- кратковременная память — временное хранилище, где находится небольшое количество информации в течение короткого периода;
- оперативная память — хранилище для тех сведений, которые нужны лишь в данный момент для какой-то деятельности;
- долговременная память — база знаний для долгого хранения информации (несколько лет или даже всю жизнь).
Как все происходит: мы стараемся быстро выучить текст или отдельные факты, и они вначале попадают в кратковременную память, а потом могут перейти или не перейти в долговременную. Срок хранения информации зависит от того, насколько она связана с нашим опытом — с тем, что мы уже знаем.
Кроме того, выделяют разные виды памяти по типу восприятия: зрительную, слуховую, обонятельную. Каждый человек периодически использует все эти разновидности памяти, но одна из них обычно развита лучше остальных.
Как быстро выучить текст: эффективные приемы запоминания
Умение держать в памяти ключевые детали будущего выступления — полезный навык для любого человека. Чтобы заучивать материал быстро, нужно исключить все внешние раздражители и создать рабочую обстановку. Для эффективного заучивания лучше пользоваться несколськими каналами восприятия и придерживаться такого алгоритма:
- Прочитайте весь текст несколько раз, вникните в его смысл.
- Используйте ассоциации (запоминайте картинку, нарисованную воображением во время чтения или прослушивания).
- Разделите материал на логические части и составьте план.
- Выпишите к пунктам опорные слова или цитаты.
- Перескажите каждую часть отдельно, затем соедините рассказ.
Если нужно выучить текст дословно:
- По возможности прослушайте аудио-версию с опорой на печатный вариант.
- Перепишите каждый абзац текста несколько раз.
- Закрасьте корректором окончания предложений и по памяти впишите недостающие слова. Воспроизведите материал устно или письменно.
Если текст запоминает ребенок, нужно сделать процесс максимально увлекательным, используя игровые приемы:
- Замените часть слов картинками и воссоздайте рассказ. Постепенно закрашивайте все новые слова и рисуйте на их месте картинки, каждый раз заново пересказывая материал.
- Сделайте копию текста и разрежьте на небольшие части. Теперь можно собирать его как паззл, параллельно читая получившиеся предложения. Чем ярче и смешнее шрифт — тем лучше.
- Усложните задачу: пропустите существенный момент или добавьте лишние факты.
Чтобы быстро выучить большой текст, желательно:
- Делить его на части и работать с каждой из них отдельно.
- Составить план рассказа или занести основные данные в таблицу.
- Повторять материал регулярно с небольшими перерывами.
- Использовать несколько каналов восприятия (например, зрительный и аудиальный).
Интересная читателю информация откладывается в памяти автоматически. Текст, написанный понятным языком, — лучше поддается заучиванию. Сложный материал нужно максимально упростить и прояснить все непонятные моменты.
Как читать, чтобы лучше запоминать
Но, все же, как лучше запомнить и усвоить большой объём информации? Натренированная память способна принять большой объем сведений, если прибегнуть к улучшению качества их усвоения. Существует целая техника, которая способна помочь усвоить сведения и запомнить их в кратчайшие сроки:
- Сконцентрироваться и попытаться осознать цель, а именно подумать, чем полезна будет данная информация и принесет ли она положительные результаты.
- Ознакомиться с оглавлением и содержанием материала. Главной целью такой техники является осознание того, что читателю предстоит изучить. Такой метод способен не только натренировать память, но и подготовит читателя к длинным или коротким отрывкам.
- Для запоминания и улучшения усвоения предоставленной информации желательно выбирать только бумажные носители, так как вычитка текста с электронного носителя снижает продуктивность на 30%.
- Избавление от внешних раздражающих факторов является еще одним немаловажным моментом для продуктивного результата.
- Краткое резюме каждой главы станет полезным методом для лучшего усвоения информации.
- Попытка пересказать прочитанный материал собеседнику поможет читателю хорошо вникнуть в информацию. Только читать нужно, не заучивая сведения, а пытаться вникнуть в них.
Метод пиктограмм
Пиктограммы — способ замены слов и предложений картинками. Для этого не обязательно быть художником. Чем проще и смешнее картинки, тем лучше. Детям важна визуализация и заинтересованность, вовлеченность в процесс. В данном случае эти аспекты наилучшим образом сочетаются.
Методика:
- Разделите большой текст на части. С маленьким рассказом работайте целиком.
- Разделите доску или листок на две части. Слева запишите пронумерованные предложения, каждое с новой строчки.
- Прочитайте предложения, разберите новые слова.
- Читайте каждое предложение отдельно, изображая его картинкой справа. Можно начать с замены отдельных слов, постепенно усложняя работу.
- Закройте левую часть. Пересказывайте текст по картинкам неограниченное количество раз.
- Попробуйте пересказ без опоры на картинки.
Во время знакомства с игрой — рисуйте картинки сами. Затем, постепенно, можно привлекать детей. Взрослым также подойдет этот метод, если материал изложен более или менее простым языком.
Разберитесь с непонятными моментами
Нам очень трудно запомнить то, чего мы не понимаем. А поэтический язык, как правило, сильно отличается от разговорной речи: вам наверняка встретятся незнакомые или устаревшие слова, непривычные грамматические обороты и конструкции, неизвестные имена и названия.
Разберитесь со всеми непонятными словами. Посмотрите их значения в словаре.
Для примера возьмём стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и выпишем из него все слова, с которыми могут возникнуть сложности: Александрийский столп, пиит, тунгус. Узнаём, что Александрийский столп — памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади, пиит — устаревшее обозначение поэта, а тунгусы — название эвенков. Теперь вы сможете себе представить, о чём идёт речь.
Но имейте в виду, что в отдельных случаях важно понимать не просто отдельные слова, а контекст: аллюзии, аллегории. Поэтому полезно прочитать анализ стихотворения или поискать историю создания.
Использование записей и упражнений
Этот способ особенно подойдет визуалам (тем, кто лучше воспринимает информацию через зрение), но пользоваться им может любой желающий. Результат будет в любом случае, просто кому-то понадобится больше времени на его достижение.
Методика:
- Разделите текст на несколько частей. Работайте с каждой частью отдельно.
- Прочитайте первую часть, разберите незнакомые слова и выражения.
- Перепишите часть текста 1-2 раза.
- Канцелярским корректором закрасьте отдельные фразы. Допишите их по памяти. Проверьте себя.
- Перепишите текст еще раз. Закрасьте вдвое больше фрагментов. Заполните пробелы.
- Повторяйте до тех пор, пока не сможете полностью воспроизвести абзац.
- Соедините все части воедино, перескажите текст устно.
Эту работу можно сочетать с прослушиванием (метод, описанный выше), тогда результат будет качественным и долгим.
Загадочные возможности памяти
Наша память, как уже говорилось ранее, имеет неограниченные объемы. Запоминать нужную и не нужную информацию можно разными способами. Ежедневно тренируя свою память, сможете открыть для себя много нового и неизведанного.
Одним из самых удивительных методов запоминания считается явление эйдетической памяти. Она представляет собой процесс, позволяющий фиксировать все происходящее в окружающей среде. Символы, слова, образы – все это врезается в память за секунду. Дело в том, что вся информация, изученная подобным образом, запоминается как код и воспроизводится в нужный человеку момент. Имея такие способности, человек достаточно легко сможет заучить наизусть не только стихотворения, но и большие тексты.
Главным плюсом эйдетической памяти является то, что человек, обладающий ею, сможет самостоятельно контролировать, какая информация ему нужна, а какую можно стереть, подобно компьютеру.
Обучение такой методике запоминания текстов занимает много времени, но научиться ей сможет абсолютно каждый желающий, самое главное – не опускать руки и верить, что все получится!
Метод повторений
Если времени на изучение совсем мало, а нужно быстро выучить текст на английском, можно использовать прием постоянных повторений.
Методика:
- Написать на листах небольшие отрывки рассказа. Лучше пользоваться яркими маркерами кричащих цветов.
- Развесить их по дому: над кухонным столом, в ванной, на зеркале в прихожей, на балконе.
- Бывая в этих местах или просто проходя мимо, вы увидите: взгляд «зацепится» за предложения, а прочитанное отложится в памяти.
Конечно, сам по себе прием работать не будет, но как дополнение к другим способам — даст неплохой результат и ускорит запоминание.
Что помогает памяти быть в хорошем состоянии?
В человеческом организме все взаимосвязано, это касается и памяти. Чтобы она была в порядке, нужно не только тренировать мыслительные процессы, но и следить за состоянием своего мозга.
Рекомендации:
- как взрослому, так и ребенку стоит ежедневно высыпаться. Специалисты утверждают, что люди, спящие меньше семи часов в сутки, подвержены забывчивости и невнимательности. Поэтому обязательно следите за режимом дня;
- нашему мозгу, как и всему организму, для работы нужна энергия, берем мы ее из продуктов питания. Поэтому следите за своим рационом, исключите из него полуфабрикаты и другие вредные продукты. Употребляйте в пищу больше каш, овощей и фруктов;
- не забывайте о физических нагрузках и прогулках на свежем воздухе, это поможет больше насытить кровь кислородом, что хорошо влияет на весь организм и память.
Составление плана
Если нет задачи выучить английский текст наизусть, а можно все передать своими словами, хорошо поможет подробный план будущего рассказа. Важно понимать смысл текста и разбираться в том, о чем собираешься говорить, а задание обязательно должно соответствовать уровню владения языком.
Методика:
- Вдумчиво прочитайте текст, выпишите незнакомые слова.
- Разбейте материал на логические части (вступление, ключевые мысли и факты, окончание).
- Выделите опорные пункты. Составьте развернутый план каждой части. Изложите его в форме коротких тезисов, цитат или вопросов.
- Перескажите текст по плану несколько раз, заглядывая при необходимости в оригинал.
- Перескажите текст, не заглядывая в оригинал, а затем — и не пользуясь планом.
Опорные пункты в виде цитат можно выделять прямо в оригинале текста, подчеркивая их карандашом. А на полях делать свои заметки.
Способ № 2. Мнемотехническое запоминание
Второй способ является вариацией способа первого, ведь и он основывается на жизненном опыте, который человек получил ранее. Используя данный метод, вы будете запоминать текст, переводя его в знакомые вашему сознанию образы. Мнемотехническое запоминание помогает выучить объемный текст, который не несет никакой смысловой нагрузки: телефонные номера, даты, адреса, имена, столицы и т.д.
Благодаря этому способу вы увеличите свои возможности механического запоминания происходящего и сможете избавиться от повседневной забывчивости.
Существует несколько эффективных упражнений для развития внимания и памяти при помощи мнемотехники:
✔ как только вы проснетесь утром, то не поленитесь и посчитайте от 100 до 0. Делать это необходимо как можно быстрее;
✔ старайтесь как можно реже пользоваться калькулятором для умножения и складывания цифр. Делайте это в уме!
Ассоциативная карта (mind map)
Это карта мыслей, которая позволяет структурировать даже очень сложный для восприятия материал. В произвольном стиле изображается карта прочитанного, на основе которой пересказывается материал. Такой прием будет полезен тем, кому необходимо быстро выучить текст, но не обязательно воспроизводить его дословно. Яркий план, где все разложено по полочкам, хорошо отпечатается в памяти.
Методика:
- Выделите ключевую проблему. Напишите или нарисуйте ее, обведите в круг.
- Второстепенные мысли изображайте в виде ответвлений в любую сторону. Кто-то рисует вправо и влево, кто-то сверху вниз. Ограничений нет.
Получится развернутый план в удобном формате, опираясь на который легко пересказать материал своими словами. Тем, кто любит рисовать, можно заменять предложения картинками. Это сделает процесс интереснее и даже поможет лучше заучить информацию.
Способ № 1. Рациональное запоминание
Данный способ подойдет тем людям, у которых хорошо развита логическая память, ведь в процессе запоминания текста в сознании человека происходит закрепление логической и смысловой связей изучаемой наизусть информации с полученным ранее жизненным опытом.
Человек, используя данный метод, осознает прочитанный им текст, благодаря чему ему становится намного легче воспринимать и запоминать нужную информацию. Способ рационального запоминания поможет не только выучить наизусть текст, но и увеличить уровень знаний и интеллектуальных способностей.
Методика «3–4–5»
Изображение: Giphy
Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.
В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы освежить знания по предмету, грубо говоря — втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.
Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.
В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.
Учим басню
Заучивание басен, которые чаще всего задают при переходе из начальной в среднюю школу, тоже имеет некоторые особенности. Такие тексты, как правило, длинные и рифмованные, так что их сложно освоить с первого раза. Чтобы басня запомнилась, используйте следующие методики:
• Выделение главной мысли. Басни – поучительные тексты, поэтому в них всегда есть мораль. Чтобы проще запомнить произведение, начните с разбора сюжета и пройдитесь по тексту с карандашом. Поняв, кто главный герой и что хотел сказать автор, а также рассмотрев иллюстрации, можно попробовать составить вольное прозаическое изложение. Когда суть ясна, следить за повествованием, а значит, и выучивать текст, становится легче.
• Выучивание по строфам. Басня имеет чёткую ритмику и рифмовку, и в ней редко встречаются сложные для восприятия слова. Поэтому самое трудное – запомнить длинные строки. Делать это лучше постепенно, так что используйте структуру самой басни и учите её по четверостишиям или даже двум соседним строкам. Медленно увеличивайте объём текста по принципу снежного кома, не забывая повторять предыдущий выученный кусок для закрепления.
• Использование игровых форм. Подход к домашнему заданию как к игре – отличный вариант для обучения младших школьников. В частности, можно организовать всей семьёй театральную постановку на тему басни, и тогда монологи героев будут выучены автоматически ещё в процессе. Главное – свести импровизацию в тексте к минимуму.