Дисфункция сенсорных систем (тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, слуховая, зрительная, расстройство осязания и вкусовая дезориентация)

Заметили, что ребенок странно реагирует на некотрые звуки, прикосновения, бытовые процедуры?

Например, агрессивен при приближении к нему, боится качаться на качелях, не позволяет стричь себе ногти, пугается даже негромких звуков, не принимает новую еду и одежду.

Такие явления встречаются в практике специалистов – педагогов и психологов. Эти “побочные эффекты” поведения связаны с тем, что у ребенка нарушена сенсорная интеграция – способность адекватно воспринимать окружающие явления и раздражители. Именно от этого свойства зависит правильная социальная адаптация человека и его способность гармонично взаимодействовать со всем окружающим — в том числе способность к обучению.

Как это работает?

В мозг от органов чувств поступает огромное количество информации. Если нервная система развивается нормально (хорошо работает система проведения информации в мозг, ее организации и отбора), то и сенсорная интеграция устроена правильно. А это значит, развитие двигательных навыков, речи и поведения ребенка не заставляет себя ждать.

При нарушении органов нервной системы и/или чувствительных органов процесс сенсорной интеграции дает сбои: внешняя информация перерабатывается недостаточно эффективно, возникают затруднения в овладении бытовыми навыками, медленно или недостаточно развиваются чувства и мысли, способность общаться и обучаться.

Определение понятия

Сенсорной интеграцией называется происходящий в центральной нервной системе процесс организации ощущений, поступающих одновременно от разных сенсорных систем (вестибулярный аппарат, проприоцепция, осязание, слух, зрение, обоняние и вкус), который обеспечивает слаженное функционирование структур нервной системы и позволяет человеку осуществлять эффективное адаптивное взаимодействие с окружающей средой.
Благодаря данному процессу, информация, идущая одновременно по нескольким чувственным каналам, упорядочивается и объединяется в единое целое, что приводит к формированию целостного восприятия ситуации и создает возможность целенаправленного, осмысленного действия в этой ситуации. Кроме того, в процессе обработки сенсорной информации получаемые нами ощущения наделяются значением, и происходит отбор наиболее важной информации, на которой следует сконцентрировать внимание в данный момент.

Иллюстрацией процесса может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он ощущает их зрительно, а также кожей, мышцами и суставами кистей рук, слышит стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве от вестибулярных и мышечно-суставных рецепторов, также в этот момент он может чувствовать запах готовящейся на кухне еды и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки.

Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром. В первые 7 лет жизни мозг ребенка настроен, в первую очередь, на обработку сенсорной информации, восприятие и мышление ребенка опираются непосредственно на полученные ощущения, а деятельность имеет преимущественно двигательную природу. Успешное сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период способствует дальнейшему развитию их ментальных и социальных навыков. Таким образом, сенсорная интеграция, развиваемая детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является основой для более сложной интеграции, необходимой для освоения письма, чтения, счета и прочих учебных программ, а также для адекватного социального поведения и способности справляться с проблемами.

Признаки нарушений сенсорной интеграции

  • ребенок слишком или недостаточно чувствителен к прикосновениям, свету, звукам или движению
  • ребенок избегает прикосновений с определенными фактурами и консистенциями: например, песком, кашей, пластилином
  • у ребенка есть проблемы с моторикой: не может использовать столовые приборы, ножницы, письменные принадлежности
  • ребенок испытывает трудности в обучении письму, чтению (в частности, пропускает буквы и слоги), езде на велосипеде и выполнении инструкций в целом
  • ребенок не различает правую и левую сторону
  • ребенок вспыльчив, нетерпелив и избегает социальных контактов
  • ребенок недостаточно или слишком двигательно активен, у него расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть)
  • ребенку трудно концентрироваться, он импульсивен или быстро утомляется
  • у ребенка задержка развития речи и двигательного развития

Как помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции?

Прежде всего, постараться понять ребенка: чем именно обусловлено болезненное восприятие окружающего? Мы расскажем о трех взаимно дополняющих причинах и их проявлениях:

Он не справляется с “требованиями” и свойствами окружающей среды

  • чрезмерность внешних воздействий: “слишком быстро, ярко, громко, быстро”
  • он не понимает ситуацию и других людей: “что происходит?”, “что они имеют в виду?”
  • ему трудно принимать решения: “что мне делать?”, “как мне на это реагировать?”
  • У него ослабленная, хрупкая нервная система

  • слишком острая реакция на внешние воздействия
  • плохое восприятие информации
  • недостаточное для понимания происходящего взаимодействие областей мозга
  • проблемы с логическим мышлением
  • быстрая утомляемость
  • плохое пищеварение и ослабленная имунная система
  • Избыточные стрессы

  • повышенный уровень гормонов стресса
  • ощущение запутанности и разбитости
  • чувство разочарования, тревожность, паника
  • сниженный уровень процесса мышления и способности регулировать эмоции
  • Поняв причину нарушения сенсорной интеграции, постарайтесь уменьшить действие тех раздражителей, которые ребенок плохо переносит, и «подавайте» ему их дозированно через игру. Здесь действует принцип функциональной диеты – только не из продуктов, а из игр, процедур и занятий.

    Как скорректировать

    Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции.

  • игры: пальчиковые, с мячом, с макаронами (сырыми и вареными), с воздушным шаром. Про пальчиковые игры читайте здесь.
  • ходьба и танцы: назад и вперед относительно других людей и объектов, в разных стилях – тяжелой и легкой походкой, с разной скоростью.
  • прыжки: на батуте, в высоту, в ширину
  • работа с предметами: сортировка по направлениям (лево — право) по принципу тяжести, цвета, размера; таскание вверх-вниз. Читайте здесь про игры с пирамидкой
  • рисование: толстых и тонких линий, толстым и тонким предметов (карандаш, маркер, мел)
  • работа с глиной, тестом, песком. Например, набирать песок в разные по объему ведерки, чтобы почувстовать разный вес. Про игры с песком читайте здесь
  • качание на качелях, качание ногой
  • работа с собственным телом: принятие разных форм – свернуться в калачик, выпрямиться как палка, имитация животных
  • расслабление под музыку, пение с ритмичными движениями
  • Нарушение сенсорное у детей

    Общие сведения

    Сенсорная система является частью нервной системы, ответственна за восприятие. Она состоит из рецепторов, нервов и ответственных за обработку полученных сигналов отделов головного мозга. Сенсорные системы (анализаторы) — двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная — информируют центральную нервную систему ребенка об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела.

    Нарушение сенсорное у детей

    При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму. У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях, к грубому недоразвитию речи. Дети с умственной отсталостью могут также иметь и другие физические нарушения и нарушения развития, которые могут глубоко влиять на их психическое и физическое здоровье. Подобные отклонения обычно связанны со степенью интеллектуального нарушения. Если у ребенка возникает сенсорное нарушение, необходимо обращаться за помощью к неврологу или психологу.

    Причины сенсорного нарушения

    Нарушение сенсорное у детей связано с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения:

    • слуха;
    • зрения;
    • опорно-двигательной функции.

    Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности (краснуха, цитомегаловирус), венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у недоношенных детей.

    Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).

    Лечение сенсорных нарушений у детей

    Для коррекции сенсорнорной регуляции существуют комплексы специальных упражнений, которые направлены на улучшение интеграции между каналами сенсорной системы. Одним из наиболее эффективных методов является «сенсорная диета». Он заключается в растирании тела ребенка каждые 2-3 часа специальными щеточками.

    Метод изменения порогов чувствительности состоит в постепенном приучивании ребенка к стимулу касания при помощи ежедневных упражнений. Специалисты часто рекомендуют именно этот метод коррекции родителям. Также очень полезны:

    • растирание тела губкой (например, во время купания);
    • массаж тела;
    • ползание под одеялом;
    • подтаскивание одеяла, на котором лежит ребёнок, по полу;
    • толкание малышом тяжёлых предметов (больших диванных пуфиков, коляски для кукол или детского стульчика, нагруженных книгами для тяжести);
    • перетягивание каната;
    • лазание по тренажёрным стенкам в парке или в спортзале;
    • прыганье на диване или на батуте;
    • бой подушками;
    • хождение на руках (ноги поддерживаются взрослым);
    • подъём по лестнице на четвереньках;
    • подражание особенным движениям и прыжкам разных животных.

    Помимо этого можно использовать такие упражнения, как кувырки (со страховкой), прыжки со скакалкой, упражнения.

    Отлично развивает моторику работа с пластичными материалами (тесто, пластелин, глина, гипс), а также игры с песком. Приучайте ребенка к работе по дому (вытирание пыли, мытьё посуды, поливка цветов и другой уход за комнатными растениями) или на приусадебном участке (посадка растений и деревьев, уход за ними, проращивание семян). Уход за животными, игры и общение с ними еще один отличный способ развить сенсорику.

    Общие рекомендации

  • Работа должна быть комбинированной: сочетайте игровую активность, массаж, логопедическую и/или психологическую работу.
  • Слишком сильные стимулы, особенно связанные с прикосновениями, нужно применять в умеренном количестве, но регулярно.
  • Прислушивайтесь к ребенку, не перегружайте его и внимательно следите за появленияем улучшений и сменой настроений – в зависимости от этого регулируйте нагрузку.
  • Приготовьтесь к плановой и, возможно, долгосрочной терапии. Но результат не заставит себя ждать: уже через год поведение вашего ребенка может кардинально измениться: он станет жизнерадостным, общительным и активным.
  • За консультацией обратитесь к специалисту нашего центра. Мы обеспечим Вас первичной необходимой информацией по телефону +7(921) 995-61-57, а на приеме проведем комплексную диагностику и составим индивидуальный план сенсорной терапии.

    Коррекция нарушения проприоцепции

    Сенсорных терапевтов в Европе готовят 2 года. В нашей стране таких специалистов практически нет, однако знания постепенно проникают и к нам. Что можно использовать для помощи таким детям (только нельзя ни в коем случае применять насилие, действовать через крик и слезы, самый главный принцип — «не навреди»):

    • Утяжеленный жилет (хорошо для гиперактивных деток; носить целый день нельзя! Надевать нужно 3-4 раза в день по 20 минут);
    • Утяжеленное одеяло (если собираетесь класть спать ребенка под ним на всю ночь, одеяло должно весить не более 15-20% от массы ребенка; лучше утяжеленное одеяло использовать для засыпания, успокоения, расслабления, сенсорной разгрузки, а потом убирать). Его также можно использовать нормотипичным детям и взрослым для снятия стресса;
    • Протокол Вилбаргера (Wilbarger Protocol) – процедура снятия напряжения с помощью массажа специальной жесткой щеткой;
    • Игры на прохлопывание, тисканье, щекотка;
    • Массаж;
    • Пролезание через организованные тоннели (например, из одеял или спец. оборудование для сенсорной интеграции), тесные пространства;
    • Сенсорный чулок (специальный эластичный чулок, который надевается на всё тело, и при движениях в игре образуется сопротивление ткани);
    • Двигательная коррекция, ЛФК, АФК, сенсомоторная коррекция (часть упражнений нельзя применять детям с эпиактивностью);
    • Вибрация (нельзя людям с эпиактивностью).

    Нейропсихолог Александрова О.А.

    Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]