Статья:
ОНР – это общее недоразвитие речи. Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие. Проявления ОНР зависят от недостаточной сформированности различных компонентов речевого аппарата. Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до речи, с элементами фонетического, лексико-грамматической недоразвитости. Выявляется это заболевание проведением специальной диагностикой логопедом. Программа коррекции, ее особенности, устанавливаются в индивидуальном порядке, лечащим врачом.
Среди всех детей с речевыми нарушениями, малыши с ОНР составляют около 40%. Сильные и глубокие ее проявления могут в будущем проявиться дисграфией, дислексией. Логопеды используют термин фонетико-фонематическое развитие или ФФН и ОНР используют чтобы обозначить несформированность речевой системы. ОНР у детей может наблюдаться при наличии дизартрии, алалии и других нарушениях.
Классификация
По клинической картине проявления ОНР разделяется на три группы:
- Неосложненная форма. Такие дети имеют минимальную мозговую дисфункцию, недостаточную регуляцию тонуса мышц, несформированности волевой и эмоциональной сферы.
- Осложненная форма. Встречается у пациентов с рядом неврологических или психопатических заболеваний, судорожными, церебрастеническим и другими.
- Грубое недоразвитие. Дети имеют поражения речевых отделов головного мозга, то есть при наличии алалии, дизартрии.
ОНР также имеет свои степени тяжести. Всего их четыре:
- первая степень – безречевые, с отсутствием общеупотребительной речи;
- вторая степень – имеются базовые элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, аграмматизм;
- третья – наличие фразовой речи, с недоразвитостью звуковой и смысловой составляющих;
- четвертая степень – некоторые проблемы в фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонах речи.
В зависимости от степени сложности определяется длительность коррекционной работы ОНР логопедом.
Характеристика степеней
Каждая степень ОНР имеет определенное соотношение между первичными и вторичными речевыми дефектами, которые тормозят формирование ее компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется наличием новых речевых возможностей, изменениями ее активности. Самые стойкие проявления ОНР наблюдаются при моторной алалии, и реже – при заикании или ринолалии. Существует всего четыре степени ОНР.
ОНР первой степени
Такое нарушение характеризуется полным отсутствием речи, и такая степень обнаруживается сразу. Проявляется она в следующем:
- Словарный запас крайне ограничен. Для общения используются простейшие лепетные слова, отрывки слов, слоги либо звукоподражания. Малыш при этом любит общаться, но разговаривает с окружающими людьми на «своем» языке. То есть ребенок имеет в своей речи такие слова, как «гав-гав», «мяу-мяу», «ту-ту» и подобные.
- Дошкольник с первой степенью ОНР активно использует уместную мимику и жесты и несут в себе смысловую нагрузку. Ребенок использует эти приемы чтобы выразиться, а взрослый предпринимает все усилия чтобы их понять.
- В речи нет предложений или фраз, состоящих из нескольких слов. Наблюдаются только отдельные аморфные слова с общим смыслом, например, фраза «гав-гав ту-ту» означает что собачка поехала на поезде.
- Пассивный словарь значительно превышает активный. Малыш понимает речь, обращенную к нему, но не в состоянии что-либо сказать.
- Слова со сложным составом и структурой сведены к минимуму, длинные сложные слова им просто сокращаются, но понять их смысл можно. Например слово автобус может звучать как абус, или тубус.
ОНР второй степени
ОНР 2 типа отличается от первой степени наличием в речи ребенка малого количества общеупотребительных слов, произноситься они могут не вполне правильно. Также может быть заметно начало формирования связей между словами, но это еще имеет непостоянную основу. Для ОНР 2 степени характерны следующие симптомы:
- Ребенок употребляет одно слово, которым обозначает предмет или какое-либо действие, но в измененном виде. Например, слово «автобус» будет звучать как «абоус» в любом варианте контекста.
- Активный словарь весьма ограничен, при ОНР 2 не знают всех слов, обозначающие некоторые признаки предмета, например, описание его формы, цвета и других характеристик.
- Ребенок не имеет навыка объединять предметы в определенные смысловые группы, например столовые предметы – ложка, вилка, тарелка.
- Нарушено произношение многих звук, слов, фраз.
Также, характерными признаками ОНР 2 типа является наличие зачатков грамматических изменений в зависимости от сложности самого слова. Чем больше в слове букв, тем больше ребенок допускает в нем ошибок и нарушений. Он активно использует в своей речи слова, но не согласует их друг с другом. Так появляются фразы «мама купа» — «мама купается. Таким образом предлоги просто пропускаются или используются не совсем правильно. Пациент может составить небольшой рассказ по показанной картинке и активной помощи родителя. Однако этот рассказ получается крайне скромным. Обычно используются двух-трехсложные предложения. Сами слова при ОНР 2 сильно коверкаются, нарушена произношение слов с многосложной структурой.
ОНР третьей степени
Эта степень характеризуется задержкой грамматической и фонетической речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов. Проблемными точками речи являются:
- общается только с родителями, с другими людьми только с «переводчиком»;
- звукопроизношение сформировано не полным образом;
- в самостоятельной речи, звуки могут звучать неправильно;
- более сложные звуки заменяются простыми;
- испытывает затруднения с шипящими, свистящими и сонорными звуками;
- один и тот же звук может заменять несколько;
- словарный запас расширяется, но используется лишь его незначительная часть.
Грамматика также при ОНР 3 степени имеет нарушения, но малыш пытается выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения, но может создать небольшой рассказ. Еще одной отличительной чертой является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет. Малыш может отставать в своих фонетических способностях, проявляющиеся в так называемых трудных словах. Все эти факторы задерживают процесс подготовку ребенка к школе.
ОНР четвертой степени
Для этой степени характерно наличие лишь некоторых сложностей и ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени овладеть речью, звукопониманием и произношением. Главное для родителей в этом случае, обратиться к специалистам логопедии, чтобы максимально быстро скорректировать все имеющиеся недостатки. Характерными признаками ОНР 4 типа являются:
- нет явных нарушений звукопроизношения, сами звуки поставлены правильным образом;
- речь невнятна с нечетким смазанным звукопроизношением;
- присутствуют нарушения структуры слогов, выражающиеся в замене звуков на похожие;
- неправильное использование некоторых слов, обозначающие признаки того или иного предмета;
- ребенок может не понимать или путать фразы «длинный стол» и «высоки стол»;
- трудности с подбором правильных суффиксов;
- могут встречаться аграмматизмы, но их число минимально.
Нарушения, характерные для 4 уровня ОНР встречаются не столь часто. Для речи характерно наличие критичности, а сам грамматический строй приближен к своей норме.
Характеристика ОНР
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
Причины ОНР
Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода;
- токсикоз;
- родовая травма;
- асфиксия, гипоксия;
- несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
- нарушения в центральной нервной системе;
- травмы головы малыша в первые его годы жизни;
- влияние никотина, алкоголя, наркотиков;
- депривация.
Важны также и социальные причины. Это могут быть недостаточное общение с ребенком. Часто такая форма ОНР встречается у детей, проживающих вместе с родителями, имеющие проблемы со слухом. Заметно влияет на речевые навыки внимание взрослых к нему, должно уделяться много времени.
Патогенез
ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:
- фонетико-фонематическую;
- грамматику;
- лексическую;
- семантику.
ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.
Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.
Таким образом страдают речепроизношение и ее восприятие. Если имеются анатомические пороки, недостаточность развития речевого аппарата, происходит распад слоговой структуры слов, нарушается лексико-грамматическая основа высказываний.
Диагностика
Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом. Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований. Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.
Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.
При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов. В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи. После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.
Важно отличать недостаточную сформированность речи с иными формами, такими как безречье, аутизм, умственные отклонения, слуховые нарушения и прочее.
Рекомендованное логопедическое обследование
Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:
- Подбор материала, разбитый по отдельным лексическим темам. Так определяется способность общения ребенка с окружающими его людьми.
- Предлагаются картинки с объектами.
- Используются картинки с названиями частей тела.
- Подбор синонимов к выбранному слову.
В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.
Логопедическое обследование при ОНР
На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.
При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи — способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.
Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Коррекция расстройства
Проводить коррекционную работу ОНР должен только квалифицированный специалист. Дети дошкольного возраста с первой степенью нарушения речи посещают специальные логопедические группы детского сада. Сюда они должны поступать в возрасте 3-4 лет, а сами занятия проводятся группами, подгруппами и в индивидуальном порядке. Цель коррекции – перевести ребенка на другую стадию речевого развития, компенсировать все имеющиеся отклонения.
Эта работа проводится одновременно по различным направлениям:
- Понимание речи. Эта задача лучше решатся проведением занятий в игровой форме. Малыш должен находить игрушки, которые ему называет специалист, показывать правильные картинки, расширять свой словарный запас, овладевать произношением фраз, словосочетаний, фраз из нескольких слов.
- Активация речи. Развитие у ребенка звукоподражания, например, голосам различных животных, музыкальных инструментов. Так стимулируется его речевая активность. В речь постепенно вводятся местоимения, глаголы, обращение ко взрослому.
- Неречевое развитие. Правильная речь невозможна без развития вспомогательных механизмов – концентрация внимания, развитие мышления, памяти. Большое внимание должно быть уделено интеллектуальному и психическому развитию ребенка. Вспомогательная методика — логоритмика, логопедический массаж, развитие мелкой моторики и артикуляции.
На последнем этапе, должно проведено постановка звукопроизношения с правильной грамматикой и оформлением речи. Лечение ОНР второй степени включает в себя развитие речевых навыков у ребенка, понимание им речи взрослых, тренировка лексико-грамматической составляющей. При третьей степени проводится формирование связной смысловой речи, улучшение лексики и грамматики, закрепление правильной артикуляции. Много времени должно быть уделено на усвоение необходимой грамоты.
Для детей с четвертой ОНР важно достичь ими своих возрастных речевых норм, что необходимо для успешной учебе в школе. Школьники с тяжелыми формами ОНР проходят обучение в школах, созданных для работы с детьми с речевыми нарушениями. Здесь ударение ставится на компенсацию всех сторон проявления недоразвитости речи1.
Козина И.В., учитель-логопед ДОУ № 2099, Москва
Дети, поступающие в логопедическую группу, проходят всестороннее обследование, необходимое для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития. Полученные данные записываются в речевую карту, которая должна обеспечивать следующие условия: — качественный анализ результатов обследования (учет допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий и т.д.); — интерпретацию полученных данных в количественной форме (начисление баллов); — использование унифицированных критериев оценки выполнения заданий (они сводят к минимуму личностный фактор); — подбор заданий в соответствии с возрастной нормой (речевые пробы должны быть разными для 5, 6 и 7-летних детей); — построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы; — отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия; — компактность заполнения; — достаточно большое количество примеров детской речи; — возможность другому специалисту проанализировать документ и продолжить намеченную работу. Целью публикации не является подробное представление методики обследования дошкольников с ОНР. Советуем читателю творчески подходить к предлагаемому материалу. Логопед-практик вправе разработать свою схему обследования. Главное, чтобы она удовлетворяла всем современным требованиям. Речевая карта Анкетные данные Фамилия, имя ребенка ______ Дата рождения ____________ Откуда поступил ___________ Речевое окружение _________ Домашний адрес, телефон __________________________ Данные о родителях (ФИО, возраст на момент родов) Мать ____________________ Отец ____________________ Анамнестические данные От какой беременности ______ Характер протекания беременности ______________________ Роды ____________________ Перенесенные заболевания __________________________ Слух ____________________ Зрение __________________ Интеллект _______________ Раннее физическое развитие: начал держать голову ______ сидеть ______ ползать ________ стоять _______ ходить _______ Раннее речевое развитие: гуление ______ лепет ______ первые слова ________________ первая фраза ________________ фразовая речь _______________ Особенности артикуляционного аппарата Зубы ____________________ Прикус ___________________ Твердое нёбо ______________ Мягкое нёбо ______________ Губы ____________________ Язык ___________________ Параметры обследования 1. Общее звучание речи. 2. Артикуляционная моторика. 3. Звукопроизношение. 4. Слоговая структура слова. 5. Фонематический слух. 6. Языковой анализ и синтез. 7. Грамматический строй. 8. Лексика. 9. Словообразование. 10. Связная речь. Логопедическое заключение ______________________________ Дата ______ Логопед ______ План индивидуальной коррекционной работы ______________________________ Данные о ходе коррекционной работы ______________________________ Памятка для логопеда по заполнению речевой карты Анамнестические данные Характер протекания беременности — токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания. Роды — досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляция, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия. Перенесенные заболевания — пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы. Слух — норма (N), снижение слуха. Зрение — N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения. Интеллект — соответствует возрасту, ниже нормы. Раннее физическое развитие — N, с задержкой (начал держать голову — N 2 мес., сидеть — 6 мес., ползать — 5-6 мес.), стоять — 7-8 мес., ходить — 1 год). Раннее речевое развитие — N, с задержкой (гуление — N 3 мес., лепет — 5 мес., первые слова — 1 год, первая фраза — 2 года, фразовая речь — 3 года). Особенности артикуляционного аппарата Зубы — N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы. Прикус — N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрестный. Твердое нёбо — N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов. Мягкое нёбо — длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное. Губы — N, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней). Язык — обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус. Моторная сфера Общая моторика — N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок. Рекомендуемые исследования 4 года — попрыгать на обеих ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать его. 5 лет — то же и дополнительно: попрыгать на левой, правой ноге, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку. 6 лет — то же и дополнительно: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее. Ручная моторика — N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная). Ведущая рука — левша, амбидекстр, правша. Рекомендуемые исследования 4 года — сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочередно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой, изменять положение кистей рук (кулак — ладонь). 5 лет — то же и дополнительно: выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле», пробу «Кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой. 6 лет — то же и дополнительно: поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой, выполнить упражнение «Игра на рояле», пробу «Кулак — ребро — ладонь» левой рукой, одновременно обеими. Психофизические процессы Внимание N (достаточно устойчивое), низкая концентрация, неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, плохое переключение. Восприятие Зрительное — узнавание предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении. Тактильное. 4 года — угадывание предмета по контуру. 5, 6 лет — то же и дополнительно: угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам. Слуховое — опознание и дифференциация шумов. Цвет — нет представлений, сличает, различает (выделяет по слову), называет (4 года — крас ный, желтый, синий, зеленый, белый, черный; 5 лет — то же и дополнительно: оранжевый, голубой; 6 лет — то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый). Форма. 4 года — круг, квадрат, овал, треугольник. 5 лет — то же и дополнительно: прямоугольник. 6 лет — то же и дополнительно многоугольник. Ритм — восприятие, воспроизведение (4 года — — — ., — . -, . — .; 5 лет — . . . -, — . . -, . — — .; 6 лет — — — . . ., . . — — ., . — — — .). Временные представления — ориентация хорошая, недостаточная, слабая (4 года — части суток, времена года; 5 лет — то же и дополнительно: дни недели; 6 лет — то же и дополнительно: месяцы, понимание и использование логико-грамматических конструкций). Пространство. 4 года — показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади. 5 лет — то же и дополнительно: слева, справа. 6 лет — то же и дополнительно: слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу. Схема тела. 4 года — показать правую, левую руку, ногу. 5 лет — то же и дополнительно: правый, левый глаз, правое, левое ухо. 6 лет — то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо. Разрезные картинки — самостоятельно, с помощью педагога, по образцу, по подражанию (4 года — 2-4 части, 5 лет — 3-5, 6 лет — 4-8). Фигуры из палочек. 4 года — «стульчик» из четырех палочек. 5 лет — «домик» из шести палочек. 6 лет — «лодочка» из семи палочек. Память Параметры кратковременной памяти: объем и линейность. Мышление Обобщение. 1 уровень — обобщение словом. 2 уровень — группировка по субъективным общим признакам. 3 уровень — родовидовое обобщение. 4 уровень — логический уровень обобщения. N — к 7 годам. Сериация. 4-5 лет — расположение предметов в ряд по нарастанию, убыванию признака. 6 лет — соотнесение между собой по ведущему признаку ряда предметов. Сравнение. Выделяет существенные признаки, не выделяет, самостоятельно, с помощью, словесно объясняет, без объяснений. Импрессивная речь Понимание обращенной речи в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации. Предложно-падежные конструкции. 4 года — в, на, над, под, у, с, по, до. 5 лет — перед, за, около, в, из, на, с. 6 лет — под, из-под, за, из-за. Глаголы с приставками. 4 года — выходит, переходит, подходит. 5 лет — вылетает, подлетает, залетает. 6 лет — выезжает, отъезжает, объезжает, въезжает. Выполнение инструкций. 4 года — одно-, двухступенчатые. 5 лет — двух-, трехступенчатые. 6 лет — покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку. Понимание предложений. 4 года — Где мама дочки? Где дочка мамы? 5 лет — Кого ловит девочка? Чем она ловит бабочку? Кто ловит бабочку? 6 лет — понимание связной речи, логико-грамматических конструкций. Сенсомоторный уровень речи Общее звучание речи Разборчивость — N (достаточная), снижена, речь смазанная, нарушенная, невнятная, мало понятная для окружающих. Темп — N, быстрый, замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степень, форма). Ритм — N, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов. Дыхание — свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный. Голос — N, тихий, слабый, неполетный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка). Оценка 5 — разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствуют норме. 4 — разборчивость речи несколько снижена. Возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса. 3 — речь невнятная, смазанная. Возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса. 2 — разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Возможно прявление гиперкинезов, заикания, отклонение тембра. 1 — речь понятна только близким. Артикуляционная моторика Объем движений — строго ограничен, неполный, полный. Тонус — N, повышен, понижен. Подвижность — достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия. Переключаемость, точность движений — достаточная, недостаточная. Саливация — N, повышенная. Оценка 5 — правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения. 4 — все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны. 3 — замедленное и напряженное выполнение. 2 — выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы. 1 — невыполнение. Звукопроизношение N (в пределах возрастной нормы), фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения). Оценка 5 — безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях. 4 — один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы). 3 — нарушено произношение трех-пяти звуков. 2 — в любой позиции искажаются или заменяются шесть-девять звуков. 1 — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков. Слоговая структура слова N (не нарушена), негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена. Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципатии (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены). Оценка 5 — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления. 4 — воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки. 3 — замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры. 2 — искажение слоговой структуры слов. 1 — невоспроизведение. Фонематический слух N (сохранный), развит недостаточно, нарушен. Исследуются звуки: — звонкие, глухие; — ротовые, носовые; — твердые, мягкие; — переднеязычные, заднеязычные; — переднеязычные-среднеязычные; — среднеязычные, заднеязычные; — губные, переднеязычные; — губно-губные, губно-зубные; — свистящие, шипящие; — переднеязычные смычные, переднеязычные щелевые; — шипящие аффрикаты, шипящие щелевые; — шипящие аффрикаты, смычные переднеязычные; — свистящие аффрикаты, свистящие щелевые; — вибранты смычно проходные ротовые. Оценка 5 — все задания выполнены верно. 4 — допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно. 3 — ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения. 2 — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение. 1 — невыполнение. Языковый анализ и синтез N (сформированы), сформированы недостаточно, не сформированы. Оценка 5 — все задания выполнены верно с первой попытки. 4 — допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно. 3 — задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны. 2 — большая часть заданий недоступна. 1 — неверные ответы, отказ от выполнения. Грамматический строй речи N (сформирован), сформирован недостаточно, не сформирован. Оценка 5 — правильное, самостоятельное выполнение всех заданий. 4 — единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 — большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнения вопроса, подсказка). 2 — большинство заданий не выполняются. 1 — невыполнение. Лексика N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен. Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи. Словообразование N (сформированы, соответствуют возрастной норме), в стадии формирования, не сформированы. Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи. Связная речь N (соответствует возрастной норме), в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована. Пересказ 4-5 лет Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. Л.Н. Толстой Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала за окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты. По И.Д. Сытину Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как Шарик. И.Д. Сытин 5-6 лет Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» «Правда, — отвечал ежик, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?» Вместо ответа зайчик только вздохнул. К.Д. Ушинский У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. — Пора тебе, чиж, петь. — Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. Л.Н. Толстой Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи — будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. По К.Д. Ушинскому Оценка 5 — пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. 4 — пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания. 3 — пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений. 2 — пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов. 1 — пересказ даже по вопросам недоступен. Рассказ по серии картин 6-7 лет Оценка 5 — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. 4 — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов. 3 — раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена. 2 — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов. 1 — рассказ недоступен. Список использованной и рекомендуемой литературы Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. М., 2004. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб., 2004. Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. СПб., 2004. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. М., 2000.
Прогноз и профилактика
Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.
Формирование грамматических категорий у детей с ОНР
Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.