Фонематическое восприятие – необходимая база речевого развития дошкольника

Фонематическое восприятие – это как дверь, открывающая в развитии ребенка речевой поток. Названный вид восприятия обеспечивает формирование способности понимать речь на слух. Он же отвечает за постепенное превращение детского лепета в осмысленные слова и предложения. Развитие фонематического восприятия у дошкольников зависит от особенностей других познавательных процессов. Так, дети с цепким вниманием быстрее начинают распознавать речевые звуки. Этот процесс у них сопровождается большей точностью, что способствует становлению фонематического слуха.

Что такое фонематическое восприятие?

Когда малыш учится говорить и понимать обращенную к нему речь, развитие идет в двух сферах — произносительная сторона речи и распознавание и анализ речи. В центрах дошкольной подготовки большое внимание уделяют обеим сферам. Анализ звукового содержания, в свою очередь, включает слух и восприятие.

  1. Фонематический слух
    — врожденная способность слышать и различать единицы речи.
  2. Фонематическое восприятие
    — это способность различать смыслоразличительные единицы языка (фонемы) и понимать звуковой состав родного языка.

Это необходимое условие для формирования красивой связной речи, четкого произношения, обучения чтению и письму, которые необходимы не только в обычной жизни, но и в школах актерского мастерства и на занятиях по вокалу.

Статья:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА:
1) РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ; 2) ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Коррекционная работа по формированию ФС с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:

1) развитие слухового внимания; 2) формирование ФС.

1. Развитие слухового внимания на неречевых звуках на подготовительном этапе.

Различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые}– неприятные (злые, грубые).

Упражнения и игры на развитие слухового внимания: [2]

  • “Какие звуки нарушают тишину?”,
  • “Кто услышит больше звуков?”,
  • “Назови звуки групповой комнаты”,
  • “Назови звуки улицы”,
  • “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
  • “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
  • “Жмурки с колокольчиком”,
  • “Ладушки”,
  • “Морзянка”,
  • “Чей голос?”,
  • “Солнце или дождик”,
  • “Угадай по звуку, что делать?”,
  • Звучание музыкальных инструментов.
  • Песенки насекомых.
  • Голоса животных, птиц.
  • Звуки транспорта.
  • Звуки рабочих инструментов.

2. Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной работы.

Первый этап — узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

  • Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
  • Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
  • Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

  • Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
  • Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

  • Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
  • Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «Далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко.
  • Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий этап — различение сходных по звучанию слов.

  • Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
  • Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый этап — различение слогов.

  • Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
  • Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап — различение звуков.

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

  • Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Наблюдая за деятельностью детей обращала внимание на следующие показатели:

— умение детей слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их;

— умение различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков;

— отработать навык различение на слух фонем по акустическим особенностям( в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т.п.);

— формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры)

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах). 2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. 3. Различение звука в слове. 4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). 5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.). 6. Придумывание слов на определённый звук.

Игры со звуками.

  1. «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – сонорные [М], [Н], [Р]
  2. «Три слова» Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).
  3. «Путешествие по комнате» Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. (В другом варианте этой игры у каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки). В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
  4. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).
  5. Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л(игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).
  6. В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию:миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.
  7. С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества слогов и звуков в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.
  8. Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” {двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.)
  9. Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз,альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.
  10. Покорми горохового человечка” – так называется д/и, способствующая одновременно и становлению ФС, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет “А” – ребёнок отвечает “нет”, “Ф” – “нет”, “М” – “нет”, “Р” – “Да. Кушай, Рома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот “человечку” одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать “человечку” две горошины. Разные имена дают дети “гороховому человечку” – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).
  1. «Поймай словечко в ладошки» (составить слово из отдельно названных звуков). Называть согласные звуки без призвуков гласных (Д, О, М – дом)!
  2. «Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности Д,М,О – дом).
  3. «Волшебники» (заменяя один звук в слове, превращаем одно слово в другое: СОК –ТОК – ТОМ – ДОМ – КОМ – СОМ – СОН – СОК – СУК – ТУК – ТАК – РАК – МАК…). Другой вариант этой игры – образовывать новые слова с помощью добавления согласного звука: АНЯ – САНЯ, ВАНЯ, ДАНЯ, МАНЯ, ТАНЯ.
  4. «Найди слово, которое спряталось в других словах»

1) Составить слово из первых звуков слов: ШАПКА, АВТОБУС, РАК – ШАР

2) Составить слово из последних звуков слов: КОМАР, ТРАВА, СОК – РАК

3) Составить слово из третьих звуков слов: КУСТ, КРОТ, КУКЛА – СОК Играть можно с картинками или без наглядной основы.

  1. «Цепочка слов» (придумать слово на последний звук предыдущего слова). Для речевых игр с дошкольниками подбирайте такие слова, в которых написание не расходится с произнесением. Помните, например, что звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются: МОРОЗ, ЗУБ.
  2. «Лишнее слово» (из четырёх произнесённых слов выбрать то, которое отличается от остальных: НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА КОТ, ГОД, КОТ, КОТ МЁД, МЁД, ЛЁД, МЁД ДУДОЧКА, УДОЧКА, ДУДОЧКА, ДУДОЧКА
  3. Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития ФС) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например: “Мой друг Петя поймал на озере большого карася.” Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: “Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка”. Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску: Мой друг Петя

поймал на озере большого карася.В этом предложении восемь слов.

  1. Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами):

-отхлопывание ладошками,

-контроль правой рукой за опускаемым подбородком,

-шагослогометрия.

  1. Выберем одно слово, например “озеро” и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм “Характеристика звука”:

[о] – гласный звук, [з’] – согласный звук, мягкий, звонкий, [э] – гласный звук, [р] – согласный звук, твёрдый, звонкий, [о] – гласный звук.

В слове “о-зе-ро” три слога, пять звуков.

  1. В игровой ситуации вызывается чёткий изолированный звук с помощью игрушек:

комар – [з], жёлтый жук – [ж], кузнечик – [ч], змея – [щ], самолетик– [л], катерок – [р].

  1. В процессе коррекционной работы с дошкольниками на этапах автоматизации звука в слове, в предложении используются игрушки на сложные по артикуляции звуки:

– слон, собака, свинья и др. – змея, коза, обезьяна и др. – цыпленок, курица, овца и др. – шишка, мишка, мышка и др. – жук, жираф, ёжик и др. – черепаха, Чипполино, бабочка, кузнечик и др. – щенок, щётка, трещотка и др. – лошадка, лиса, самолет и др. – рыба, корова, катерок, Буратино и др.

На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования ФС.

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Выпускники речевой группы детского сада переступают школьный порог со следующими знаниями:

-первое слово в предложении и имена пишутся с большой буквы;

-в конце предложения ставится точка;

-семантическое вычленение слов из фразы. Каждое слово пишется отдельно (важно для правописания приставочных глаголов (типа “написал”, “подпрыгивает”) и именных частей речи с предлогами (например: “на озере”, “под голубыми”);

-умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку;

-ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего;

-фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др.

Предложение.

Первый период начинается с подготовительного этапа (2-3 занятия) , где детей знакомят с понятиями «слово», «предложение». Обучают самым простым операциям с ними. На первом занятии детей знакомят с понятием «слово». Объясняется, что каждое слово имеет свое значение, для этого следует учить детей отличать слова от бессвязного набора звуков. Можно использовать следующие приемы: Логопед произносит то слова, то произвольные сочетания звуков (например, «кракамук»), а ребенок устно или определенным сигналом отмечает, когда было произнесено слово, а когда – набор звуков. Ребенок сам называет слова и придумывает псевдослова. Логопед произносит слова искаженно, меняя, например, порядок слогов или заменяя звуки («коболок» — колобок, «хобос» — хобот), а ребенок восстанавливает слово и произносит его. Желательно правильно произносить первый слог или первый звук слова.

Второй период .На следующем занятии с помощью практических примеров дается понятие «предложение». Педагог объясняет, что предложение — это несколько слов, которые выражают определенную законченную мысль. Для осознания данного понятия можно применить прием сравнения простых предложений с набором слов или словосочетаний. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим. Полезно провести дидактическое упражнение «Живые слова», в котором ребенок должен найти место своему слову в предложении (а себе – в строю детей) и во время произнести его. При анализе предложения следует учить детей определять количество слов в предложении. Для этого используются различные предметы (счетные палочки, полоски картона, спички). Логопед произносит предложение, а дети выкладывают количество слов данными предметами. Затем вводится условное графическое обозначение слов в предложении (прямая черта). Предложение всегда начинается с большой буквы, что также отмечается особым графическим знаком (уголок). Необходимо познакомить детей с различными знаками препинания в конце предложения и указать на возможное интонационное оформление предложения. В течение всего срока обучения грамоте последовательно, с постепенным усложнением развивается умение анализировать предложение (определять количество слов, их последовательность, составлять графическую схему), что отражено в представленном перспективном планировании: 1.простое двусоставное предложение без предлогов ;

2.простое предложение из 3 слов без предлога;

3.простое предложение из 3-4 слов без предлога;

4.простое предложение из 3-4 слов с простыми предлогами;

5.предложения из 4-5 слов с предлогами и без предлогов.

Почему важно развивать это в дошкольном возрасте?

Слух формируется естественным образом еще до рождения, а после рождения проходит серьезное совершенствование, которое завершается примерно к 7–8 годам. Психолог Лев Выготский выделял три речевые операции, для которых необходим фонематический слух:

  • умение определять, есть ли данный звук в конкретном слове;
  • умение распознавать и понимать слова, состоящие из одинаковых букв, расположенных в разном порядке;
  • способность понимать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова.

Фонематическое восприятие, наоборот, формируется не спонтанно, а требует определенных усилий со стороны ребенка, родителей и педагогов.

Нарушение этих функций может привести к отставанию ребенка от образовательной программы в саду, а потом и в школе, к затруднению освоения русского языка и письменной речи.

Чаще всего нарушения звукового восприятия диагностируют во время подготовки к школе. В этом случае педагоги сразу отправляют малыша на занятия к логопеду для детей 5 и более лет.

Различение слов близких по звуковому составу

Упражнение 3 Повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию:

  • пень — день
  • топот — кубик
  • майка — байка
  • фантик — бантик
  • лифт — банан
  • обеды — победы
  • кабина — фонтан
  • Таня — баня
  • танк — банк
  • монета — нота
  • сок — бок
  • кот — пот
  • ком — дом
  • канат — вата
  • банка — манка

Упражнение 4 Повторить за взрослым вначале по два затем по три похожих слова в названном порядке:

  • бак — так
  • мак — бак — так
  • ток — тук — так
  • бык — бак — бок
  • дам — дом — дым
  • ком — дом — гном
  • моток — каток — поток
  • батон — бутон — бетон
  • будка — дудка — утка
  • нитка — ватка — ветка
  • тыква — буква — будка
  • клетка — плетка — пленка

Упражнение 5 Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить — одинаковые он слышит имена или разные:

  • Люба — Люда
  • Толя — Толя
  • Коля — Толя
  • Дима — Дина
  • Саша — Саша
  • Миша — Маша
  • Соня — Саня
  • Дина — Инна
  • Витя — Витя
  • Витя — Митя

Упражнение 6
Из четырех слов, произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

  • ком — ком — кот — ком
  • канава — какао — канава — канава
  • утенок — утенок — утенок — котенок
  • будка — буква — будка — будка
  • винт — винт — винт — бинт
  • минута — монета — минута — минута
  • буфет — букет — буфет — буфет
  • Билет — балет — балет — балет
  • дудка — будка — будка — будка

Упражнение 7
Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующее слово:

Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке… (жук).

Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась… (шишка).

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь… (двери).

Мы собрали васильки На головах у нас… (венки).

И назад, и вперед Может плыть… (пароход).

Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке… (мяч).

Как-то вечером две мышки Унесли у Пети… (книжки).

Не ползёт Влад на ель У него в руках… (портфель).

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей… (обед).

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша… (кошка).

Упражнения для улучшения слухового восприятия у детей

Распознавание неречевых звуков.

Это игровая практика, которую возможно проводить дома, на прогулке, в детском клубе или в любой другой обстановке. Попросите малыша прислушаться и ответить: что шумит за окном? Сколько фонем он может различить? Что их производит? Аналогично можно играть дома, используя музыкальные инструменты или запись их звучания.

Высота звучания

. В этом упражнении детей учат различать тон издаваемых звуков. Вариантов упражнения много. Например, включите запись детской сказки про «Трех медведей» и попросите ребенка ответить, какой голос принадлежит папе-медведю, какой маме, какой малышу.

Распознавание похожих слов

. Важно научить дошкольника не путать похожие слова и правильно произносить их, не заменяя буквы похожими. Вот такое упражнение используют в центрах раннего развития и на курсах для детей: покажите малышу картинку и произносите название того, что на ней нарисовано, заменяя только первую букву. Задача ребенка, услышав верное произнесение слова, хлопнуть в ладоши и остановить взрослого.

Звуки и цвета.

Дайте дошкольнику 3–5 карточек разных цветов. Заранее объясните, что каждому цвету соответствует звук. Например, зеленый — А, желтый — У и т. д. Ребенок должен подниматься карточку соответствующего цвета, когда услышат конкретный звук.

Формирование речевых и слуховых навыков — ответственный и важный процесс, поэтому стоит доверить его профессионалам. В Центре дополнительного образования для детей «Имена Продакшн» работают высококвалифицированные логопеды, которые не только исправят дефекты речи у дошкольников и школьников, но и помогут улучшить речь и слух для занятий в детской студии вокала.

Дифференциация слогов

Упражнение 8 Повторить за взрослым слоговой ряд со сменой ударного слога:

  • ТА — ТА — ТА
  • ТА — ТА — ТА
  • ТА — ТА — ТА
  • ПА — ПА — ПА
  • ПА — ПА — ПА
  • ПА — ПА — ПА
  • КА — КА — КА
  • КА — КА — КА
  • КА — КА — КА

Аналогично проводится работа со слоговыми рядами:

  • ФА — ФА — ФА
  • ВА — ВА — ВА
  • МА — МА — МА
  • НА — НА — НА
  • БА — БА — БА
  • ГА — ГА — ГА

Упражнение 9 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками:

  • ТА — ТО — ТУ
  • ТЫ — ТА — ТО
  • МУ — МЫ — МА
  • МО — МА — МЫ
  • ВА — ВУ — ВО
  • ВО — ВЫ — ВУ
  • НУ — НЫ — НА
  • НО — НА — НУ
  • ДА — ДЫ — ДО
  • ДУ — ДЫ — ДА
  • БО — БА — БЫ
  • БУ — БО — БА
  • ПА — ПУ — ПО
  • ПЫ — ПО — ПУ
  • КУ — КО — КА

Упражнение 10 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим гласным и разным согласным:

  • ТА — КА — ПА
  • КА — НА — ПА
  • ФА — ХА — КА
  • БА — ДА — ГА
  • МА — НА — ВА
  • ПА — КА — ТА
  • ГА — БА — ДА
  • КА — ФА — ХА
  • ВА — МА — НА
  • НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 11 Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

  • ПА — БА
  • ТА — ДА
  • ВА — ФА
  • КА — ГА
  • ПА — БА — ПА
  • БА — ПА — БА
  • ТА — ДА — ТА
  • ДА — ТА — ДА
  • КА — ГА — КА
  • ГА — КА — ГА
  • ВА — ФА — ВА
  • ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 12 Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по твёрдости-мягкости:

  • ПА — ПЯ
  • МА — МЯ
  • ВА — ВЯ
  • ПО — ПЁ
  • МО — МЁ
  • ВО — ВЁ
  • ПУ — ПЮ
  • МУ — МЮ
  • ВУ — ВЮ
  • ПЫ — ПИ
  • МЫ — МИ
  • ВЫ — ВИ
  • ТА — ТЯ
  • БА — БЯ
  • ДА — ДЯ
  • ФА — ФЯ
  • ТО — ТЁ
  • БО — БЁ
  • ДО — ДЁ
  • ФО — ФЁ
  • ТУ — ТЮ
  • БУ — БЮ
  • ДУ — ДЮ
  • ФУ — ФЮ
  • ТЫ — ТИ
  • БЫ — БИ
  • ДЫ — ДИ
  • ФЫ — ФИ

Упражнение 13 Повторить за взрослым слоговые пары с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):

  • ПА — ТПА
  • ТА — ПТА
  • ФА — ТФА
  • ТА — ФТА
  • МА — КМА
  • НА — ФНА
  • НА — ПНА
  • КА — ФКА
  • КА — ТКА
  • КА — ПКА
  • ТА — КТА
  • НА — КНА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 14 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

  • ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ
  • КТА — КТО — КТУ — КТЫ
  • ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ
  • ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ
  • ТМА — ТМО — ТМУ — ТМЫ
  • КНА — КНО — КНУ — КНЫ
  • ФКА — ФКО — ФКУ — ФКЫ
  • ПНА — ПНО — ПНУ — ПНЫ

Упражнение 15 Повторить за взрослым слоговые пары со сменой согласных звуков в их стечении:

  • ПТА — ТПА
  • ПКА — КПА
  • ФПА — ПФА
  • КТА — ТКА
  • ФКА — КФА
  • ГДА — ДГА
  • ФТА — ТФА
  • ХТА — ТХА
  • ВБА — БВА
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]