Обследование слоговой структуры слова по З.Е. Агранович. Варианты нарушений слоговой структуры слова. Подготовила:учитель-логопед Кижеватова С.М. — презентация


Предисловие

Предложена система логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для коррекции, специфического вида речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов, дефекта, ведущего к возникновению дисграфий и дислексии.

Пособие адресовано практическим логопедам, учителям начальных классов, методистам и воспитателям специализированных ДОУ компенсирующего вида, а также родителям.

Формирование фонетически правильной речи — важная задача логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития раз личных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Статья:

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка: Стук стук, стук стук. Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют: Хлоп хлоп, хлоп хлоп. Кулачки быстрее бьют, до чего стараются: Стук стук стук, стук стук стук, А ладошки тут как тут, так и рассыпаются: Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ри

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Список литературы:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с.
  2. Бабина Г. В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М.: ПАРАДИГМА, 2010. 96 с.
  3. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 56 с.
  4. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Левиной Р.Е. М., 1961. С. 65-70.
  5. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М., Книголюб, 2008. 48 с.
  6. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М.: Гном и Д, 2001. 96 с.

Коррекция нарушений слоговой структуры слов

Людмила Секач

Коррекция нарушений слоговой структуры слов

Среди разнообразных нарушений речи у детей одним из наиболее сложных для коррекции является нарушение звуко-слоговой структуры слов.

Наиболее типичными вариантами ошибок при воспроизведении слов различного звуко-слогового состава являются следующие.

Нарушение количества слогов:

— сокращение (пропуск)
слога (моток-молоток)
;

-опускание слогообразующей гласной (пинино — пианино)

;

— увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных (команата-комната)

.

Нарушение последовательности слогов в слове:

— перестановки слогов (деворе-дерево)

;

— перестановка звуков соседних слогов (гебемот-бегемот)

.

Искажение структуры отдельного слога:

— сокращение стечений согласных (тул-стул)

;

— вставки согласных в слог (лимонт-лимон)

.

Уподобление слогов (кокосы-абрикосы)

.

Персеверации (били. били. билитекарь-библиотекарь)

.

Антипации: звук (слог)

заменяет вытесненный звук
(слог)
в
слове (девево-дерево)
.

Контаминации: смешение элементов слов (в холодильнице — в хлебнице и холодильнике)

.

Комбинации различных типов искажений в рамках одного и того же слова. Например недоговаривание слова и сокращение согласного в стечении согласных (сада-солдат)

.

Изменение структуры слова до неузнаваемости (умаво — самолет)

.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Логопедическая работа по исправлению нарушений звуко-слоговой структуры слов представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений и планируется строго индивидуально для каждого ребенка в зависимости от вида речевой патологии, уровня речевого развития, возраста и его индивидуальных возможностей. Различные подходы в коррекции звуко-слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями рассмотрены в работах Марковой А. К., Агранович З. Е., Большаковой С. Е., Четвертушкиной Н. С., Ткаченко Т. А., Курдвановской Н. В., Бабиной Г. В., Крупенчук О. И. и др. Большинство авторов обращают внимание на необходимость формирования у детей психологических механизмов, опосредующих становление звуко-слоговой структуры слов в онтогенезе (сукцессивных (последовательных)

способностей, развитие чувства ритма и двигательной сферы, уточнение пространственно-временных представлений, развитие межанализаторного взаимодействия и др., сенсорных и моторных звеньев речевого процесса.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания)

.

В основу подбора практического материала для коррекции нарушения слоговой структуры слова у Четверушкиной Н. С. положен многолетний опыт практической работы с дошкольниками, принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные, так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2. Трехсложные слова из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двухсложные слова с закрытым слогом.

5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

6. Двухсложные слова из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14. Многосложные слова из открытых слогов.

Вся система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа)

.

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слов у дошкольников всегда предшествует обследование ребенка-логопата.

Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов довольна сложна и длительна по времени. Как показали исследования, требуется от 70 до 90 повторений нового слова взрослым ребенку, чтобы это привело к правильному употреблению слова самим ребенком.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционнойработе можно выделить два этапа:

• подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

• собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Подготовительный этап

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (СНОСКА: Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным)

.Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных
инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:

• Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке)

;

• Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный)

;

•Сравнение ритмов: !; !;

• Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

• Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

•Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !; !;

• Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами;

• Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-»

) и коротких (барабан, бубен символ
«+»
).

Ритмический рисунок может быть следующим: —++, ++-+— и т. д.

3.Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

Примечание. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения.

4.Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками)

по образцу, по
словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
5.Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т. д.)

.

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку)

: 0-0-0. ; +=+=.

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.

Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка»

. Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной (СНОСКА: Рыбина Э. В. Дидактические игры по подготовке к звуковому анализу // Дефектология. 1989. 4). В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном
словареуточняются и закрепляются понятия: пер вый последний, начало середина конец, между за перед после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т. д.).
Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2)

предложенные виды работ недоступны. Поэтому в младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь
взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.
На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную)

и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи
взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так,как я: выполнение движений по образцу взрослого, игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок, простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки,спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать)
. Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками
(Подуди в дудку)
. Если ребенок знаком с понятиями один много,то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической
структуры родного языка.
Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да, слоги с разными звуками (ма-па, па-ма, закрытые и обратные слоги (пап-ап)

.

В процессе проведения занятий с детьми первого уровня речевого развития (ОНР-1)

последовательно формируется активное отношение ребенка к языковой действительности. Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу»

помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

• Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

• Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

• Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты)

: А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

•Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

• Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

• Логопед отстукивает ритм,а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА- ААА.

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков.Задания могут быть следующие:

• Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»

);

• Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог)

;

• Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются»

(на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один
слог);
• Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных)

;

• Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

• Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»

): са-со. ;

• Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»

): са-со-су-сы;

• Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слогиотстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

• Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы;

у-со, у-со, у-су, у-сы;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

• Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

• Повторение за логопедом, чтение серии слоговсо стечением согласных: ста-сто-сту-сты;

о-ста, а-сто, а-сту, а-сты;

и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;

о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;

у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.

Примечание. В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить.

• Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;

• Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

«Скажи наоборот»
(игра с мячом)
: са-ас, тса-аст;

• Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;

«Кто быстрее?»

: в таблице записаны
слоги (разных типов)
; ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом
слог;
• Запись слогов различных типов под диктовку;

• Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи)

;

• Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.

Уровень слова

При отработке слов различной слоговой структурынадо учитывать следующее:

структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

• формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

• в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда,например: ав-ав, мяу-мяу.)

• переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба)

.

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины)

. Работа с
«неговорящими»
детьми начинается с вызывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со
словами типа С Г, С ГС (на, дай, вот, тут, там)
. Их произнесение, как правило, сопровождается жестами.

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Следует обратить внимание на формирование связного высказывания объединение двух слов в одно предложение (Дай биби)

.

Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи. Используется бытовая лексика слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий рекомендуется создавать различные игровые ситуации.

Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками»

. Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура
слова:
• Двусложные слова из открытых слогов (вата)

;

• Трехсложные слова из открытых слогов (машина)

;

•односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак)

;

• двусложные слова с закрытым слогом (лимон)

;

• двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка)

;

• двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник)

;

• трехсложные слова с закрытым слогом (теремок)

;

• трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус)

;

• трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка)

;

• односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт)

;

• двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда)

;

• четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза)

.

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.

Фонематический и слоговой анализ слов

1. Игра «Телеграф»

:
«передать»слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов)
.

2.Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни)

; сравнить
слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед)

.

5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.

6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

7. «Разрезные картинки»

: разрезать картинки на столько равных частей, сколько
слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»

: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый
слог записать на отдельный «этаж»
дома).

9.Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т. д.

10. Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.

11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо.Варианты:

слова написаны неправильно;

слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка)

.

12. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

13. Что изменилось в слове? Лис лиса лисица.

14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов, из них надо выбрать самое длинное слово название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.

15. Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.

16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука? Низ вниз; шил сшил.

17.Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т. д. (слоговой анализ слов)

.

18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.

19. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.

20. Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв)

в
словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов.
21. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.

22. Уточнение правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог, состоящий из одной буквы Аня, юла, оса и т. д. (2 слога, но переносить слово нельзя)

.

Фонематический и слоговой синтез слов

1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+

2.Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС.

3. Из кубиков «построить»
слово,соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО
4. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол)

.

5. Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

6. «Разрезные картинки»

. Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько
слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
7. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование)

: дом домик, кот. Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих
словах.
8.Изменить по аналогии: дом дома, лес. (упражнение в словоизменении)

. Уточнить, изменилось ли количество
слогов.
9. Дополнить слово подходящим слогом: земляни., смо-роди.

10. Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА. МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА

11. Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.

12. Дописать слогв названиях изображенных на картинках предметов: маши., куби.

Смешанные упражнения на анализ и синтез слов

1. Поменять слоги местами, составить слово: рады дыра, сосна насос.

2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка малина + машина = мама

3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.

4. Определить, какой слог пропущен: ко—ва; са—лет.

Фонематические представления

1. Разложить картинки под схемы слов: (дуб)
(сосна)(береза)(кот)(коза)(корова)
2. Построить «дома»

,
«поселить»
туда любые
слова (на каждый «этаж»
вписывать один
слог):
• РАК ЗИ ВО

• МА РО

• ТА

3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный)

задание аналогичное предыдущему.

4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче)

; аналогичное задание с картинками
(выбор картинок)
.

5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.

6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр рыба.

7. Закончить слово: ла., ла., ла., ма., ку.

8. Придумать слова к схемам:

• КА. (каша)

• КА. (калина)

• —КА. (рукавицы, макароны)

• —КА (ложка, ручка)

9. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок)

.

10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки)

; объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.

11. Придумать слова,соответствующие ритмическому рисунку:

• !; !; !; !;

•! !’ !’ !’.

12.Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо хоро шо; ши-иш-ши.

13. Подобрать рифму к словам: мак гамак; зайка.

14.Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.

15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит)

.

В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]