Картотека игр на развитие средств интонационной выразительности.


Как проявляется выразительность речи в дошкольном возрасте

Выразительность речи зависит от возраста дошкольников и проявляется в звучании, в эмоциях, жестах, интонации, словах.

Она появляется, когда ребенок пытается передать не только информацию, но и эмоциональное отношение к ней.

Выразительность его повседневной речи зависит от многих факторов, в том числе, от темперамента. Пересказывать и декламировать с выражением и смысловыми акцентами ребенок дошкольного возраста начинает только с подачи взрослого – когда его целенаправленно обучают выделять самое важное в высказываниях.

Что включает интонационная выразительность речи

Интонационная выразительность речи дошкольников формируется в процессе общения и по подражанию. Она представляет собой совокупность следующих компонентов:

  • мелодики (повышения и понижения голоса);
  • тембра (окраски голоса);
  • темпа (ускорения и замедления речи);
  • логического ударения (выделения главного по смыслу слова или группы слов);
  • ритма (равномерного чередования ударных и безударных элементов речи);
  • паузы (небольшого перерыва в речи).

Речь обогащается определенными интонациями и выразительностью примерно к 5 годам, когда развитие речи детей дошкольного возраста поднимается на более высокую ступень.

Естественная эмоциональность в детской речи

Формирование выразительности и тональности речи ребенка начинается с раннего детства. Сначала малыш эмоционально что-то рассказывает, делясь впечатлениями об увиденном или услышанном: погладил кошку – восторженно сообщает об этом, как умеет; не желает есть кашу – что-то бубнит, отказываясь.

При этом дошколенок не задумывается над произносимыми словами и зачастую произносит не все звуки. Но главное – это эмоции. Все происходит естественно и порой вызывает улыбку у взрослых.

Рекомендуем ознакомиться: Развитие речи у детей 3-4 лет.

Взаимодействуя со сверстниками или взрослыми, ребенок может быть достаточно эмоциональным. У малышей яркость речи является спонтанной и зависит от переживаемых чувств и эмоций. У детей 5-6 лет появляется желание использовать слова, которые они слышат от взрослых, в мультфильмах, сказках.

Обращаясь к другим, дети пытаются копировать тот эмоциональный окрас, который им запомнился в речи взрослых или героев любимых произведений.

Ранее услышанную речь взрослого ребенок использует как образец. Родителям следует помнить: чем богаче их словарный запас и ярче выразительность их речи, тем больше возможностей у малыша овладеть искусством говорения.

Осознанная выразительность при пересказе и декламации

По мере взросления и приобретения опыта ребенок переходит к произвольной осознанной выразительности сообщений.

Одним из методов развития выразительности речи являются пересказ текста и декламация стихотворений. При этом ребенок опирается на готовый речевой образец. Взрослые могут последовательно и регулярно тренировать речь детей.

Для этого удобно использовать следующий алгоритм:

  1. Выразительно прочитать небольшой текст или стихотворение.
  2. Побеседовать, о чем рассказывается в прочитанном.
  3. Уточнить значение сложных слов и выражений, встречающихся в тексте или стихотворении.
  4. Повторно прочитать текст. Если же это стихотворение, то вместе заучить несколько строк.
  5. Предложить дошкольнику пересказать его самостоятельно. Можно ввести игровую мотивацию: «Расскажи рассказ (стихотворение) мишке (папе, братишке…)»
  6. Похвалить за точный и эмоциональный пересказ (рассказ).

Очень важно в процессе задавать вопросы, нацеливающие на выразительность передачи образов. При этом эмоциональный окрас переплетается со значением слов.

Например, сказка: «Красная Шапочка». Как разговаривает Красная Шапочка? А бабушка? Как говорит волк с Красной Шапочкой (громко, тихо, ласково, зло)? Почему? Как его речь звучит сначала? А в конце сказки? Что стало причиной изменений? Если дети затрудняются ответить, то взрослый должен им помочь, объяснить, показать.

Статья:

У дошкольников с дизартрией обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи.
Так, дыхательная недостаточность проявляется преимущественно в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе — до 5-ти секунд. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Может отмечаться назализованный оттенок речи.

Речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.

У детей с дизартрией интонационные возможности характеризуются рядом особенностей: нечётким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слогоритмических структур, ошибочным употреблением словесного ударения, ограниченными возможностями голоса, а также некоторыми изменениями темпо-ритмической организации речи.

Слабая эмоциональная окраска речи, её невыразительность, бедность лексики, неумение использовать силу голоса при произведении текста стихов или сказок являются следствием недостаточной практики обучения.

Единицами устной речи, которые ребёнок должен научиться воспроизводить, являются фонема, слог, слово, речевой такт (часть фразы, выделяемая ритмико-интонационными средствами) и фонетическая фраза (законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией).

При усвоении речи немаловажную роль играет эмоциональная сфера, воспринимающая выразительность единиц языка. Эмоциональное состояние говорящего, экспрессия, цель высказывания воспринимаются и оцениваются через интонацию. Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации и неадекватному пониманию высказывания. Элементами интонации являются темп речи, её интенсивность, мелодика, высота тона, тембр голоса.

Тренировка интонации даёт физические и мускульные навыки, помогает научиться воспринимать некоторые просодемы как знаки, имеющие логический или грамматический смысл.

Звуки, слоги и целые слова могут произноситься с особым мускульным напряжением органов артикуляции, с усилением интенсивности звучания. Способность владеть своим голосом вырабатывается в процессе выполнения упражнений подражательного характера. Учитывая взаимосвязь голосовых, темпо-ритмических, артикуляционных и просодических расстройств при разных формах дизартрии, можно выделить основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи детей, используя специальные приёмы, дидактический и игровой материал.

В процессе логопедического воздействия работа по формированию интонационной выразительности проводится в несколько этапов.

I этап — формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

II этап — формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

Первый этап работы

Задачи: познакомить детей с разнообразием интонаций человеческой речи, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса; показать, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения; научить различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Реализация этих задач осуществляется по пяти направлениям.

Первое направление – формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

Логопед дважды читает один и тот же рассказ: первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и другие чувства.

Второе направление – знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение). Уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации (спокойное произнесение). Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается горизонтальным движением руки и обозначается графически горизонтальной стрелкой. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

После знакомства со знаком «точка в конце предложения» дети заучивают: «Про точку можно сказать: это точка – точка-одиночка». Затем выделяют повествовательные предложения из текста и поднимают карточки с точкой.

Третье направление – знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

Логопед обращает внимание детей на то, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос можно о чём-то спросить. При этом в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически. Дети знакомятся со знаком «?» и заучивают стихотворение:

Это кривоносый вопросительный знак, Задаёт он все вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»

Затем предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком. При предъявлении текстов и стихов количество вопросительных предложений обозначается фишками.

Четвёртое направление – знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями «Ах!», «Ух!», «Ой!», «Ура!» и т.п. По содержанию каждой картинки проводится беседа:

— Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!).

— Девочка разбила любимую чашку. Как она воскликнула? (Ах!).

— Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура).

После этого снова последовательно показываются картинки и даётся задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Логопед обращает внимание на то, как мы говорим эти слова (громко, восклицая). Знакомит с тем, что восклицательно можно произнести целое предложение, при этом голос резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

Для обозначения восклицания даётся соответствующий знак «!» и заучивается стихотворение:

Чудак – восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки со знаком «!» или выкладывая фишки.

Пятое направление – дифференциация различных видов интонации.

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание, предлагает повторить стихотворения о знаках. Затем даётся задание определить интонацию предложений в тексте, на каждый интонационный тип предложения поднимая карточку с соответствующим знаком.

Например, текст «Сорока и мышь».

— Мышка-трусишка, ты треска боишься? — Ни крошечки не боюсь! — А громкого свиста? — Ни капельки не боюсь! — А страшного рёва? — Нисколечко не боюсь! — А чего же ты боишься? — Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: при восприятии предложений, текстов, стихотворений различного интонационного оформления дети записывают соответствующие знаки.

Второй этап работы

Задачи: формирование интонационных структур в экспрессивной речи.

Мною подобрана система упражнений для осознанного восприятия и использования просодических элементов на ранних этапах обучения.

Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работу над голосом начинаем с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Можно включить в упражнения музыкальное сопровождение.

Сила голоса развивается путём произнесения гласных громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки способствует развитию высотных характеристик голоса.

Полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной, побудительной интонацией под соответствующую музыку.

I. Развитие силы голоса.

Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания и с использованием сохранных звуков.

1. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: а-а-а-а-а, у-у-у-у-у, з-з-з-з-з.

2. Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух- трёх звуков: ау, ои, ауи, аза, усо.

3. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале гласных звуков и сочетаний из двух- трёх гласных звуков:

у – беззвучная артикуляция – ау, ауи

у – шёпотное произнесение – ау, ауи

у – тихое произнесение – ау, ауи

у – громкое произнесение – ау, ауи и т.д.

4. Увеличение силы голоса (аааААА).

5. Уменьшение силы голоса (АААааа).

6. Чередование силы голоса. Упражнение «Ухабы»: УУУ ууу УУУ, оооо ОООО оооо.

7. Произнесение междометий тише – громче: «ай-АЙ-ай», «ой-ОЙ-ой», «эй-ЭЙ-эй».

8. Произнесение звуков тише или громче в зависимости от удаления объекта. Упражнение «Имитация»: подражаем рычанию собаки «Р», гудку парохода «У», вою ветра «В», жужжанию пчелы «Ж», писку комара «З», насосу «С» и т.д.

9. Пропевание гласных звуков А – Э – И – О – У и слогов МА – МЭ – МИ – МО – МУ по гамме с изменением силы голоса и тональности.

10. Упражнение «Эхо»: логопед произносит звук «А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко, то усиливая, то ослабляя звучание. Детям следует также повторить.

11. Упражнение «Три волны»: после вдоха на выдохе произносится звук «Э» тихо, громче, громко с движением рук, имитирующими плавательный жест.

12. Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе (пых, пых, пых).

13. Упражнение «От громкого к тихому»: дети представляют, как улетает от них филин всё дальше и дальше (Ух-ух-ух).

Упражнение «Вороны»:

Вот под ёлочкой зелёной Скачут, каркают вороны. Кар-кар-кар! (громко). Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. Кар-кар-кар! (тише). Спать ребятам не давали, Только к ночи умолкали (очень тихо).

II. Развитие диапазона голоса.

Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.

1. Подражание голосам взрослых животных, птиц и их детёнышей, имитация их движений. Упражнение «Имитация».

2. Повышение и понижение голоса по схеме, в соответствии с движением руки логопеда (гласные, слоги).

3. Понижение и повышение голоса при произнесении гласных звуков, сочетаний из двух – трёх гласных звуков, слогов. Упражнение «Маляр» (имитация движений маляра рукой вверх-вниз).

4. Произнесение односложного слова (бом, дом) с повышением голоса. Упражнение «Этажи».

5. Пропевание пяти основных тонов лада вверх и вниз на слоге «ля» в тональностях ре-мажор, ми-мажор, фа-мажор по 3 раза: тихо (далеко), чуть громче (ближе) и громко (совсем близко). Упражнение «Птичий гомон».

6. Произнесение гласных звуков на твёрдой атаке («бабочки взлетают») и на мягкой атаке («полёт бабочек»).

7. Пропевание слогов и предложений с повышением тона под музыкальное сопровождение:

Ай-ай-ай, рано утром ты вставай. Ой-ой-ой, будем песню петь с тобой. Эй-эй-эй, мы поём, как соловей. Ой-ой-ой, хорошо нам петь с тобой.

8. Разыгрывание сказок по ролям («Три медведя», «Маша и медведь» и др.).

Во всех видах этой работы нужно учить ребёнка слышать изменения силы, тембра, высоты, улавливать нюансы эмоциональной окраски голоса. Активизируются не только собственно слуховые ощущения, но и зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные ощущения.

Так, в упражнениях, требующих вокализации с закрытым ртом соноров «М», «Н», дети учатся чувствовать и контролировать ощущения вибрации тканей носа, придерживая крылья носа рукой. Такие упражнения способствуют развитию тембра голоса.

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с дизартрией, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.

Библиографический список:

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М. 2003. 2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб, 2001. 3. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – В. , 2011

Средства развития интонационной выразительности речи детей

Средства развития интонационной выразительности у детей направлены на становление важнейших речевых навыков:

  • правильной интонации текста;
  • точного произношения звуков;
  • на устранение ошибок при постановке ударения в словах;
  • на формирование умения делать паузы при необходимости акцентирования внимания на слове или группе слов.

Особое внимание занимают мимика, жесты и пластика. Они помогают детям почувствовать соответствующие состояния, прикоснуться к тем переживаниям, которые нужно выразить в высказывании.

Все перечисленные характеристики необходимо развивать в играх, упражнениях, театрализации.

Упражнения на тренировку интонации

Упражнения на тренировку интонации должны проводиться в форме заданий-игр, чтобы у ребенка возникло желание его выполнить.

Например, «Поздоровайся в соответствии с эмоцией пиктограммы» (используются картинки смайлики с разными эмоциями), «Произнеси предложение с заданной интонацией (весело, грустно, испуганно, зло, удивленно, печально»)», «Скажи «солнышко» (зайчонок, машина и т.д) сначала громко, а потом тихо», «Промяукай как мама кошка, а потом как маленький котенок», «Крикни «Ау-у» близко (громко) и далеко (тихо)».

Для упражнений можно использовать цветные картинки, карточки, игрушки. Старшим дошкольникам карточки со словами, где обозначено ударение, помогают научиться спокойно, нараспев произносить стихотворные строчки. (Потренируйтесь: «У ЛукомОрья дУб зелЁный».)

Игры на развитие выразительности речи

Мимика, жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести мысли и чувства. Поэтому так необходимо развитие невербальных средств выразительности у дошкольника.

С этой целью для детей старше 5 лет можно проводить специальные игры:

  1. На развитие умения передавать эмоции и чувства: «Вкусные конфеты», «Горькое лекарство», «Долгожданный подарок» и другие.
  2. На развитие пластики: «Изобрази пантомимой пословицу».
  3. На развитие мимики: «Мальчик разозлился», «Фокус», «Страшная сказка» и другие.
  4. На развитие жестов: «Не покажу», «Я не знаю» и пр.
  5. Объединяющие полученные знания и навыки. Ребенку предлагается объединить текст, мимику, жесты в сюжете. Например, «Облако»: «Вдруг по небу грозное страшилище летит и кулаком громадным сердито мне грозит».

Загадки и скороговорки

Развитию выразительности речи способствуют загадки и скороговорки для детей. Многие загадки и придуманы так, что их отгадыванию способствует выразительное произношение, дополненное соответствующей мимикой.

Задача взрослого так произнести загадку, чтобы дети могли догадаться о ком или, о чем идет речь. Важно все, и четкость произнесения текста, и ударение, и тембр, и мимика, и жесты.

Я румяную Матрешку от подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву. (Яблоко)

Подобрать несколько загадок, и затем предложить ребенку, сопровождая мимикой и жестами, проговорить загадку так, чтобы другие дети смогли ее разгадать.

Скороговорки способствуют развитию четкости и мелодики речи. Они могут быть на определенный звук, тему, смешные, классические и т.д. Например, скороговорка на тренировку звука «ч»: У четырех черепашек четыре черепашонка. Или современная: Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Используя технику повторения, с детьми учат скороговорки наизусть и объясняют, что произносить их надо быстро, при этом тщательно проговаривая слова.

И загадки, и скороговорки воспринимаются детьми, как мини-игра, вызывают положительные эмоции и поэтому очень продуктивны при использовании в работе с детьми.

Приемы театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность помогает ребенку усваивать богатство родного языка, его выразительные средства, использовать различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Какие приемы можно использовать с дошколятами?

  • Игры-драматизации. Проигрывание небольших сказок, авторских текстов.
  • Показ эмоциональных состояний или характеров известных героев (Мальвина, Карлсон, Снежная Королева, Кикимора и другие).
  • Моделирование ситуаций из жизни.
  • Диалоги с использованием игрушек, марионеток, пальчиковых кукол и других видов театров.

Подборка дидактических игр и упражнений на развитие образной речи старших дошкольников.

Подборка дидактических игр и упражнений на развитие образной речи старших дошкольников.

1.«На выставке».

Цель: дать описание картины, используя образные слова и выражения.

Ход игры: Воспитатель размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки и организует выставку. Назначает экскурсовода, которые производит экскурсию на выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем – то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

2. «Нарисуем картину словами».

Цель: Развивать воображение детей, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Ход игры: Воспитатель: Дети, вы хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме, а вы закроете глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажете, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все могли мысленно представить эту картину. Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам. Предлагается для этого задания два фрагмента романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и отрывок из стихотворения «Зимний вечер! Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит. Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.

3. «Загадка».

Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения. Материал: у каждого игрока картинка, перевернутая изображением вниз. Задание: Придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выигрывает тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки. Вариант игры: Цель: Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова. Взрослый выбирает одного- двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой – либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право первым загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

4. «Кто внимательнее».

Цель: Выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты. Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов.

Ход игры: Воспитатель: Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова. После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой.

5. «Я начну, а вы продолжите».

Цель: подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Воспитатель составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, используя, образные обороты речи. — Был ясный морозный день, снег на солнце…(сверкал, искрился, переливался, блестел). — Миша сел на санки и помчался с горы… (пулей, вихрем, стрелой, молнией). — Санки перевернулись, и мальчик… (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, бухнулся в снег). — Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился….(не покладая рук, без устали, в поте лица).

6. «Ошибка».

Цель: Знакомиться с образными словами и выражениями, находить смысловые неточности, ошибки. Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в школу веселых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы: — Маша целыми днями непокладая рук лежала в постели. (Почему вы смеетесь? Как нужно сказать по другому?). — Когда Оля увидела, какой ей принесли подарок, она от радости аж губы надула. — Ах, лев, вы такой смелый! У вас заячья душа! — Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.

7. «О чем говорит пословица».

После беседы о значении какой – нибудь пословицы взрослый предлагает составить рассказ, где кто – нибудь из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрацию к пословице. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики»; «Трусливому зайке и пенек — волк»; «Не рой яму другому сам в нее попадаешь»; «Кто зря сидит, у того голова болит»; «Какие сани, такие и сами»; «Одна пчела много меда не носит».

8. Кто больше вспомнит пословиц.

Взрослый предлагает подобрать ребенку пословицы к определенному литературному произведению, конкретному эпизоду сказки, к сюжетной картине. Другой вариант заключается в том, что взрослый дает пословицу, разбирает ее вместе с детьми, а затем предлагает нарисовать рисунок, придумать на основе этой пословицы короткую историю.

Игры на ознакомление детей с синонимами.

Сказочница: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу познакомить вас волшебными словами – синонимами. Эти слова делают речь очень красивой, выразительной. В моей стране, все жители употребляют в речи синонимы. Вы хотите узнать эти слова? Дети: Да! Сказочница: Синонимы– это слова, которые звучат и пишутся по- разному, а обозначают одно и то же или очень близки по смыслу. Примеры синонимов: Миг – момент, Бранить – ругать, Громадный – огромный, Напрасно – зря. Могут быть не только пары слов, но и целые цепочки, ряды: метель, вьюга, буран, пурга, метелица; кратко, вкратце. Сжато, коротко. Синонимы – это слова близкие по смыслу. Они могут заменять друг друга.

1. Составь предложение с синонимами

: Храбрые, смелые, отважные. Мужественные, бесстрашные.

2. Назови в предложении слова близкие по смыслу

. Задача трудная. Задача сложная. Щенок робкий. Котенок боязливый. Шары красные. Цветы алые. Чудесный день. Хороший человек. Веселое настроение. Радостное событие.

3. «Охот за синонимами».

Водящий выходит из комнаты. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должно гадать слово. Водящим становится тот участник игры. Произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано. Можно предложить такие слова: Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, говорить.

4. «Составьте предложение».

Играющим необходимо вспомнить фразеологизмы. Задание: включить фразеологизм в составленное предложение. Играющие составляют предложение с фразеологизмами по кругу, кто затрудняется или ошибается – выходит из игры. Последний из играющих – победитель. Игры на ознакомление детей с антонимами.

5. «Закончи предложение».

Куст низкий, а дерево – Вагон большой, а тележка – Молоко жидкое, а сметана – Малина сладкая, а клюква — . Речевые упражнения.

6. «Что на что похоже».

Цель: Учить находить сходство в объектах, давать речевое сравнение, используя слова «как», «как будто», «Похож». Материал: картинки, на которых изображены цыпленок, одуванчик, груша, лампочка, колокольчик, звонок, огурец, крокодил, оранжевый листик, пламя, тетрадь в линейку, тигр, букет цветов, бабочка.

Ход игры: Перед детьми раскладываются картинки с изображением цыпленка, одуванчика, груши, звонка, колокольчика, лампочки. Дети должны найти пары похожих по какому-либо признаку объектов. Воспитатель показывает образец выполнения задания. Выбирает цыпленка и одуванчик и говорит: «цыпленок похож на одуванчик». У детей должны получиться сравнения: «Груша похожа на лампочку», «колокольчик похож на звонок». Далее задание усложняется. Добавляются новые картинки, и теперь дети находят похожие объекты, выделяя и называя признак сравнения: «Ежик такой же колючий, как елка» и т.д.

7. «Почему похожи».

Цель: закрепить умение выделять признак сравнения и называть его. Материал: картинки, на которых изображены мухомор, божья коровка, шляпы; снег, вода, мороженное; тигр, зебра, шершень и т.д. Ход игры: Детям раздают картинки с изображением тигра, мухомора, мячика, снега. Затем перед ними раскладывают другие группы картинок, среди которых необходимо выбрать два предмета похожих на тот, чо у них в руках, и сравнить их, выделяя признаки: «Тигр такой же полосатый, как зебра, а по цвету похож на шершня» и т.д.

8. «Цветочная полянка».

Цель: Учить составлять образные описания. Материал6 большая дидактическая картинка «Лесная полянка» с прорезями, в которые вставлены бумажные цветы (колокольчики. ромашки, васильки и т.д.). Ход игры: Дети садятся полукругом возле картины и по очереди просят у полянки цветочек, правильно называют его, хвалят, используя образные слова. Помогая детям. Воспитатель читает стихи и загадывает загадки, обращает внимание детей на имеющиеся в них характеристики цветов: «Возле речи вырос лютик, был он тонкий, словно прутик» и т.д. В конце игры воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, у кого самый красивый букет? Почему? « — и показывает пример оценивания: «Мне очень нравиться букет Ани, потому что в нем незабудки. Как синие глазки, а гвоздики алые, как пламя, такие яркие, что их из далека видно.» такой прием помогает детям вспомнить определения и сравнения в ответах друг друга.

9. «Отгадай кличку».

Цель: Учить детей придумывать образные слова, характеризующие игрушечные персонажи. Материал: рыжий лисенок и черный щенок. Ход игры: В гости к детям приходят игрушки. Плюшевые друзья предлагают детям отгадать как их зовут. Воспитатель: у них такие имена. Что сразу можно догадаться кто есть кто. Как вы думаете, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост пушистый. Он рыжий, почти оранжевый. Как солнце. Как его могут звать? (Ответы детей). Лисенок, тебя зовут рыжик? Дети могут называть разные клички, когда фантазия иссякнет, воспитатель подсказывает, от имени лисенка «меня зовут Огонек». Аналогично характеризуется щенок. Затем гости предлагают узнать, как зовут их друга гнома, который очень любит спать ( всегда ворчит, без конца чихает, любит чистоту)?

10.«Послушай мое слово и дорисуй».

Цель: закрепить представления о многозначных словах, свободно общаться в процессе выполнения рисунка. Материал: листы бумаги, фломастеры. Игровые действия: отобразить в рисунке понимание многозначного слова. Ход игры: Я буду называть разные слова, а вы представьте себе, что это такое и нарисуйте. Слова: ручка, иголка, труба и проч. Когда рисунки закончены, воспитатель предлагает рассказать какие рисунки дети нарисовали, делается вывод о том, что к одному слову, нарисовали разные слова.

11.«Какой? Какая? Какое?»

(Подбор определений). Материал: картинки с изображением яблока. Груши, лисы, белки, ежика; фишки. Игровые действия: подобрать к слову как можно больше определений. Правила: Уже сказанное слово не повторять. Воспитатель предлагает детям поиграть со словами. Я назову предмет, а вы его опишите. Как художники. — Яблоко. Какое оно? (круглое, сочное, спелое, наливное). Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы: как сказать о ежике, чтобы было понятно, что его тело покрыто колючками, боится лисы. За каждое определение выдается фишка. В конце игры фишки объединяются и делается вывод: к каждому слов можно подобрать множество других слов. Которые будут его характеризовать.

Список используемой литературы:

1. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сбор./под.ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Спб., 2004.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/ Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. 3. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.

4. Скажи по – другому/ Речевые игры, упражнения, ситуайции, сценарии/ Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994.

5. Умные вопросы. Викторины для дошкольников. – Авт.- сост. Т.А. Евтюкова. – Новосибирск: Сиб. универ. Изд-во, 2008.

6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.

Значение выразительности речи для общего развития ребенка

Работа над формированием интонационной выразительности речи ребенка не растает бесследно. Скоро дошкольник переступит порог школы и окажется в новой среде. Ни для кого не секрет, что эмоционально окрашенное слово является привлекательным инструментом при ведении диалога. Человека, умеющего выразительно рассказывать, с интересом слушают.

Ребенку с яркой эмоциональной речью легче наладить контакты, выразить свою мысль, написать сочинение, преподнести заданный материал в классе. Ребенок взрослеет. Умелое использование языковых средств в различных ситуациях общения определяет уровень его речевой компетентности, является показателем общей культуры, влияет на восприятие окружающим социумом.

ТРИЗ плюс


Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!».

Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувства (например, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар», или, придав голосу интонацию уверенности, дать понять без слов и обещаний, что способен справиться с ситуацией).

Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

1. Темп речи (быстро-медленно):

Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Скороговорки.

Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

2. Тембр речи (низкий-высокий):

Изображение голосом реплик сказочных героев: «Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет? А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?»

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

3. Ритм речи:

Движение со словом и жестом:

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Логоритмика.

4. Сила голоса (тихо-громко):

Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот. Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:

Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.

Рассказывание и чтение сказок с передачей интонацией состояний главных героев: «Как рассердился Михайло Иваныч?», «Как огорчилась Аленушка?», «Как обрадовался волк?».

7. Речевое дыхание:

Дыхательные упражнения.

8. Мимика и жесты:

Сопровождать подходящей по смыслу мимикой стихотворения, сказки.

Подбирать жесты по смыслу фразы, стихотворения, сказки.

Театрализованная деятельность.

Самое главное – помнить, что ребенок подражает речи окружающих его взрослых. Поэтому следите за своей речью – старайтесь, чтобы она была хорошим образцом для ребенка: правильная, отчетливая, интонационно-выразительная.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]