Заметили, что ребенок странно реагирует на некотрые звуки, прикосновения, бытовые процедуры?
Например, агрессивен при приближении к нему, боится качаться на качелях, не позволяет стричь себе ногти, пугается даже негромких звуков, не принимает новую еду и одежду.
Такие явления встречаются в практике специалистов – педагогов и психологов. Эти “побочные эффекты” поведения связаны с тем, что у ребенка нарушена сенсорная интеграция – способность адекватно воспринимать окружающие явления и раздражители. Именно от этого свойства зависит правильная социальная адаптация человека и его способность гармонично взаимодействовать со всем окружающим — в том числе способность к обучению.
Как это работает?
В мозг от органов чувств поступает огромное количество информации. Если нервная система развивается нормально (хорошо работает система проведения информации в мозг, ее организации и отбора), то и сенсорная интеграция устроена правильно. А это значит, развитие двигательных навыков, речи и поведения ребенка не заставляет себя ждать.
При нарушении органов нервной системы и/или чувствительных органов процесс сенсорной интеграции дает сбои: внешняя информация перерабатывается недостаточно эффективно, возникают затруднения в овладении бытовыми навыками, медленно или недостаточно развиваются чувства и мысли, способность общаться и обучаться.
Определение понятия
Сенсорной интеграцией называется происходящий в центральной нервной системе процесс организации ощущений, поступающих одновременно от разных сенсорных систем (вестибулярный аппарат, проприоцепция, осязание, слух, зрение, обоняние и вкус), который обеспечивает слаженное функционирование структур нервной системы и позволяет человеку осуществлять эффективное адаптивное взаимодействие с окружающей средой.
Благодаря данному процессу, информация, идущая одновременно по нескольким чувственным каналам, упорядочивается и объединяется в единое целое, что приводит к формированию целостного восприятия ситуации и создает возможность целенаправленного, осмысленного действия в этой ситуации. Кроме того, в процессе обработки сенсорной информации получаемые нами ощущения наделяются значением, и происходит отбор наиболее важной информации, на которой следует сконцентрировать внимание в данный момент.
Иллюстрацией процесса может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он ощущает их зрительно, а также кожей, мышцами и суставами кистей рук, слышит стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве от вестибулярных и мышечно-суставных рецепторов, также в этот момент он может чувствовать запах готовящейся на кухне еды и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки.
Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром. В первые 7 лет жизни мозг ребенка настроен, в первую очередь, на обработку сенсорной информации, восприятие и мышление ребенка опираются непосредственно на полученные ощущения, а деятельность имеет преимущественно двигательную природу. Успешное сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период способствует дальнейшему развитию их ментальных и социальных навыков. Таким образом, сенсорная интеграция, развиваемая детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является основой для более сложной интеграции, необходимой для освоения письма, чтения, счета и прочих учебных программ, а также для адекватного социального поведения и способности справляться с проблемами.
Признаки нарушений сенсорной интеграции
- ребенок слишком или недостаточно чувствителен к прикосновениям, свету, звукам или движению
- ребенок избегает прикосновений с определенными фактурами и консистенциями: например, песком, кашей, пластилином
- у ребенка есть проблемы с моторикой: не может использовать столовые приборы, ножницы, письменные принадлежности
- ребенок испытывает трудности в обучении письму, чтению (в частности, пропускает буквы и слоги), езде на велосипеде и выполнении инструкций в целом
- ребенок не различает правую и левую сторону
- ребенок вспыльчив, нетерпелив и избегает социальных контактов
- ребенок недостаточно или слишком двигательно активен, у него расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть)
- ребенку трудно концентрироваться, он импульсивен или быстро утомляется
- у ребенка задержка развития речи и двигательного развития
Как помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции?
Прежде всего, постараться понять ребенка: чем именно обусловлено болезненное восприятие окружающего? Мы расскажем о трех взаимно дополняющих причинах и их проявлениях:
Он не справляется с “требованиями” и свойствами окружающей среды
У него ослабленная, хрупкая нервная система
Избыточные стрессы
Поняв причину нарушения сенсорной интеграции, постарайтесь уменьшить действие тех раздражителей, которые ребенок плохо переносит, и «подавайте» ему их дозированно через игру. Здесь действует принцип функциональной диеты – только не из продуктов, а из игр, процедур и занятий.
Как скорректировать
Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции.
Нарушение сенсорное у детей
Общие сведения
Сенсорная система является частью нервной системы, ответственна за восприятие. Она состоит из рецепторов, нервов и ответственных за обработку полученных сигналов отделов головного мозга. Сенсорные системы (анализаторы) — двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная — информируют центральную нервную систему ребенка об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела.
Нарушение сенсорное у детей
При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму. У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях, к грубому недоразвитию речи. Дети с умственной отсталостью могут также иметь и другие физические нарушения и нарушения развития, которые могут глубоко влиять на их психическое и физическое здоровье. Подобные отклонения обычно связанны со степенью интеллектуального нарушения. Если у ребенка возникает сенсорное нарушение, необходимо обращаться за помощью к неврологу или психологу.
Причины сенсорного нарушения
Нарушение сенсорное у детей связано с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения:
- слуха;
- зрения;
- опорно-двигательной функции.
Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности (краснуха, цитомегаловирус), венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у недоношенных детей.
Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).
Лечение сенсорных нарушений у детей
Для коррекции сенсорнорной регуляции существуют комплексы специальных упражнений, которые направлены на улучшение интеграции между каналами сенсорной системы. Одним из наиболее эффективных методов является «сенсорная диета». Он заключается в растирании тела ребенка каждые 2-3 часа специальными щеточками.
Метод изменения порогов чувствительности состоит в постепенном приучивании ребенка к стимулу касания при помощи ежедневных упражнений. Специалисты часто рекомендуют именно этот метод коррекции родителям. Также очень полезны:
- растирание тела губкой (например, во время купания);
- массаж тела;
- ползание под одеялом;
- подтаскивание одеяла, на котором лежит ребёнок, по полу;
- толкание малышом тяжёлых предметов (больших диванных пуфиков, коляски для кукол или детского стульчика, нагруженных книгами для тяжести);
- перетягивание каната;
- лазание по тренажёрным стенкам в парке или в спортзале;
- прыганье на диване или на батуте;
- бой подушками;
- хождение на руках (ноги поддерживаются взрослым);
- подъём по лестнице на четвереньках;
- подражание особенным движениям и прыжкам разных животных.
Помимо этого можно использовать такие упражнения, как кувырки (со страховкой), прыжки со скакалкой, упражнения.
Отлично развивает моторику работа с пластичными материалами (тесто, пластелин, глина, гипс), а также игры с песком. Приучайте ребенка к работе по дому (вытирание пыли, мытьё посуды, поливка цветов и другой уход за комнатными растениями) или на приусадебном участке (посадка растений и деревьев, уход за ними, проращивание семян). Уход за животными, игры и общение с ними еще один отличный способ развить сенсорику.
Общие рекомендации
За консультацией обратитесь к специалисту нашего центра. Мы обеспечим Вас первичной необходимой информацией по телефону +7(921) 995-61-57, а на приеме проведем комплексную диагностику и составим индивидуальный план сенсорной терапии.
Коррекция нарушения проприоцепции
Сенсорных терапевтов в Европе готовят 2 года. В нашей стране таких специалистов практически нет, однако знания постепенно проникают и к нам. Что можно использовать для помощи таким детям (только нельзя ни в коем случае применять насилие, действовать через крик и слезы, самый главный принцип — «не навреди»):
- Утяжеленный жилет (хорошо для гиперактивных деток; носить целый день нельзя! Надевать нужно 3-4 раза в день по 20 минут);
- Утяжеленное одеяло (если собираетесь класть спать ребенка под ним на всю ночь, одеяло должно весить не более 15-20% от массы ребенка; лучше утяжеленное одеяло использовать для засыпания, успокоения, расслабления, сенсорной разгрузки, а потом убирать). Его также можно использовать нормотипичным детям и взрослым для снятия стресса;
- Протокол Вилбаргера (Wilbarger Protocol) – процедура снятия напряжения с помощью массажа специальной жесткой щеткой;
- Игры на прохлопывание, тисканье, щекотка;
- Массаж;
- Пролезание через организованные тоннели (например, из одеял или спец. оборудование для сенсорной интеграции), тесные пространства;
- Сенсорный чулок (специальный эластичный чулок, который надевается на всё тело, и при движениях в игре образуется сопротивление ткани);
- Двигательная коррекция, ЛФК, АФК, сенсомоторная коррекция (часть упражнений нельзя применять детям с эпиактивностью);
- Вибрация (нельзя людям с эпиактивностью).
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.