Определение 1
Логопедия – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием речевого развития детей и разработкой методов и направлений коррекционной работы, ориентированной на устранение дефектов речи.
Логопедия относится к комплексу научных знаний специальной педагогики. Она занимается детальным изучением различных речевых патологий, их влиянием на общее развитие личности учащегося определенного возраста, особенностей проявления речевых отклонений и возможностей функционирования познавательной и иных сфер личности при наличии того или иного речевого нарушения. Логопедия разрабатывает технологии коррекционного обучения, ориентированные на создание условий полноценного обучения и всестороннего развития ребенка с той или иной речевой патологией.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Логопедия имеет древние корни. Она развивалась на протяжении веков, постепенно входя в педагогическую практику и, впоследствии утвердилась в качестве научного педагогического знания.
Исторические сведения о становлении и развитии отечественной логопедии
История становления и развития системы логопедической помощи в России не продолжительна и отличается своеобразием. Формирование предпосылок возникновения системы приходится на дореволюционный период, ее становление соотносится с периодом социальных потрясений, а законодательное и организационное оформление системы происходит в советский период. Н.Н. Малофеев в своем исследовании выделяет три периода становления и развития системы логопедической помощи в России.
1-й период — вторая четверть XIX в. — первая четверть XX в. — «период предыстории и формирования предпосылок». В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественного автора X. Лагузена — монография «О заикании».
Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется специальная область знаний — логопатология, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи (А. Кожевников, 1874; В.М. Тарковский, 1867; И.А. Сикорский, 1889; И.К. Хмелевский, 1897; М.Б. Богданов-Березовский, 1909 и др.).
В конце XIX в. — начале XX в. в недрах логопатологии зарождается логопедиякак наука, интегрирующая знания на стыке трех наук — медицины, психологии и педагогики. В 1896 г. в России впервые организуются курсы для заикающихся воспитанников Сибирского кадетского корпуса по системе коррекции заикания, разработанной И.А. Сикорским. При мединститутах открываются кафедры, занимающиеся исследованием вопросов логопедии. Так, в 1908 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии Психоневрологического института в Петербурге, которой руководил Д.В. Фельдберг.
Опыт организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии послужил научно-практической базой для создания в будущем системы логопедической помощи в России. Так, в сурдопедагогике сформировались многие методологические, организационные компоненты логопедической службы. Однако предлагаемые отечественными учеными программы реабилитации патологии речи не находили в то время законодательной и финансовой поддержки у государства. Законодательно система логопедической помощи оформляется только после революции.
Весной 1918 г. были организованы обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы краткосрочные логопедические курсы. В Петрограде при Психоневрологической академии был создан Отофонетический институт под руководством Д.Ф. Фельдберга. В июле 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью, преступностью и беспризорностью было принято решение: считать подготовку персонала для специальных учреждений важнейшей государственной задачей, осуществлять эту подготовку в высших учебных заведениях.
В Москве были созданы два высших учебных заведения: Государственный институт дефективного ребенка Наркомздрава (сентябрь 1920 г.) и Педагогический институт детской дефективности Наркомпроса (октябрь 1921 г.), которые в 1930 г. были преобразованы в дефектологический факультет МГПИ. В 1925 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ в Москве, которую возглавил профессор Ф.Д. Pay. В приказе Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. предписывалось ввести всеобщее начальное обучение для логопатов, организовать специальные курсы, группы и школы для них.
2-й период — начало 30-х — конец 60-х гг. — период становления и развития системы логопедической помощи, основными направлениями которого являлись: организация логопедической работы во вспомогательной школе, специализированная помощь детям с заиканием, с нарушениями слуха и речи; подготовка специалистов-логопедов и др.
Одним из первых направлений в развитии школьной логопедии стала организация логопедической работы во вспомогательной школе. В 1936 г. в Ленинграде логопедической помощью было охвачено 79% нуждающихся умственно отсталых детей.
В 1930 г. по инициативе В.А. Гиляровского при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся дошкольников, а затем логопедический полу стационар.
В 1933 г. в Москве при слухоречевом учебно-лечебном комбинате была открыта первая специализированная поликлиника для больных с недостатками слуха и речи.
Важное значение для становления и развития отечественной логопедии имело открытие по инициативе Л.С. Выготского в Экспериментальном дефектологическом институте в 1933 г. клиники речи, которую возглавила Р.Е. Левина, где разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуществлялась практическая работа по диагностике, лечению и обучению детей с расстройствами речи.
В 1946-47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто первое в системе вузов логопедическое отделение. Начинается сотрудничество двух ведомств: просвещения и здравоохранения в рамках комплексного медико-психолого-педагогического подхода к преодолению речевых расстройств.
С 1 января 1949 г. были открыты при средних школах крупных городов 120 логопедических пунктов в составе 1 учителя-логопеда с высшим дефектологическим образованием. В начале 50-х гг. появляются школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1970 г. приказом Министерства просвещения утверждается «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи».
3-й период — конец 60-х — 90-е годы — период дальнейшего развития и совершенствования системы логопедической помощи.
С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР» — детские сады и группы для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах общего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. принято «Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах».
В 1977-1978 учебном году было открыто логопедическое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В настоящее время дефектологов (коррекционных педагогов) в стране готовят около 20 высших учебных заведений, где студенты получают дополнительную специальность — логопедия.
В 90-е годы начался новый, 4-й период в развитии системы логопедической помощи, период преобразований существующих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития.
Современный этап развития нашей страны характеризуется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разрешены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономических условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в особенности в связи с переходом на самостоятельное финансирование многих образовательных учреждений.
Обозначение дефектов речи
Обучение как социальное явление — это целенаправленная, организованная, систематическая передача опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний по активному преобразованию и охране окружающей среды старшими и усвоение младшим поколением. В этом заключается социальный смысл образования.
Образование обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и адекватный уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе и психологическое значение.
Основные механизмы овладения содержанием в процессе обучения целенаправленно организуются в особых формах взаимодействия, совместной деятельности детей и взрослых, обучающихся и педагогов, их осмысленного познавательного общения.
Обучение зависит от конкретных исторических условий. Разные эпохи и цивилизации накладывают свой отпечаток на его организацию: в подборе материального содержания для разных социальных групп, в выборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием. В этом заключается педагогический смысл обучения.
В педагогике обучение понимается как специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и учащихся, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие духовных сил и потенциалов учащихся, закрепление способностей к самообразованию.
Основу обучения составляют знания, умения и навыки, которые со стороны учителя являются первыми (базовыми) компонентами содержания, а со стороны учащихся — продуктами усвоения.
Знания — это совокупность сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности, приобретенных учащимся.
Навыки — это усвоенные автоматические двигательные, сенсорные и умственные действия, которые выполняются точно, легко и быстро при низком напряжении сознания и обеспечивают эффективность деятельности человека.
Навыки — это способность человека творчески применять знания и умения для достижения желаемого результата в постоянно меняющихся условиях практики, что достигается в процессе обучения.
Передавая ученикам те или иные знания, учитель всегда дает им необходимую ориентацию и как бы между прочим, а на самом деле очень основательно, формирует важнейшие идеологические, социальные, мировоззренческие, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение носит образовательный характер. Аналогичным образом, мы должны признать, что любое обучение всегда содержит элементы школьного образования. Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы учим. Термины «обучение» и «образование» в некоторой степени пересекаются.
Сущность образования более полно и четко проявляется в его функциях, важнейшей из которых является формирование у людей знаний, умений и навыков. В ходе ее выполнения человек формирует и закрепляет основные знания, умения и навыки, необходимые для всех жизненных ситуаций и видов деятельности.
Еще одна функция обучения — формирование мировоззрения человека. Мировоззрение формируется у детей и взрослых объективно, постепенно, в процессе обобщения знаний, которые позволяют нам оценивать окружающий мир.
Накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей
Одно из определений психологии гласит: психология — это наука, объектом изучения которой являются законы формирования, функционирования и развития психики человека.
Попытка понять слово «психика» наталкивается на терминологический барьер. На самом деле, психология берет свое название от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение). Значит, психология — это изучение души? Так считалось много веков подряд. И сегодня мы повсюду слышим и говорим: «душа радуется», «душа болит», «душа не на месте», «душевный человек» и т.д. Так «душа» или «психика»?
Писание говорит, что душа дана человеку Богом во временное пользование. В данном случае это нечто абсолютно непостижимое, недостижимое для смертного человека. В бытовой психологии, где знания о внутреннем мире человека черпаются из повседневной жизни, эти слова — «душа» и «психика» — стали синонимами. В научной психологии, где знания добываются путем теоретических и экспериментальных исследований, используется слово «психика».
Мы с детства говорим: «Я хочу», «Я думаю», «Я чувствую», «Я представляю». Мы думаем о сильных и слабых сторонах его памяти и воли, его способностях и характере, темпераменте и интеллекте. Каждый из нас с раннего возраста умеет «чувствовать» эмоциональное состояние другого человека, различать настроение других людей, особенности их характера. Это понимание легло в основу (повседневной) психологии, которая обобщает и конденсирует опыт многих поколений. Его знания очень приблизительны, расплывчаты, а иногда просто ошибочны. Это скорее иллюзия знания, которая, к сожалению, заменяет настоящее образование.
Отличие научной психологии от бытовой заключается в том, что она знает ответ на вопрос «как», на основании которого делаются выводы и умозаключения. Научная психология основана на строгих, исследованных и многократно проверенных фактах, которые логически систематизированы и объяснены в специальных научных теориях.
Таким образом, психология — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.
Изучение сущности и законов развития человеческой психики составляет предмет научной психологии.
Специфической особенностью человека является наличие у него двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от глаз. В последнем он думает, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внешне наблюдаемая жизнь дана нам в форме поведения.
Субъективный мир человека организован сложным образом, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее и будущее. Только человек может заглянуть в завтрашний день, мечтать, жить будущим, строить перспективу собственной жизни. Именно эту особенность имел в виду Ф. Ницше, когда афористично сказал, что человек — это животное, которое может обещать.
Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Это не вещь и не объект, а процесс. Она достигает высшей, самой полной стадии развития человека.
Психика человека включает в себя все, что он чувствует, воспринимает, ощущает, о чем думает, что помнит, все его привычки, его личность, но также и то, как, какими средствами он это делает. Это позволяет нам предвидеть, что нас ждет.
Например, психика позволяет нам заранее подготовиться к трудному событию. Поэтому, если вы не хотите готовиться к экзаменам, очень полезно представить свое будущее эмоциональное состояние. Что мы будем чувствовать, если не сможем произнести ни слова во время экзамена. Что мы будем чувствовать, когда нас спросят о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвкушение» обычно заставляет вас преодолеть лень и начать заниматься.
Как формируется словарный запас
В среднем словарный запас взрослого человека составляет 70-90 тысяч слов
. В первые годы жизни словарный запас пополняется наиболее активно, поскольку почти каждое слово воспринимается ребёнком как новое. Затем расширение словарного запаса замедляется. В целом это неравномерный процесс и во многом зависит от того, в какой среде растёт и развивается человек. Попадая в новое окружение или осваивая новую область знаний, мы невольно расширяем свой словарный запас. Способствует этому и чтение.
Однако в обиходе люди используют не так много слов. Можно встретить разные цифры. Считается, чтобы на минимальном уровне научиться говорить на новом для себя языке, достаточно выучить и уметь сочетать всего 1,5-2 тысячи слов
. Часто употребляемые слова образуют “
активный словарный запас
”. Помимо бытовых слов и выражений, туда могут быть включены слова и термины, которые человек часто использует в силу своей профессии. Одни и те же слова могут в течение жизни переходить из активного словарного запаса в пассивный и обратно.
Большой словарный запас — не показатель большого ума и гениальности, хотя может говорить о начитанности человека. Известно, что некоторые учёные и даже писатели, например, Альберт Эйнштейн и Ганс Христиан Андерсен с трудом писали, поскольку страдали дисграфией
, но это не помешало им оставить свой заметный след в истории. Однако это не означает, что бороться с нарушениями речи не нужно. Как минимум, у человека с правильной грамотной речью больше шансов стать хорошим собеседником и привлечь внимание аудитории.
Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации для установления закономерных связей, отношений, зависимостей и формирования научных теорий.
Методы педагогического исследования делятся на теоретические и эмпирические (практические).
Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить достоверность полученных результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимосвязи между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее важные и второстепенные.
Теоретические методы исследования включают: Анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.
Анализ — это мысленное разложение изучаемого целого на составные части, выделение отдельных признаков и свойств явления.
Одно и то же изучаемое явление может быть проанализировано с разных сторон. Всесторонний анализ качеств и свойств позволяет глубже понять их.
Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.
Синтез — это объединение смыслов. Если просто суммировать признаки явления, то между ними нет никакой логической системы, а только хаотичное скопление отдельных связей.
Анализ и синтез тесно связаны в любом научном исследовании.
Абстракция — мысленное отделение свойства или признака объекта от других его признаков, свойств, отношений.
Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание объекта на основе ранее выделенных абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).
Сравнение — нахождение сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.
Для того чтобы сравнить те или иные явления, необходимо выделить в них известные черты и определить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, неотъемлемой частью этого процесса всегда будет анализ, так как при определении различий в явлениях необходимо выявить измеряемые признаки. Поскольку сравнение предполагает выявление определенных отношений между характеристиками, очевидно, что в ходе сравнения будет использоваться и синтез.
Обобщение — выделение общих черт в явлениях, т.е. подведение итогов исследования.
При использовании метода сравнения выявляются общие черты явлений, которые позволяют объединить их в одну семантическую группу. Обобщение тем убедительнее, чем больше существенных признаков явлений было сопоставлено.
Моделирование — это изучение процессов и явлений с помощью их реальных или идеальных моделей.
Индукция и дедукция — это логические методы обобщения эмпирически полученных данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от конкретных суждений к общему выводу, дедуктивный метод — от общего суждения к конкретному выводу.
Эмпирические (практические) методы исследования включают: Методы сбора и накопления информации (наблюдение, интервью, опрос, тесты и т.д.); Методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); Методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); Методы оценки (самооценка, рейтинг, педагогическая консультация); Методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, экспериментальное обучение, широкомасштабное внедрение) и др.
Наблюдение — это метод исследования, направленный на получение необходимой информации непосредственно через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение конкретного педагогического явления). Наряду с самонаблюдением, наблюдение является наиболее важным методом исследования.
Как отмечают праздник
Хотя день логопеда является международным праздником, единых традиций его празднования пока не сложилось, праздник обычно проводят “для своих”. Логопедов поздравляют на месте их работы, а также проводят праздничные мероприятия, на которых награждают лучших представителей профессии.
В празднике присутствует и научная составляющая. Для обмена опытом практикующих специалистов и преподавателей профильных ВУЗов собирают на конференции и круглые столы. В школьных и дошкольных учреждениях на встречи с логопедами приходят родители, чтобы обсудить интересующие вопросы.
Логопеды — это врачи?
Профессия логопеда многогранна. Человек, который выбирает эту специальность, должен разбираться в различных областях, базовые знания в области медицины ему тоже не помешают, однако логопед — это не врач, а педагог
, поэтому учатся логопеды не в медицинских, а в педагогических ВУЗах. Будущих логопедов готовят на факультетах
коррекционной педагогики
или
дефектологии
.
Чаще всего к логопеду обращаются, если человек неправильно выговаривает определённые звуки. Есть классический набор сложных звуков, которые тяжело произносить, пожалуй, наиболее известными из них считаются звуки [р] и [л]. Но логопед не только помогает справляться со сложными звуками и “ставит” произношение, он также учит правильно дышать, пополняет словарный запас и корректирует нарушения письменной речи, которая также часто страдает из-за проблем с произношением.
Логопедия в мире
Логопедия как отдельная специальность сформировалась в XIX веке
, хотя она охватывала не такую обширную область и уступала современной логопедии. Исследователи того времени придерживались мнения, что нарушения речи возникают исключительно по вине
неправильной работы речевой мускулатуры
. Считалось, что если человек сможет преодолеть трудности артикуляции и совладать с собственным речевым аппаратом, то он сможет избавиться и от проблем с речью.
Но со временем стало понятно, что не все речевые трудности можно связать с физиологией
. Постепенно логопедия начала отходить от медицины и сближаться с
педагогикой
. Сегодня в мире работает несколько международных организаций, объединяющих логопедов из разных стран. Это прежде всего
Комитет речевых и языковых терапевтов
. Именно этот Комитет стал инициатором ежегодного празднования Дня речевых терапевтов 6 марта. В России термин “речевой терапевт” не прижился, поэтому праздник переименовали в “День логопеда” и перенесли на
14 ноября
.
История логопедии
Логопедия
как отдельная наука сформировалась уже в наше время, примерно в
середине XIX века
, хотя проблемы с речью у людей появились примерно тогда же, когда и сама речь. Известно, что отдельные случаи нарушения речи описывали ещё
древние египтяне и греки
. За первую классификацию взялся знаменитый
Гиппократ
. Он попытался стандартизировать описания заболеваний и ввёл единую
терминологию нарушений
, также ему принадлежит идея разделения патологий голоса и речи. Но дальше научных изысканий и теории Гиппократ не пошёл, как и его последователи.
О том, что дефекты произношения можно исправлять, задумались в XVII веке
. Роль первых логопедов взяли на себя
монахи
. Они занимались с детьми, у которых был нарушен слух, и пытались научить их говорить. Определённые успехи отмечались, но о регулярной практике говорить было рано.
Статус самостоятельной науки логопедия приобрела только в середине XIX века
, хотя официальное название у неё появилось ещё позже. Автором термина “
логопедия
” выступила доктор
Сюзанна Борель-Мезонни в 1928 году
. Эта женщина многое сделала для развития логопедии. Во Франции она основала первую государственную службу, оказывающую помощь людям с речевыми нарушениями, упор делался именно на медицинскую помощь.
Позже, всё в той же первой трети XX века учёные стали уделять больше внимания поиску причин речевых расстройств
. Они доказали, что проблемы речи могут быть обусловлены не только трудностями произношения, но и
неврологическими нарушениями
. Постепенно к лечению и профилактике речевых расстройств стали подключаться не только медики, но и психиатры, а также педагоги.
Бытует мнение, что логопеды проводят занятие преимущественно с детьми. Это далеко не так. Квалифицированные специалисты способны помогать людям любого возраста. Логопеды работают в дошкольных учреждениях, школах, реабилитационных центрах и занимаются частной практикой. В программе помощи логопеды широко используют методы психологии, педагогики и медицины.