Конспект фронтального занятия в подготовительной группе «Звук и буква [И]»


Звук [и]. Буква И, и

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с гласным звуком [и], научатся различать этот звук в словах;

• познакомятся с заглавной И и маленькой буквой и, уяснят их предназначение;

• научатся наблюдать за звучанием согласного звука в слоге-слиянии с гласным звуком [и] и гласными [а], [о];

• продолжат учиться грамотному слого-звуковому анализу слов;

• закрепят знания о слогообразующей роли гласных звуков, в частности звука [и];

• научатся связному пересказу небольшого текста.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— С какими звуками мы познакомились на прошлых уроках? Какие это были звуки? Что характеризует гласные звуки? Сегодня мы познакомимся с новым звуком. В какую группу звуков он попадёт, мы узнаем к концу урока.

2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте пословицу: Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

Мы с вами очень много трудимся на каждом уроке, и мне хочется рассказать вам много интересного, весёлого, доброго, умного. Давайте будем работать дружно, активно поднимать руки, делиться своими знаниями с друзьями. Тогда у всех будет хорошее настроение.

Сегодня мы с вами отправимся в Чудесную страну сказок. Вспомните сказки, с которыми мы знакомились ранее. Назовите самого страшного и жестокого героя из повести А. Н. Толстого «Золотой ключик…». Поможет вам схема.

— Кто это? (Карабас-Барабас.)

Имя героя разделите на слоги.

Какой герой летал в далёкую страну Лимпопо, чтобы помочь бедным бегемотикам? Поделите слово на слоги.

— Какая птица в одной сказке была глупой, доверчивой, очень любила зёрнышки пшеницы и проса и из-за этого попадала в неприятные истории, её даже чуть было не съели? В другой сказке эта же птица была смелой, носила косу на плечах и защищала бедных и несчастных зверушек. Кто это?

— Какой умненький и благоразумненький мальчишка не мог утонуть в пруду, но, поплавав в воде, вылез на лист кувшинки и получил в подарок изумительную вещь? Кто это?

Какие буквы помогли нам справиться со всеми заданиями в Чудесной стране сказок. (Буквы А, о и О, о.)

Какие звуки они обозначают? (Звук [о] и звук [о].)

Дайте характеристику звукам [а] и [о].

Угадайте имя сказочных персонажей по первому звуку их имени.

Буквы озвучивают читающие дети.

Слова для справок: Бармалей, Буратино, Петушок — Золотой гребешок. Заяц, Волк, Маша, Медведь, Айболит, Лиса, Емеля, Золушка, Дюймовочка, Снегурочка и др.

3. Работа по теме урока

— Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Иван-царевич и Серый волк».

Назовите имя героя сказки, который подошёл к огромному дубу и высоко на суку увидел сундук. Медведь вырвал дуб. Сундук упал и разбился. Из него выбежал заяц. Волк догнал зайца. Из зайца вылетела утка и взвилась в небо. Настиг утку орёл. Утка уронила яйцо в море. Сел наш герой на берег и закручинился. Не спасти ему свою невесту. Вдруг из воды выплыла щука, а в зубах у неё яйцо. Обрадовался наш герой, взял яйцо, расколол и вынул из яйца заветную иголку. Сломал у иголки кончик — и умер Кащей Бессмертный. Вот и сказке конец. А кто слушал молодец. Как зовут героя сказки? (Иванушка, Иван.)

Разделите слово Иван по слогам. Скажите первый слог. Сколько звуков мы слышим в этом слоге? Как он произносится? (Долго, протяжно, легко, не встречает преград.)

Как вы считаете, какой это звук? Дайте ему характеристику. (Звук [и] — гласный. Он хорошо тянется. При произношении не встречает преград.)

Назовите второй слог. (Слог -ван.)

Сколько в нём звуков? Есть ли здесь слог-слияние? Произнесите слово так, чтобы отчётливо слышалось ударение в слове. (Ива-а-ан.)

На какую гласную падает ударение? Какая гласная осталась без ударения? Но звук всё-таки слышится хорошо. Как Иванушка справился с Кащеем Бессмертным? Произнесите название предмета, в котором была спрятана смерть Кащея, по слогам. (И-гол-ка.)

Выделение звука из слова иголка на с. 29.

Работа со схемой.

— Выполните задания на верху с. 30. Соотнесите рисунки со схемой.

Работа со значением слова.

— Как называются иголки у ели? (Хвоя, хвоинки.)

Назовите первый слог. Какой звук вы слышите? Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (Звук [и]).

Послушайте стихотворение В. Берестова (с. 29) и найдите предметы, в названии которых слышится звук [и].

Выделение звука [и] из слова ива.

Работа со схемой слова.

Обозначение звука буквой И, и.

Послушайте стихотворение. Какие слова начинаются со звука [и]?

Над речкой говорливою

Ждёт ива в гости нас.

Нам иволгу пугливую

Увидеть хоть бы раз! (М. Яснов)

— Произнесите слова ива, иволга по слогам, выделите голосом слог, в состав которого входит звук [и]. Составьте схемы. Дайте характеристику звуку [и]. (Звук гласный. Он образует полный слог. В этих словах он ударный гласный звук.)

Послушайте совет поэта Э. Успенского.

Берём же скорей иголки и клей,

Нитки, катушки и чиним игрушки.

И нам за это от души

Спасибо скажут малыши.

— Какие предметы брали старшие дети? (Иголки, нитки, катушки, игрушки.)

Где в словах вы слышите звук [и]? (И-голки, и-грушки.)

Какой слог последний в этих словах? (Слог -ки.)

Как произносится и слышится согласный звук рядом со звуком [и]? (Звук [к] слышится мягко.)

Мы говорим иголки и игрушки, когда этих предметов много. Попробуйте назвать эти предметы, когда они по одному. (Игол-ка, игруш-ка.)

Назовите последний слог. (Слог -ка.)

Как слышится согласный звук, когда после него стоит звук [а]? (Звук [к] слышится твёрдо.)

Произнесите другие слова, которые встретились нам в стихотворении. (Нитки, катушки.)

Произнесите слова по слогам. Назовите слоги-слияния. (Это слоги -ни, -ки.)

Как звучат согласные звуки, когда после них мы слышим звук [и]? (Согласные звуки слышатся мягко.)

Что ещё мы узнали с вами о звуке [и]? (Что он образует слог.)

Что отличает гласный звук [и] от гласных звуков [а] и [о]? (В слогах- слияниях согласные читаются твёрдо со звуками [о] и [о].)

А что их объединяет? (Они гласные звуки.)

Какой буквой обозначается звук [и]? (Буквами И и и).

На что похожи эти буквы? (Дети придумывают образ предметов, похожих на букву И.)

Послушайте, как о букве И написал В. Степанов.

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

— Когда мы используем букву И заглавную? Вам поможет иллюстрация в учебнике (с. 28). (В слове И-ванушка.)

Когда мы используем маленькую букву и? (В словах и-голки, гу-си, домик, грибы, ели, избушка.)

Найдите на странице 28 предметы, в названии которых слышится звук [и]. Называйте слог со звуком [и]. (Гуси-лебеди (си, ди); избушка (из); ива (и); ели (ли); Иван (И); сапоги (ги).)

Найдите буквы, обозначающие звук [и], напечатайте И, и.

Какие сказки помогли нам в подборе предметов со звуком [и]? («Иван-царевич и Серый волк», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди».)

Под иллюстрацией есть схема предложения. Составьте к ней предложение. (Иван-царевич ищет невесту. Иван-царевич ищет стрелу. Гуси-лебеди караулят мальчика. Гуси служат Бабе-Яге.)

Какой звук издаёт стрела, пущенная Иваном-царевичем? (И-и-и-и-и-и.)

Иногда в сказках, когда герои обращаются к старым, пожилым людям с вопросом показать им дорогу куда-либо, им отвечают так: «…, (И-и-и!) родимый, это очень далеко. Вот тебе клубочек (или грибочек), который доведёт тебя к заветной цели».

Как вы думаете, могут ли на иллюстрации (с. 28) находиться хорошие, добрые герои? И где? (В избушке находится мальчик Ванюша. Его сторожат гуси-лебеди. Где-то в лесу бредёт Алёнушка. Она ищет братца.)

Удастся ли сестре спасти братца? Кто ей поможет в этом? (Печка. Речка. Яблонька.)

— Как заканчиваются все русские народные сказки? (В сказках добро побеждает зло.)

Послушайте загадку.

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко,

А называют кораблик… (Иголка)

— Для чего нужна человеку игла? (Для шитья.)

Человек может шить, пилить, резать, строгать, что-то забивать. Какие вещи помогают человеку в работе? (В работе человеку помогают молоток, клещи, ножницы, шило…)

Назовите эти предметы одним словом? (Инструменты.)

Назовите первый звук? (Звук [и].)

Произнесите этот звук, правильно артикулируя [и-и-и]. (Рот открыт узкой щёлочкой. Чтобы произнести звук [и], нужно растянуть в улыбке губы, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны.)

Вспомните, какие звуки и буквы мы уже изучили? Прочитайте слоги- слияния со звуком [и]: ли; ми; ти; чи; ки. Как произносятся согласные звуки? Прочитайте слоги ещё раз и добавьте свой слог так, чтобы получилось законченное слово.

Например, учитель читает слог ли. Дети добавляют: са, па, ра, га, ка, за.

На ленте букв прочитайте изученные буквы. Какие звуки они обозначают? (Звуки [о], [о].)

Сможем ли мы поставить букву и рядом с ними? (Нет.) Почему?

На любой мой вопрос отвечайте словом, которое начинается со знакомого нам звука: [а], [о], [и]. Кто лечит зверей? (Айболит.)

Как звали собаку доктора Айболита? (Авва.)

Как звали пуделя у девочки с голубыми волосами? (Артемон.)

Как звали лису, которая отняла деньги у Буратино? (Алиса.)

Какие цветы ты принёс в школу 1 сентября? (Астры, анютины глазки, амариллис…)

Какая книга научит нас читать и писать? (Азбука.)

Теперь поменяем звук. На вопросы отвечайте также одним словом, которое начинается со звука [о]. Название какого месяца начинается со звука [о]? (Октябрь.) Со звука [и]? Со звука [а]?

Назовите птенца гордой птицы, которая живёт высоко в горах. (Орлик.)

Название каких насекомых начинается со звука [о]? (Осы.)

Кто такой Иа? (Ослик.)

На какой фон ленты букв поставим букву и? В какой ряд? Почему?

4. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового вы узнали на уроке?

С каким новым звуком вы познакомились? (Со звуком [и].) Что это за звук? Чем он отличается от звуков, которые мы изучали раньше? Как читаются с этим звуком согласные звуки? Составьте схему к слову хвоинки. Укажите, какой из них слог-слияние?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]