Подготовительный этап
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
- развитие временно-пространственной ориентировки;
- развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Этапы работы над слоговой структурой слова
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
- подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
- собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
- «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
- «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
- «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
- «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
- «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
- «Найди клад» (ориентировка по схемам).
- «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).
Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.
- «Делай как я»
Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.
- «Умелые ручки»
Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.
- Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».
II. Развитие временно-пространственной ориентировки
- «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
- «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
- «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)
Развитие чувства темпа
Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
- «Мышка и кошка»
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
- «Кулачки — ладошки»
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка: Стук — стук, стук — стук. Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют: Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп. Кулачки быстрее бьют, до чего стараются: Стук — стук — стук, стук — стук — стук, А ладошки тут как тут, так и рассыпаются: Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.
Формирование чувства ритма
Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
- «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
- Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
- Воспроизведение заданного ри
У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.
Работа над гласными
- Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
- в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
- без зрительной опоры.
- Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
- Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
- «Музыкальный мяч»
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
- Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
- Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
- Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
- уровень гласных звуков;
- уровень слогов;
- уровень слов;
- уровень коротких предложений;
- уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Анжела Шульга
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава. Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон данных нарушений достаточно широк: от незначительных трудностей произношения слов; в условиях спонтанной речи до грубого нарушения повторения ребенком 2—3 слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения речи в литературе освещены недостаточно. Известно, что этот вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией. При анализе анамнестических данных детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка развития речи в раннем возрасте. Первые словааномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
1) правильно произносимые слова: мама, дай;
2) слова – фрагмент: моко (малоко)
‘,
3) слова — звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию,действие: би-би;
4) абрисы слов: па-па-та (лопата)
;
5) слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов сопутствует детям с патологией речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи, оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Недостаточная степень коррекции нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте ведет к возникновению дислексии и дисграфии в школьный период, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным его переживанием.
В коррекционной работеможно выделить 2 этапа: подготовительный –цель: подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка и коррекционный — цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры конкретного ребенка-логопата.
I. Подготовительный этап.
На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий.
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Узнай музыкальный инструмент по звуку»
,
«Сколько раз ударили в барабан?»
).
2. Работа над ритмом.Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.
Виды работ:
1)сравнивание ритмов: / //, // …. // /;
2) узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком;
3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка / / /; / / / / ;
3.Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, ходьба, легкий бег.
1.Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками)
по образцу, по
словесной инструкции,подсчет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.
2.Упражнения на развитие реципрокной координации рук:выполнение одновременных движений: кулак (левая рука)
— ребро
(правая рука)
и т. п.
3. Упражнения на переключения (графические)
: • + • +; о–о–
II. Коррекционная работа на вербальном материале.
Работа проводится на разных уровнях.
1. Уровень гласных звуков. Виды работ:
1) пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков,чтение букв: А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА, ИАИ;
2) те же задания,с выделением ударного звука: УА, АА, АУ;
3) узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
4)логопед отстукивает ритм:ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом: аа, аа, аа.
2. Уровень слогов. Данные виды работцелесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков:•
1) сосчитать, сколько слогов логопед произнес;
2) назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
3) наращивание слогов: «скажи на 1 слог больше, чем я»
(са-со.)
;
4) уменьшение слогов: «скажи на 1 слог меньше, чем я»
(са-со-су)
;
5) чтение цепочек слогов: са-со-су-сы,са-са-со,са-ас-са;
6) чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы”;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
7)запомнить и повторить: са-со-со. со-са-са. со-са-.со. са-со-са;
повторение, чтение слоговсо стечением согласных:
ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст, ист;
а-ста, а-сто, а-сту, а-сты;
са-ста, со-сто. су-сту, сы-сты;
ста-тса и т. п.
9) «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»;
10) придумай слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
11) «скажинаоборот»
: са-
«ас»
, тса-
«аст»
;
3. Уровень слова. При отработке слов различной слоговой структурынадо учитывать следующее: а) структура слова расширяется за счет конструкций уже имеющихся в речи ребенка; б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний (например, ав-ав-ав)
; г) переход к двусложным
словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба)
.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры, цель которой в уточнении контура слова, предложен Большаковой Е. С.
А. Фонематический и слоговой анализ слов:
1) игра «Телеграф»
:
«передать»слово, отстучав его ритмическую структуру;
2) игры наделение слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;
3) деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия, сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее;
4) ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове;
5) разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;
6) разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;
7) «разрезные картинки»
: разрезать картинки на столько равных частей, сколько
слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;
«рассели животных по домам»
: одноэтажный — кот, двухэтажный – лиса;
9)игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;
10) объяснить значение слова пароход: из каких 2 слов оно образовано;
11) исправить ошибку в словах: моталок, моколо
а) слова написаны неправильно; б) слова произносятся логопедом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка;
12) назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил;
13) что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;
14) ребенку предлагается ряд картинок, из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;
15) логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах;
16) анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)
: низ — вниз, шил — сшил;
Б. Фонематический и слоговой анализ слов:
1) дополнить данный слог одинаковым слогом ША: ма., ка. .
2)ребусы: коф., лас., кос. .
3) из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол)
;
4) логопед произносит слово медленно по слогам: со…ба…ка, а ребенок угадывает все слово;
5) «разрезные картинки»
: ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько
слогов в слове.
6) образовать слово по аналогии: дом-домик, кот-…
7) дополнить слово подходящим слогом: земляни., смороди. .
8)дописывание названий к картинкам: маши., куби. .
9) из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.
В. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов:
1) поменять слоги местами, составить слово: рады-дыра, сосна-насос;
2) образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник +капуста: чайка;
3) один ребенок произносит слово по слогам медленно, а другой называет это слово целиком: пу. го. ви. ца—пуговица.
Г.Фонематические представления:
1)разложить картинки подъемы: а) –––––––––– ––––––––– ––––––––––
–––- ––– ––- –– –– ––
б) ––––––––– ––––––––––
–––– –––- –––- –––-
2)придумать родственные слова к слову снег (снег, снежок, снежинка, снеговики)
;
3) назвать любое слово, придумать слово на 1 слог длиннее (короче)
;
5) придумать слова, состоящие из 1,2, 3,4 слогов;
6) цепочка слов: тигры-рыба- …
7) закончить слово: ла., ла., ла.
придумать слова, заканчивающиеся на ЧОК;
9) придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов. «Подари им вещи, состоящие соответственно из 2 и 3 слогов». «Почему никому не подарили плащ и босоножки?»
10)разложить картинки на 2 кучки: кто это? что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская и т. д.
4. Слоговая структура слов на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. Детям можно предложить следующие виды работ в зависимости от этапа коррекционной работы.
1) заучивание чистоговорок
Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук;
2)придумать чистоговорку самому: са-са-са. ;
3) заучивание речевок, выполнение движении в процессе речи;
4) чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым;
5) чтение стихов,рассказов с отстукиванием ритма:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
7) пропевание распевок с четкой ритмической структуройпод музыкальное сопровождение: ко-ко-ко — исходите далеко;
8)договорить предложение: а) на солнышке греется котё… на него смотрит ще… Какой одинаковый слог прибавляется?
9) составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам;
10) упражнение на управление словами сложной слоговой структуры: Это кто? – это милиционер. Нет кого? — нет милиционера. Помоги кому? — милиционеру.
11) выбрать из 3 слов то,которое подходит по рифме: Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка)
;
10)придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно: где весною было пусто, летом выросла… (капуста)
;
собораем мы в лукошко очень крупную… (картошку)
;
11) чтение предложений по слогам (на слоги и предложения разбиваются логопедом)
;
14) чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.
Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов, а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Ребенок с недоразвитием речи на 1 -ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно с учетом принципов от простого к сложному, системности в подаче материала, с учетом ведущей деятельности ребенка и принципа наглядности.