Массажные логопедические зонды (автор Новикова Е. В.)


Показания для проведения массажа логопедическим зондом

Логопедический зонд – это приспособление, с помощью которого логопед оказывает механическое воздействие на артикуляционные органы малыша с целью развития речевых навыков и восстановления правильного звукопроизношения.

Зондовый массаж проводится в случаях, когда более простыми (артикуляционным, дыхательным, подражательным, переходным) способами исправить неправильное произношение ребенка не удается. Кроме того, обязательным считается применение логопедических зондов при следующих нарушениях речи:

  • дизартрия – связана с проблемами центральной нервной системы;
  • алалия – возникает из-за повреждений участков полушарий головного мозга, отвечающих за речь;
  • ринолалия – проявляется из-за явных дефектов ротовой или носовой полости – к ней относится гнусавость при произношении;
  • дислалия – не связана с нарушением слуха или проблемами ЦНС. В физиологической форме присутствует у каждого человека на определенном этапе развития (до 5 лет);
  • заикание;
  • афазия – проблемы с речью после перенесенного инсультного состояния (для взрослых).

Массажные процедуры будут полезны также при общих задержках речевого и психического развития, повышенном или пониженном тонусе речевой мускулатуры, ДЦП.

Противопоказания

Курсы массажа назначает невролог после полного обследования. Нельзя проводить его при эпилепсии разной формы, так как он может спровоцировать приступы.

Временный отвод дается при любых инфекционных, соматических болезнях. Нельзя проводить зондовый массаж при стоматите, кариесе, гингивите, кожных болезнях. Герпес, инфекции полости рта тоже служат медотводом для процедур.

Нельзя его делать при сильной пульсации артерий, повышенном давлении, плохом физическом самочувствии.

При тошноте, рвоте, усталости нельзя проводить сеанс, лучше перенести его на другое время. Логопед осматривает каждого ребенка перед проведением массажа.

Виды зондов

Автором зондов, которыми пользуется большинство логопедов, и системы зондового массажа является Елена Новикова. По ее методике выделяют 11 основных видов зондов:

Название зондаВнешний видМассажные зоныФункцииНеобходимые приемы
1.Вилочкавилка с двумя изогнутыми остриямиЯзык (Я), мягкое небо (МН), губы (Г), щеки (Щ), скулы (С)способствует интенсивному сокращению мышц,Покалывание, покалывание с прокачиванием
2.Восьмеркацифра «8» или обозначение бесконечностиЯ, С, Щ, Гутопляет мышцы, заставляет их активно работать, постановка звука «Р»Растирающие движения на месте вдоль и поперек
3,4,5.Саночки (большие, средние, малые)напоминают саниЯ, С, МН, Г, Щрастягивание уздечки под языком, расслабление и активизация мышцСкользящие движения в разном направлении
6.Топорикпохож на бритвенный станокв основном языкнормализует мышечный тонус, увеличивает подвижность и сократительную способность мышцРубка с плотным нажатием (частая, интервалы небольшие), скольжение движенияпо типу «бритья»
7.Крестовинакрест со сглаженными краями, перпендикулярный ручкеЯ, С, Щ, Гпрокачивание языковых мышц, постановка звуков К, Г, Х, Р, Ш, Ж, Щ, Ч, ЖПрокручивание, надавливания, прижимание языка к корню, возвратное выталкивание языком
8.Толкачикперпендикулярное ручке кольцоЯ, МН, Щ, Г, Смышечная активизация и расслаблениеНажим, прокручивание, упражнение «Пружина»с языком (до корня)
9.Щипцы2 рядом находящиеся, сжимающиеся каплевидные рамки на ручкахЯ, Щ(внутри, снаружи), Г, Сразминка, активизация мышцСгибание, поворот, прокручивание языка, щек
10.Лебедушкапетелька на изогнутой ножкеМН, Щ, Ссамый удобный для массирования мягкого неба зондНажим, прокручивание
11.УздечкаУздечка, подковаподъязычная связкаПроверка состояния и подтягивание подъязычной связкиВытягивание языка наверх

Большая часть приборов используется для разминки, возбуждения и расслабления языковых мышц. Многие зонды взаимозаменяемы, обычно для массажа достаточно 5-6 инструментов. Помимо основных зондов логопеды часто используют следующие виды:

  • постановочный (узкая вытянутая петелька) — для формирования желобка при произношении свистящих звуков;
  • шпатель по Корицкому (вытянутая во всю длину овальная рамка) – для массажа боковых краев, а также нижней части языка, постановки шипящих звуков и «Р»;
  • шпатель – для поглаживания, постукиваний, пассивной гимнастики;
  • шарик – для выполнения различных упражнений (катание, прокручивание шарика), постановки звука «Р»;
  • ежик (валик с выпуклостями) – для массажа губ, язычных, скуловых, жевательных мышц при мышечном гипотонусе и парезе артикуляционного аппарата.

Постановка свистящих звуков зондами № 1, № 2 и № 4

При боковом и носовом произнесении свистящих звуков, когда не удается получить желобок вдоль средней линии языка, используют зонд № 1.

Сначала с помощью зонда добиваются образования желобка при высунутом изо рта языке. Ребенку предлагают подуть в образовавшийся на языке желобок и затем закрепляют это умение, постепенно устраняя механическую помощь.

Для постановки звука «С»

логопед предлагает ребенку, не высовывая язык, приоткрыть рот и улыбнуться. Затем помещает зонд на переднюю часть языка посредине, удерживая кончик языка основанием петельки зонда у нижних зубов. В таком положении ребенку предлагается подуть на кончик языка. Одновременно с этим логопед слегка нажимает зондом на язык, образуя желобок для выходящего воздуха и добиваясь нужного акустического эффекта. После ряда тренировок в произнесении звука «С» с зондом № 1 ребенок в состоянии уже без механической помощи воспроизвести необходимый артикуляционный уклад и правильно произнести звук. Затем звук автоматизируется на базе подобранного логопедом речевого материала.

Звук «3» ставится аналогичным способом, но с подключением работы голосовых связок.

Для устранения межзубного и призубного сигматизма, особенно осложненного аномалиями прикуса, используются зонды № 2 и № 4. Звук ставится от дефектного произношения. Ребенка просят длительно произносить звук с-с-с…

В это время логопед, нажимая на кончик языка петелькой зонда № 2 или уложенным поперек рта перед нижними клыками зондом № 4, слегка отодвигает язык от нижних зубов в глубь рта. Образуется щель, необходимая для воспроизведения свистящего шума. Постепенно механическая помощь устраняется и ребенок может самостоятельно произносить звук.

Звук «Ц»

можно получить при помощи зондов№ 1 и № 2 двумя способами.

Ребенку предлагают произнести звукосочетания тс-тс-тс…

Одновременно с произнесением логопед удерживает кончик языка
зондом № 1
или
№ 2
у нижних резцов (по Ф.Ф. Pay).

Упирая кончик языка в нижние зубы, длительно на мягкой атаке ребенку предлагают произнести звук с-с-с…

Одновременно с этим логопед нажимает на кончик языка зондом № 1 или № 2, слегка отодвигая его в глубь рта (по О.В. Правдиной). Управляя зондом, логопед добивается четкого произношения звука.

Мягкие звуки ставятся от твердых базовых звуков. Поставленные с помощью зондов № 1, № 2 и № 4

свистящие звуки автоматизируются и дифференцируются.

Общие рекомендации по проведению

Массаж логопедическими зондами проводится курсами. Каждый курс рассчитан на 8-10 сеансов. Разрешается делать процедуру каждый день, но лучше — через 1-2 дня, чтобы не получить переутомление мышц.

Всего проводят 3-4 курса, с перерывом 30-45 дней. Иногда для нормализации произношения достаточно одного курса. Продолжительность сеанса зависит от:

  • возраста пациента;
  • сложности дефекта;
  • реакции ребенка.

Начинать нужно с 5 минут. Потом у 1-3-летних детей доводить до 5-10 минут, 3-7-летних – до 15 минут, школьников – до 20-25 минут. Каждое движение делается по 30 раз.

Следует соблюдать общие рекомендации по подготовке к массажу:

  1. Помещение должно быть хорошо проветренным, светлым, чистым. Обстановка – уютной.
  2. Необходимо, чтобы пациент был спокойным, умиротворенным. Не стоит проводить терапию, если малыш возбужден, проявляет агрессию или слишком подавлен.
  3. Если ребенок по какой-либо причине отрицательно относится к зондам, надо дать ему потрогать, посмотреть инструменты, поиграть немного с ними. Можно сказать, что они волшебные, учат говорить.
  4. В случае чрезвычайно негативной (вплоть до истерической) реакции сеансы лучше делать короткие – 5-10 минут. При этом начинают их с поглаживания щек, губ, кончика языка.

Преимущества и недостатки

Массаж логопедическими зондами при правильном проведении дает хорошие результаты. Его положительное воздействие на организм пациента выражается в следующем:

  • развитии речи, улучшении звукопроизношения;
  • нормализации голоса;
  • восстановлении правильного дыхания;
  • устранении неврологических расстройств, улучшении работы ЦНС;
  • приведении в норму мышечного тонуса;

Универсальный массаж ротовой полости можно проводить и здоровым детям на начальном этапе развития речи. Это будет способствовать правильному формированию речевых навыков.

Недостатков у зондовых массажных процедур немного, но на них не стоит закрывать глаза:

  1. При неправильном проведении произношение ребенка может ухудшиться.
  2. Не всегда достаточно только массажных манипуляций для восстановления речи. Нельзя игнорировать другие рекомендации логопеда: прием медикаментов, физиотерапевтические процедуры, артикуляционную зарядку.

Массаж при стёртой дизартрии

Скрытая дизартрия относится к лёгким расстройствам речевой функции у детей. Логопедический массаж при дизартрии в картинках позволяет освоить упражнения, направленные на укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляцию проприоцептивных ощущений, родителям. В формировании импрессивной и экспрессивной речи имеют значение речевые кинестезии. Массаж при стёртой дизартрии усиливает мозговое кровообращение и обменные процессы в нейронах головного мозга, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (внимания, памяти), гармонизирует все процессы, которые происходят в целостном организме.

В работе с детьми, страдающими скрытой дизартрией, имеющими речевую патологию, логопеды и реабилитологи используют различные виды массажа рефлексогенных зон (стоп, кистей, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный массаж. Логопедический массаж является методом активного механического воздействия. Он изменяет состояние мышц, кровеносных сосудов нервов и тканей периферического речевого аппарата.

Под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила, объём и сократительная функция, работоспособность мышц. Массаж при скрытой дизартрии – один из методов энергетического и физического воздействия на тело человека. Он успокаивает, снимает боль, помогает победить болезнь, способствует физическому, умственному и физическому развитию детей.

Применение логопедического массажа при стёртой дизартрии позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию массажа формирование нормативного произнесения звуков в ряде случаев происходит спонтанно. Для того чтобы пройти курс точечного, расслабляющего или стимулирующего, зондового логопедического массажа при дизартрии, узнать цену, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Обработка и хранение инструментов

Инструменты для массажных процедур нужно выбирать качественные, проверенных фирм. Основные материалы – титан или нержавеющая сталь.

Важный элемент подготовки к массажу – обработка зондов. Каждый набор инструментов используется не более 1 раза. После пациента зонды необходимо обработать:

  1. Сразу после использования помыть под проточной водой с моющим средством.
  2. Положить в ванночку со стерилизационным раствором на 30-60 минут («Аламинол», «Велтолен», «ИД-212», «Виркон», «Вапусан-2000», «Лизетол ЛФ», «Септодор», «Эринокс» и другие).
  3. Промыть под проточной водой.
  4. Стерилизовать в металлическом стерилизаторе (кипячением в течение 10-15 минут с момента закипания воды) или автоклаве (паром). Пластмассовые зонды (шарики) не выдерживают процесс стерилизации, поэтому такие инструменты могут быть только индивидуальными.

Хранить обработанные приборы нужно в УФ бактерицидной камере во избежание вторичного заселения микроорганизмами.

Проведение в домашних условиях

Иногда родители по каким-либо причинам не имеют возможности водить ребенка на массажные процедуры к логопеду. Тогда можно проводить их дома. В домашних условиях для нормализации произношения можно делать 2 вида логопедического массажа:

  • лица;
  • артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж лица

Процедура проведения несложная, состоит из последовательного массирования определенных линий:

  • от центра лба к височной области, затем от бровей к линии волос;
  • от уголков губ к височной области, затем обратно;
  • от кончика, середины носа, переносицы — к основанию крыльев носа;
  • по носогубной складке от крыльев носа;
  • от центра к уголкам нижней и верхней губы;
  • от центра к мочкам ушей;
  • от грудины по шее к подбородку до мочек ушей, обратно по линии плеча.

Движения по всем линиям поглаживающие, растирающие, вибрационные. Исключение составляют носогубная складка и последний завершающий этап от грудины к подбородку – тут движения будут только поглаживающими.

Логопедический массаж речевого аппарата

Массирование органов ротовой полости оказывает сильнейшее воздействие на артикуляционный аппарат и многие другие системы организма. Перед домашним проведением необходимо проконсультироваться с логопедом, чтобы он обозначил проблему, подсказал способы ее решения. Желательно также несколько первых сеансов провести со специалистом, а потом уже приступать к самостоятельной терапии.

Массажные инструменты могут быть профессиональными или взятыми из бытового окружения. Если нет возможности приобрести логопедические зонды, можно пользоваться пальцами, чайной ложкой, зубной щеткой, ватными палочками.

Перед процедурой рекомендуется проводить разминку для языка: покачивание из стороны в сторону, облизывание губ по часовой стрелке, цоканье (лошадка), укол в щеку языком и другие упражнения.

Условия проведения:

  1. Руки массажиста должны быть чистыми, без повреждений, ногти – подстриженными.
  2. Инструменты моют, дезинфицируют.
  3. Ребенка укладывают на массажный стол или на жесткий матрац так, чтобы ему было удобно. Также можно усадить его на кресло с высоким подголовником
  4. Под подбородок и на грудь кладут чистое полотенце или марлю.
  5. Под язык подкладывают марлю, которая будет впитывать лишние слюнные выделения.
  6. Кончик языка можно обмотать марлей или тканевой салфеткой – так его удобнее придерживать, чтобы он не скользил.

Процесс универсального логопедического массажа в домашних условиях:

  1. Захватить кончик языка, двигать им вправо — влево, вверх-вниз. Затем его прижимают к корню и вытягивают обратно.
  2. Большим пальцем гладить орган от центра к краям, далее совершать круговые движения.
  3. Гладить язык сверху и снизу. Можно это делать гладкой стороной ложки.
  4. Совершать зигзагообразные движения вдоль.
  5. Производить различные вибрационные движения: покачивания, растирания, постукивания.
  6. С помощью зубной щетки производить надавливания и надавливания с покачиванием на язык.
  7. Массировать уздечку, двигая большой палец или выпуклую сторону ложки вверх.
  8. Поверхность языка массировать шершавой тканью или мягкой зубной щеткой.

Можно также аккуратно помассировать щеки и губы изнутри.

Помните:

  • Если ребенку сложно расслабить язык, то взрослый может это сделать сам с помощью потряхивания артикуляционного органа.
  • При гипертонусе все движения должны быть более слабыми, спокойными. Направление при продвижении вдоль языка – от корня к кончику.
  • При гипотонусе движения более активные, сильные. Направление вдоль языка – от кончика к корню.

Определить тонус артикуляционного аппарата легко:

  • при повышенном или гипертонусе язык сжат колбаской, слишком напряжен;
  • при пониженном или гипотонусе орган, наоборот, чересчур расслаблен, не может долго удерживать одно и то же положение.

Что такое зондовый массаж

Зонды – это специальные приспособления, обеспечивающие доступ к нужным зонам артикуляционного аппарата. Восемь зондов разной конфигурации используются поочередно, в строгой последовательности. Каждый из них осуществляет определенные функции: одни служат для расслабления мышц, снятия спазмов и зажимов, другие выступают в качестве «тренажеров» для укрепления мышечной ткани. Каждый зонд воздействует исключительно на зону, коррекция которой проводится в данный момент, не задевая остальных.

Пациент укладывается на удобную кушетку, и логопед-массажист поочередно массирует каждым зондом ту часть артикуляционного аппарата, которая нуждается в воздействии, самостоятельно определяя силу нажатия. В результате лечения:

  • нормализуется речевое дыхание
  • улучшается состояние голосовых связок
  • нормализуется тонус мышц
  • улучшается звукопроизношение
  • снижается нервное напряжение
  • улучшается психоэмоциональное состояние

Советы родителям

Для того, чтобы логопедический зондовый или домашний массаж приносил пользу и только положительные эмоции ребенку, родители должны следовать таким советам:

  1. Используйте все рекомендованные логопедом приемы для устранения проблемы. Это может быть не только массаж, но и логопедические упражнения, общение с психологом, лечение медикаментами, физиотерапия.
  2. Если массажные процедуры, несмотря на все старания специалиста, вызывают неприятные ощущения у ребенка, нужно придумать какой-то способ поощрения за посещение логопедического кабинета. Например, обещать покупку игрушки или сладостей, которые хотел бы получить малыш.
  3. Больше общайтесь с ребенком, следя за своим и его произношением. Исправляйте его ошибки, проговаривайте несколько раз правильное произношение.
  4. Чаще делайте артикуляционную гимнастику.
  5. Играйте с воспитанником в логопедические игры, способствующие устранению проблем с произношением.
  6. Не стоит переживать, если после первого-второго курсов процедур нет результатов: малыш по-прежнему говорит неправильно. Часто требуется по 3-4 курса, чтобы достигнуть требуемого эффекта. Все обязательно получится! Главное, верить в свои силы и способности своего ребенка.

Похожие записи:

  1. Массаж для развития речи — логопедические воздействия Массаж в целях коррекции и развития речи проводят различными способами….
  2. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  3. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  4. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]