Особенности формирования лексической системы у детей с общим недоразвитием речи


Особенности формирования лексической системы у детей с общим недоразвитием речи

Марина Остапчук

Особенности формирования лексической системы у детей с общим недоразвитием речи

В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации)

: моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой
форме дизартрии.
Несмотря на вариативность клинических характеристик детей с общим недоразвитием речи, общим для них является системное недоразвитие речи.

При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.

В настоящее время формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи придается большое значение. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.

Формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Дети с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, но употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. В словаре детей с общим недоразвитием речи преобладают существительные, сравнительно мало глаголов и прилагательных, особенно обозначающих отвлеченные понятия. Наблюдается большое количество замен и смешений слов по семантическому признаку; большое количество случайных ассоциаций, что свидетельствует о несформированности семантического поля у детей с общим недоразвитием речи. Нередко одни слова дети с речевой патологией употребляли в чрезмерно широком значении, а другие слова в слишком узком. Это связано с неверным пониманием значений слов.

У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечено значительное количество ненормативных словообразований, которые не характерны для детей с нормальным речевым развитием.

Характерными особенностями ответов детей с общим недоразвитием речи являются их повторяемость и однотипность. Чем ниже уровень речевого развития ребенка, тем больше количество замен одного названия другим встречается в речи, а замещающие слова менее удачно подходят к заменяемым. Процесс поиска слова у детей с нормальным речевым развитием происходит быстро и автоматизированно, а у детей с общим недоразвитием речи этот процесс осуществляется медленно и развернуто.

Развитие лексики в норме и в условиях патологии характеризуется рядом общих черт и закономерностей. Сходство проявляется в общем, поступательном характере, в закономерностях и последовательности усвоения детьми различных сторон родного языка. Овладение языком детьми с общим недоразвитием речи является таким же сложным поступательным процессом, как и при нормальном развитии речи. Но дети с общим недоразвитием речи медленно и своеобразно продвигаются в овладении родным языком. У них не складывается система взаимосвязанных действий и операций с элементами языка. А это задерживает развитие их речи.

Дети с общим недоразвитием речи не могут самостоятельно, без помощи извне стать на единственно правильный путь формирования речи – онтогенетического развития речи нормальных детей.

Логопедическую работу с детьми, имеющих общее недоразвитие речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерностей становления детской речи в норме и патологии. Система логопедического воздействия должна опираться на поэтапность усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции.

В отечественной логопедии нарушение речи никогда не рассматривалось вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психологического развития должна быть в центре внимания логопеда. Параллельно с логопедической работой необходимо проводить с детьми занятия по развитию их внимания, памяти и т. п. Словарь дошкольников с общим недоразвитием речи нуждается не только в количественном, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Слово – является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Можно подчеркнуть, что неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу. Именно значение служит пониманию и более точному восприятию речи. Умение ребенка понимать значение слов позволит ему осознанно владеть языком, обогатит его речь, повысит словесную культуру.

Основная задача логопедической работы заключается в том, чтобы помочь детям с общим недоразвитием речи устранить недостатки, наблюдающиеся в их речи, приблизить уровень практического владения ими лексикой к норме, т. е. научить детей пользоваться речью как средством общения. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Нельзя думать, что однажды употребленное слово навсегда войдет в активную речь детей с общим недоразвитием речи. Даже когда значение слова уже знакомо ребенку, для его воспроизведения в большинстве случаев требуется многократное повторение. Важно, чтобы у детей происходило не формативное накопление слов, а подготавливалось сознательное их использование в самостоятельной речи.

В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.

Поэтому развитие лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, можно обеспечить при условии проведения систематической, целенаправленной и дифференцированной логопедической работы. Своевременная коррекция является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

Статья:

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Важным моментом в общем речевом развитии является развитие лексической стороны, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Несформированность лексической стороны речи является центральным звеном в структуре дефекта детей данной категории.

Исследованиями, посвященными проблеме овладения лексической стороной речи детьми дошкольного возраста с ОНР, занимались Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.С.Жукова, Л.Ф. Спирова и др. Ими раскрыты подходы, методы, средства формирования лексических компонентов речи у детей с ОНР. Однако в практике работы воспитателей логопедических групп до сих пор не используется в полной мере комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Возникает противоречие между задачей формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР и отсутствием комплексного подхода в работе воспитателя для ее решения.

Проблема исследования: каким образом осуществлять комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Цель нашей работы: выявление возможностей комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Объект исследования: формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Предмет исследования: комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Гипотеза исследования: Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР будет успешным, если реализуется комплексный подход опирающийся во-первых, на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, и, во-вторых, на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
  2. Определить уровень сформированности лексической стороной речи у дошкольников с ОНР.
  3. Выявить и экспериментально проверить возможности комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

етоды исследования: теоретический анализ литературы, беседа, наблюдение, эксперимент.

На первом этапе нашего исследования нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, который позволил прийти к следующим выводам.

Понятие «лексика» в словаре лингвистических терминов определяется как совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определенную систему. Лексика является внутренне организованной совокупностью лексических единиц (слов, устойчивых словосочетаний, клишированных оборотов), связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам.

Речь, в том числе и лексическая ее сторона, развивается постепенно, поэтапно. К 5 годам нормально развивающиеся в речевом отношении дошкольники имеют достаточный словарный запас (3000-4000 слов), владеют навыками словообразования и словоизменения.

Иная картина развития лексики наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Процесс усвоения лексики детьми при нарушенном речевом развитии в отличие от нормального протекает в замедленном темпе. В работах ученых отмечается, что у детей с ОНР не в полной мере сформированы различные компоненты лексического значения слов, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, своеобразие развития словарного запаса.

Данные теоретического анализа подтвердились в ходе эксперимента. В обследовании принимала участие группа из 14 детей в возрасте 5 лет. Все дети посещают старшую группу ДОУ. Проанализировав их речевые карты, мы выявили, что все дети имеют ОНР II-III уровня на фоне дизартрии.

Целью первого констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности лексической стороны речи дошкольников с ОНР.

Для ее реализации мы использовали такие методы исследования как беседа с воспитателем и специалистами ДОУ, наблюдение за работой педагогов и диагностические задания.

Из беседы со специалистами ДОУ выяснилось, что все работники ДОУ работают над закреплением лексики в рамках тематического цикла. Однако наблюдение показало, что такая работа ведется от случая к случаю, взаимодействия между специалистами нет.

Исследование лексической стороны речи детей проводилось с использованием методики Волковой Г.А.

Результаты, полученные в ходе обследования детей, мы сопоставили с условными уровнями сформированности лексической стороны речи у дошкольников с ОНР. Выяснилось, что:

  • высокий уровень не показал ни один из детей;
  • к среднему уровню мы отнесли 35% (5)детей;
  • к уровню ниже среднего можно отнести 58% (8) детей;
  • низкий уровень показал один ребенок (7% обследуемых детей).

Таким образом, в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что дети с ОНР данной группы к пяти годам значительно отстают в формировании лексической стороны речи от детей с нормальным речевым развитием. Одной из причин этого может быть отсутствие комплексного подхода к решению данной задачи в ДОУ.

В обучении комплексный подход – это способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня.

Комплексный подход в логопедии представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, во-первых, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ.

В процессе формирования лексической стороны речи детей с ОНР должны участвовать учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физкультуре. Профессиональное взаимодействие, взаимная осведомленность об этапах работы по развитию и коррекции речи каждого ребенка способствуют реализации комплексного подхода. Осуществление такого взаимодействия невозможно без единого тематического плана, который составляется на основе плана учителя-логопеда.

Воспитатель закрепляет сформированные логопедом речевые навыки, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей по каждой лексической теме в процессе всех режимных моментов, включает отработанные лексико-грамматические конструкции в ситуации естественного общения детей.

Инструктор по физкультуре, закрепляя словарь, может использовать на занятиях сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подбирать игры в соответствии с текущей лексической темой.

Музыкальный руководитель и воспитатель по изобразительной деятельности – обогащают и активизируют словарь в ходе бесед на своих занятиях, учат детей понятно выражать свои мысли, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

Важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных речевыми нарушениями – это целенаправленная помощь со стороны родителей детей с ОНР. Основные задачи родителей по закреплению лексико-грамматических категорий определяются логопедом.

Во-вторых, комплексный подход опирается на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.

Это направление работы осуществляет воспитатель, что связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова в течение всего пребывания ребенка в ДОУ, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Проведение работы по лексической теме возможно уже во время утреннего приема детей. Воспитатель может провести с детьми пальчиковую гимнастику и артикуляционную гимнастику, беседу, дидактические игры, физминутки во время занятий в соответствии с лексической темой.

На прогулке работа над лексикой проводится через наблюдения, при которых дети совершенствуют свои умения связно говорить и отвечать на вопросы, подвижные игры, в которых используется текстовое сопровождение.

После сна для закрепления лексики можно провести словесные и настольно-печатные игры, которые помогают обогатить и активизировать словарь ребенка по лексической теме, применить полученные знания на практике.

Во время всех режимных моментов воспитатель осуществляет коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Таким образом, выстраивая комплекс целенаправленных действий всех специалистов и закрепляя лексику в разных видах деятельности детей можно добиться качественного формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Список литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст] / М. М. Алексеева, В. И Яшина — М.: AcademА, 1997. — 399с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. [Текст] / А. М. Бородич — М.: Прочвещение, 1981. — 256 с.
  3. Все о детях. Дошкольное детство. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

ОНР может проявляться в разной степени. Поэтому на сегодняшний день выделяют четыре уровня речевого развития. В.П. Глухов о(1).

1-й уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием речи. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.

2-й уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые, состоящие из двух-трех, редко четырех слов, или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. Они могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.

Лексический запас этих детей отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, части тела (туловище,

локоть, плечи, шея и т.д.), названии животных и их детенышей, различных профессий, предметов мебели (раскладушка, табуретка) и т.д.

Дети не знают многие цвета, формы, размеры предметов и т.д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо наливает.

Отмечаются грубые ошибки в грамматике: неправильное использование падежных форм, ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода, отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными. Предлоги пропускаются или заменяются другими.

Грубо нарушается слоговая структура слов и звуконаполняемость: наблюдается сокращение количества слогов («памика» – пирамида), перестановка и добавление слогов ( «ядыги» – ягоды, «телененок» – теленок), выпадение звуков («вок» – волк, «каф» – шкаф).

Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха и восприятия.

3-й уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения.

Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями. Наиболее отчетливо недостатки проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин и т.д. В.П. Глухов пишет: «Для самостоятельных монологических высказываний детей характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказываний. Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.».

Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Среди лексических ошибок встречаются следующие: замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»); подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет»); замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка», деревья – «елочки») и др.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]