Фонематическое восприятие – это как дверь, открывающая в развитии ребенка речевой поток. Названный вид восприятия обеспечивает формирование способности понимать речь на слух. Он же отвечает за постепенное превращение детского лепета в осмысленные слова и предложения. Развитие фонематического восприятия у дошкольников зависит от особенностей других познавательных процессов. Так, дети с цепким вниманием быстрее начинают распознавать речевые звуки. Этот процесс у них сопровождается большей точностью, что способствует становлению фонематического слуха.
Что такое фонематическое восприятие?
Когда малыш учится говорить и понимать обращенную к нему речь, развитие идет в двух сферах — произносительная сторона речи и распознавание и анализ речи. В центрах дошкольной подготовки большое внимание уделяют обеим сферам. Анализ звукового содержания, в свою очередь, включает слух и восприятие.
- Фонематический слух
— врожденная способность слышать и различать единицы речи. - Фонематическое восприятие
— это способность различать смыслоразличительные единицы языка (фонемы) и понимать звуковой состав родного языка.
Это необходимое условие для формирования красивой связной речи, четкого произношения, обучения чтению и письму, которые необходимы не только в обычной жизни, но и в школах актерского мастерства и на занятиях по вокалу.
Статья:
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА:
1) РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ; 2) ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Коррекционная работа по формированию ФС с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:
1) развитие слухового внимания; 2) формирование ФС.
1. Развитие слухового внимания на неречевых звуках на подготовительном этапе.
Различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые}– неприятные (злые, грубые).
Упражнения и игры на развитие слухового внимания: [2]
- “Какие звуки нарушают тишину?”,
- “Кто услышит больше звуков?”,
- “Назови звуки групповой комнаты”,
- “Назови звуки улицы”,
- “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
- “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
- “Жмурки с колокольчиком”,
- “Ладушки”,
- “Морзянка”,
- “Чей голос?”,
- “Солнце или дождик”,
- “Угадай по звуку, что делать?”,
- Звучание музыкальных инструментов.
- Песенки насекомых.
- Голоса животных, птиц.
- Звуки транспорта.
- Звуки рабочих инструментов.
2. Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной работы.
Первый этап — узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
- Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «Далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко.
- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап — различение сходных по звучанию слов.
- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
- Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый этап — различение слогов.
- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
- Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап — различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Наблюдая за деятельностью детей обращала внимание на следующие показатели:
— умение детей слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их;
— умение различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков;
— отработать навык различение на слух фонем по акустическим особенностям( в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т.п.);
— формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры)
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах). 2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. 3. Различение звука в слове. 4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). 5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.). 6. Придумывание слов на определённый звук.
Игры со звуками.
- «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – сонорные [М], [Н], [Р]
- «Три слова» Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).
- «Путешествие по комнате» Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. (В другом варианте этой игры у каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки). В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
- Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).
- Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л(игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).
- В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию:миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.
- С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества слогов и звуков в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.
- Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” {двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.)
- Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз,альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.
- “Покорми горохового человечка” – так называется д/и, способствующая одновременно и становлению ФС, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет “А” – ребёнок отвечает “нет”, “Ф” – “нет”, “М” – “нет”, “Р” – “Да. Кушай, Рома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот “человечку” одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать “человечку” две горошины. Разные имена дают дети “гороховому человечку” – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).
- «Поймай словечко в ладошки» (составить слово из отдельно названных звуков). Называть согласные звуки без призвуков гласных (Д, О, М – дом)!
- «Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности Д,М,О – дом).
- «Волшебники» (заменяя один звук в слове, превращаем одно слово в другое: СОК –ТОК – ТОМ – ДОМ – КОМ – СОМ – СОН – СОК – СУК – ТУК – ТАК – РАК – МАК…). Другой вариант этой игры – образовывать новые слова с помощью добавления согласного звука: АНЯ – САНЯ, ВАНЯ, ДАНЯ, МАНЯ, ТАНЯ.
- «Найди слово, которое спряталось в других словах»
1) Составить слово из первых звуков слов: ШАПКА, АВТОБУС, РАК – ШАР
2) Составить слово из последних звуков слов: КОМАР, ТРАВА, СОК – РАК
3) Составить слово из третьих звуков слов: КУСТ, КРОТ, КУКЛА – СОК Играть можно с картинками или без наглядной основы.
- «Цепочка слов» (придумать слово на последний звук предыдущего слова). Для речевых игр с дошкольниками подбирайте такие слова, в которых написание не расходится с произнесением. Помните, например, что звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются: МОРОЗ, ЗУБ.
- «Лишнее слово» (из четырёх произнесённых слов выбрать то, которое отличается от остальных: НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА КОТ, ГОД, КОТ, КОТ МЁД, МЁД, ЛЁД, МЁД ДУДОЧКА, УДОЧКА, ДУДОЧКА, ДУДОЧКА
- Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития ФС) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например: “Мой друг Петя поймал на озере большого карася.” Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: “Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка”. Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску: Мой друг Петя
поймал на озере большого карася.В этом предложении восемь слов.
- Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами):
-отхлопывание ладошками,
-контроль правой рукой за опускаемым подбородком,
-шагослогометрия.
- Выберем одно слово, например “озеро” и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм “Характеристика звука”:
[о] – гласный звук, [з’] – согласный звук, мягкий, звонкий, [э] – гласный звук, [р] – согласный звук, твёрдый, звонкий, [о] – гласный звук.
В слове “о-зе-ро” три слога, пять звуков.
- В игровой ситуации вызывается чёткий изолированный звук с помощью игрушек:
комар – [з], жёлтый жук – [ж], кузнечик – [ч], змея – [щ], самолетик– [л], катерок – [р].
- В процессе коррекционной работы с дошкольниками на этапах автоматизации звука в слове, в предложении используются игрушки на сложные по артикуляции звуки:
– слон, собака, свинья и др. – змея, коза, обезьяна и др. – цыпленок, курица, овца и др. – шишка, мишка, мышка и др. – жук, жираф, ёжик и др. – черепаха, Чипполино, бабочка, кузнечик и др. – щенок, щётка, трещотка и др. – лошадка, лиса, самолет и др. – рыба, корова, катерок, Буратино и др.
На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования ФС.
СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
Выпускники речевой группы детского сада переступают школьный порог со следующими знаниями:
-первое слово в предложении и имена пишутся с большой буквы;
-в конце предложения ставится точка;
-семантическое вычленение слов из фразы. Каждое слово пишется отдельно (важно для правописания приставочных глаголов (типа “написал”, “подпрыгивает”) и именных частей речи с предлогами (например: “на озере”, “под голубыми”);
-умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку;
-ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего;
-фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др.
Предложение.
Первый период начинается с подготовительного этапа (2-3 занятия) , где детей знакомят с понятиями «слово», «предложение». Обучают самым простым операциям с ними. На первом занятии детей знакомят с понятием «слово». Объясняется, что каждое слово имеет свое значение, для этого следует учить детей отличать слова от бессвязного набора звуков. Можно использовать следующие приемы: Логопед произносит то слова, то произвольные сочетания звуков (например, «кракамук»), а ребенок устно или определенным сигналом отмечает, когда было произнесено слово, а когда – набор звуков. Ребенок сам называет слова и придумывает псевдослова. Логопед произносит слова искаженно, меняя, например, порядок слогов или заменяя звуки («коболок» — колобок, «хобос» — хобот), а ребенок восстанавливает слово и произносит его. Желательно правильно произносить первый слог или первый звук слова.
Второй период .На следующем занятии с помощью практических примеров дается понятие «предложение». Педагог объясняет, что предложение — это несколько слов, которые выражают определенную законченную мысль. Для осознания данного понятия можно применить прием сравнения простых предложений с набором слов или словосочетаний. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим. Полезно провести дидактическое упражнение «Живые слова», в котором ребенок должен найти место своему слову в предложении (а себе – в строю детей) и во время произнести его. При анализе предложения следует учить детей определять количество слов в предложении. Для этого используются различные предметы (счетные палочки, полоски картона, спички). Логопед произносит предложение, а дети выкладывают количество слов данными предметами. Затем вводится условное графическое обозначение слов в предложении (прямая черта). Предложение всегда начинается с большой буквы, что также отмечается особым графическим знаком (уголок). Необходимо познакомить детей с различными знаками препинания в конце предложения и указать на возможное интонационное оформление предложения. В течение всего срока обучения грамоте последовательно, с постепенным усложнением развивается умение анализировать предложение (определять количество слов, их последовательность, составлять графическую схему), что отражено в представленном перспективном планировании: 1.простое двусоставное предложение без предлогов ;
2.простое предложение из 3 слов без предлога;
3.простое предложение из 3-4 слов без предлога;
4.простое предложение из 3-4 слов с простыми предлогами;
5.предложения из 4-5 слов с предлогами и без предлогов.
Почему важно развивать это в дошкольном возрасте?
Слух формируется естественным образом еще до рождения, а после рождения проходит серьезное совершенствование, которое завершается примерно к 7–8 годам. Психолог Лев Выготский выделял три речевые операции, для которых необходим фонематический слух:
- умение определять, есть ли данный звук в конкретном слове;
- умение распознавать и понимать слова, состоящие из одинаковых букв, расположенных в разном порядке;
- способность понимать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова.
Фонематическое восприятие, наоборот, формируется не спонтанно, а требует определенных усилий со стороны ребенка, родителей и педагогов.
Нарушение этих функций может привести к отставанию ребенка от образовательной программы в саду, а потом и в школе, к затруднению освоения русского языка и письменной речи.
Чаще всего нарушения звукового восприятия диагностируют во время подготовки к школе. В этом случае педагоги сразу отправляют малыша на занятия к логопеду для детей 5 и более лет.
Различение слов близких по звуковому составу
Упражнение 3 Повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию:
|
|
|
Упражнение 4 Повторить за взрослым вначале по два затем по три похожих слова в названном порядке:
|
|
Упражнение 5 Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить — одинаковые он слышит имена или разные:
|
|
Упражнение 6
Из четырех слов, произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:
- ком — ком — кот — ком
- канава — какао — канава — канава
- утенок — утенок — утенок — котенок
- будка — буква — будка — будка
- винт — винт — винт — бинт
- минута — монета — минута — минута
- буфет — букет — буфет — буфет
- Билет — балет — балет — балет
- дудка — будка — будка — будка
Упражнение 7
Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующее слово:
Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке… (жук). Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась… (шишка). Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь… (двери). Мы собрали васильки На головах у нас… (венки). И назад, и вперед Может плыть… (пароход). | Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке… (мяч). Как-то вечером две мышки Унесли у Пети… (книжки). Не ползёт Влад на ель У него в руках… (портфель). Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей… (обед). Не дрожи, Серёжка, Это ж наша… (кошка). |
Упражнения для улучшения слухового восприятия у детей
Распознавание неречевых звуков.
Это игровая практика, которую возможно проводить дома, на прогулке, в детском клубе или в любой другой обстановке. Попросите малыша прислушаться и ответить: что шумит за окном? Сколько фонем он может различить? Что их производит? Аналогично можно играть дома, используя музыкальные инструменты или запись их звучания.
Высота звучания
. В этом упражнении детей учат различать тон издаваемых звуков. Вариантов упражнения много. Например, включите запись детской сказки про «Трех медведей» и попросите ребенка ответить, какой голос принадлежит папе-медведю, какой маме, какой малышу.
Распознавание похожих слов
. Важно научить дошкольника не путать похожие слова и правильно произносить их, не заменяя буквы похожими. Вот такое упражнение используют в центрах раннего развития и на курсах для детей: покажите малышу картинку и произносите название того, что на ней нарисовано, заменяя только первую букву. Задача ребенка, услышав верное произнесение слова, хлопнуть в ладоши и остановить взрослого.
Звуки и цвета.
Дайте дошкольнику 3–5 карточек разных цветов. Заранее объясните, что каждому цвету соответствует звук. Например, зеленый — А, желтый — У и т. д. Ребенок должен подниматься карточку соответствующего цвета, когда услышат конкретный звук.
Формирование речевых и слуховых навыков — ответственный и важный процесс, поэтому стоит доверить его профессионалам. В Центре дополнительного образования для детей «Имена Продакшн» работают высококвалифицированные логопеды, которые не только исправят дефекты речи у дошкольников и школьников, но и помогут улучшить речь и слух для занятий в детской студии вокала.
Дифференциация слогов
Упражнение 8 Повторить за взрослым слоговой ряд со сменой ударного слога:
|
|
|
Аналогично проводится работа со слоговыми рядами:
|
|
Упражнение 9 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками:
|
|
|
Упражнение 10 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим гласным и разным согласным:
|
|
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 11 Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:
|
|
|
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 12 Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по твёрдости-мягкости:
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение 13 Повторить за взрослым слоговые пары с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):
|
|
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 14 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
|
|
Упражнение 15 Повторить за взрослым слоговые пары со сменой согласных звуков в их стечении:
|
|
|