Обследование предпосылок формирования слоговой структуры слов


Методики обследования слоговой структуры слова

Елена Козлова

Методики обследования слоговой структуры слова

1. Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З. Е.

Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за учителем-логопедом слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и так далее, из 3-х слогов (кабина, машина, утята и так далее)

1
слога, например, (мак, сок, дым, и так далее)
. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных
слогов.
Методика обследования детей 4-5 лет. Детям предлагаются различные типы слов: простые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные — из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

— назвать предметные картинки;

— повторить слова за логопедом;

— ответить на вопросы (Где подстригают волосы)

.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов,например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

2. Методика обследования состояния слоговой структуры слов, авторы Бабина Г. В. и Сафонкина Н. Ю.

Методика обследования включает четыре серии заданий. Первая серия состоит из комплекса заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (называние предъявляемых картинок, отраженное произношение слов, завершение словосочетаний и предложений).

Вторая серия включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов.).

Третья – включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического (при выполнении серийных движений органов артикуляции, рук и ног)

.

Четвертая серия состоит из комплекса заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве.

3. Методика по классификации А. К. Марковой

В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А. К. Марковой.Виды заданий различны: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.

Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова.

Словарь:

14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных

(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор)

.

13 класс – четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино)

.

12 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла)

.

11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон)

.

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка)

.

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин)

.

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко)

.

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан)

.

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок)

.

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма)

.

4 класс – двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан)

.

3 класс – односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот)

.

2 класс – трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана)

.

1 класс – двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота)

.

Статья:

Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.
Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГ — муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;

б) слова типа СГСГС — петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.

Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва — гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;

б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова — бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.

Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов — утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва — знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.

Задание 5. Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ — панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата;

б) слова типа СГСГСГС — котенок, помидор, колобок, те­лефон, бегемот, барабан.

Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, авто­мат;

пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, ска­калка.

Задание 7. Произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков — Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, ве­лосипед;

б) слова со стечениями согласных звуков — полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, вос­питательница.

Комплекс Б

Задания на отраженное (при необходимости — за­медленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера ис­кажений в данном варианте употребления слов, вы­яснения влияния эталона произнесения лексиче­ской единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием — повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

Задание 1 — Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал: мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.

Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа ГСГ и СГСГ — ива, боты, дети, кофе, киты, дома;

б) слова типа СГСГС — венок, гамак, газон, дымок, ка­бан, салат.

Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.

Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов — овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале и сере­дине слова — клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;

в) слова с несколькими стечениями согласных звуков — конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.

Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ — дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;

б) слова типа СГСГСГС — воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.

Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова с одним стечением согласных звуков — комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;

б) слова с двумя стечениями согласных звуков — Незнай­ка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.

Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков — водолазы, че­моданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пиа­нино;

б) слова со стечениями согласных звуков — выключа­тель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсо­вод, велосипедист.

Комплекс В

Задания на выявление особенностей многократно­го отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».

Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воро­бей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.

Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон.

Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».

Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.

Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплек­сов.

Комплекс Г

Задания на выявление особенностей состояния сло­гового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.

Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.

Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».

Речевой и картинный материал:

а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый … (лимон); Катина … (панама); плывет … (пароход); колючий … (кактус); отважный … (солдат); длинноносый … (Буратино)»;

б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую… (гусеницу); мы кормили … (Бима); мы полетим на … (самолете); я положу письмо в … (кон­верт); я хочу быть … (космонавтом); я мечтаю о … (вело­сипеде)».

При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим…на чем?»).

Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.

Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.

Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».

Речевой и картинный материал:

а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;

б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.

Комплекс Д

Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений. Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.

Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.

Речевой и картинный материал: скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.

Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.

Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».

Речевой и картинный материал: едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.

Анализ результатов первой серии заданий рекомендует­ся осуществлять с учетом следующих критериев:

— уровень сложности слоговой структуры слова, доступ­ный для произнесения;

— количество и характер искажений;

— состояние ритмического рисунка слов при воспроизве­дении (скандирование, наличие ударений);

— темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование);

— наличие/отсутствие определенного типа искажений;

— стратегия анализа структуры лексической единицы;

— контроль правильности при произнесении слова.

Протокол обследования звукопроизношения

Звук
Оптический раздражитель Речевая

реакция на оптический

раздражитель

Речевая реакция на акустический раздражитель Употребление звука в собственной речи Произношение звука Характер нарушения произношения звука Примечания
В слогах Изолированно Отсутствие Искажение Замена Смешение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ы
А
У
О
И
С
3
п
ILL
ж
ч
ш
Л
Р
Б_
П
Д
г
к
X
м
н
в
ф
т
й
АЙ

ЕЙ

ЬЕ

ЬЯ

Выводы

Приложение 3

Характеристика речевого материала Речевой материал Реакция на оптический раздражитель Реакция на акустический раздражитель Воспроизведение слогов
1 Односложные слова с закрытым слогом
2 Односложные слова со стечением согласных
3 Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов
4 Двусложные слова с 1 закрытым слогом
5 Двусложные слова со стечением согласных в середине слова
6 Двусложные слова со стечением согласных в начале и закрытым слогом в конце слова
7 Двусложные слова с 2 стечениями согласных
8 Трехсложные слова из открытых слогов
9 Трехсложные слова с закрытым слогом в конце слова
10 Трехсложные слова со стечением согласных
11 Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом
12 Четырехсложные слова с открытыми слогами
13 Многосложные слова со сложной структурой
14 В составе предложений:

Структура логопедического занятия на этапе постановки звука Тема:

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Коррекционные:

Воспитательные:

Оборудование:

зеркала, зонды, шпатели, профиль и схема ар-тикуляции звука, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжет^ные картинки и т. д.
Ход занятия:

  • 1. Организационный момент.
  • 2. Артикуляционная зарядка: а) общие артикуляционные упражнения;
  • б) специальные артикуляционные упражнения;
  • в) упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
  • 3. Объявление темы занятия.
  • 4. Постановка звука (по подражанию, от опорных звуков, от артикуляционной гимнастики, с механической помощью).
  • 5. Анализ артикуляции по плану (с использованием схемы или профиля артикуляции звука): положение губ, зубов, языка (кончика, спинки, корня); участие голосовых складок; характер выдыхаемой воздушной струи.
  • 6. Закрепление изолированного звука: сопряженное и индивидуальное проговаривание, игры на звукоподражание.
  • 7. Развитие фонематического слуха:
    • а) опознание звука из текста;
    • б) из предложения;
    • в) из слов;
    • г) из слогов;
    • д) из ряда изолированных звуков, отдаленных по арти-‘куляционному и акустическому подобию.
  • 8. Закрепление звука в слогах.
  • 9. Закрепление звука в словах.
  • 10. Закрепление звука в предложении.
  • 11. Домашнее задание.
  • 12. Итог урока:
    • а) выяснение, какой звук отрабатывался на уроке;
    • б) анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
    • в) заключительное проговаривание (сопряженное, индивидуальное).
  • 13. Оценка деятельности ребенка на занятии (проводится с положительной психотерапевтической направленностью).
  • Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука Тема:

    Цель:

    Задачи:

    Образовательные:

    Коррекционные:

    Воспитательные:

    Оборудование:

    зеркала, артикуляционный профиль, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки, материал для графической записи, буквы разрезной азбуки.

    Ход занятия:

    • 1. Организационный момент.
    • 2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
    • 3. Объявление темы занятия.
    • 4. Произношение изолированного звука (сопряженное, групповое, цепочной, индивидуальное).
    • 5. Анализ артикуляции по плану.
    • 6. Характеристика звука (гласный — согласный, глухой — звонкий, твердый — мягкий и т. д.).
    • 7. Связь звука с буквой.
    • 8. Развитие фонематического слуха.
    • 9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, их графическая запись.
    • 10. Закрепление звука в словах. Звукослоговой анализ слов с графической записью.
    • 11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.
    • 12. Закрепление звука в тексте.
    • 13. Домашнее задание.
    • 14. Итог занятия.
    • 15. Оценка деятельности детей на занятии.

    Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков Тема:

    Цель:

    Задачи:

    Образовательные:

    Коррекционные:

    Воспитательные:

    Оборудование:

    профили артикуляции звуков, слоговые таблицы, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, разрезная азбука, сюжетные картинки, материал для графического письма.

    Ход занятияЛ

    • 1. Организационный момент.
    • 2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука.
    • 3. Объявление темы занятия.
    • 4. Проговаривание изолированных звуков (сопряженное, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
    • 5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.
    • 6. Характеристика звуков.
    • 7. Связь звуков и букв.
    • 8. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в изолированном виде.
    • 9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
    • 10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой анализ слов.
    • 11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смсши^васмыс звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
    • 12. Дифференциация звуков в тексте.
    • 13. Домашнее задание.
    • 14. Итог занятия.
    • 15 .Оценка деятельности детей на занятии.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]