Специфика коррекционно-логопедической работы по формированию активного словаря с детьми дошкольного возраста с ДЦП


Вовремя – это как можно раньше

Ребенок с родовой травмой, с риском развития детского церебрального паралича, опуская нечастые случаи поздней диагностики, как правило с самого младенчества находится под пристальным наблюдением неврологов и физических терапевтов, но редко вовремя (а в случае ребенка с ДЦП вовремя – это как можно раньше) попадает к логопеду. Это вполне объяснимо – для начала надо просто выжить. Позже – овладеть хоть какими-то движениями. Уже не до речи – не знаешь за что хвататься.

Между тем, ранняя логопедическая работа с такими детьми может помочь и своевременному развитию речи, и скорректировать жизненно важные функции – глотание, сосание, жевание.

ДЦП в большинстве случаев вызывает особое речевое развитие. Это связано как с повреждениями определенных структур головного мозга, так и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметной и игровой деятельности как базы развития речи. У большинства детей с церебральным параличом выявляется задержка речевого развития – и эту задержку специалист может обнаружить уже в самом раннем возрасте, в так называемом доречевом периоде – по однообразному слабому крику, бедности гуления и лепета. Также в самом раннем возрасте бывают становятся заметны проблемы с сосанием, глотанием, позже – затрудненное жевание.

В первые годы жизни ребенка мы часто можем наблюдать медленный темп речевого развития – как правило, в раннем возрасте даже в тяжелых случаях заболевания развитие общей моторики опережает развитие речи.

Дети с ДЦП произносят первые слова в среднем лишь в 2-3 года, но после трех лет при условии регулярных логопедических занятий часто происходит заметный скачок в речевом развитии, речь начинает опережать моторику и стремительно формироваться. Если интеллект ребенка сохранен, тонус и подвижность мышц артикуляционного аппарата изменены незначительно, то при регулярных занятиях со специалистом развитие речи в школьном возрасте идет в рамках возрастной нормы.

Дизартрия и алалия

К сожалению, только задержка бывает достаточно редко, практически всегда ребенку с ДЦП впоследствии ставят речевой диагноз – дизартрия. Это нарушение проявляется только в произносительной стороне речи – при сохранном ее понимании.

Выделяют несколько форм дизартриии в зависимости от формы ДЦП, и несколько степеней – от самой тяжелой – анартрии, до легкой – стертой дизартрии. В легких случаях речь ребенка смазанная, замедленная, бедная интонационно, в тяжелых – движения органов артикуляции настолько ограничены, что не дают возможности произнести ни слова. Язык, губы, щечная мускулатура – те же мышцы, что и во всем остальном организме, и нарушения тонуса и подвижности, присутствуя во всем организме, будут отмечаться и в органах артикуляции.

Как правило всегда отмечается зависимость между степенью нарушения артикуляционной моторики и состоянием моторики рук.

Помимо дизартрии, достаточно часто у детей с ДЦП встречается и алалия – недоразвитие речи в результате поражения коры головного мозга. В этом случае нарушено не только произношение – страдает и понимание речи, наблюдаются проблемы связной, фразовой сторон речи, слоговой структуры слова, то есть, проблемы формирования речи как системы.

Статья:

Основы логопедической коррекции дизартрии у детей с ДЦП были заложены в 40-х годах XX столетия. В частности, Марион Касс писала, что нарушения речи при ДЦП отлича­ются от моторной афазии. Моторная афазия, по словам Касс, — это апраксия органов речи. При апраксии пациент знает, что хочет сказать, но не может составить план слова. При ДЦП ребенок имеет план слова, но не может его реали­зовать в силу моторных затруднений. Касс считала, что тео­ретически речевые расстройства при моторной афазии и при ДЦП различны, но практически эти различия сводятся к ми­нимуму, так как автоматизм речи зависит от работы высших корковых отделов.
М. Касс сформулировала «фонетические принципы устра­нения патологии речи», которые и сейчас не утратили своей актуальности. Это ряд положений, которые лежат в основе работы по преодолению дизартрии:

• При работе над произношением внимание ребенка следует, прежде всего, акцентировать на семантике слова, его акусти­ческих характеристиках, а не на артикуляции.

• Имеет значение качество восприятия звуков речи, которое, в свою очередь, зависит от воспроизведения. Необходимо ра­ботать над повышением качества: акустического восприятия, противопоставляя звуки по силе, высоте, продолжительно­сти; фонематического восприятия, акцентируя внимание на фонематических признаках; кинестетического восприятия артикуляции.

• Основные компоненты движения развиваются сначала с участием больших мышечных групп, а затем — малых.

• Необходимо использовать уподобление двигательных меха­низмов, т. е. схема движения может быть смоделирована на примере одного органа и перенесена на другой.

• Воспроизводить речевые звуки можно разными способами. Нужно формировать артикуляцию из доступных ребенку движений, опираясь при этом на акустический эффект.

• Физиологической тенденцией организма является следова­ние линии наименьшего сопротивления. Поэтому необходи­мо воспроизводить (автоматизировать) движение для образо­вания двигательных стереотипов под контролем во избежа­ние искажения схемы движения.

Дизартрия у ребенка с церебральным параличом — это сложный синдром дезинтеграции акта произношения, обу­словленный нарушением регуляции речедвижений при орга­ническом поражении центральной нервной системы. Симпто­матика дизартрии определяется локализацией патологического очага, а также ходом процессов, характерных для дефицитарного психического развития: появлением вторичных дефектов, компенсаторных и псевдокомпенсаторных систем, наличием асинхроний.

Ядром речевой патологии при дизартрии является иска­женное развитие фонетико-фонематической системы. В связи с этим основные усилия логопедов должны быть направлены на коррекцию этой стороны речи.

Основные принципы логопедической работы: 1. Логопедическая работа направлена не только на коррек­цию произношения, но и на развитие всей психической дея­тельности ребенка. В то же время основным содержанием ра­боты является формирование фонетико-фонематической сис­темы, в то время как коррекция и развитие других психиче­ских процессов имеют прикладное значение.

2. Формирование фонетико-фонематической системы долж­но быть органично связано с развитием всех компонентов речи. Нужно учесть, что произношение не является исключительно моторным актом, это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы тесно связаны между собой и с другими компонентами языка. Усилия логопеда всегда должны быть в первую очередь направлены на формирование и развитие лингвистических способностей ребенка: сначала в импрессивном плане, а затем в экспрессивном. В большинстве случаев мо­торная реализация языковой программы больше зависит от фо­нематических представлений ребенка, нежели от его двигатель­ных способностей.

3. На протяжении всего курса логопедических занятий осу­ществляется формирование и развитие мотивации к совер­шенствованию звучания своей речи. По мере развития ребенка меняется его отношение к себе и окружающим, меняется его система ценностей. Это необходимо учитывать не только для успешного проведения занятий, но и для того, чтобы резуль­таты работы были необратимыми.

Первоначально нужно создавать положительную мотива­цию просто по отношению к логопедическим занятиям. Для этого следует ориентироваться прежде всего на систему отно­шений ребенка с окружающим миром, определить ведущую деятельность, преобладающую форму общения. Если у ребен­ка доминирующим является эмоционально-личностное обще­ние, то, помимо ласкового обращения, возможно, стимулом явится угощение в конце занятия. Если ребенок предпочитает ситуативно-деловое общение, необходимо проводить занятия в максимально игровой форме, поощряя небольшими подар­ками — например картинками. Постепенно ребенка нужно увлекать идеей совершенствования своей речи, обращать его внимание на приятно звучащую речь артистов и окружающих людей. В процессе общения нужно мягко подводить ребенка к мысли о том, что красивая речь позволяет достигать успехов в общении, хотя она и не является основным средством за­воевания людских симпатий.

4. Развитие фонематической системы необходимо вести с опережением по отношению к развитию фонетической систе­мы. При нормальном развитии ребенок овладевает произно­шением, ориентируясь преимущественно на слуховое воспри­ятие, именно оно является индикатором достижения конеч­ного результата в артикуляционной функциональной системе. При дизартрии роль слухового контроля возрастает, так как вследствие нарушений тонуса артикуляционной мускулатуры в оральной области происходит индивидуализированная ком­пенсация двигательной недостаточности. При этом ребенок должен ориентироваться на конечный результат — воспроиз­водимый акустический эффект. В связи с этим необходимо развивать слуховое восприятие и формировать осознанную на­правленность на достижение необходимого акустического эф­фекта у детей с дизартрией.

5. Необходимо формировать заново всю фонетическую систему, начиная с просодических компонентов. Формирова­ние артикуляции осуществляется как формирование функци­ональной системы. Главной особенностью функциональных систем является их направленность на конечный результат. Известно, что сходный акустический эффект может достигать­ся с помощью различного набора речедвижений. В связи с этим не всегда оправдана принятая в традиционной логопедии установка на первичное формирование изолированной «иде­альной» артикуляции звука с помощью упражнений. Многие артикуляционные упражнения непосильны для детей с диз­артрией. При их выполнении требуются значительно более сложные движения языка, чем в процессе произношения. Как правило, артикуляционные упражнения предполагают боль­шую амплитуду движений органов артикуляции, в то время как при речи она минимальна, иначе не достигалась бы необ­ходимая их скорость.

6. При формировании артикуляционного праксиса нужно помнить о том, что это — иерархически организованный навык. В связи с этим необходимо сначала вырабатывать по­дачу воздушной струи соответственно способу артикуляции, далее при необходимости подключать к воздушной струе голосоподачу и затем добавлять элементы артикуляции в после­довательности прохождения воздушной струи, т.е. сзади впе­ред. Принципиальным отличием логопедической постановки звуков от постановки звуков в сурдопедагогике является опора на слуховое восприятие. Нужно обращать внимание ребенка на особенности звучания обычного ротового выдоха при раз­ной конфигурации ротового отверстия, на особенности звуча­ния при различной подаче голоса, особенности звучания при различных изменениях конфигурации артикуляционного ап­парата.

Сосание и глотание – для дифференциальной диагностики

Бывает очень непросто провести дифференциальную диагностику и определить главное препятствие для речевого развития.

В раннем возрасте бывает нелегко понять, что ждет ребенка дальше, как будет развиваться его речь, с какой симптоматикой мы столкнемся впоследствии – но крайне необходимо помочь ребенку с освоением жизненно важных функций – сосания и глотания, в более старшем возрасте – жевания.

Для дифференциальной диагностики в более позднем возрасте очень важно знать – как ребенок справлялся с организацией этих процессов в младенчестве. Если речи нет, но хорошо сосал грудь – возможно основная причина недоразвития речи не дизартрия, она может сопутствовать, но ребенка необходимо обследовать на предмет алалии.

К слову о диагностике и моем самоуверенном жонглировании неврологической терминологией – я думаю, многим известно то, что логопед не пишет диагноз, а пишет заключение. Например: «Общее недоразвитие речи (ОНР), Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)». А термины вроде дизартрии, дислалии, алалии – являются не заключениями, а диагнозами, и поставить их имеет право лишь врач-невролог. Однако логопеды, работающие с детьми с церебральным параличом, вынуждены пользоваться именно клинической классификацией речевых нарушений, так как упомянутая педагогическая не несет никакой информации о конкретном ребенке с ДЦП.

Часто именно логопед в силах определить ведущую симптоматику и правильно выстроить коррекционную работу.

Артикуляционная гимнастика для развития речи

Программа дефектолога для детей дцп часто дополняется упражнениями по артикуляционной гимнастике. Работа имеет игровой формат, что повышает интерес малыша к процедуре и ускоряет наступление положительных эффектов. Гимнастика делится на 2 основные разновидности:

  • Пассивная
    . Логопед выполняет техники для ослабления признаков серьезных патологий речи. Среди основных приемов – растягивание губ, собирание губ в трубочку, открывание и закрывание рта, выведение и втягивание языка, поднятие органа к небу, к нижней и верхней губе.
  • Активная.
    В процессе выполнения происходит активизация зрительных, слуховых и тактильных анализаторов. Перед занятием проводят логопедический массаж и несколько пассивных техник. Выполняя приемы, важно сохранять полный объем движений. Техника реализуется плавно и симметрично. Среди упражнений — закрытие и открытие глаз, жевание, поднятие и опускание бровей, открывание и закрывание рта. С течением времени и достижением прогресса пациент выполняет более сложные техники.

Скользкие моменты логопедической диагностики

Одним из скользких моментов логопедической диагностики ребенка с ДЦП является тот факт, что часто специалист, не присматриваясь особо, выстреливает диагнозом – дизартрия, лихо определяет ее форму и начинает работать над функцией мышц. ДЦП же, дизартрия же по умолчанию. Да, она есть. Но если ребенок непроизвольно произносит достаточно большой обьем звуков, непроизвольно же способен к достаточно сложным артикуляционным движениям, а может быть даже в состоянии воспроизвести их по подражанию, жует и глотает, то вряд ли причина его молчания – дизартрия, и ему так уж сильно показан бесконечный зондовый массаж.

К сожалению, не всегда у специалиста есть отчетливое понимание наиболее актуальной задачи для данного конкретного ребенка. Например, была в моей практике чудесная умненькая шестилетняя девочка с прекрасно развитой в результате усилий логопедов и родителей речью, но с остаточными дефектами произношения Л и Р. Эти дефекты были очевидны, и маму беспокоили, меня же на тот момент гораздо более волновало другое – руки девочки.

К письму рука была абсолютно не готова, плюс наблюдались типичные для детей с ДЦП проблемы ориентировки в пространстве, которые, будучи вовремя не устраненными, гарантированно привели бы к нарушениям письменной речи – дислексии и дисграфии. А звуки – да, можно было бы потратить время на их постановку и автоматизацию, но я отдавала себе отчет, что при дизартрии эта работа затянется на месяцы а, возможно, и годы. А сроки поджимают – школа близится, речь ребенка абсолютно разборчива и понятна, с такой речью многие здоровые люди живут и прекрасно себя чувствуют.

Поэтому на повестке дня – рука и письмо, работы там виделось очень много, и мы ее начали. Но мама продолжала волноваться, и дело кончилось тем, что ходить ко мне они перестали. Но, спустя почти два года, вернулись, когда проблемы девочки в школе стали совершенно очевидны, а другой логопед шел по легкому пути и занимался постановкой этих оставшихся звуков.

Логопедический массаж может помочь почти всегда

В раннем возрасте или же в начале коррекционной работы в любом возрасте, пока мы еще можем лишь догадываться, как пойдет речевое развитие у этого ребенка, логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика будут основными нашими помощниками.

Даже в самых сложных случаях, когда речь идет о зондовом питании, чаще всего помочь ребенку можно. Занятия с логопедом могут помочь ослабить выраженный рвотный рефлекс, стимулировать сосательный и глотательный. Позже – стимулировать жевание.

И в более старшем возрасте логопедический массаж и пассивная, а впоследствии активная артикуляционная гимнастика будут показаны большинству детей с ДЦП – для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и точности движений артикуляционного аппарата.

Если ребенок совсем маленький, или же имеет интеллектуальные проблемы, успешным оказывается использование для массажа и гимнастики съедобных приспособлений и текстур, различных по вкусу, запаху, температурным и тактильным свойствам.

Так, например, ребенку с нарушением функции глотания легче почувствовать в ротовой полости и проглотить что-то холодное, а не теплое, кислое или выраженно сладкое, а не нейтральное. Ребенку с проблемами произвольной организации движений оказывается возможным поднять язык вверх не по команде, а пытаясь дотянуться за сладким леденцом.

На такую вкусную гимнастику с удовольствием откликаются и дети постарше, и именно такие эмоционально ярко окрашенные упражнения и позволяют достигать наилучших результатов работы.

Лично мне не приходилось работать с детьми с ДЦП в раннем возрасте, но удавалось успешно разработать жевательную мускулатуру у детей более старшего возраста, тем самым существенно улучшив качество жизни ребенка.

Основные направления логопедического лечения при ДЦП

При отсутствии речи у ребенка с ДЦП логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  • развитие моторики;
  • восстановление тонуса мышц;
  • стимуляция реакций голоса;
  • развитие прослеживания и зрительной фиксации;
  • выработка слухового внимания;
  • создание условий для улучшения моторной и зрительной координации.

Специальный массаж назначается для стимулирования лицевых мышц. Такие упражнения позволяют существенно ускорить появление первых улучшений

Логопедический лечебный массаж

Логопедический массаж классифицируется на следующие виды:

  • точечный;
  • классический;
  • зондовый;
  • рефлекторный.

Врач назначает вид массажа в зависимости от сложности и особенностей расстройства речевой функции. В некоторых случаях достаточно назначить несколько курсов классического массажа. При сложных отклонениях от нормы используется комплексный подход к логопедическому массажу. В таких ситуациях на реабилитацию уходит много времени. Особенности логопедической работы при ДЦП заключаются в трудностях, возникающим при общении и взаимодействии с пациентом. В некоторых случаях массаж является единственным доступным методом развития артикуляционного аппарата на первых этапах лечения.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры при ДЦП

Расслабляющий массаж назначается при повышенном тонусе мышц языка, губ и лица. Применение данной методики требует выбора правильной позы для ребенка. Врач определяет положение, при котором напряженные части тела максимально расслабляются.

Ребенка можно положить на кушетку, зафиксировав под шеей валик. Отличной для этого массажа является «поза эмбриона». В одном из этих положений выполняются динамические движения, направленные на расслабление напряженных мышц.

Для расслабления лицевой мускулатуры выполняются следующие действия:

  • легкие поглаживание в направлении от центра лба к височной области;
  • от бровей к волосам головы;
  • вокруг глаз (от линии лба);
  • от переносицы до волосяной части головы;
  • от линии лба по шее, щекам и подбородку через все лицо;
  • от низа уха до крыльев носа и щекам.

Далее необходимо выполнить легкие пощипывания по всему краю нижней челюсти. После этого совершить надавливающие движения в направлении от корней волос к лицу.

Следующим этапом массажа является расслабление мускулатуры губ:

  • поглаживание верхней и нижней губы в направлении от уголков к центру;
  • слабые вращательные движения (по часовой стрелке);
  • слабые постукивания по поверхности губ.

Каждое движение должно быть выполнено от 5 до 8 раз.

Стимулирующий массаж для артикуляционного аппарата при ДЦП

Стимуляция необходима при снижении гипотонии мышц лица и языка. Специальный массаж позволяет укрепить мышечную систему и повысить шансы на то, что ребенок начнет говорить уже в ближайшей перспективе.

В рамках данной методики выполняются следующие характерные движения:

  • поглаживания;
  • разминания;
  • растирания;
  • вибрация;
  • пощипывания.

Сначала производятся плавные и мягкие нажатия, сила движений должна нарастать постепенно. Необходимо избегать действий, которые могут вызвать даже незначительные болевые ощущения

Для укрепления лицевой мускулатуры необходимо выполнить следующий перечень движений:

  • поглаживания бровей, лба, висков, век и щек;
  • сжатие подбородка легкими, но ритмичными движениями;
  • разминание мышц щеки и скул;
  • перетирание мышц щеки;
  • легкое пощипывание щек.

Для укрепления мышц губ выполняются следующие упражнения:

  • поглаживания губ, носовых крыльев и носогубных складок;
  • покалывание;
  • пощипывание губ.

Очень эффективным методом является также вибрация. Такие манипуляции можно выполнять с помощью специального механического прибора. Процедура позволит улучшить кровоснабжение органов артикуляционного аппарата и укрепить мышечную систему лица.

Лечебный массаж язычной мускулатуры при ДЦП

Данный вид массажа может быть более интенсивным или спокойным в зависимости от состояния мышц языка. Если необходимо снизить тонус, тогда перед процедурой необходимо подержать во рту небольшое количество травяного настоя.

Выполняя массаж, врач ставит перед собой следующие цели:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений;
  • задействование ранее неактивных мышц;
  • уменьшение слюноотделения;
  • стимуляция речевого развития.

Сначала массаж делается в ротовой полости, а затем вне полости рта. При этом язык удерживается с помощью марли.

Артикуляционная гимнастика для развития речи

Упражнения для артикуляционной гимнастики направлены на повышение активности и развитости следующих частей тела:

  • губы;
  • уздечка;
  • щеки;
  • язык.

Гимнастику лучше проводить в игровой форме. Так ребенок будет проявлять повышенной интерес, соответственно, положительного результата можно будет достигнуть максимально быстро.

Пассивная артикуляционная гимнастика при ДЦП

В процессе выполнения упражнений логопед совершает аккуратные манипуляции с органами артикуляционного аппарата. При серьезной патологии рекомендуется именно этот вид гимнастики, ведь дети с таким диагнозом не могут самостоятельно выполнять простейшие логопедические задания. Врач открывает и закрывает рот пациента, растягивает губы в улыбку, собирает губы в трубочку, поднимает язык вверх с помощью инструмента для осмотра ротовой полости (медицинский шпатель).

Для выполнения упражнений пассивной гимнастики стоит следовать следующей последовательности действий:

  • выведение языка вперед;
  • втягивание языка;
  • подведение к нижней губе;
  • подведение к верхней губе;
  • отведение влево и вправо;
  • прижатие органа к нижней части ротовой полости;
  • поднятие органа к небу;
  • легкие покачивающиеся движения органа разные стороны.

Упражнения выполняются серийно от 3 до 5 раз в зависимости от развитости мускулатуры.

Активный вид артикуляционной гимнастики при ДЦП

Комплекс упражнений направлен на стимуляцию тактильных, слуховых и зрительных анализаторов. Перед назначением активной артикуляционной гимнастики пациент проходит пассивные упражнения и логопедический массаж. При выполнении упражнений важно добиться полноты объема движений, оптимальной скорости включения и переключения внимания. Плавность и симметричность движений отыгрывают важнейшую роль.

Для развития мимических мышц пациент выполняет следующие упражнения:

  • закрытие и открытие глаз;
  • напряжение щек;
  • поднятие и опускание бровей;
  • жевательные движения;
  • резкое проглатывание слюны;
  • открывание, закрывание рта.

Для укрепления и развития губной мускулатуры выполняются следующие действия:

  • вытягивание губ в трубочку и растягивание в сторону;
  • чередование улыбки и скручивания губ в трубочку;
  • смыкание и размыкание;
  • быстрое смыкание с последующим разрывом (имитация поцелуя);
  • выполнение медленного губного выдоха;
  • поднятие верхней губы с дальнейшей демонстрацией зубов.

После выполнения таких упражнений можно переходить к более сложным заданиям.

Реабилитационные упражнения для язычной мускулатуры

Для стимуляции мышц специалист воздействует на продольные мышцы языка. Для этого совершаются поглаживания от средней части к кончику органа.

Для укрепления поперечных мышц языка выполняются надавливания на область от корня к кончику с одинаковой ритмичностью. Интенсивные манипуляции совершаются с помощью специального шпателя.

Для стимуляции и укрепления продольных мышц совершаются поглаживания, направленные из одной стороны в другую сторону (по зигзагу).

Что такое искусственная локальная контрастотермия

Методика применяется для устранения артикуляционной апраксии (неспособность разговаривать членораздельно). Суть процедуры заключается в воздействии высоких и низких температур на чувствительные области языка. Используется ледяная крошка, отвары трав или горячая вода. Выбор воздействия можно чередовать, чтобы повысить эффективность результата. В независимости от выбранного направления курс лечения составляет от 15 до 20 дней.

Искусственная локальная контрастотермия выполняется в следующей последовательности:

  • ледяная крошка помещается в марлевый мешочек;
  • поочередно лед накладывается на различные мышцы артикуляционного аппарата;
  • логопед удерживает язык пациента марлевой салфеткой;
  • осуществляется поочередное воздействие на все части языка.

Один сеанс продолжается от 2 до 7 минут в зависимости от уровня развития мышц артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и коррекция его нарушений при работе с пациентами

Дыхательная гимнастика учитывает целый комплекс упражнений, которые направлены на нормализацию дыхательной функции и развитие речи. Упражнения выполняются в следующей последовательности:

  1. Положение – лежа или сидя. Создание «веера воздуха» возле ноздрей ребенка.
  2. Положение – лежа на животе, руки под грудной клеткой, голова опущена. При вдохе специалист поднимает плечи и голову ребенка. При выдохе тело ребенка принимает исходное положение.
  3. Логопед просит ребенка максимально задержать дыхание.
  4. Положение – сидя или лежа. Специалист кладет руки на грудную клетку пациента, прислушиваясь к дыхательному ритму. Совершается нажатие на грудную клетку при выдохе.

Апраксия: активно что-то лепечет, но не повторяет и не подражает

Если у ребенка мы определили только ограничение подвижности артикуляционного аппарата, нарушения мышечного тонуса – вышеописанных мер может оказаться достаточно для запуска речи, но если мы видим апраксию – нарушение произвольной организации движений, то необходимы направленные занятия по вызыванию звуков, формированию слоговой структуры слова, а впоследствии фразовой речи.

Как можно определить апраксию? На нее может указывать достаточное разнообразие непроизвольного звучания при выраженных трудностях произвольного воспроизведения – ребенок вроде бы активно что-то лепечет, но не повторяет, не подражает, или пытается повторить, но повторяет какой угодно звук кроме требуемого, хотя буквально пять минут назад вы этот звук от него случайно услышали.

То же самое с артикуляционными позами – непроизвольные позы разнообразны, язык достаточно подвижен, но по требованию повторить движение ребенок не в состоянии, или повторить кратковременно может, а удержать не способен. Впрочем последний симптом не очень информативен – у ребенка может элементарно не хватать сил удержать позу, или же может мешать гиперкинез. Чтобы разобраться в этом, необходимо пристальное наблюдение в динамике.

Как работать с детьми с апраксией? Важно помнить, что логомассаж в этом случае панацеей не будет, необходимо целенаправленно, с опорой на сохранные анализаторы, на ведущую деятельность, выводить звуки в произвольность и закреплять, позже – объединять звукокомплексы в слова и фразы. Работа долгая, кропотливая, часто – начинающаяся слишком поздно, хотя определить ведущую симптоматику при наличии опыта специалисту возможно уже в 2-3 года, а то и раньше.

Такие дети встречаются в логопедической практике достаточно часто, лично мне нравится работать с ними по игровой методике , и использовать как дополнительную опору складовое чтение по Зайцеву.

Максимально раннее начало логопедической коррекционной работы с грамотным специалистом – залог максимального раскрытия речевого потенциала ребенка.

Цены на услуги логопеда при ДЦП

Виды занятийСтоимость 1 занятия / сеансаДлительность 1 занятия / сеансаРекомендуем занятий/сеансов
Диагностическая консультация логопеда1000 руб.30 мин.1 занятие
Индивидуальное логопедическое занятие800/1000 руб.45 мин.10-15 сеансов
Групповое логопедическое занятие600 руб.45 мин.от 2 раз в неделю
Логомассаж классический800/1000 руб.45 мин.индивидуально
Логомассаж сенсорный800/1 000 руб.15 мин.от 2 раз в неделю
Групповое занятие логоритмикой600/800 руб.45/60 мин1 раз в неделю
Индивидуальное дефектологическое занятие1000 руб.45 мин.от 2 раз в неделю
Направление к неврологубесплатноодин раз в месяц
Остеопат индивидуальные сеансы3000 руб.40 мин.3 сеанса
Индивидуальное нейрологопедическое занятие1500 руб.45 мин.от 2 раз в неделю
Сеанс биоакустической коррекции1500 руб.20 мин.5 курсов по 10-15 сеансов
Индивидуальное занятие вокалотерапии800/1000 руб.30/45 мин.1 раз в неделю
Групповое занятие вокалотерапии (хоровой ансамбль)800/1000 руб.30/45 мин.1 раз в неделю

проводит логопедические занятия с детьми с ДЦП. Мы используем комплексный подход к развитию речи. Наши специалисты работают с каждым ребёнком индивидуально. Логопед учитывает тип и степень тяжести ДЦП, особенности и характер ребёнка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]