Статья по теме
Лечить или терпеть? 10 правил поведения с гиперактивными детьми
Рассказывает сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Кисилева.
— Смотрите, а на елке сыски висят. …Мы с Мишкой так и покатились. Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — «сыски»… — Я правильно сказала сыски! Это у меня зуб вывалился и свистит… — У меня целых три вывалилось, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! …Глядя на них я так хохотал, что даже проголодался… Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
В. Драгунский «Заколдованная буква»
Картавить разрешается
Произносить звуки неправильно детям разрешается до 4,5–5 лет, говорят логопеды. Более того, в этом возрасте они имеют полное право на коверканье слов. У них еще идет формирование звукового строя речи, и дети как бы пробуют разные варианты звукопроизношения.
Ребенок может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука «р» или твердого «л»… К 4–5 годам произношение обычно самостоятельно выправляется и помощь логопеда большинству детей не бывает нужна.
На самом деле неумение четко произносить пресловутое «р» или «ш» – не самая большая беда в жизни. И логопеды иногда высказывают крамольную мысль: ну и пусть не выговаривает… Если только вы не прочите своему малышу карьеру политика или актера и «лыба» не вызвана патологией речи.
Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможным. Так что, если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка вам будет трудно.
Но иногда (и, к слову, в последнее время все чаще и чаще) неумение говорить правильно бывает вызвано у ребенка именно патологией речи. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении, а, значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.
В то утро я быстро справился с уроками, потому что они были не трудные. …Я сочинил предложение: «Мы построили салаш». А больше ничего не было задано.
В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»
Как ускорить коррекционный процесс
Для успешного исправления речевых дефектов понадобится не только помощь опытных логопедов, но и, возможно, поход к детскому психологу. Но даже при всей вовлечённости высокопрофессиональных специалистов роль родителей очень важна. Соблюдение некоторых правил родителями поможет ребёнку быстрее преодолеть возникшие сложности:
- регулярное выполнение домашних заданий;
- регулярное посещение логопедических уроков;
- ответственное выполнение предписаний логопеда;
- соблюдение рекомендаций врача, в том числе медикаментозного лечения;
- контролирование речи ребёнка.
Следует помнить, что дети усваивают ту информацию, которая им представляется интересной, и выполняют задания, которые им нравится выполнять. Поэтому не превращайте логопедические занятия в скучный обучающий процесс, внесите элемент игры и участвуйте в них с искренним интересом.
Софья Рогозинская
Не теряйте гласные!
Насторожиться и заподозрить, что не все с речью вашего ребенка в порядке, родители должны при таких ошибках.
Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «сапка» – это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их.
Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду.
Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов.
Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».
Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется в двух-трехлетнем возрасте.
Ребенку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.
Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через рот, а ведь наша речь предполагает носовое дыхание.
А у нас сегодня кошка родила вчера котят…
С. Михалков «А что у вас?»
В чём причины нарушения речи
Речь – это одна из самых важных психических функций человека, необходимая для благополучной социализации и коммуникации с другими людьми. При оценке общего психофизического развития ребёнка педиатры обязательно обращают внимание на уровень развития речи.
Для нормального развития речи у ребёнка необходимы:
- нормальное функционирование центральной нервной системы (ЦНС);
- отсутствие нарушения слуха;
- нормальное зрение;
- достаточное активное речевое общение с ребёнком взрослых, прежде всего в семье.
Если говорить о способности к правильному произношению звуков, необходимо помнить о развитии непосредственно речевого аппарата ребёнка. К речевому аппарату относятся: губы, зубы, язык (правильная длина уздечки), маленький язычок, твёрдое нёбо, полость носа, надгортанник и собственно гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи и лёгкие (ведь источником звукообразования в большинстве своём служит струя воздуха). Потому неудивительно, например, что при респираторном заболевании меняются тембр голоса и способность произносить звуки, вплоть до полного отсутствия голоса. А стоматологическая проблема может привести к тому, что даже речь взрослого человека оказывается сложно понять.
Разобравшись в необходимых условиях для формирования правильной речи, говоря о речевых нарушениях, можем выделить причины их образования.
- Врождённые (ДЦП, аномалии развития нервной системы вследствие внутриутробных инфекций, гипоксии) и приобретённые нарушения ЦНС (инфекции, травмы).
- Нарушения слуха – опять же как врождённые (вследствие нарушения формирования органа слуха либо функционирования ЦНС), так и приобретённые (инфекции, травмы).
- Нарушения зрения – по аналогии с органом слуха – врождённые и приобретённые.
- Анатомическое или физиологическое нарушение работы органов речевого аппарата. Причин быть может очень много – от короткой уздечки языка, ограничивающей его движение, до нарушений деятельности нервной системы, вызывающей напряжение мышц челюстно-лицевой области.
- Недостаточное общение с ребёнком в семье, логопедические проблемы у взрослых членов семьи.
Разобравшись в причинах возникновения дефектов речи, мы видим, что при наличии физических патологий родители не могут качественно повлиять на восстановительные процессы, кроме того, как тщательно выполнять назначения врачей.
Но если речь идёт о нарушениях речи, связанных с проблемами общения в семье, то усугубления данных речевых проблем можно избежать путём налаживания психологического климата в семье и достаточного общения с ребёнком. В подобных ситуациях таким детям и их родителям будет показано обращение к психологу.
Кто припас словарный запас?
Логопед не только «ставит» звуки, он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память… Умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами…
К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды… К сожалению, сегодня без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Хорошо, когда в семье есть бабушка, которая и сказку почитает, и переключит боевик на отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые папа и мама могут выкроить минуты для разговора со своим малышом. Просто в то время, когда вы варите борщ, меняете колесо в машине, работаете на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.
Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одного стихотворения – это тоже повод обратиться к логопеду.
Три года – возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, – мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребенка – тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана не особенностями развития, а неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной маминой беременности или тяжелых родов.
К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 годам и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.
Перед школой надо уже четко знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и что такое «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие.
Так что на самом деле всем детям перед школой полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит, соответствует ли развитие вашего ребенка возрасту, и подскажет, на что надо обратить внимание и как вам с малышом в преддверии школы заниматься.
Что родители могут сделать помимо обращения к логопеду
На ранних этапах заикания родители должны сделать все, что необходимо для создания более спокойной обстановки, в которой можно самовыражаться без тревожности. У врачей до сих пор нет четкого ответа о том, почему дети заикаются, но есть вещи, которые родители могут сделать, чтобы облегчить проблему. Вот три способа:
- Уменьшите стресс. Хотя неясно, почему дети заикаются, известно, что эмоциональное напряжение в значительной степени связано с заиканием, как и семейная история этого заболевания. Избегайте давления на вашего малыша, чтобы ускорить его языковые навыки или исправить их недостатки.
- Читайте как можно больше. Лучший способ помочь развить языковые навыки — читать понятные и простые для понимания сказки, рассказы и стишки. Исследования показывают, что дети, которым регулярно читают, могут развивать осмысленный язык — произнося свои первые настоящие слова — раньше и эффективнее. Обязательно укажите на рисунок в книге — автомобиль, мяч или собачку, — и четко произнесите эти слова.
- Обедайте всей семьей. Исследования показывают, что в семьях, где приняты совместные обеды за общим столом, дети имеют лучшие устные навыки. Возможно, через регулярное участие в разговоре со взрослыми, они узнают множество новых слов и правильные способы формирования предложений.
Игры, тренирующие речь
У кого ловкие чуткие пальчики – у того хорошая развитая речь. Развить мелкую моторику помогут такие игры:
► Насыпьте в одну коробочку горох, в другую фасоль, поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупу в общую кастрюлю. К 3–4 годам у нормально развивающегося ребенка действия должны быть скоординированными.
► Спрячьте в кастрюлю с крупой маленькую игрушку – пусть ребенок копается в крупе, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы малыш на ощупь отгадал, что там спрятала мама.
Зрительную память тренируем так.
► Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом – нет. Справа от дома – ели, слева – яблони. Из трубы идет дым. В левом углу – солнце, в правом – птицы… Пусть перерисует эту картину в точности. Не так важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если малыш деревья поменял местами или не увидел занавески – значит, он не замечает детали и зрительное восприятие у него нарушено.
Теперь тренируем слуховую память.
► Различает ли ваш ребенок бытовые шумы? Попробуйте, сможет ли он не глядя, на слух определить, что какой звук издает: работающий миксер, закрывающаяся дверца холодильника, спичка, чиркающая о коробок…
А чтобы ребенок соотносил себя в пространстве…
► Постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой… А если развернуться в другую сторону?
Не ждите молниеносных результатов. Придется десятки раз проделать эти упражнения, прежде чем речь улучшится.
Двуязычные дети (билингвы)
Многие дети в настоящее время растут, изучая два языка. Смешивание словарного запаса из двух языков, допущение большего количества грамматических ошибок и относительно небольшой словарный запас в активе речи — все это обычное поведение детей на ранних этапах освоения двух языков одновременно.
Однако недостатки обычно исчезают со временем сами собою. Эти нормальные характеристики иногда ошибочно принимаются педиатрами за речевые задержки. Поэтому убедитесь, что педиатр знает, что ваш малыш-билингв осваивает сразу два языка, если вас направляют к специалисту-дефектологу.
Логопед – кто это и зачем он нужен?
Логопед – это специалист, который занимается устранением и корректировкой речевых нарушений у детей. С его помощью можно правильно «поставить» звуки, устранить заикания и другие дефекты разговорного жанра.
Помимо этого поход к логопеду открывает массу дополнительных возможностей в плане развития ребенка: физическое формирование речевого аппарата, концентрация зрительного и слухового внимания, проверка соответствия возраста малыша и его интеллектуальной развитости. Диагностика и обучение проходит в форме и игры, которая, без сомнения, придется ребенку по вкусу.
Занятия с логопедом помогут ребенку правильно и быстро формулировать свои мысли. Это дает более широкие возможности для познания окружающей действительности и общения со сверстниками. К логопеду рекомендуется обратиться при наличии следующих нарушений:
- фонематические – нарушения при произношении звука или группы звуков;
- общее недоразвитие речи – нарушения звукопроизношения, дефицит словарного запаса;
- фонетико-фонематические – нарушение звукопроизношения и замена одних звуков другими;
- заикание – непроизвольное повторение слогов и букв, вынужденные остановки во время речи.
Где работает логопед? Возможен ли свободный график?
Логопеды работают в образовательных и медицинских учреждениях. Логопед в образовании называется учителем-логопедом, в медицине — просто логопедом.
Логопеды в медицине работают в клиниках и отделениях для людей с патологиями речи, с последствиями инсульта, в клиниках челюстно-лицевой хирургии и др. Ведут приём в поликлиниках, трудятся в домах ребёнка т.д.
Ещё сохраняются ставки учителей-логопедов в некоторых детских садах, массовых и коррекционных школах. А также в коммерческих развивающих центрах. Свободный график возможен, если логопед работает исключительно частным образом. Ставка учителя-логопеда — 20 часов в неделю. Некоторые логопеды работают сразу в двух местах: с утра в одном месте, а после обеда — в другом. При желании можно сочетать работу в учреждении с частной практикой. Обычно это занятия у подопечных на дому, что, доложу я вам, довольно тяжело.
Основные задачи логопеда:
- изучение дефектов речи и причин, их породивших;
- разработка методик и программ, необходимых для исправления речевых нарушений;
- сопровождение в становлении языка (языков);
- программы по развитию и поддержанию языков
Что должно беспокоить родителей?
Помощь профессионального логопеда необходима, если ваш ребенок:
- к двум-трем месяцам не гулит;
- к шести-семи месяцам не лепечет;
- к первому году не произносит слова;
- к двум годам не строит короткие фразы из 2-3 слов;
- к трем годам не составляет предложения из 5 и более слов, не запоминает короткие стишки;
- к четырем годам не умеет правильно выстраивать предложения, не задает сотни вопросов в день!
- к пяти годам не может говорить целыми сложными предложениями, не запоминает стихи, сказки, не придумывает своих историй.
В 3 года консультацию у логопеда рекомендуется пройти всем детям, независимо от того, есть у него речевые нарушения или нет.
Ошибка!
Иногда родители уверены, что их ребенок развивается нормально, просто он ленивый или упрямый, не хочет говорить или читать. То, что взрослым кажется упрямством или ленью, может оказаться началом серьезных нарушений в психическом и умственном развитии. Это обязательно заметит профессиональный логопед, который может направить вас на консультации к неврологу или психологу.
Обратите внимание!
Нередко дети, у которых есть дефекты речи, еще и плохо едят. Им трудно есть твердые овощи или фрукты, например, морковь или яблоко, разжевать кусок мяса. Слабые мышцы верхней и нижней челюсти затрудняют не только поглощение пищи, но и не дают развиваться артикуляционному аппарату. Совет логопеда: почаще давайте ребенку сухарики; овощи и фрукты целиком; приучите есть мясо также целым куском, не старайтесь нарезать продукты для малышей на мелкие кусочки.
В каком возрасте необходима консультация логопеда?
Советская методика логопедической коррекции предполагала первую консультацию у специалиста не раньше пяти лет. Современные медики считают, что к этому возрасту речь ребенка уже должна быть развита фонетически, и рекомендуют первый прием у логопеда пройти в два-три года. Потом ежегодно вплоть до школьного периода необходимо наблюдаться у специалиста, чтобы вовремя заметить отклонения от возрастной нормы. Посетить детского логопеда нужно как можно раньше, поскольку исправлять нарушения речи с возрастом сложнее, да и по времени этот процесс продлится намного дольше.