Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня


Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня

Помимо занятий на развитие понимания речи, активной речи, формирования и совершенствования грамматического строя речи, развития речевого общения и связной речи с детьми группы проводятся игры, упражнения, занятия на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия, зрительного внимания и восприятия, просодической стороны речи, воспитания общих речевых навыков.

На таких занятиях дети учатся узнавать и различать неречевые звуки и звуковые сигналя, состоящие из 3-4 слов звуков; развивается чувство ритма, слухоречевая память, зрительная память и внимание; у детей формируется правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный речевой выдох; развивается речевое подражание, интонационная выразительность, ритмичность речи.

В течение всего первого года обучения с детьми с

ОНР1 и 2 уровня педагог проводит целенаправленную работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики и психологической базы речи.

Для работы с детьми подобраны комплексы, сочетающие упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, развитие эмоциональной сферы ребенка. Комплексы связаны с доступным детям лексическим материалом. Игровая форма преподавания материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.

Упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики проводятся ежедневно, чтобы выработанные у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Работа занимает не менее 5 минут. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, сидя на стуле, по показу взрослого поэтапно. Так же поэтапно проверяется выполнение упражнения.

Важным этапом коррекционно-развивающей работы в группе является индивидуальная работа педагога с ребенком.

Индивидуальная работа проводится после подгрупповых занятий и отдыха детей. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 10 минут. Планирование осуществляется на основе проведенного обследования ребенка, рекомендации ГПМПК и психолога. В течение года используются два вида планирования индивидуальной работы: перспективное (на весь год) и календарно-перспективное (на один месяц). Это способствует проведению более углубленной и качественной работы с каждым ребенком в течение всего учебного года. Такое планирование позволяет учитывать особенности речевого и психического развития ребенка, закреплять пройденный материал, определять динамику в развитии.

Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта педагога с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. С родителями воспитанников проводятся ознакомительные беседы; предлагаются сообщения, консультации на стендах родительского уголка; родители приглашаются на индивидуальные беседы по вопросам состояния речевого развития их детей; активно привлекаются к учебно-развивающему процессу.

Система перспективного планирования учителя-логопеда с обучающимися с ОНР

Система календарного планирования содержит следующие разделы плана:

Раздел «Развитие общих речевых навыков, артикуляционная гимнасти­ка, развитие мелкой моторики».

Для развития общих речевых навыков пред­лагаются различные виды работ по преодолению нарушений просодических компонентов речи — задания на повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа речи, задания на воспроизведение ритмических структур, расстановку логических ударений, мягкую атаку голоса, силу, длительность звучания; обучение плавному речевому выдоху, чёткости дикции, интониро­ванию.

Для развития мелкой моторики детям предлагаются сложные движения с элементами самомассажа, упражнения с различными предметами. Эти упраж­нения направлены на нормализацию мышечного тонуса, развитие синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, развитие тонкой двигательной координации.

Артикуляционная гимнастика сначала даётся в виде отдельных упражне­ний — прежде всего статических, потом динамических, затем по группам зву­ков, а позже, по мере усвоения, объединяется в интерактивную артикуляци­онную гимнастику-сказку, позволяющую решать несколько коррекционных задач сразу. Последовательность и длительность выполнения упражнений оп­ределяется наличием или отсутствием дизартрии, её формой и степенью вы­раженности.

Раздел «Развитие фонематических представлений»

включает задания на развитие слухового восприятия, слуховой памяти, чувства ритма, развитие фонематического восприятия.

Раздел «Развитие психических процессов»

содержит задания на разви­тие слухового и зрительного внимания.

Раздел «Развитие лексики и грамматического строя»

адресован в боль­шей степени детям с общим недоразвитием речи для детальной проработки. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи трудностей с ним быть не должно. Раздел содержит задания для развития активного словаря и форми­рования грамматического строя на морфологическом и синтаксическом уров­нях. Формирование лексического и грамматического базиса связной речи — это развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры.

Раздел «Развитие связной речи»

в основном планируется для детей с фо­нетико-фонематическим недоразвитием речи, но даётся и детям с тяжёлыми нарушениями речи в зону ближайшего развития, т. е. мы даём возможность, а если ребёнок не справляется, не может ответить — предлагаем ответ другого ребёнка или взрослого. Раздел содержит задания для развития как диалоги­ческой, так и монологической речи.

Перспективное планирование логопедической работы на логопункте

с детьми 7-го года жизни

I
период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Разделы работы Содержание
Развитие общих речевых навыков 1. С детьми второго года обучения продолжить работу по развитию речевого дыхания.

2. С вновь поступившими детьми начать работу по формированию правильного речевого дыхания.

3. Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи.

4. Учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская форсирования голоса, крика.

5. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шёпотом.

Артикуляционная гимнастика 1. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений .

2. Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

3. Развивать мимическую мускулатуру.

Звукопроизношение Закреплять навыки чёткого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей.

Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию у вновь поступивших детей.

Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедический пункт.

Работа над слоговой структурой слова 1. Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.).

2. Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).

3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

Развитие фонематических представлений 1. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

2. Закрепить представления о твёрдости-мягкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации звуков по твёрдости-мягкости.

3. Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей в выделении звука из слова.

4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа осы, лес.

5. Учить производить анализ и синтез слов типа мама, слон, мост, лиса, лист.

Подготовка к обучению грамоте Сформировать правильное представление о разнице между звуками и буквами.

Познакомить детей с новыми буквами.

Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании букв.

Учить детей печатать и читать слоги и слова с новыми буквами.

Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды.

6.Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы

Лексика Систематизировать знания детей о грибах, овощах, фруктах, ягодах, о ди­ких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени (ранняя, золотая, поздняя) и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев.

Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представления о тру­де взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.

Систематизировать представления детей о многообразии перелётных и зимующих птиц.

Закреплять и расширять знания детей о перелётных и зимующих пти­цах, их поведении осенью.

Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.

Систематизировать представления детей о местах обитания диких живот­ных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.

Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.

Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда.

Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам.

Развивать вариативность лексики. Способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.

Развивать понимание и умение объяснять значения слов с опорой на их смыслообразовательную структуру, активизировать смыслообразовательные процессы.

Развитие грамматического строя речи 1. Совершенствовать умение детей образовывать и спользовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Грибы,»Овощи», «Фрукты», «Ягоды.Домашние заготовки», «Осень, деревья, осенняя одежда»,»Дикие животные», «Перелетныептицы», «Зимующие птицы», «Домашние животные и птицы и их детеныши», «Зима.Зимняя одежда).

2. Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными , по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи по изучаемым темам.

3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнять их значение и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги из-аод, из-за.

4. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т.п.) и начать обучать образовывать приставочные глаголы, а также закреплять их в речи

5. Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по темам).

6. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи.

Обучение связной речи 1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2. Обучать детей составлять предложения по картинке (по картинкам, по серии картинок).

3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.

4. Учить грамотно задавать вопросы стимулировать развитие познавательного общения.

5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов, развивать речевой слух.

6. Совершенствовать навык составления рассказов по картинке (по картинкам, по серии картинок).

7. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

8. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за и пр.

Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3—4 признакам.

Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа.

Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь понятие «дни недели», названия дней недели.

Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных кон­струкций.

Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространствен­ного значения (зашёл, вышел, перешёл, отошёл, ушёл ).

II
период (декабрь, январь, февраль)

Разделы работы Содержание
Развитие общих неречевых навыков Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыха­ния.

Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразитель­ностью речи.

Формировать навыки выразительного чтения, развивая правильность, беглость, выразительность и осознанность (на материале коротких стихотво­рений на выбор логопеда).

Артикуляционная гимнастика Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку.

Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произ­ношению звуков.

Развивать мимическую мускулатуру.

Звукопроизношение Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения по­ставленных звуков у детей.

Формировать правильное произношение звуков у вновь поступивших детей.

Совершенствование слоговой структуры слова Проговаривать слова доступного речевого класса.

Постепенно увеличивать сложность классов.

Развитие фонематических представлений Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.

Упражнять детей в различении твёрдых-мягких согласных в ряду зву­ков, слогов, слов.

Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.

Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа папа, стол, куст, липа, лист, крик.

Учить производить анализ и синтез слов из 5 звуков.

Познакомить детей с новыми звуками. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.

Совершенствовать навык звукового анализа слов и анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении гра­фических схем предложений.

Грамота Совершенствовать у детей навыки печатания и чтения слогов и слов с ос­военными буквами.

Познакомить детей с новыми буквами.

Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании, «рисовании» в воздухе.

Продолжать обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвор­дов.

Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правиль­но и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы, читать буквы, наложенные друг на друга.

Закрепить умение правильно называть буквы русского алфавита.

Учить детей печатать и читать слоги, слова, предложения с новыми бук­вами.

Лексика Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей о зимующихптицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы,

снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой.

Уточнить понятия, расширить представления о материалах, инструмен­тах.

Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить зна­ния о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представ­ление о том, как встречают Новый год в разных странах.

Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, о профессиях на транспорте

Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потреб­ность трудиться.

Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помо­щью этих инструментов.

Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в содержании домаш­них животных.

Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам.

Объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять зна­чения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

Развитие грамматического строя речи Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена су­ществительные в единственном и множественном числе (по темам: «Человек. Части тела», «Транспорт», «Профессии. Строительство», «Защитники Отече­ства», «Времена года. Календарь. Весна».

Познакомить детей со способами словообразования (по теме «Материалы и инструменты»).

Продолжить работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными (по всем лексическим темам).

Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжатель­ных прилагательных (по лексическим темам: «Домашние животные», «Домаш­ние животные и птицы и их детёныши», «Зима. Зимняя одежда», «Человек. Части тела»).

Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные пред­логи (по темам «Домашние животные». «Зима. Зимняя одежда»).

Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия (по всем темам).

Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

Обучение связной речи Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отрабатываемым темами с использованием коллективно составленного плана ( по картинке, по картинкам, по серии картинок)

Учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным или увиденным.

Учить детей пониманию и толкованию слов.

Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.

Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений Учить детей отражать пространственное положение предметов в речи. Закреплять умение выражать пространственные отношения сложными предлогами из-за, из-под и пр.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше, ниже.

Закрепить представление о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.

Закрепить в речи слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче.

Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.

Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (заехал, выехал, переехал, отъехал,уехал).

III
период (март, апрель, май)

Разделы работы Содержание
Развитие общих неречевых навыков Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение.

Продолжать работу над темпом и ритмом речи, чёткостью дикции, инто­национной выразительностью речи в повседневном общении.

Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и лёгкое изменение по силе, высоте, тембру).

Артикуляционная гимнастика По необходимости: для детей, пропустивших этот этап работы, и для детей с тяжёлыми формами дизартрии.
Звукопроизношение Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей.

Провести дифференциацию смешиваемых звуков.

Совершенствование слоговой структуры слова Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.

Проговаривать двустишия и четверостишия

Развитие фонематических представлений Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твердых-мягких согласных, в выделении звука из слова.

Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа травка, слива, маска, миска, машина.

Познакомить детей с новыми звуками. Упражнять детей в выделен этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.

Сформировать представление о том, что буквы Ъ и Ь не обозначают звуков.

Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух- и трёхсложные слов. Учить членить на слоги четырёхсложные слова.

Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов

с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами.Упражнять детей в составлении графических схем предло­жений.

Закрепить знания известных правил правописания.

Грамота Закрепить навык печатания слогов, слов.

Познакомить детей с новыми буквами.

Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов.

Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и непра­вильно напечатанные буквы; буквы, наложенные друг на друга.

Выучить алфавит.

Обеспечить формирование первоначальных навыков овладения письмен­ной речью.

Лексика Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить их с весенними месяцами. Дать представле­ние о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.

Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.

Углубить и расширить знания детей о родном городе, об отличительных чертах города. Воспитывать чувство гордости за родной город.

Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в жи­вой и неживой природе поздней весной.

Обобщить знания детей о жизни перелётных птиц поздней весной (стро­ительство гнёзд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых).

Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школь­ных принадлежностях.

Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголь: по этим лексическим темам.

Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выра­жений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную струк­туру, активизировать словообразовательные процессы.

Развитие грамматического строя речи Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжа­тельных прилагательных (по темам: «Ранние признаки весны. Первоцветы». «Возвращение птиц. Насекомые», «Животные жарких стран»), согласование прилагательных и числительных с существительными (по всем темам).

Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предло­гов (по теме «Возвращение птиц.Насекомые»).

Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (по темам: «Мамин день. Семья», «Город. Адрес», «Школьные принадлежно­сти»).

Совершенствовать умение образовывать сравнительные формы имён при­лагательных (по теме «Возвращение птиц.Насекомые»).

Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

Обучение связной речи Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательно­го рассказа, рассказа по картинке и по серии картинок, рассказа из личного опыта.

Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой де­ятельности.

Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные е существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.

Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, опера­ций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно­логическое мышление, развивать речевой слух.

Развивать диалогическую и монологическую формы речи.стимулировать собственные высказывания детей.

Учить детей понимать свои переживания и чувства и других людей, рассказывать об этом

Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев, об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год

Практиковать детей в отражении пространственного положения предме­тов в речи.

Практиковать детей в ориентировании на листе бумаги в клетку, исполь­зовать прилагательные левее, правее, выше, .

Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Учить актив­но использовать слова сверху, снизу, влево, вправо.

Закреплять представления о времени, ввести в активный словарь слова раньше, позже; вчера и позавчера; завтра и послезавтра; старше, младше.

Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных кон­струкций.

Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространствен­ного значения (залетел, вылетел, перелетел, отлетел, улетел).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]