Игровое занятие по развитию речи на тему «Посуда»
- 20 февраля 2013
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
В условиях различных игровых ситуаций на логопедических занятиях дети получают навыки правильной речи. В ходе предварительной работы дети приобретают достаточный опыт ориентации по данной теме.
Поэтому итоговые занятия в каждый из периодов логопедической работы я провожу как праздничное мероприятие. Оно носит не развлекательный, а обучающий характер. Это своеобразный итог, обобщение всех наработанных знаний, умений, навыков. Ведь наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно.
В отличие от обычных детских праздников, где заняты, как правило, самые бойкие и способные, здесь участвуют все дети. Для приобретения уверенности в собственных знаниях детям предоставляется возможность показать себе и окружающим свою осведомлённость по данной теме.
Подготовка к заключительному занятию идёт в течении 3 – 4 дней. Сопровождается тематическими беседами, дидактическими речевыми играми, показом наглядного материала, чтением художественной литературы: стихов, сказок, рассказов, загадок; заранее обучаю составлять описательные рассказы о любом предмете посуды по плану-схеме.
Занятие построено в форме проблемной ситуации, в виде «провокационного» диалога с детьми, что позволяет дошкольникам задуматься о свойстве и качестве материалов из которых изготавливается посуда, лучше усвоить тему, расширить кругозор, обогатить словарный запас.
Эфективность данного занятия достаточно велика всвязи с тем, что базовые знания дошкольников по теме «Посуда» находят в нём своё применение. Дети наглядно ощущают ценность накопленных ими навыков и применяют их на практике (в беседе, дидактических играх, изо-деятельности и т.д.).
В представленном конспекте прослеживается межпредмнтная связь занятий по «Окружающему миру», «Развитию речи», «Математике», «Изо-деятельности», «Музыке». Индивидуальные раздаточные карточки с заданиями, развивающими логику и детское мышление являются авторскими, выполненными конкретно для данного занятия и нигде ранее не использовались и не применялись.
Занятие рекомендуется проводить весело, эмоционально, задорно, вызывая у детей положительные эмоции от данных ими правильных ответов. Всё должно способствовать радостно-приподнятому настроению у детей и их свободному речевому общению.
Програмное содержание
Цели:
- Продолжать прививать интерес к быту русской деревни.
- Закрепить знания детей о современной и старинной посуде.
- Закрепить знания о различных видах посуды, её назначении.
- Расширять активнвй и пассивный словарь детей.
- Формирование лексико-грамматического строя и связной речи.
- Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение и
- эмоционально-волевые процессы.
- Развивать графические навыки.
- Воспитывать бережное отношение к посуде.
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании.
- совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже.
- активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.
- закрепить умение составлять описательные рассказы о предметах посуды.
Приёмы познавательно-речевого развития:
- словесный приём: беседа, вопрос – ответ;
- решение проблемной ситуации;
- дидактические игры: «Добавь в каждую группу нужный предмет посуды», «Найди закономерность», «Сосчитай и назови», «Раскрась контур самовара»;
- наглядный приём.
Словарная работа:
- Активный словарь: чугунок, самовар, ухват, железный, деревянный, стеклянный, блестящий, прозрачный.
- Пассивный словарь: расписные, фарфор, пластмасса, глина.
Предварительная работа:
- Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».
- Игры по теме «Посуда»;
- Музыкальная игра «Бай –качи – качи – качи».
- Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины, чугуна.
- Обучение составлению описательных рассказов о любом предмете посуды по плану-схеме.
Оборудование:
- костюм для Федоры,
- самовар,
- чугунок,
- кастрюля,
- железные и деревянные ложки,
- любая эстетично выполненная посуда,
- индивидуальные задания (карточки),
- наглядные пособия (фото самоваров),
- контуры самоваров, краски, карандаши.
Приложение 1: Конспект логопедического занятия.
Автор: Зыкина Татьяна Александровна, учитель-логопед МБДОУ № 312 «Катюша», г. Ростов-на-Дону. Стаж работы по специальности 10 лет.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Ход занятия. 1. Орг.момент. –Я вижу. что к нам на занятие кто-то идёт в гости, но не могу узнать, кто это? Может, вы мне поможете? Скачет сито по полям, а корыто – по лугам. За лопатою метла вдоль по улице пошла. Топоры –то, топоры Так и сыплются с горы. Аза ними блюдца- Дзынь-ля-ля, Дзынь-ля-ля, Вдоль по улице несутся Дзынь-ля-ля, Дзынь-ля-ля, На стаканы,дзынь, натыкаются И стаканы, дзынь, разбиваются… Аза ними вдоль забора Скачет бабушка …(Федора).
2.Сообщение темы занятия. -Напомните, пожалуйста, а что же случилось у Федоры? (От неё убежала посуда). -Как вы думаете, почему это произошло? (Федора не знала, как обращаться с посудой, не ухаживала за ней). -Давайте сегодня расскажем Федоре о посуде. Может, тогда посуда к ней вернётся. 3. Изучение нового материала. 1)Образование относительных прилагательных. -Расскажем Федоре, из чего делают посуду? (Из металла, стекла, пластмассы, фарфора,…). Игра «Образуй слово». Стакан из стекла – стеклянный, чашка из фарфора – фарфоровая, кастрюля из металла – металлическая, сковорода из чугуна – чугунная, кувшин из глины — глиняный ,тарелка из пластмассы – пластмассовая, ложка из дерева – деревянная. 2)Образование существительных с помощью суффикса –ниц-. -Для хранения разных продуктов у нас есть специальная посуда. Для того, чтобы получить название посуды, надо к названию продукта добавить частичку –ниц-. Игра «Прицепи вагончик» Сахар – сахарница, перец – перечница, селёдка – селёдочница, хлеб – хлебница, … Но есть названия посуды, которые образуются спомощью других частичек: чай- чайник, масло – маслёнка, соль – солонка, молко – молочник, кофе –кофейник. 3) Активизация глагольного словаря . -Расскажите Федоре, а как надо ухаживать за посудой? (Мыть, чистить, ополаскивать,…). 4) -Чтобы Федора правильно пользовалась посудой, расскажем ей, что чем делают. (Игра «Подбери предмет». Образование существительных в форме косвенных падежей.) Режут чем? (Ножом.) Суп в тарелку наливают чем? (Поварёшкой.) Картофельное пюре едят чем? (Вилкой.) Чай пьют из чего? (Из чашки.) Сок пьют из чего? (Из стакана.) Кашу едят из чего? (Из тарелки.) Кофе наливают из чего? (Из кофейника.) Чай заваривают в чём? (В чайнинке.) Физминутка. -Мы хорошо потрудились, пора и отдохнуть. К самовару гости прибежали, Дружно чашки наполняли: Вкусный чай у самовара, Он с ромашковым отваром. Дети стоят в кругу, один ребёнок- посередине. Идут к середине круга, здороваются. Расходятся. Идут по кругу друг за другом. 5)Классификация предметов посуды. Игра «Четвёртый лишний». -Посуда вернулась к Федоре, и она очень счастлива. Стала Федора её по местам расставлять да что-то напутала. Давайте поможем Федоре расставить все правильно. -Чашка, заварочный чайник, кастрюля, сахарница. (Лишняя кастрюля, так как это кухонная посуда, а всё остальное – чайная.) -Кастрюля, чайник, блюдце, сковорода. -Тарелка, ложка, вилка, кофейник. 6)-Но ведь в доме у Федоры была не одна ложка и не одна тарелка. Давайте посчитаем, сколько посуды было у Федоры. (Соотнесение существительных и числительных. Работа по карточкам.) 7)-Федора так обрадовалась возвращению посуды, что решила устроить праздник. Она пригласила на него своих друзей гнома Филю и великана Веню. Но ведь у них посуда должна быть совершенно разная. Игра «Гномики и великаны». (Образование имён существительных с по мощью уменьшительно – ласкательных суффиксов и суффикса –ищ-.) Ложка – ложечка – ложища. Кружка – кружечка – кружища. … 4. Итог занятия. -Мне понравилось, как вы сегодня хорошо занимались. И Федоре очень понравилось гостить у таких умных ребят. Она узнала много нового. А что нового узнали вы? Что вам понравилось? Какое задание трудно было выполнять?
Следующая > |