Ребёнку 3 года: возраст «почемучки» и первый кризис развития

Когда ребёнку исполняется 3 года — и родителей, и самого малыша ждут грандиозные перемены. Это и знаменитый кризис трёх лет, и возможное знакомство с детским садом, и впервые по-настоящему осмысленное поведение.

Темпы развития детей индивидуальны. Некоторые трёхлетки уже бойко разговаривают, проявляют интерес к учёбе и стремятся к полной самостоятельности. Другие дети в этом же возрасте развиваются не так активно, но это вовсе не отклонение. Однако общие нормы того, что должен уметь ребёнок в 3 года — существуют. И если вы беспокоитесь, своевременно ли развивается ваш малыш — ориентируйтесь на эти нормы и, скорее всего, вы убедитесь, что с вашим ребёнком всё в порядке!

Содержание:

  • Основные умения ребёнка в 3 года
  • Физическое развитие: основные показатели Рост и вес
  • Физические умения
  • Двигательные навыки
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие слуха, зрения, осязания, вкуса
  • Нормы развития речи
  • Навыки общения и эмоциональная сфера
  • Умственное развитие
  • Когнитивное развитие
  • Самостоятельность, навыки самообслуживания
  • Режим дня и уход за трёхлетним ребёнком
  • Как определить задержку в развитии ребёнка в 3 года?
  • Как помочь ребёнку развиваться правильно?
  • Логическое мышление

    В 3 годика дети уже имеют некоторые навыки логического мышления. Они должны уметь следующее:

    • объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
    • исключать из группы предметов лишний;
    • понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
    • выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
    • понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
    • различать противоположности (большой – маленький);
    • понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).

    Основные умения ребёнка в 3 года

    Что ребёнок должен уметь в трехлётнем возрасте — базовые нормы:

    • понимать простые причинно-следственные связи, например «упал в лужу — испачкался»;
    • начинать стремиться к самостоятельности: стараться одеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослого;
    • активно пополнять словарный запас, использовать в речи сложные предложения, например: «Мы не пошли гулять, потому что на улице шёл дождь»;
    • знать основные цвета и слова, которые эти цвета обозначают;
    • распознавать препятствия на местности — например, ступеньки, бордюры — и преодолевать их;
    • уметь проявлять эмоции и контролировать эмоции, проявлять эмпатию;
    • понимать значение слов «моё» или «его/её»
    • играть в ролевые игры — например, «учительница-ученик», «врач-пациент».

    Особенности развития речевых и социальных навыков в 3,5 года


    Вариант упражнения для развития ребенка 3, 5 лет.

    В 3,5 года ребенок уже может:

    • считать до 10 и обратно;
    • ориентироваться в таких понятиях, как «много», «мало», «высокий», «длинный» и т.п.;
    • знать названия основных цветов и оттенков;
    • находить различия между двумя картинками и объяснять, в чем заключается несоответствие;
    • сравнивать похожие предметы;
    • находить в группе предметов лишний, обосновывая свое решение;
    • запоминать последовательности слов и фраз;
    • внятно объяснить, чем отличается город от деревни, дерево от куста и т.д.;
    • ориентироваться в видах растений, рассказывать об особенностях наиболее распространенных кустарников, цветов, деревьев в родном регионе;
    • описывать природные явления;
    • объяснить, ощупывая предмет, из чего он сделан, какую форму имеет;
    • рассказать, чем отличается день от ночи, осень от зимы и т.д.

    Основное внимание нужно уделить речевому развитию ребенка. Уже в 4 года можно начать разучивание букв и слогов.

    Физическое развитие: основные показатели

    Физическое развитие ребёнка оценивают по трём основным критериям: росту и весу, физическим умениям, двигательным навыкам.

    Рост и вес

    Рост и вес двух детей в возрасте трёх лет может значительно отличаться — эти физические параметры зависят от наследственных факторов и, в меньшей степени, от пола ребёнка и его образа жизни. В педиатрии «золотой серединой» для веса трехлётки считается 15 килограммов, для роста — 95 сантиметров.

    Если рост вашего малыша меньше эталонных 95 сантиметров на 10% — это не повод для беспокойства, а, вероятнее всего, личная особенность развития. Но если рост вашего сына или дочери в 3 года меньше 85 сантиметров, стоит задуматься об исключении негативных факторов: попробуйте наладить режим питания крохи и организовать для ребёнка разумные физические нагрузки, предварительно проконсультировавшись с врачом.

    В параметрах веса для ребёнка трёх лет допускаются отклонения в 20% в обе стороны от 15 килограммов. Если вес малыша меньше 12 или больше 18 килограммов — возможно, понадобится пересмотреть режим питания с учётом рекомендаций детских врачей.

    Физические умения

    Основные физические навыки трёхлетки:

    • достаточно хорошо ориентируется на местности, помнит знакомые маршруты;
    • сам рисует и делает простые аппликации;
    • умеет кататься на трёхколесном велосипеде:
    • отлично хлопает в ладоши и топает ногами;
    • с помощью родителей собирает достаточно сложные конструкторы, также с посторонней помощью складывает многосоставные пазлы.

    Двигательные навыки

    К трём годам двигательная активность ребёнка заметно развивается даже по сравнению с периодом в несколько предшествующих трёхлетию месяцев. Основные двигательные навыки малыша в три года:

    • удерживает равновесие, стоя на одной ноге;
    • без помощи поднимается и спускается по ступенькам;
    • играет в разные игры с мячом;
    • бегает, редко спотыкаясь и падая;
    • повторяет простые танцевальные движения: подпрыгивает, поднимается на носочки.

    Нюансы психики трехлетних детей

    Особенности развития детей 3,5 лет говорят о больших изменениях в их эмоциях. У малышей появляется чувство собственного достоинства, они гордятся собой, что умеют что-то делать лучше всех (прыгать, играть), что у них лучшие родители: самый умный папа, самая добрая мама. У них возникает понимание юмора, их смешат мультфильмы или комические жизненные ситуации. Малыши замечают красоту и уродство в природе и в жизни, могут оценить ее.

    Ребенку доступно эмоциональное реагирование в разных ситуациях:

    • сопереживание, если рядом кому-нибудь плохо или больно;
    • помощь, если ему под силу это осуществить;
    • отзывчивость: если родители устали, то он не станет им мешать отдыхать;
    • сочувствие героям сказок, мультиков: он может радоваться, печалиться, сердиться вместе с ними;
    • понимание того, что поступил плохо, от этого огорчается и стыдится;
    • переживание в ожидании негативной оценки или порицания взрослых.

    Малыш может надолго затаить обиду, если его наказали. Зато он видит, когда плохо поступает кто-то иной и оценивает такой поступок отрицательно: так делать нельзя. Иногда можно столкнуться с преувеличенным чувством ревности или обиды. А уж притворству и хитрости, шалостям и проказам его учить не приходится. Происходит формирование чувства предосторожности, разграничение понятий опасность – безопасность, вред – польза, нередко могут появиться тревоги, опасение темноты. Трехлетний ребенок может выполнить словесный трех- или четырехэтапный инструктаж. Увеличивается сговорчивость ребенка, он начинает осознавать возможность отсрочки немедленного исполнения своих желаний. При правильном воспитании трехлетние малыши могут эмоционально сдерживаться.

    Развитие мелкой моторики

    Мелкая моторика трёхлетки становится всё более совершенной. У ребёнка развиваются прежние умения и появляются новые:

    • с удовольствием повторяет упражнения из пальчиковой гимнастики;
    • подкрепляет речь жестами, а если малыш эмоциональный — жесты могут быть очень активными;
    • возводит из кубиков строения разных размеров и конфигураций;
    • учится владеть ножницами, может вырезать из бумаги простые фигуры;
    • умеет лепить из пластилина простые конструкции: жгутики, шарики;
    • уверенно захватывает и удерживает предметы;
    • открывает неплотно закрученные крышки на бутылках.

    Развитие внимания

    Трехлетки должны обладать следующими умениями:

    • концентрировать внимание на выполняемом деле в течение 10–15 минут;
    • удерживать в поле зрения до пяти предметов одновременно;
    • запоминать и повторять за взрослым предложенные слова, движения.

    Стоит помнить, что внимание младшего школьника еще нестабильно и легко рассеивается.

    Развитие слуха, зрения, осязания, вкуса

    Слух трёхлетних детей требует особенно внимательного отношения. В этом возрасте дети часто простужаются, что может привести к отиту и, как следствие, к нарушению слуха.

    Чтобы не навредить слуху ребёнка — обязательно учите его дышать носом, а не ртом, вовремя лечите насморк и старайтесь избегать резких перепадов температуры.

    Зрение у трехлётних детей ещё недостаточно острое по сравнению с ребятами старшего дошкольного возраста. Полностью зрение формируется только к 6-7 годам. Не стоит пытаться научить ребёнка читать как можно раньше — детское зрение готово к чтению только в возрасте пяти лет. Показывать трёхлетке книжки, конечно, можно, но в книгах обязательно должен использоваться крупный шрифт. Чтобы сохранить хрупкое детское зрение, сократите контакт ребёнка с телефоном, компьютером, телевизором.

    В 3 года осязание у детей развито хорошо: они различают холодную и горячую воду, тёплый и холодный ветер, шершавую и гладкую поверхность. Вкусовые рецепторы у трёхлетнего ребёнка развиты так же, как у взрослого. Он различает сладкий, горький, кислый и солёный вкус, отдавая предпочтение сладкому.

    Интеллектуальное развитие

    В этом возрасте наглядно-действенное мышление трансформируется в наглядно-образное. Если раньше кроха познавал мир при непосредственном контакте с различными предметами, то сейчас он уже может оперировать образами этих предметов, хранящимися в его памяти.

    В три года ребенок должен уметь следующее:

    • понимать простые причинно-следственные связи;
    • проявлять первые навыки планирования действий;
    • сравнивать предметы по величине, форме, цвету;
    • складывать простые пазлы из четырех крупных частей;
    • знать основные цвета и уметь их назвать;
    • знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, продуктов), животных;
    • знать названия основных геометрических фигур.

    Важной особенностью этого возраста является то, что подросший малыш может думать и рассуждать о предметах, не находящихся в поле зрения. Это важный шаг на пути к дальнейшему развитию мышления.

    Нормы развития речи

    У трёхлетнего ребёнка уже довольно богатый словарный запас: не меньше 1000 слов. Чистота речи в этом возрасте ещё не безупречна: малыш может коверкать слова и затрудняться с правильным произнесением отдельных звуков. Трёхлетка уже способен в простой форме рассуждать об увиденном предмете или событии.

    Ребёнок в 3 года не говорит или мало говорит: что делать?

    Речевые навыки у малыша в три года достаточно развиты, чтобы уметь объясниться с другими людьми. В норме ребёнок к возрасту трёх лет владеет следующими речевыми навыками:

    • понимает заданные вопросы и отвечает на них;
    • хорошо знает свои имя и фамилию;
    • речь становится связной, напоминая рассказ: одно предложение следует из другого;
    • описывает увиденную картинку, обращая внимание на детали;
    • пересказывает короткие сказки и истории.

    Дети, которые почти или совсем не разговаривают в трёхлетнем возрасте встречаются довольно часто. Известный российский педиатр Евгений Комаровский советует родителям, чьи дети в 3 года ещё не говорят, обратить внимание на тип упорного молчания: молчит ли ребёнок оттого, что не понимает речь окружающих, или малыш всё понимает, но ничего не говорит?

    Если ребёнок демонстрирует признаки понимания, не используя слова — возможно, молчаливость — его личная особенность. Трёхлетние молчуны, согласно статистике педиатров, чаще встречаются среди мальчиков — на одну не разговаривающую девочку приходится четыре таких мальчика. По данным той же статистики, не меньше 7% детей в возрасте трёх лет совсем не говорят.

    В любом случае, если трёхлетний ребёнок совсем не говорит — необходимо посетить с ним педиатра. По результатам осмотра врач порекомендует способы решения проблемы или направит к профильным специалистам.

    Особенности психологического развития малыша на четвертом году жизни

    Дети на третьем году жизни стремятся к познанию всего, что их окружает, и с удовольствием изучают то, что предлагают им родители. В кризисные моменты, когда ребенок устраивает безосновательные истерики, следует спокойно разговаривать с ним, мягко добиваясь понимания с его стороны и преодоления психологического дискомфорта.

    За 3,5 года жизни ребенок уже хорошо научился улавливать любые изменения в домашней атмосфере и поведении окружающих людей, поэтому стоит чаще говорить о любви к нему, его значимости. С проявлением нежности со стороны родителей дети становятся более уравновешенными.

    Ребенок в этом возрасте уже умеет концентрировать внимание на одном задании на протяжении 20 минут. Лучше всего чередовать разные виды деятельности, чтобы интерес к заданиям и играм не пропадал.

    Родителям стоит уделить внимание усовершенствованию речи и социальных навыков детей. Психологически они уже развиты достаточно, чтобы понимать, что такое дружба и на чем она строится, как разрешать появившиеся конфликты. Посредством недолгих бесед на темы о чувствах других людей нужно научить ребенка не только оценивать ситуацию со своей позиции, но и смотреть на происходящее с разных сторон.

    Навыки общения и эмоциональная сфера

    Малыш в три года нуждается в общении со сверстниками больше, чем прежде. Ребёнок уже учится управлять эмоциями и пробует решать конфликты мирным путём. В то же время трёхлетка испытывает острую потребность проявлять своё «Я», что приводит к капризному поведению по отношению к родителям и другим близким людям. Ближе к четырём годам ребёнок начинает понимать чужие эмоции, учится владеть собой и чрезмерные капризы сходят на нет.

    Эмоциональная сфера трёхлетних детей активно развивается: они начинают фантазировать. Ребята с самым богатым воображением даже удивляют окружающих историями собственного сочинения. В норме эмоционально развитый малыш в 3 года стремится повторять понравившиеся действия за другими людьми, умеет выражать симпатии и антипатии.

    Окружающий мир

    В три года у детей уже есть определенные знания об окружающим мире. Они различают диких и домашних животных, знают название некоторых деревьев, цветов и других растений. Малыши также знают названия овощей, фруктов и представляют, где они растут (в саду, в лесу).

    Трехлетки уже должны знать времена года и суток и их последовательность, название дней недели и месяцев. Также малыши должны помнить свои имя и фамилию, имена членов семьи, название города.

    Детей необходимо учить основным правилам безопасности (не выходить без старших на улицу, не выбегать на дорогу, не трогать лекарства, острые, горячие предметы, не включать приборы).

    Умственное развитие

    Вместе с кризисом трёх лет приходит и возраст «почемучки». Ребёнок расспрашивает взрослых обо всём на свете, сравнивает ответы, делает выводы.

    Темпы умственного развития у разных детей могут отличаться в зависимости от личных способностей ребёнка и от вовлечённости взрослых в процесс развития. Интеллектуальное развитие в трёхлетнем возрасте считается нормальным, если малыш умеет:

    • различать 4-8 цветов;
    • рассматривать предмет не только целиком, но и замечать детали;
    • не отвлекаться слишком часто, концентрироваться на одном занятии;
    • строить несложные планы, например: «утром мы пойдём в садик, а вечером ты заберёшь меня домой»;
    • считать до пяти;
    • находить отгадки на детские загадки;
    • оперировать понятиями «больше-меньше» и находить другие отличия между предметами;
    • запоминать простые стихи и песни;
    • отличать друг от друга базовые геометрические фигуры — круг, треугольник, прямоугольник, квадрат — и называть их.

    Нервно-психическое развитие

    В этот период повышается работоспособность нервной системы. Малыш уже может сдерживать эмоции, например, не плакать, когда ему больно или обидно.

    У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое. Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях.

    В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.

    Когнитивное развитие

    В когнитивные навыки детей входит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. На скорость когнитивного развития влияет исследование ребёнком окружающего мира: чем больше малыш взаимодействует с разными предметами и чем больше наблюдает разных явлений — тем лучше развиваются когнитивные способности.

    Трёхлетним детям важно познавать мир на практике, поэтому так важно подкреплять личный опыт малыша объяснениями взрослого. Например, разъяснять разницу между противоположными понятиями («узкая тропинка-широкая дорога»), поощрять желание ребёнка анализировать ситуации и события, акцентировать внимание на конкретных деталях предметов.

    В возрасте трёх лет ребёнок с помощью восприятия составляет представление о свойствах предметов. Он учится сравнивать размеры и формы предметов, знает назначение разных вещей и правильно их использует.

    Внимание малыша становится устойчивым: он сосредотачивается на интересном занятии на 10-20 минут, не выпускает из поля зрения несколько предметов одновременно. Но и отвлекается трёхлетка всё ещё достаточно легко.

    Память в три года непроизвольная: ребёнок запоминает интересную для него информацию, а выучить что-то специально малышу пока нелегко.

    Хотя ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи — его мышление ещё ограничено настоящим временем. Трёхлетний малыш оценивает ситуацию «здесь и сейчас», но по мере познания мира способности ребёнка к анализу постепенно развиваются. В 3 года дети особенно ярко чувствуют радость первооткрывателя, и чем больше событий происходит вокруг юного исследователя — тем лучше развивается его мышление.

    Особенности развития детей 3 лет

    Три года – важный возраст в жизни крохи. В это время в его психике происходят большие изменения. Спокойный, послушный ребенок вдруг становится капризным и неуправляемым, а родители недоумевают: что же произошло?

    Волноваться не стоит. В психологии существует такое понятие, как кризис трех лет. Именно он и провоцирует такие изменения в поведении детей. Первые признаки начинающегося кризиса становятся заметны уже в два годика. К концу третьего года жизни кризис достигает своего пика.

    Распознать кризис трех лет можно по следующим признакам:

    • Негативизм. На все просьбы и предложения родителей ребенок отвечает отказом. Это сильно раздражает взрослых, но нужно понимать, что таким образом малыш учится осознавать себя как отдельную личность.
    • Упрямство. Кроха становится очень упрямым. Он требует, чтобы его желания немедленно исполняли, а если этого не происходит – устраивает истерику.
    • Стремление к самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам – одеваться, умываться, чистить зубы и т. д. Попытки взрослых помочь ему категорически отвергает.
    • Конфликтность. Малыш становится конфликтным: перечит родителям, ругается, игнорирует их просьбы, протестует против установленных правил.
    • Ревность. Кроха начинает ревновать родителей к братьям или сестрам. Если таковых не имеется, он может начать ревновать маму к папе.

    Эти изменения в поведении являются возрастными особенностями, которые со временем проходят.

    Самостоятельность, навыки самообслуживания

    Маленьким детям ещё не под силу обслужить себя полностью, но к трём годам ребёнок уже должен владеть некоторыми навыками самообслуживания:

    • раздеваться и одеваться с небольшой посторонней помощью;
    • обуваться или хотя бы пробовать самостоятельно надевать обувь;
    • умываться и чистить зубы;
    • пользоваться столовыми приборами;
    • выполнять простые бытовые просьбы: убрать игрушки, положить вещь на место, поставить чашку на стол.

    Развитие памяти

    Что касается памяти, то в этом возрасте она пока еще непроизвольная. Ребенок трех лет должен уметь:

    • запоминать сюжет короткой сказки, мультфильма;
    • заучивать короткие стишки;
    • вспоминать события дня;
    • запоминать, что нарисовано на картинке.

    Чем старше становится ребенок, тем лучше работает его память. К концу третьего года кроха может запомнить уже гораздо больше.

    Режим дня и уход за трёхлетним ребёнком

    Малыш становится очень подвижным, и важно придерживаться режима дня, чтобы у ребёнка хватало сил. Конечно, режим ребёнка, который ходит в садик, будет отличаться от режима крохи, не посещающего дошкольное учреждение, но примерный распорядок дня для трёхлеток может быть таким:

    07.00Подъём
    07.30Гигиенические процедуры, зарядка
    08.00Завтрак
    08.30Развивающие игры и занятия, помощь в быту
    10.00Прогулка
    12.00Обед
    12.30Дневной сон
    15.00Пробуждение
    15.30Полдник
    16.00Подвижные и развивающие игры
    18.00Прогулка
    19.00Ужин
    19.30Спокойные занятия
    20.30Гигиенические процедуры
    21.00Ночной сон

    Программа упражнений на неделю

    Упражнения, которые помогут ребенку развить все необходимые навыки:

    1. Понедельник: тематическое занятие «Деревья и кустарники», игра «Угадай, что в мешочке», прослушивание пения птиц и шума волн, заучивание стихотворения о лете, перебирание гороха и фасоли, создание аппликации «Цветочный сад».
    2. Вторник: изучение профессий, игрушечный боулинг, повторение стихотворения о лете, заучивание песни «Антошка», чтение сказки «Колобок», мозаика «Буквы и счет», рисование моря и неба.
    3. Среда: изучение букв и слогов с помощью кубиков, игра на угадывание звуков, повторение песенки «Антошка», рисование двора с домом и цветами, лепка из теста.
    4. Четверг: игра с конструктором для изучения фигур, рисование песком, обучение танцу «Березка», вырезание снежинок и цветов из бумаги.
    5. Пятница: тематическое задание «Цифры и счет», игра «Где спрятался шарик», повторение «Березки», составление сказки «Колобок» по карточкам, игра со шнуровкой, лепка животного из пластилина.
    6. Суббота: тематическое занятие «Животные в дикой природе», водные игры, прослушивание композиции Вивальди «Времена года, зима» и обсуждение вызванных ею эмоций, рисование любого животного, разбор поговорки «Делу время — потехе час».
    7. Воскресенье: знакомство с обитателями моря, аппликация из подручных материалов, домашний концерт для родственников с исполнением стихотворения о лете, танца «Березка» и песни «Антошка», повторение изученных букв, изготовление ежика из пластилина и спичек, изображение своего настроения с помощью красок.

    Развитие ребенка в 3,5 года напрямую зависит от стараний родителей, поэтому важно найти подходящие игры и занятия, которые помогут малышу познавать мир.

    Как определить задержку в развитии ребёнка в 3 года?

    Признаки, которые могут указывать на проблемы с развитием малыша:

    • он не заинтересован в общении — ни со взрослыми, ни с другими детьми;
    • не играет с игрушками, не проявляет любопытства в отношении незнакомых предметов;
    • не узнает даже хорошо знакомые предметы;
    • не может даже минимально контролировать проявление эмоций;
    • не понимает речь окружающих.

    Если вы замечаете за своим ребёнком похожие признаки — обратитесь к педиатру.

    Причины задержки речевого развития в этом возрасте

    В основе практически всех случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

    Причины недоразвития речи:

    • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    • несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
    • родовая травма;
    • асфиксия в родах;
    • имеются нарушения или отсутствие слуха;
    • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
    • наследственная предрасположенность;
    • органическое недоразвитие ЦНС;
    • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
    • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

    Сложнее всего прогнозировать успешность коррекционной работы с ребёнком, имеющим поражение головного мозга. Эти причины дают наиболее тяжёлые формы отставания речевого развития.

    Как помочь ребёнку развиваться правильно?

    Помогать трёхлетке развиваться можно и нужно — несмотря на стремление к самостоятельности, дети в этом возрасте охотно принимают помощь от взрослых. Особенно, если эта помощь преподнесена в форме игры.

    Как помочь трёхлетним детям развивать важные навыки и умения в соответствии с рекомендациями педагогов:

    1. Просите ребёнка подробно рассказать, как прошёл его день. Этот приём тренирует память лучше, чем специальные развивающие игры.
    2. Сдерживайтесь в предложении помощи. Чем меньше помощи со стороны — тем быстрее трёхлетка обучится самостоятельности.
    3. Используйте пальцы на руках, чтобы научиться считать в пределах пяти, а чуть позже — и до десяти.
    4. В игрушках отдавайте предпочтение пирамидкам, кубикам, пазлам — они отлично формируют навыки внимательности, усидчивости и пространственного мышления.
    5. Если нет противопоказаний по здоровью — приобщайте сына или дочь к спорту. Особенно хорошо подойдёт плавание — универсальный способ для поддержания здоровья, формирования красивой осанки, укрепления всех групп мышц.

    Не беспокойтесь за развитие и безопасность ребёнка, особенно, когда он находится вдали от вас или дома. Три года и поход в детский сад — отличный повод купить малышу первые GPS-часы. С ними и приложением «Где мои дети», вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него.

    Игры

    Игра — самое важное занятие для трёхлетнего малыша. В этом возрасте ребёнок получает удовольствие исключительно от процесса, не ставя цели научиться новому. Зато родители могут предложить сыну или дочери те игры, которые помогут детскому развитию.

    Примеры развивающих игр для трёх лет:

    1. Игры с водой. Малыши очень любят контактировать с водой — помогите крохе создать собственный водный мир. Можно включить в игру миски, стаканы, дуршлаг, пульверизатор и показать, как играть с водой с помощью этих предметов. Водные игры развивают воображение, координацию, мелкую моторику.
    2. Пальчиковые игры. Занятия с элементами пальчиковой гимнастики, как никакие другие, развивают мелкую моторику.
    3. Лепка из пластилина или солёного теста. Лепка помогает развивать творческие способности и мелкую моторику.
    4. Игры с кубиками разных форм и размеров. Во время строительства из кубиков развивается скорость реакции, малыш запоминает цвета и формы, учится сравнивать предметы и осваивает счёт.
    5. Пазлы и мозаики. Начиная с простых вариантов, переходите к более сложным с большим количеством деталей. Пазлы и мозаики формируют умение концентрироваться, развивают воображение и мелкую моторику.

    Ещё одна особенность данного периода развития ребёнка — кризис трёх лет. Это непросто. Но его нужно пережить, проявляя терпение и помогая малышу развиваться. А когда трудности останутся позади — ребёнок станет отличным собеседником, партнером для игр и лучшим другом для своих родителей!

    Основные направления деятельности родителей для развития ребенка 3,5 лет

    Для комплексного развития в 3,5-4 года необходимо во время одного занятия совмещать сразу несколько видов обучения. Так, в течение утренней разминки можно не только выполнять физические упражнения, но и считать количество сделанных прыжков, называть используемые предметы.

    Физическое

    В 3,5 года нужно гулять с ребенком не менее 1,5 часа в день. Для полноценного развития предпочтительно, чтобы он общался с ровесниками. В этом инициативу могут проявить родители: собрать детей в компанию, познакомить их, предложить увлекательные игры.

    Неотъемлемой частью дня для ребенка в этом возрасте является утренняя разминка. В течение нее нужно делать легкие упражнения на все группы мышц:

    • для развития рук и плеч подходят махи, игры с мячом, упражнения на перекладине;
    • для мышц спины нужно делать наклоны, гимнастические упражнения на фитболе;
    • для укрепления ног — бег с чередованием темпа, приставные шаги, прыжки на месте и в длину;
    • для улучшения координации необходимо научиться ходить по прямой линии, стоять и прыгать на одной ноге.

    Для утренней разминки будет достаточно 20 минут.

    Речевое

    В возрасте 3,5 года дети уже используют в речи грамматически сложные конструкции и делают это правильно. Сложности возникают в произношении звуков. Для исправления недостатков в произношении применяется артикуляционная гимнастика.

    Всем детям в период от 3,5 до 4 лет следует посетить логопеда, чтобы получить профессиональную оценку речевых навыков и понять, над чем нужно работать. На ранних этапах исправить проблемы легче всего.

    Речевое развитие считается нормальным, если к 4 годам ребенок перестает произносить лепетные слова, правильно употребляет формы времен и падежей. Если раньше дети могли говорить о себе не в первом лице, то к возрасту 3,5 года эта особенность исчезает. Дети учатся запоминать четверостишия и пересказывать небольшие истории.


    Занятие речью с ребенком очень необходимо.

    Чтобы способствовать развитию речи ребенка, родителям следует:

    • обсуждать с ним происходящее, по вечерам вспоминать то, что случилось за день;
    • читать небольшие рассказы, книги, обсуждать сюжет, интересоваться мнением ребенка о прочитанном и предлагать пересказывать отдельные части;
    • делать артикуляционную гимнастику, просить повторять за взрослым звуки, разминать мышцы лица;
    • показывать ребенку фотографии и картинки, обсуждая изображенное на них и интересуясь, какие события могли предшествовать тому, что он видит;
    • предлагать ребенку самостоятельно сочинять рассказы, вначале можно опираться на карточки и иллюстрации, придумывать сюжеты об окружающих вещах.

    Познавательное

    Расширение кругозора детей быстрее всего проходит в процессе игры. Рекомендуется определить, какой тип восприятия информации подходит для вашего ребенка (звуковой, тактильный, зрительный), и в подготовке игр и упражнений опираться на это.

    Детям, которым легче усваивать информацию с помощью слуха, подойдут занятия в форме беседы, составление рассказов, обсуждение событий. Для визуалов следует составить занятие с использованием большого количества картинок, иллюстраций или видеоматериалов.

    Для кинестетиков нужно создать условия, в которых можно получать информацию о предмете через прикосновения. Хорошо, если получается объединять различные формы упражнений и предлагать ребенку все виды задач, делая упор на те, которые наиболее полезны для него.

    В данном возрасте нужно совершенствовать:

    • умение находить похожие и отличительные признаки нескольких предметов;
    • умение пересказывать сюжет рассказа, увиденного мультфильма, детского спектакля;
    • сочинение историй с опорой на очередность картинок;
    • умение сортировать предметы, обобщать их в группы по сходным признакам;
    • умение различать цвета и их оттенки;
    • знания того, как выглядят фигуры;
    • умение считать до 10;
    • правильное использование понятий «низкий», «высокий», «много», «мало», «большой», «маленький», «съедобный», несъедобный».

    Для развития кругозора детей необходимо ежедневно пополнять их базу знаний о мире.

    Родителям следует делиться с ребенком информацией о:

    • диких животных, местах, в которых они обитают, их внешних особенностях, поведении и взаимодействии с природой, издаваемых звуках, приносимой пользе;
    • насекомых, обитателях морей и рек, птицах и о том, что помогает жить в воде или летать, что они едят;
    • мире растений, цветах, грибах, деревьях и о том, из чего они состоят (листья, стебли, корни и т.д.);
    • природных материалах, способах их применения (что делают из стекла, пластика, камней, древесины), каковы они на ощупь;
    • явлениях природы, временах года, правилах поведения во время дождя, урагана, грозы, на солнцепеке;
    • важных датах и о том, почему эти события вошли в историю, какое значение они имеют для людей;
    • семейных традициях и их значении;
    • строении человеческого организма, функциях основных органов (сердца, легких, желудка, мозга);
    • профессиях родителей и родственников, достоинствах их работы;
    • способах передвижения (самолетах, машинах, поездах, кораблях), строении различных видов транспорта и сферах их использования.


    Необходимо, чтобы дети познавали что-то новое.

    Музыкальное

    Танцевать под заданный темп, чувствует ритм музыки, старается различать музыкальные жанры — это то, что должен уметь ребенок в 3 5 лет. Приходит понимание того, что под разные мелодии двигаются с разной скоростью.

    В процессе изучения музыкальных жанров нужно не только слушать композиции и искать их характерные признаки, но и показывать ребенку, какие из знакомых ему движений подходят к танцу под выбранную мелодию. Можно разучивать детские танцы: «Я в садочке была», «Березка», «Танец маленьких утят» и др.

    Тематическое занятие нужно совместить со знакомством с видами профессий, связанных с музыкой. Ребенок должен узнать, кто такие певцы, музыканты, композиторы, дирижеры и танцоры. Если концерт симфонического оркестра может показаться детям утомительным, то посещение танцевального мероприятия, где можно увидеть, как красиво двигаются люди под разную музыку, станет для ребенка хорошим времяпрепровождением.

    Сенсорное

    Все большее значение в жизни детей приобретает способность фантазировать, создавать из подручных материалов предметы для новых игр. В этом процессе важную роль играет сенсорика. Получая информацию через слух, осязание и зрение, ребенок может включать в свою деятельность различные игровые материалы.

    Развивать восприятие можно с помощью следующих видов занятий:

    • сортировка мелких предметов, создание аппликаций, поделок, игры с мелкими предметами, которые не только помогают наладить процесс восприятия, но и развивают мелкую моторику;
    • игра с тряпичным мешочком, в который набирают маленькие игрушки (ребенок, ощупывая непрозрачный мешок, должен определить, какие вещи в нем лежат);
    • игры на массажных ковриках;
    • на прогулке можно предложить ребенку прислушаться к звукам природы, а дома он с закрытыми глазами может определять, чем шумит взрослый (целлофановым пакетом, бумагой и т.д.);
    • различать запахи еды, цветов;
    • занятия с использованием таких материалов, как крупа, песок, вода, камни, ветки.

    Мелкая моторика

    Мелкая моторика развивается в процессе игр, в которых задействованы пальцы.

    В этом возрасте дети охотно играют с:

    • пазлами, деревянными кубиками;
    • крупами, бусинами, пуговицами, декоративными камешками;
    • мозаиками, прищепками, шнуровками, пластилином;
    • конструкторами.


    Еще один вариант упражнения для ребенка 3, 5 лет.

    Лучший способ развития моторики — постоянные творческие занятия: лепка из глины, раскрашивание гипсовых заготовок, создание поделок из теста и природных материалов, браслетов из бусин, рисование пальчиковыми красками, фломастерами и карандашами, вырезание из бумаги различных фигур, цветов, снежинок.

    Творческое

    Учится понимать, что для них красиво, а что нет, формируют эстетический вкус, расширяя знания о мире искусства — это то, что должен уметь ребенок в 3, 5 лет. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с живописью, рассказывать о том, какие существуют способы творческого выражения.

    Предложите ребенку рассмотреть любую понравившуюся картину. Поинтересуйтесь, что на ней изображено, какой сюжет хотел воссоздать художник. Обсудите с ребенком свои впечатления от увиденного и спросите, какие эмоции у него вызвало изображение. После беседы нужно рассказать, в какой технике выполнена картина, а после этого можно попробовать нарисовать с ребенком что-то в похожей манере.

    Социальная адаптация

    Ближе к 4 годам появляются первые друзья. Сложности возникают из-за того, что желание общаться велико, а навыки социальной адаптации отсутствуют. Поэтому нужно обсуждать с ребенком, как правильно себя вести со взрослыми и со своими сверстниками, где уступать, когда проявлять инициативу. Взрослым следует рассказать, как можно познакомиться с новым другом, как предложить ему поиграть вместе.

    Музыкальное развитие

    Важно развивать не только навыки чтения, письма и счета, но и восприятие музыки, слух, голос. Этому способствуют такие занятия:

    • пение;
    • игра на музыкальных инструментах;
    • танцы;
    • угадывание знакомых песенок.

    Музыкальные занятия в детском саду – важная часть развития детей. Дома тоже полезно петь с малышом, танцевать и делать гимнастику под музыку.

    Отличия в развитии мальчиков и девочек

    Примерно к трем годам жизни дети уже осознают разницу между мальчиками и девочками и свою принадлежность к конкретному полу.

    Трехлетки-девочки часто играют группами по несколько человек. Мальчики пока еще предпочитают играть поодиночке. Мальчишки более активны физически – они бегают, прыгают лазают по спортивной лестнице. Девчата больше времени уделяют спокойным играм.

    Сенсорное развитие

    Следует уделять внимание и развитию органов чувств – осязания, обоняния, вкуса, зрения. На занятиях можно делать следующее:

    • определять фактуру предметов (гладкий, шершавый);
    • угадывать геометрические фигуры на ощупь;
    • угадывать голоса животных;
    • определять запахи;
    • определять продукты по вкусу, не видя их.

    Такие занятия нравятся малышам и способствуют развитию органов чувств. Больше информации о сенсорном развитие детей читайте в нашей статье.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]