Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Семья»


Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Семья»

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Семья»

Подготовила: учитель-логопед 1-ой квалификационной категории Шагивалеева Люция Равилевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида

Высокогорского муниципального района

Республики Татарстан»

Цель:

расширить знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

обобщить и расширять, глагольный, предметный и качественный словарь детей по теме занятия;

закрепить грамматический строй речи (отработать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными

учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

составлять разные типы предложений;

обучать составлению рассказа по мнемотаблице.

Коррекционно-развивающие задачи:

развить общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);

совершенствовать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

стимулировать познавательные процессы;

Коррекционно-воспитательные цели:

воспитывать в детях доброжелательность, любовь, заботу и привязанность ребенка к семье.

Оборудование:

картинки семьи, мяч, тряпичный чайник с чашкой, герои пальчикового театра «семья», пиктограммы, мнемотаблица “Семья”музыкальный центр.

Предварительная работа:

показ семейных фотоальбомов, рисование портретов папы, мамы, рисование картины «Моя семья», чтение художественной литературы: Л. Гераскина «Синий цветочек для мамы», Т. Бокова «Мама, папа, я», У. Раджаб «Мамочка», Е. Благина «Огонек», «Мамин день», «Посидим в тишине».

Ход занятия

Организационный момент

Дети заходят в группу под музыку «Пусть всегда будет солнце»

Логопед приветствует детей. Предлагает детям присесть на подушки.

Логопед предлагает детям выполнить артикуляционную гимнастику

«У бабушки с дедушкой»

Жили были бабушка с дедушкой.

Как-то в гости к ним приехали гости

Одни были толстыми (надуваем щёки),

другие худыми — лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Дедушка с бабушкой им улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они к ним потянулись(губы тянутся вперёд).

Утро настало — в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Зубки почистили (широкий язык за верхними зубами

)

вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

Рот прополощем и губы сожмём (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

Как самоваром пыхтеть мы начнём (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

LiveInternetLiveInternet

Татьяна57

все записи автора


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, фамилия, имя, отчество, семья, тётя, дядя, отец, мать, школьник, школьница, отличник, бассейн, шахматы, шашаки, журнал, книга, телевизор, радио, дом, квартира, подъезд. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большой, маленький, ласковый, старший, младший, взрослые, любимый, дружный, добрый, злой, высокий, низкий, детский, старый, молодой, цветной, мягкий, твердый, удобный, благоустроенная, двух-, трех-, четырехкомнатная, сильный, слабый, примерный, шаловливый, послушный, веселый, грустный, мудрый, глупый, ленивый. ГЛАГОЛЫ: сидит, стоит, спит, рисует, шить, пороть, варить, гладить, чинить, рвать, штопает, стирает, убирает, разбрасывает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, ссорится, помогает, ухаживает, ворчит, любит, пеленает, стряпать, посещать. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАК: Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая… Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый, выносливый… Бабушка (какая?) — добрая, ласковая, хозяйственная, аккуратная… Дедушка (какой?) — трудолюбивый,заботливый,внимательный… Семья (какая?) — дружная, крепкая, сплоченная, многодетная, большая, спортивная… ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры… Кофта (чья?) – дочкина, мамина, бабушкина… Пальто (чьё?) – мамино, папино, бабушкино… УМЕТЬ СРАВНИВАТЬ, КТО СТАРШЕ/МЛАДШЕ: Папа – сын (папа старше, а сын младше). Папа – дедушка …. Дядя – внук… Внучка – бабушка… ПОНИМАТЬ ЛОГИКО — ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ: Мамина дочка, мама дочки, дочка мамы. СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ О СВОЕЙ СЕМЬЕ: СЕМЬЯ – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире. С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Кто старше всех? Кто младше всех? Кто дети? Кто взрослые? Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер? Как вы живете? Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты? Чем вы любите заниматься в выходные дни? Как проводите праздники? К кому вы любите ходить в гости? Почему? Любишь ли ты своих родных? За что?

ИГРА«КТО КЕМ ПРИХОДИТСЯ?» Кто девочка для мамы? (дочка) Кто мальчик для мамы? (сын) Кто мальчик для девочки? (брат) Кто мама для папы? (жена) Кто девочка для дедушки? (внучка) Кто мальчик для бабушки? (внук) Кто мама для бабушки? (дочь) Кто папа для мамы? (муж) Кто папа для бабушки? (сын) ИГРА «КТО СТАРШЕ (МЛАДШЕ)?» Кто старше девочка или мама? Кто младше мальчик или мама? Кто старше девочка или дедушка? Кто младше мальчик или бабушка? Кто старше мама или бабушка? ИГРА «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?» Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин) Папа носит галстук. Галстук чей? (папин) У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин) У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин) Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина) Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина) Таня носит платье. Платье чьё? (Танино) Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино) Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины) Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

Конспект интегрированного занятия. «Моя семья» (логопедическая группа)

Транскрипт

1 Конспект интегрированного занятия «Моя семья» (логопедическая группа) 1

2 Конспект интегрированного занятия на тему: «Моя семья». Программное содержание: Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье, расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники»; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается, заботится о них. Материал и оборудование: фигурки с изображением членов семьи, картинки тучки и солнышка, макет дома, плоскостные изображения деревьев, комплект кружочков для изображение лиц бабушки, дедушки, папы, мамы на каждого ребенка, цветные карандаши, клей, салфетки, мяч. Предварительная работа. Рисунки детей на тему «Моя семья»; обсуждение пословиц о семье; сюжетноролевая игра «Семейные хлопоты», «Путешествуем на поезде всей семьей», рассматривание альбома «Наша семья». Ход занятия 1.Орг.момент — Дети, я приглашаю вас в гости к мальчику Пети. А живёт он в этом красивом доме. (обращает внимание детей на макет дома). (Слайд1,2) 2. Отгадывание загадок. — Что бы узнать с кем живет Петя нам надо отгадать загадки. 1. Перед сном надев пижаму, Почитать мы просим (маму) (Слайд3) 2. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки У любимой (бабушке) (Слайд4) 2

3 3. Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед Мой родной, любимый.. (дед) (Слайд5) 4. Кто научит гвоздь забить, Даст машину порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята,- Это наш любимый.. (папа) (Слайд6) 5. Кто весёлый карапузик- Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка- Это младший мой..(братишка) (Слайд7,8) 6. Кто любит и меня и братца, Но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка Моя младшая (сестрёнка) (Слайд9) — Вот какая большая семья у Пети. Посмотрите внимательно, про кого мы ещё забыли? (обращает внимание детей на окно чердака, где сидит кошка Мурка). Как вы думаете, Мурка тоже Петина семья? (Рассуждения детей) Кошка — это любимое домашнее животное, но не член семьи. У Мурки есть своя семья: кот и маленькие котята. — Итак, что такое семья? (Ответы детей) 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Чтобы уточнить кто является членом семьи, Петя предлагает поиграть в игру » Четвертый лишний». Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником? * Мама, соседка, бабушка, сестра. * Бабушка, подруга, сестра, мама. * Сестра, продавец, бабушка, брат. * Дворник, брат, папа, дедушка. * Дедушка, папа, водитель, отец. 3

4 — Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.) — Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, ухаживать, защищать.) 4. «Составь портрет своей семьи» — Пете очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята. (Предлагается детям составить портрет своей семьи и рассказать о ней.) Наводящие вопросы: — С кем ты живёшь? — Кто самый старший в вашей семье? — Кто самый младший? — Как ты заботишься о членах своей семьи? — Ты любишь своих близких? Почему? — Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге. — А вы любите помогать своим близким? Сейчас и проверим. 5. «Кто, как трудиться?» А теперь предлагаю Пете немного поиграть вместе с нами и узнать, кто как трудится в ваших семьях. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я. Например, ходит на работу Кто? договаривает : Мама и папа : Учит уроки : Сестра, брат. : Моет посуду : Мама и бабушка. : Мастерит : Папа, старший брат, дедушка. : Ходит в магазин за покупками : Бабушка, мама, папа. : Убирает в доме Ребёнок: Мама, сестра, бабушка. 4

5 6. Физминутка «Семейная зарядка». Осенью, весною Летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо — влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой И качаю головой. 7. Д/и «Солнышко и тучка» : — Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей) — Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка) Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует — солнышко. — Нарисовали красивую картину; — Подрались с другом; — Съели манную кашу; — Убрали игрушки на место; — Порвали книгу; — На прогулке замарали куртку. — Ребята, посмотрите какое красивое дерево я хочу вам подарить. На этом дереве я изобразил всю родословную своей семьи. Предлагаю вам сделать такие же деревья своего рода. Только для того, чтобы дерево у вас получилось, давайте, посмотрим на что оно похоже. 9. Дидактическое упражнение «На что это похоже?» (Слайд10) — У дерева есть корни. Как вы думаете, у семьи есть корни? Кто это? (Дети: корни в семье это бабушки и дедушки). Они самые старшие члены в семье, дающие ей начало. От корней растет ствол дерева. Он несет веткам и листьям питательные соки. Это ваши родители. Они молодые люди, они работают, трудятся, заботятся о младших и старших. Веточки и листочки на нашем дереве это дети, которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку. Чтобы дерево прочно стояло, нужно заботиться о корнях. Любить и ухаживать за старшими членами семьи. 5

6 : У многих из вас есть братья и сёстры. У ваших мам пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое называется «генеалогическое дерево». Давайте и мы сделаем такое дерево. Только для того, чтобы работа у нас получилась, надо размять пальчики. 10. Пальчиковая гимнастика Семья» Давайте вспомним пальчиковую гимнастику о семье. Этот пальчик дедушка Этот пальчик бабушка Этот пальчик папочка Этот пальчик мамочка Этот пальчик я Вот и вся моя семья 11. Составление «Генеалогического дерева» своей семьи. Мы сегодня с вами постараемся составить такое дерево своего рода. У вас есть деревья. На кружочках вы рисуете прежде всего себя. Затем маму, папу, братьев, сестёр, дедушек, бабушек. Дети рисуют и кружки приклеивают на дерево. 12.Итог занятия. Ну вот теперь у каждого из вас есть своё генеалогическое дерево. — Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы — самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. 6

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]