводит к появлению дизартрии.

Поражение кортико-бульбарного пути может проявляться в следующих симптомах:

1. Нарушение тонуса языка, губ, мягкого неба.

При повышенном мышечном тонусе (спастичность) язык напряжен, иногда оттянут кзади. Затруднено выполнение упражнений на распластывание языка (“лопаточка”). Нарушена артикуляция многих согласных, часто наблюдается их смягченное произнесение (“Сябака и коська зивут недрузьня”). При сниженном тонусе (паретичность), наоборот, ребёнок не может сузить язык (“иголочка”), затруднён подъём кончика языка наверх (облизывание верхней губы, верхних зубов). Паретичное состояние кончика языка может приводить к межзубному произнесению свистящих, шипящих, т, д, н, л. При слабости боковых краёв языка, вместо нормальных, произносятся “хлюпающие” звуки – л’х (собака –“л’хабака”). При нарушении тонуса губ пропадает чёткость произнесения губных согласных и гласных О, У. Снижение тонуса мышц мягкого нёба приводит к появлению в речи носового оттенка (ринофонии). При одностороннем снижении тонуса мышц мягкого нёба маленький язычок (увула) отклоняется в здоровую сторону при произнесении звука А.

2. Имеется гиперсаливация (слюнотечение).

Гиперсаливация усиливает смазанность, нечёткость дикции.

3. Наблюдаются синкенезии (содружественные движения). Наиболее частыми синкинезиями являются:

  • запрокидывание головы при подъёме кончика языка наверх;
  • закрывание рта при подъеме кончика языка наверх,
  • движение кончика языка из стороны в сторону вслед за движениями глаз вправо-влево;
  • движения (поднятие) пальцев рук при подъёме кончика языка наверх.

Однако было бы неправильным утверждать, что у всех детей с синдромом пирамидной недостаточности рано или поздно обнаружится дизартрия. Все зависит от того, как много нервных клеток пострадало, от зоны локализации повреждений (поражение кортико-бульбарного пути) и от возможностей компенсации в случае минимальных нарушений. Однако наличие пирамидного синдрома должно восприниматься как фактор риска дизартрии.

Дети с синдромом пирамидной недостаточности должны проходить обязательную диспансеризацию у врача-невролога – 2 раз в год, раннюю логопедическую диагностику.

От тщательности выполнения рекомендаций невролога (медикаментозная и физиотерапия, массаж, ЛФК) будут зависеть сроки и эффективность восстановительного лечения и результативность логопедической работы.

Автор: Елена Моисеенко, 2016

Дизартрия

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]