Конспект логопедического занятия по теме «Мебель».
Конспект логопедического занятия по теме «Мебель».
Цели занятия:
— систематизация знаний о мебели, её назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана,
— совершенствование навыков слогового анализа слов,
— совершенствование грамматического строя речи.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
Логопед приглашает детей на занятие и предлагает встать около стульчиков.
Логопед: сядет тот, кто назовёт мебель, изображение которой лежит перед ним.
Дети по очереди выполняют задание.
Логопед помещает на магнитную доску макет детской комнаты.
Логопед: Давайте расставим мебель в детской комнате.
Дети расставляют мебель.
2.
Основной этап.
Игра «Будь внимательным».
Цель игры: совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных с предлогами.
Логопед достаёт изображение игрушек.
Логопед: в детской комнате не хватает игрушек. Я их расставлю, а вы расскажете, где они стоят.
Логопед расставляет игрушки, дети комментируют его действия.
Игра с мячом «Раздели на слоги».
Цель игры: совершенствование навыка звукового анализа слов. Развитие ловкости.
Логопед приглашает детей пройти на ковёр и образовать круг, а потом берёт в руки мяч.
Логопед: Давайте попробуем разделить названия мебели на слоги. Я буду бросать вам мяч и произносить название мебели. Вы будете ловить мяч, делить название на слоги и возвращать мне мяч.
Шкаф, диван, кровать, кресла, стол, стул, комод, буфет.
Игра «Что лишнее?»
Цель игры: развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, связной речи.
Логопед помещает на наборное полотно комплект картинок:
стул, шкаф, кресла, табурет.
Логопед: посмотрите на картинки, и ответьте, что здесь лишнее. Объясните свой выбор.
Дети дают свои ответы.
Логопед убирает картинки и выкладывает новый комплект картинок:
красный диван, красное кресло, коричневый стол, красный пуфик.
Дети дают свои ответы, рассуждая при этом по-разному.
Логопед выставляет последний комплект картинок:
Деревянный стол, деревянный табурет, пластмассовое кресло, деревянную полку.
Игра «Назови ласково».
Цель игры: совершенствование грамматического строя речи, образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Синий диван, мягкий пуф, лёгкий стул, тяжёлый шкаф.
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».
Цель: развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.
Работа с карточками.
Цель: развитие навыка звукового анализа слов.
Логопед приглашает детей сесть за столы, раздает задания на листах.
Логопед: рассмотрите мебель на рисунке. Расскажите, что где стоит. Раскрасьте диван. Составьте звуковую схему слова ДИВАН, используя карандаши синего, зеленого и красного цвета.
Дети выполняют задание.
3.
Заключительный этап.
Логопед предлагает детям рассказать, что им интересно было делать на занятии.
Оценка работы детей.
Конспект фронтального занятия «Дом, квартира, мебель»
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР.
Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»
Подготовительная группа для детей с ОНР, 2-ой год обучения.
Цель:
Совершенствование произносительной стороны речи , развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.
Задачи:
1. Активизировать в речи детей обобщающее понятие МЕБЕЛЬ, кухонная мебель, гарнитур (спальный, гостиный).
2. Развивать умение выделять существенные признаки предметов, используя в речи названия целого и частей (сиденье, спинка, ножки, подлокотники,..), правильно выстраивая высказывание.
3. Упражнять:
- В словообразовании, образованных за счет словосложения.
- В образовании прилагательных с различными значениями соотнесенности.
- В усвоении категории творительного падежа с предлогом С
- В усвоении предлога ДЛЯ.
- В составлении сложноподчиненных предложений.
4. Поощрять использование в речи предложений различной конструкции, простых, распространенных, с пространственными предлогами, сложноподчиненных.
5. Развивать связную речь и правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
6. Развивать у детей способность к сосредоточению.
7. Развивать умение войти в общий ритм и темп работы и удерживать его в течении занятия
Оборудование: ИКТ (презентация):
Пропедевтическая работа:
- Наработка воспитателями необходимого словаря по теме.
- Разучивание пальчиковой игры «В нашей комнате ….»
- Просмотр компьютерных презентаций «Жилище», «Мебель»
- Экскурсия по улицам города, рассматривание зданий вокруг детского сада
- Игры со строительным материалом, сюжетно- ролевые игры «Дом», конструирование из бумаги предметов мебели.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
— Проходит тот, кто справится с игрой.
Игра «Слова слушай, не зевай, что какое называй»:
дом из кирпича — …, дом из бревен — …, дом из блоков — …, крыша из железа — …, шкаф из дерева — …, диван обтянутый кожей — …, стул из пластмассы — …, Столешница из стекла — …, кресло обтянутое кожей — …, дом в деревне — …, дом в городе — …
II. Основная часть.
Части занятия, слайды | Деятельность логопеда | Деятельность и предполагаемые ответы детей |
I.Организационный момент Пальчиковая игра | Давайте подготовим наши язычки и ручки к работе. Много мебели в квартире 1-2-3-4 — много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку. А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали. А потом мы с котом посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили. | Выполняют упражнения. |
II (слайд 1,2) | Вот и наш веселый друг Незнайка пришел в гости к нам «Знайкам» со множеством вопросов. Встречаем его. Кто мы с вами – знайки или незнайки — сейчас проверим. Правильно отвечаем- «знайку» получаем. Живым существам очень трудно без дома. Жилье нужно птицам, зверям, насекомым… Для шустрых и быстрых лесных муравьев В большом муравейнике пища и кров. Лиса и барсук в темных норах живут, А птицы уютные гнездышки вьют. Живым существам без жилища – беда. А людям для жизни нужны всем …? (ДОМА) Логопед: Как можно назвать по-другому дом для человека? | Слушают. (Жильё, жилище, жилплощадь, квартира) |
III(слайд 3) | Вы правы, посмотри Незнайка, какие разные дома нужны человеку. Давайте поможем Незнайке назвать правильно, каких частей дома здесь много. Я говорю как Незнайка, вы меня исправляете — «знайки» получаете. Много- Дом, этаж, окно, лестница, ступенька, комната, стена, потолок, пол, балкон, подъезд, дверь. | Много домов, этажей, окон, лестниц …. |
IV (Слайд 4) | Пора и для тебя Незнайка нам построить дом. Строить новый дом хотим мы, Чтобы много лет стоял. Для него необходимо Выбрать нужный материал. Для строительства немало Здесь на складе материала: Дерево, кирпич, бетон… Из чего же строить дом? Игра «Слова слушай, не зевай, что какое называй» Дом из кирпича-….., Дом из бревен-…….дом из блоков-……., крыша из железа….., шкаф из дерева-….., диван обтянутый кожей-…., стул из пластмассы-….. Столешница из стекла-….кресло обтянутое кожей, дом в деревне-…, дом в городе-…….. | Слушают. Дом кирпичный, бревенчатый, блочный, крыша железная, шкаф деревянный, кожаный диван, пластмассовый стул, стеклянная столешница, кожаное кресло, деревенский дом, городской дом. |
V(слайд 5-10) | Будем строить блочный дом. Однажды на улице родился домик и стал расти. Сначала у него был один этаж, и он был (одноэтажный) дом или домишко? (слайд 6)Потом он вырос в 2 этажа и стал — (двухэтажным домом). (слайд7) Потом он вырос в 3 этажа и стал- (трехэтажным домом). (слайд Потом он вырос в 5 этажей и стал- (пятиэтажным домом). (слайд 9) Потом он вырос в 10 (много) этажей и стал — (десятиэтажным, многоэтажным домом). Теперь у тебя Незнайка не домишко а (дети отвечают) ДОМИЩЕ. (Обратить внимание на схемы «Большой-маленький».) | Одноэтажный дом, двухэтажный дом, трехэтажный дом, пятиэтажный дом, десятиэтажный дом, многоэтажный дом, дом-домишко, доишко-домище. |
VI. (слайд 11) | Физкультминутка с движениями: Возвели мы новый дом. В новом доме мы живем. Раз-этаж, два-этаж, Три, четыре — У Незнайки мы в квартире. Гимнастика для глаз: Раз — налево, два — направо, Три — наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. В жмурки, дети, поиграем. Веки сильно мы сжимаем. Держим, держим, напрягаем. И спокойно расслабляем. | Выполняют упражнения. |
VII .(слайд 12) | Пойдемте к Незнайке в гости. Кто помнит, на каком этаже живет Незнайка? (на 4 этаже). Ребята, уютно и удобно жить в этой комнате? Чего здесь не хватает? Что надо купить? | Незнайка живет на четвертом этаже. Здесь нет мебели. Надо купить мебель. |
VIII. (слайд 13) | Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» закончи предложения словами–действиями.
| Покупатели в магазине мебель рассматривают, выбирают, покупают… Дома люди мебель расставляют, переставляют, передвигают… За мебелью люди ухаживают так: чистят, моют. протирают, натирают, пылесосят… |
IX.(слайд14) | На картинки посмотри, одним словом назови. Незнайка мебель приобрел и теперь хвастается. Незнайка хвастается новой …. А вот про мебель он ничего не знает. Мы ему расскажем о чем? ( о мебели) | Это мебель. Незнайка хвастается мебелью. Мы ему расскажем о мебели. |
X.(слайд 15-21) | (тумбочка, кровать, шкаф, письменный стол, кресло, стул, обеденный стол) Логопед: Полно, внятно отвечай, «знайку» быстро получай. В какой комнате может находиться эта мебель? Мебель с чем? Для чего нужна? | Обеденный стол может находится в столовой. У стола есть столешница и четыре ножки. Стол нужен для того, чтобы люди могли за ним кушать, сидеть… |
XI.(слайд 22,) | Работа над многозначностью слов. «О-хо-хо,хо-хо,хо-хо. Как звучит это смешно. Ножка есть и у меня, Ножка есть и у стола». Незнайка не знает, что есть такие слова, которые звучат одинаково, но называют разные предметы. Послушайте загадку: Есть она у чемодана, И у школьницы любой, Есть у двери ресторана И у чашки голубой. Что это? (Ручка.) Мы сказали одинаковым словом о разных предметах. Вот, посмотри. Давайте ребята придумает о каждом предмете предложения, чтобы Незнайка понял, о чём идет речь. | Дети отгадывают загадку и придумывают предложения. |
XII.(слайд 23-24) | Работа с предлогом НАД. Незнайка для украшения дома приобрел картину, но вот сказать нам где её он повесит не может . Я предлагаю вам познакомить Незнайку с маленьким словом — предлогом НАД. Вот его символ. Предлог нам поможет сказать правильно, внятно, понятно, где можно повесить картину в комнате. | Дети придумывают предложения с предлогом НАД. Картина висит НАД кроватью. Картина висит НАД столом. Картина висит НАД шкафом. |
XIII. (слайд 25) | С другими предлогами мы поиграем. На место игрушки мы убираем.Выберите игрушку и предлог.Придумайте предложение с предлогом о том, где находится эта игрушка. | Дети придумывают разные предложения. |
XIV (слайд 26) | Вам Незнайка просил передать образцы мебели, которую надо заштриховать. | Дети выполняют штриховку. |
XV. Итог (слайд 27). | Мы отлично с вами помогли Незнайке. Знайками сегодня стали все. Вспомните, что вам понравилось? А с чем было трудно справиться? | Дети собираются на ковре в круг, высказываются. |
Кудрявцева Ольга Вячеславовна, учитель-логопед, МКДОУ «Детский сад №3″, г. Дзержинск |
- Презентация — игра по теме Квартира, Мебель
- Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ
- Конспект фронтального логопедического занятия «Смягчающий и разделительный мягкий знак»
- Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ
- Конспект фронтального логопедического занятия «Чайная посуда»
(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …