Строение речевого аппарата структурные компоненты речи и языка, характеристика и особенности органов, основные функции, этапы формирования речи, возможные проблемы и нарушения

Важнейшей особенностью человека является его умение произносить звуки, чему способствует строение речевого аппарата. Он необходим для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями, общаться между собой. Это очень сложный механизм, для успешного функционирования которого необходима слаженная работа каждого компонента. Структура представлена двумя отделами: центральным (человеческий мозг) и периферическим или исполнительным.

Определение и предназначение

Под речевым аппаратом в науке принято понимать совокупность человеческих органов, предназначенных для образования речи. Центральный отдел, представленный мозгом и отдельными образованиями центральной нервной системы, выполняет регулирующую функцию. Основное предназначение:

  • Чтобы сформировать устную речь, необходимы лобные извилины центра Брока, которые образуют двигательную область.
  • Речь собеседника люди воспринимают благодаря речеслуховой области, в которую входят височные извилины центра Вернике.
  • За понимание ответственна теменная доля.
  • Усвоение слов при восприятии письменной речи (при чтении либо письме) происходит благодаря зрительной зоне, расположенной в затылочной доле.
  • Кроме того, схема речевого аппарата человека включает в себя периферический или исполнительный отдел, который состоит из нервов, костей и мышц.

Особенности исполнительного отдела

Он включает в себя три важнейших структурных подразделения. Первый — дыхательный отдел. Его деятельность, представляющую собой последовательность входов, выдохов и пауз между ними, регулирует ЦНС. Основным рабочим «инструментом» является диафрагма, которая расширяется и сокращается, за счет чего легкие меняют объем и производят вдохи и выдохи. При этом происходит образование воздушной струи, которая важна для образования голоса, от ее интенсивности зависит четкость произношения звуков речи. Кроме того, в состав дыхательного отдела входят:

  • грудная клетка;
  • легкие;
  • межреберные мышцы.
  • Функции воздушной струи — голосообразующая и артикуляционная. Звук образуется при выдохе, а вдох при разговоре становится глубже и короче. Количество дыхательных движений, совершаемых в процессе речи, гораздо больше, чем непосредственно при физиологическом дыхании. Объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха во время разговоров в три раза больше, чем при обычном совершении вдохов и выдохов.

    Образование голоса

    В строении и функционировании речевого аппарата важнейшую роль играет голосовой отдел, именно он ответственен за образование голоса и его характеристики — тембр, силу, высоту. В него входят гортань и голосовые связки, которые, вибрируя под воздействием воздушной струи, рождают звуки.

    Гортань представляет собой трубку, состоящую из мягких тканей и хрящей, в верхней своей части она переходит в глотку, в нижней — в трахею. В том месте, где гортань соединяется с глоткой, располагается надгортанник, служащий своеобразным клапаном при глотании: опускаясь, он не дает попадать в нее кусочкам пищи и слюне. Особенности органа:

  • Гортань у мужчин больше, голосовые связки более длинные (до 2—2,4 см). У женщин длина связок — 1,8—2 см.
  • Размер органа у детей до периода полового созревания одинаков вне зависимости от пола.
  • Гортань растет неравномерно в течение жизни человека. Выделяют периоды ее активного увеличения в размерах: 5—7 лет, 12—13 (девочки) и 13—15 (мальчики). У последних формируется кадык.
  • Меняет форму: у детей в виде воронки, у взрослых — цилиндрическая.
  • Мощность воздушной среды обуславливает силу звучания, а высота и тембр голоса зависят от размеров связок, их упругости и степени натяжения.

    Кроме того, на специфику влияют и резонаторы, к числу которых относятся глотка, ротовая и носовая полость. Они меняют свой объем, то есть резонируют, за счет чего звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

    Произнесение звуков

    За этот важнейший процесс отвечает артикуляционный отдел, в который входят язык и губы, челюсти, альвеолы, неба (твердое и мягкое). В науке есть их классификация на активные (подвижные) и пассивные (неподвижные). К первой группе относятся язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть, все прочие принадлежат к категории пассивных. Профиль артикуляционного аппарата поможет увидеть наглядно, как они выглядят.

    Важнейшим органом речевого аппарата является язык, принимающий участие в образовании практически всех звуков речи за исключением губных. При артикуляции органы приближаются друг к другу, при этом образуются смычки или щели, что становится причиной образования голоса.

    В надставной трубке находятся резонаторы, которые ответственны за отчетливость и громкость речи. Эта трубка имеет специфическое строение, позволяющее ей изменять форму и объем. Основных функций у нее две — шумовой вибратор и резонатор. Выполнять первую позволяют голосовые связки, щели между губами, а также между языком и твердым небом, языком и губами, языком и альвеолами, губами и зубами. Особенности образования различных звуков:

  • Шумовой вибратор участвует в образовании глухих согласных.
  • Тоновый вибратор позволяет произносить сонорные и звонкие фонемы.
  • Носовая полость принимает участие в образовании м, н и их мягких вариантов.
  • Таковы основные структурные компоненты речи и языка.

    Компоненты содержания речи. Психология речевого высказывания

    Рассмотрим основные составляющие содержания речи, посколь­ку устройство субъективной речи отличается от устройства и струк­туры объективного языка. Язык состоит из слов, или лексем. В составе речи задействуется субъективация, психологизация слова. В структуре речи выделяют три основных, несомненно, связанных компонента.

    1. Значение

    слова — это объективно сложившаяся система всех объяснений, толкований, использований и нюансов данного слова, его связей и отношений с другими словами. Значение создается в практике людей, в реальной жизни, а потому существует историче­ски. Значение объективно, поскольку не зависит от отражающего, познающего знания и сознания индивида. Такое значение принадлежит как бы всему человечеству (прошлому и нынешнему), явля­ется системным результатом нескончаемого синтеза, обобщения, динамики, вариаций, а потому оно практически неисчерпаемо.

    Чтобы описать значение любого слова, недостаточно проанали­зировать все словари (существующие и бывшие) и все книги, в которых это слово употреблялось. Нужно изучать диалекты, пого­ворки, метафоры. Это некий, привычный для любой науки, абстракт, своеобразный «предел» знаний о многоликом предмете, который данным словом заменяется. Однако значение существует и как феномен индивидуального сознания. В таком случае это отраже­ние первого понимания значения, более или менее полное знание, понимание конкретной личностью общечеловеческого содержания значения слова. В этом «втором» своем существовании значение остается объективным, хотя и принадлежащим субъекту. Система таких значений составляет знания человека.

    Интересно, что, описывая психологическое единство мышления и речи, Л.С. Выготский называл значение слова своеобразной «еди­ницей» этого единства. Другими словами, значение слова есть од­новременно и феномен мышления, и феномен речи. Это психологи­ческая «неразложимость» знания, заключенного в системе значе­ний слов, и мышления, которое оперирует не словами, а понятиями.

    2. Вторым компонентом речи является смысл

    слова. Это инди­видуальное, субъективное значение слова, которое наиболее соответствует практике, контексту, реальной ситуации, личности. Смысл рождается в системе деятельности, в отношениях мотива и цели и становится феноменом личностным, психологическим, в отличие от объективного значения. Но смысл выражается посредством значе­ний, путем выбора одного из них из существующей (известной ин­дивиду) системы. Поэтому речевая деятельность
    избирательна.
    Всегда идет «работа» по выбору «нужного значения» или смысла. Такой выбор не случаен. Он определен множеством частных, конк­ретных условий и обобщенных факторов, при участии которых реа­лизуется данная речевая деятельность. Здесь все оказывает влия­ние: тема, контекст, цели, собеседник, образование личности, ее опыт, профессия, разнообразие физических и психических состояний го­ворящего человека.

    В привычной обстановке, в обыденной речи эта работа по выбо­ру одного смысла из большой системы значений не является досто­янием сознания индивида. Речь течет легко и свободно, без запи­нок и затяжных пауз. Но достаточно возникнуть какому-то затруд­нению (интеллектуальному, эмоциональному), и выбор, подбор слов вызывает у высказывающегося затруднение. С этим так или иначе сталкиваются все люди, потому что, как отмечалось ранее, слово и мысль, значение и смысл не идентичны.

    И эти трудности являются не столько речевыми, сколько мысли­тельными. Понятие у человека еще не настолько сложилось, усвоилось, чтобы найти знаковое, словесное выражение. Общеизвестны «муки творчества» писателей и поэтов, в результате которых нахо­дятся, казалось бы, точные, простые слова для выражения тонких и глубоких смыслов, недоступных обыденному просторечию человека.

    По-видимому, у каждой личности существует какое-то свое, иногда глубоко индивидуальное соотношение значений и смыслов, прояв­ляющееся в его смысловом пространстве, специфике речи. Дело не только в лексике, богатстве или бедности объективных слов как метафор, а также в тех различающихся смыслах, которые вкладыва­ют разные личности в одинаковые слова. В этом непременно задей­ствованы стержневые особенности потребностно-мотивационной сферы личности, так или иначе срабатывают известные деятельностные конструкции, поэтому семантические особенности речи мо­гут выступать одной из обобщающих и выразительных индивиду­ально-психологических характеристик. Смысло-речевые изменения возникают при некоторых болезнях (например, велеречивость ши­зофреника), характерны для сна, для измененных состояний созна­ния (медитация, опьянение, аффект). Человек в таких случаях гово­рит совсем по-другому, проецирует иные субъективные смыслы, выражает другие отношения, нежели находясь в нормальном состоя­нии сознания. Значение, конечно, обширнее смысла, но смысл (вви­ду своей субъективности) более выразителен, убедителен для лич­ности.

    3. Третий компонент содержания речи — это эмоциональная

    «окраска» слова, т.е. субъективное переживание, которое связано у личности с данным словом (его значением и смыслом). В реальной речевой практике смысл и эмоция, конечно, слитны, даны в одной яркой субъективной картинке. Однако с теоретической точки зре­ния различение этих понятий вполне обоснованно и практически необходимо.

    Смыслы и эмоции существуют рядом, субъективно вместе. Но они возникают и функционируют в разных обстоятельствах, в раз­личных отношениях с другими психическими явлениями, привяза­ны к разным интервалам времени. Смыслы рождаются в структуре деятельности. Эмоции связаны с деятельностью несколько по-дру­гому, но могут существовать и вне какой-либо конкретной деятель­ности человека по личному желанию, устоявшейся привычке к пе­реживанию.

    Взять, к примеру, такое слово, как «отпуск». Его смысл для лично­сти относительно устойчив. Тогда как связанные с отпуском эмоции являются, вероятно, более разнообразными и переменчивыми. ‘

    Будучи отнесенными в речи к одному и тому же слову, смысл и эмоция по-разному направлены, т.е. выделяют для личности некие разные аспекты общего предмета (объективного значения слова). Следует различать, например, эмоцию страха и смысл страха, пере­живание удачи и ее смысл, чувство патриотизма и смысл патрио­тизма. Смысл, положим, прогулки под дождем может сочетаться в индивиде с самыми несхожими эмоциями по отношению и к про­гулке, и к дождю.

    Смысл, как отмечалось, выражается в значениях. Но и словесное выражение эмоций возможно лишь посредством системы объек­тивных значений. Однако экспрессии переживаний много обшир­нее слов как таковых. Это и интонации, и слоговые перестройки, и частотные модуляции в речи, не говоря уже о мимике, жестах и других паралингвистических средствах выражения человеческих чувств, да и общения в целом. Отсюда определенная «невысказанность» эмоций, равно как и всей субъективности психики.

    Всякий язык по определению объективен, он дает лишь некий перевод, замещение, в чем-то искаженный вариант субъективного «оригинала» психики. Поэтому языковые проблемы: семиотиче­ские (знаковые) и семантические (смысловые) актуальны и значимы для всей психологии, а не только непосредственно для психо­лингвистики. В результате в современной психологии получают все большее распространение всевозможные средства психосеман­тического изучения самых различных свойств и явлений, личности в целом.

    Традиционные для психологии вопросы заключаются в том, от­чего получается речь, как мысли преобразуются в слова, каким об­разом внутреннее, субъективное превращается во внешнее, матери­альное. Такой процесс, называемый экстериоризацией, проходит ряд условно выделенных этапов, которые характеризуют психологию речевого высказывания.

    Обозначим основные этапы

    перехода от психического к мате­риальному, речевому.

    1. Для возникновения всякой деятельности необходим, как из­вестно, мотив,

    поэтому и речь «начинается» с наличия актуализи­рованного мотива, который во многом определяет особенности бу­дущего высказывания, его построение, экспрессию, даже содер­жание. Кроме того, только знание мотива позволяет слушателю по-настоящему понять: что и, главное, почему, зачем говорит чело­век. Вслед за А.Р. Лурией можно привести такую, достаточно ук­рупненную и ориентировочную градацию мотивов речевого выска­зывания, идя в направлении от простого к сложному.

    Во-первых, это острое эмоциональное переживание, аффектив­ный взрыв,

    побуждающий высказаться обязательно и немедленно, зачастую без постановки осознанной цели. Таким мотивом могут стать острая обида, гнев, оскорбленность, внезапная радость и дру­гие аналогичные эмоции, которые требуют незамедлительного по­веденческого, в том числе речевого, «выхода», разрядки. Подобная отчетливо эмоциональная мотивация речи не так уж редка в обы­денной жизни. Хотя следует иметь в виду, что эмоции обязательно участвуют практически в любой человеческой деятельности, в каж­дом живом высказывании, не всегда выступая в непосредственном качестве «побудителя».

    Во-вторых, мотивом речевого высказывания может выступать чу­жое требование

    или
    желание,
    когда индивид должен ответить на чей-то вопрос, участвует в диалоге. Такой мотив является, по сути, социализированным и распределенным между двумя говорящими. Мера субъективной «желательности» говорить, собственная моти­вированность личности при этом самая различная, отчего суще­ственно зависит и ее речь. Тут могут быть и однозначные ответы по типу неохотного «бурчания», и упоенное взаимное прерывание собеседников, разговор взахлеб, «хором».

    Третью, чрезвычайно обширную и разнообразную группу состав­ляют так называемые интеллектуальные

    мотивы, связанные с по­знанием, обучением, мышлением, интеллектом. Эти мотивы принад­лежат уже непосредственно самой личности, хотя, как известно, носят во многом социогенный характер. Преимущественно такой мотива­ции подчинены, например, и детские вопросы «почему?», и речь учи­теля на уроке, и выступление главы администрации, так что в зави­симости от сложности, сформированности и осознанности мотива на «выходе» используются самые разнообразные речевые конст­рукции.

    Заметим, что в реальной жизни невозможна работа «чистого» интеллекта. Это относится к одноименным мотивам речевых вы­сказываний. К этой группе следует отнести мотивы, опредмечива­ющие практически все социогенные потребности человека, поскольку они неразрывно связаны с работой вездесущего «интеллекта», ви­довой человеческой «разумности». Огромное множество мотивов обеспечивает речевое взаимодействие и общение людей, их воздей­ствие друг на друга, побуждение, убеждение, речевую реализацию эмоциональных отношений и многое другое. Реализация всех функций речи немыслима без соответствующей мотивации.

    Наконец, четвертой группой рассматриваемых побуждений к речи можно назвать мотив «уяснения для себя»,

    который, вероятно, относится в целом к предыдущей группе, но характеризуется подчеркну­той направленностью личности «вовнутрь», в собственное состояние или размышление. Это мотив рефлексии, самопознания, интеллекту­альной (с помощью речи) отработки каких-то нерешенных личност­ных вопросов и проблем. Человек говорит не для того, чтобы его поняли слушатели, а больше для того, чтобы самому уяснить, утвер­дить нечто актуальное и личностно значимое. Подобной мотивации, по-видимому, подчинена так называемая эгоцентрическая речь.

    Ведение дневника в подростковом или юношеском возрасте так­же, например, мотивируется не желанием автора стать профессио­нальным писателем, а необходимостью уяснения, упорядочивания, систематизации сложных жизненных впечатлений, разом обрушив­шихся на еще не готовую, формирующуюся личность. Да и вполне зрелый, опытный человек зачастую мотивируется в своих рассуж­дениях тем же «уяснением для себя». Это может быть решением «задачи на смысл», на адекватное понимание каких-то внешних или внутренних событий.

    Конечно, эти условно выделенные группы мотивации речи не существуют отдельно от всех других. Эта мотивация пронизана неустранимой, видовой социальностью личности и в реальности перекрещивается со всеми другими потребностями и мотивами. Мы говорим о возможном преобладании в личности той или иной груп­пы побуждений к высказыванию. В действительности же речь, как и всякая другая деятельность, является полимотивированной и мно­гоосмысленной, и при ее психологическом анализе необходимо рас­сматривать всю систему, иерархию мотивации личности.

    2. Второй этап перехода от идеального к материальному, к речи может быть назван наличием мысли,

    т.е. самого содержания буду­щего высказывания. Как бы ни велико было желание человека го­ворить, для внятной речи необходимо еще иметь,
    что сказать.
    Мысль может быть простой, односложной, констатирующей по типу, скажем, разговоров о погоде. Но может быть развернутой, не­линейной, неоднозначной, требующей для своего словесного выра­жения определенного плана, схемы, логической последовательности, аргументации.

    Мыслью может быть, например, какое-то ранее усвоенное, инте-риоризированное личностью научное понятие. Такая мысль свер­нута, редуцирована в сознании человека и имеет две стороны, два аспекта: свой предмет и мысль об этом предмете (П.Я. Гальперин). В мысли нет собственно речевого процесса, он обычно не осознает­ся человеком без нужды. Но для того, чтобы высказаться, эту мысль необходимо перекодировать, «развернуть», выстроить, что не всегда производится само собой, автоматически. В отличие от языка, мысль построена нелинейно, динамична по сути, поэтому и предстоящий перевод мысли в слова вызывает сложность. Это может стать осо­бой, мыслительной работой, а может произойти совершенно неосоз­нанно.

    Специфика речевого высказывания, таким образом, зависит от самого качества мысли говорящего, от меры его понимания или усвоения. Одно дело — говорить, например, наизусть выученный материал, читать составленный текст, и совсем другая речь выстра­ивается, когда человек как бы размышляет вслух.

    3. Третий этап трансляции психического в материальное носит название внутренней речи как

    некоторого промежуточного преоб­разования, процесса «испарения» идеальной или «чистой» мысли в материальное слово (и наоборот). Внутренняя речь связывает зву­ковой образ будущего слова с его понятым, мысленным значением (выбираемым смыслом). Это как бы «черновик» будущей речи, ко­торый характеризуется не только беззвучностью, но совершенно специфической структурой. Внутренняя речь отрывочна, сокраще­на, свернута, предикативна, т.е. в ней преобладают глагольные фор­мы языка и практически отсутствуют подлежащие. Внутренняя речь не оперирует материальной’, знаковой формой слова, а потому явля­ется деятельностью внутренней, психической. Она осуществляется в психических образах, т.е. в тех или иных мысленных обобщениях, и может быть разной степени сложности (подобно мысли).

    Например, при определенных мыслительных или речевых за­труднениях школьника внутренняя речь сопровождается нашепты­ванием, жестикуляцией, иными словами, практически пересекается с материальными речевыми средствами, поддерживается, подкреп­ляется ими. Сложность высказывания взрослого человека также приводит к определенному демаскированию, развертыванию внут­ренней речи. Это внешне выражается в затягивании пауз, осознава­емых затруднениях при подборе (или замене) слов, речевых сокра­щениях либо в неоправданных, защитных повторах слов.

    Максимально развернутую внутреннюю речь П.Я. Гальперин называл «внешней речью про себя», суть ее заключается в беззвуч­ном, но четком словесно-понятийном проговаривании. В таком слу­чае мышление человека становится достоянием, предметом его со­знания. И наоборот, при отсутствии затруднений в интеллектуаль­ной или собственно речевой деятельности человек не осознает течения процесса, называемого внутренней речью.

    Внутренняя речь участвует, конечно, не только в создании внешней речи, но и в работе мышления человека, в функционировании сознания, во всякой усложненной рефлексивной деятельности психики.

    4. Заключительным этапом экстериоризации является внешняя речь

    как некий материальный, языковый процесс, предназначенный для реализации какой-либо функции. Это то объективное, что не­посредственно воспринимается слушателем или читателем и имеет узаконенную грамматическую структуру, лексический строй. Это реальное проявление, использование, «жизнь» языка.

    Этапы формирования речи

    Дыхательный отдел голосового аппарата ответственен за подачу воздуха, голосовой образует голос, функция артикуляционного — создание резонанса, необходимого для отчетливого звучания и громкости. Произнесение слова состоит из нескольких этапов. Сначала происходит отбор команд в коре головного мозга, то есть формирование определенной артикуляционной программы. Последующие стадии:

  • Реализация подготовленной программы в исполнительном отделе голосового аппарата. Участие принимают органы дыхания и резонаторная система. Именно они помогают произносить определенные фонемы.
  • Чтобы не возникало ошибок при произнесении, необходим кинестетический контроль, который позволяет сделать правку до момента произнесения фонемы.
  • В момент звучания звука осуществляется слуховой контроль, позволяющий человеку понять допущенную ошибку и исправить ее.
  • Проводящие пути образуют проводниковый отдел. Нервные пути подразделяются на два вида: центробежные (передают информацию от ЦНС к мышцам, связкам и сухожилиям) и центростремительные (информация движется в обратном направлении — от мышц, сухожилий и связок к ЦНС). Во втором случае пути называют также чувствительными.

    Реализация речевой функции

    За звучание речи ответственны два центра — сенсорной и моторной речи. Первый помогает воспринимать фонемы, различать их между собой, второй же необходим для воспроизведения звуков, слов и предложений. В психологии принято выделять две разновидности речи:

    • импрессивную, то есть понимание чужой устной и письменной речи;
    • экспрессивную, произносимую вслух с определенной интонацией, ритмом, темпом.

    Интересно, что здоровый грудной ребенок в первый год своей жизни может воспроизводить до 75 кратчайших звуков, то есть на физиологическом уровне способен к изучению любого языка мира. В дальнейшем все зависит от того, на каком языке общаются в его семье.

    Чтобы научиться грамотно говорить, каждый человек должен понимать, какие подсистемы имеются в русском языке. К ним относятся:

  • Фонетика. Наука о звуках речи — фонемах, правилах их артикуляции с позиции физиологии.
  • Семантика. Помогает пониманию значений каждого лексического элемента.
  • Синтаксис. Позволяет разобраться в том, как происходит формирование предложений из отдельных слов.
  • Лексика. Изучает словарное богатство языка.
  • Звуки речи в русском языке подразделяются на согласные (представляют собой шумы) и гласные (тоны). Первые делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие, а вторые — на ударные и безударные. Эти признаки принято именовать смыслоразличительными. В русском языке 42 фонемы, из которых 36 согласных и 6 гласных.

    Понятие о речевой системе, её компонентах. Звуковая сторона речи

    Предмет, объект, цель и задачи логопедии. Связи логопедии с другими науками

    Логопедия – (обучение речи\обучение речью) это наука о нарушениях развития речи, их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

    Объект логопедии – (человек (логопад) с нарушением речи) это состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц с разнообразными расстройствами речевой деятельности.

    Предмет логопедии – это нарушение речи процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.

    Цель логопедии – разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также изучение, обучение и воспитание лиц с нарушениями речи.

    Задачи логопедии:

    1. Теоретические:

    — изучить этиология, патогенез (механизм), структуру и симптоматику нарушения речи;

    — выявить индивидуальные особенности развития речи (онтогенез речи) при различных ее нарушениях;

    — охарактеризовать взаимовлияние речи и личности человека (логопсихология или психологи лиц с нарушениями речи);

    — изучить особенности формирования речи у детей с различными отклонениями в развитии (интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата);

    — разработать методы обследования и приемы устранения нарушения речи у детей и взрослых.

    2. Практические:

    — разработка методов преодоления нарушений речи у лиц с различными отклонениями в развитии;

    — дать научное обоснование организации логопедической помощи в России.

    Логопедия связана со многими науками. Традиционно связи логопедии делят на внутрисистемные и межсистемные.

    1. Внутрисистемные связи включают в себя

    а) педагогический блок: педагогика (методы, приемы обучения и воспитания), специальная педагогика, методика дошкольного воспитания и методика развития речи (дошкольники), методика обучения русскому языку (школьники), логопедическая ритмика

    б) психологический блок: психология, специальная психология, психодиагностика, патопсихология (лица с патологией развития – шизофреники), нейропсихология (высшие психические функции), психолингвистика*

    2. Межсистемные связи включают в себя:

    а) медико-биологический блок: педиатрия, генетика, нейрофизиология и внд, невропатология (без заключения не имеем право ставить диагноз), оториноларингология, психопатологи.

    б) лингвистический блок: фонетика, лексикология, морфология, синтаксис, психолингвистика.

    *из психолингивстики логопеду особенно необходимы теории происхождения и восприятия речевого высказывания

    Понятие о речевой системе, её компонентах. Звуковая сторона речи


    Возможные проблемы

    Устройство голосового аппарата, а также функциональные особенности каждого из его отделов помогут работаться в том, какие проблемы могут возникнуть. В логопедии принято выделять несколько типов нарушений:

  • Неверное использование речевых органов.
  • Нарушение структуры органов или тканей.
  • Проблемы со стороны отделов нервной системы, функция которых — обеспечивать произнесение фонем.
  • Кроме того, у детей может наблюдаться задержка речевого развития (ЗРР), суть которой состоит в неумении произносить определенные звуки, неспособность к экспрессии (выражению эмоций), невладение интонацией. Также к ЗРР относятся недоразвитость словарного запаса, отсутствие в 2 года фразовой речи, а у трехлеток — связной речи. Эти дефекты следует как можно скорее устранять путем обращения к логопедам, в противном случае они могут стать причиной того, что ребенок не сможет нормально научиться писать и читать.

    Голосовой аппарат выступает важнейшей частью человеческого тела, он помогает людям общаться между собой и находить свое место в социуме. По этой причине любая проблема, обнаруженная в раннем детстве, должна быть незамедлительно решена.

    Предыдущая

    АнатомияПроцесс пищеварения физиология пищеварительной системы человека, функции органов желудочно-кишечного тракта, последовательность процессов, значение для организма

    Следующая

    АнатомияАртериальное давление определение, виды, оптимальные показатели для человека, причины и признаки высокого и низкого кровяного АД, единицы измерения

    Компоненты речи в логопедии

    К основным компонентам речи в логопедии можно отнести:

    • Звуковой состав речи. Изучение звукового состава речи занимаются такие науки как фонетика, грамматика и лексика. Звуки, которые издает человек в рамках общения, очень важны, так как в зависимости от произношения, правильности звуков и их звучания люди могут общаться и правильно воспринимать информацию. Если один звуковой компонент нарушен, то часто, мы не можем понять, что хочет сказать наш собеседник. Например, ребенок говорит вместо слова «рыба» — «лыпа», то есть не может воспроизвести звонкие согласные и выговорить букву «р». В связи с этим слово звучит неверно и другой человек не сможет понять суть сказанного ребенком предложения или словосочетания, ввиду чего теряется суть общения или оно становится невозможным;
    • Словарный состав речи. Речь состоит из слов, которые общеприняты в обществе, имеют единое значение в независимости от того, в каком словосочетании его употреблять. Поэтому все люди могут общаться по средствам слов, которые есть в словарях. Каждое слово правильно звучит, имеет ударение на определенный слог. Если не знать правильных слов или неверно их интерпретировать, то общение станет, либо совсем невозможным, либо однобоким. Например, ребенок использует в своем словарном запасе слова, которые не известны другим, обычно это выдуманные слова, которые понятны только ему или ему и его друзьям. В данном случае словарный состав речи ребенка не соответствует общепринятым словарным нормам, поэтому общение будет вызывать много вопросов со стороны других людей;
    • Грамматический состав речи. Грамматика представляет собой набор букв, слогов, которые формируют слова. Правильное расположение слогов в слове, словосочетаниях, а также правильное формирование предложений является основным компонентом речи. Если, например, ребенок путает слоги в словах, меняет их местами, не понимая значения слова, тогда понять ребенка будет сложно. Данный речевой дефект также устраняется логопедом.

    Компоненты речи являются важными элементами общения в целом. Если хотя бы один речевой компонент нарушен, теряется смысл всего общения, оно становится затрудненным и вызывает много вопросов.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]