Конспект занятия в старшей логопедической группеТема: Звук [У]


Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква У»

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звук и буква У»

Дата:24.09.2021г

Вос-ль: Чигак О.А

Цель.

Учить детей анализировать звуковой ряд, состо­ящий из двух гласных звуков; знакомить с буквой Уу; упражнять в умении ориентироваться на плоскости листа (направления: сверху вниз и снизу вверх).

Оборудование.

Набор картинок, сюжетная карти­на, панно букв; листы бумаги с заданием «Буква У потерялась».

Ход занятия

1. 1. Педагог рассказывает историю, выделяя голосом звук [у].

— Сегодня я расскажу вам про маленькую пчелку. Ее звали Уля. Однажды ранним утром Уля вылетела из доми­ка — улья. Она полетела на луг за дальний лес собирать мед. Уля весело напевала:

У-у-у, у-у-у-

Много меда соберу-у-у-у!

Возле пруда Уля увидела утку. Мама-утка учила пла­вать утят.

Уля полетела дальше. Смотрит, ползет по камушку ее знакомый уж. «Доброе утро, уж!» — «Доброе утро, Уля!» Пчелка полетела дальше, напевая:

У-у-у, у-у-у.

Для всех меду соберу!

2. — Какую песенку пела Уля? (У-у-у.)

Песенка пчел­ки похожа на звук [у]. Вспомните слова со звуком [у] из истории про пчелку Улю (если дети не могут вспомнить, воспитатель задает наводящие вопросы).

— С какого звука начинаются названные слова? (Со звука [у].) Выделите этот звук в словах голосом.

3. Артикуляция звука. При произнесении звука [у] гу­бы в форме трубочки, язык лежит за нижними зубами, воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своем пути преграды, звук произносится с голосом (голосовые связки вибрируют).

Характеристика звука.

— Как мы называем звуки, которые произносятся с го­лосом и не встречают преград во рту? (Гласные звуки.) Значит звук [у] — гласный.

II. 1. — Пролетая лес, Уля услышала, как кто-то кри­чит: «Ау» Это девочка потерялась. Уля ей говорит:

у-у-у, у-у-у,

Иди за мной. Я выведу-у-у.

Вывела Уля девочку из дремучего леса и довела до са­мого дома. У девочки был маленький братик. Малыш пла­кал: «Уа-уаЬ Пчелка ему медку оставила. И полетела дальше.

Педагог предлагает детям вспомнить, как кричала по­терявшаяся девочка в лесу (ау)

и плачущий малыш в кро­ватке
(уа).

Сколько звуков в слове вы слышите? (Воспитатель напевно произносит
а-а-а — у-у-у,
затем
у-у-у — а-а-а.)
Ка­кой первый звук в слове? Какой второй звук? Какие это звуки? (Гласные.)

Работа со схемами — звуковыми бусами (обе бусин­ки — звуки красного цвета).

2. Воспитатель предлагает вспомнить и повторить пе­сенки Ули.

Физкультминутка

Игра «Ветер».

Ветер дует нам в лицо: «У-у-у-у»

Дети обмахивают руками лицо и коротко произносят звук «У».

Закачалось деревцо.

Поднимают руки вверх, наклоны влево- вправо.

Ветер дует тише, тише: «У-у-у-у…»

Вытягивают руки от груди вперед, тихо и длительно произносят звук «У».

Деревце растет все выше, выше.

Поднимают руки вверх и потягиваются.

Ветер сильный набежал: «У-у-у-у!»

Оставляют руки вверху, раскачиваются в стороны и громко произносят звук «У».

И все листья оборвал.

Бросают руки вниз, расслабляются.

3. Произношение звука «У»

в словах.

Воспитатель показывает детям картинки, дети называют их, выделяя голосом звук «У»

: Утка, Утюг, лУк, кактУс

III. 1. Знакомство с буквой.

Воспитатель: На что похожа буква У? Давайте напишем букву У пальчиком в воздухе. Сначала палочка, потом сучок.

2. Игра «Буква У потерялась»

.

— Ребята, возьмите листочки. Среди букв найдите букву «У»

и обведите красным карандашом.

Итог:

С каким звуком познакомились?

Какой это звук?

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

автор: Ганцева Марина Аркадьевна

Учитель-логопед Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №568», г. Екатеринбург

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

Конспект составила:

Ганцева М. А. (учитель-логопед)

ФГБДОУ «Детский сад №568», г. Екатеринбург

Задачи:

  • уточнять понятие «гласные звуки»;
  • учить дифференцировать звуки [а], [у];
  • учить выделять первый звук в слове;
  • учить подбирать слова с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без нее;
  • развивать фонематический слух;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов (ау, уа);
  • закреплять графический образ букв А, У;
  • развивать память;
  • воспитывать любознательность, интерес к звукам и буквам;
  • воспитывать бережное отношение к вещам (к пособиям, используемым на занятии).

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, колонки, презентация; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); магнитная доска, красные фишки (магниты); буквы А, У; указка; схема для определения места звука в слове, красная фишка;
  • для детей: индивидуальные зеркала; схемы для определения места звука в слове; звуковые пеналы (с фишками красного, зеленого и синего цвета); тетради; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); кассы букв; простые карандаши, счетные палочки (буквенный конструктор).

Ход НОД:

  1. Вводная часть. Игра «Запомни и повтори»
    :
арбуз – акула – апельсин
ананас – абрикос – Африка

альбом – аист – арка

утро – улица – ухо
Уля – ум – усики

уж – узел – умница

Артикуляционная гимнастика

. «Окошко», «Трубочка», «Окошко — трубочка», движение губ «хоботком» вправо-влево, «Лошадка».

СЛАЙД №2

  1. Основная часть:

1) «Звуки [у], [а], мы вас знаем!»:

— Какие звуки мы изучали? (А, У) Давайте вспомним о них, все, что мы знаем.

СЛАЙД №3

— Как плачет Аня? (А)

СЛАЙД №4

— Как воет волк? (У)

СЛАЙД №5

— А теперь послушайте меня и угадайте, кто это: Аня или волк? (Логопед произносит звуки [а], [у] по несколько раз, дети угадывают все вместе и индивидуально)

СЛАЙД №6

Уточнение артикуляции звуков [а], [у].

Дети улитке рассказывают об артикуляции звука [у], Айболиту — об артикуляции звука [а].

План анализа артикуляции появляется в презентации постепенно:

  1. губы
  2. зубы
  3. язык
  4. как выходит воздух изо рта (свободно) – вылетает «ветерок» (картинка)

Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.

СЛАЙД №7

— Каким цветом обозначаются звуки [а], [у]? В каком по цвету замке живут звуки [а], [у]? (Дети выбирают)

СЛАЙД №8

Характеристика звуков (гласные звуки). Дети рассказывают Незнайке.

— Звук [а] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта выходит свободно).

— Звук [у] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта тоже выходит свободно).

СЛАЙД №9

2) Игра «Назови первый звук в слове».

Логопед и дети берут схему для определения места звука в слове, кладут в первое окошко красную фишку (звук в начале слова)

На экране появляются картинки, дети их называют, выделяя первый звук и нажимая на фишку. Дети называют первый звук (все вместе и индивидуально).

Картинки: ананас, аист, утка, автобус, утюг, удочка, акула, апельсины, улитка, утенок, абрикос, улица.

3) Дидактическая игра «Угадай слово» (с опорой на картинки).

СЛАЙД №10

Логопед говорит: «Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо будет поставить к нему первый звук – [а] или [у]. Отгадывать слова вам помогут картинки». Словарный материал: …пельсины, …тюг, …втобус, …тёнок, …брикос, …тка, …литка, …дочка, …кула, …лица, …нанас, …ист..

4) Физминутка «А или У?»

Логопед произ носит звуки [а], [у]. Дети, если услышат звук [а], изображают аиста, если услыщат звук [у] – Чебурашку с большими ушами.

СЛАЙД №11

— Ребята, поговорим о букве У.

СЛАЙД №12

5) Буква У.

  • Показ буквы.
  • Нахождение буквы в кассе.
  • «Сколько элементов у буквы У? Какие это элементы? На что похожа эта буква?»
  • Выкладывание буквы из палочек.
  • Игра «Правильно – неправильно» (Дети определяют, правильно ли написана буква У)

СЛАЙД №13

  • Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – улитка ползет, помогая правильно нарисовать в воздухе букву У).

СЛАЙД №14

  • Игра «Выдели звук У». Дети называют картинки, появляющиеся на букве У, выделяя звук [у]. Выполняют пальчиковую гимнастику:

— «Удочка» — показывают указательный палец правой руки (остальные пальцы сжаты) и вращают большим пальцем левой руки.

— «Улитка» — изображают улитку сначала одной рукой (показывают указательный и средний пальцы – «рожки»), проводят рукой по столу («улитка ползет»), потом – другой рукой.

— «Утюг» — изображают утюг (кладут одну руку ладонью вниз на стол, вторую руку – сверху, «гладят утюгом»).

— «Утка» — показывают руками «клювики».

СЛАЙД №15

6) Игра «Украсим букву У»

. Дети по очереди называют слова со звуком [у] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве У) появляются цветы.

СЛАЙД №16

— О букве У мы вспомнили всё, что знаем. А теперь поговорим о букве А.

Буква А – первая буква а

лфавита (Дети замечают, что слово «алфавит» начинается на звук [а].

7) Буква А.

  • Показ буквы.

— Ребята, найдите на этом слайде буквы А (логопед вызывает одного ребенка к доске, он показывает указкой буквы: А, а)

  • «Сколько элементов у буквы А? Какие это элементы?»

СЛАЙД №17

  • Выкладывание буквы из палочек.

СЛАЙД №18

  • Нахождение буквы в кассе.
  • На что похожа эта буква?

СЛАЙД №19

  • Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – арбузики перемещаются, помогая правильно нарисовать в воздухе букву А).

СЛАЙД №20

8) Игра «Украсим букву А»

. Дети по очереди называют слова со звуком [а] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве А) появляются цветы.

СЛАЙД №21

9)
Анализ и синтез слога АУ.
Логопед показывает картинку с изображением Ули (Ульяны).

— Уля зашла в лес. В лесу было много грибов. Собирая грибы, она зашла далеко в лес и не заметила, как потеряла дорогу. Страшно стало Уле. Вспомнила она слово короткое, но очень нужное. Крикнешь его, тебя услышат и придут на помощь. Какое это слово? (Ау!)

Дети протяжно произносят «слово» АУ хором и по рядам.

— Назовите первый звук в слове Ау (А). Звук [а] какой? (гласный). Он обозначается фишкой красного цвета (Дети выкладывают красную фишку на стол, а логопед на магнитную доску).

— Назовите второй звук в слове Ау (У). Звук [у] какой? (гласный). Обозначьте его.

— Первый звук [а]. Второй звук [у]. Что получилось? (АУ) «Прочитаем» слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове (АУ).

— А теперь обозначим звуки буквами. Прочитаем слово (используется карточка для слитного чтения слога АУ).

СЛАЙД №22

10) Анализ и синтез слога УА

.

Логопед показывает картинку с изображением плачущего ребенка.

— Малыш плачет: «Уа!»

Дети протяжно произносят слово УА хором и по рядам.

Слог УА разбирается аналогично.

СЛАЙД №23

11) Печатание слогов

АУ, УА.

СЛАЙД №24 с надписью «Молодцы!»

  1. Итог НОД. Рефлексия.

— Назовите слова со звуком А. Назовите слова со звуком У.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]