Семантическая афазия. Обследование и реабилитация больных


Афазия после инсульта и не только

Афазия встречается чаще всего у пожилых людей, перенесших инсульт

. Однако разрушение речи бывает у молодых и даже у детей, перенесших инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга. Форма афазии зависит от того, какой участок мозга был поражен. А от формы зависит то направление, в котором будут работать специалисты по восстановлению речи.

Диагностика афазии


Раскрытием механизмов этого сложного заболевания занимаются специалисты разных направлений: нейрофизиологи, неврологи, логопеды, психологи и др. Диагноз ставится после того как будет определена локализация поражения отделов мозга. Сложность расстройства зависит от величины очага, характера нарушения кровообращения и особенностей сохранных компонентов речевой деятельности.

Известно, что высшие психические функции человека осуществляются в результате работы коры двух полушарий мозга и его подкорковых структур. К афазии приводит поражение доминантного полушария, правого – у левшей и левого – у правшей.

Так лобные доли коры производят программирование, регуляцию психической деятельности и коррекцию ее результатов. Правая лобная доля осуществляет выполнение неречевых действий, левая – ответственна за движение языка и всего туловища, планирует речемыслительную деятельность, прогнозирует ее воздействие на ситуацию. Височные доли коры отвечают за восприятие на слух и понимание речи. Правая височная доля улавливает и дифференцирует неречевые звуки, левая – в ответе за восприятие, как отдельных звуков языка, так и их синтез в группы слов. Затылочные доли коры выполняют функции сбора и обработки информации посредством зрения, теменные доли – посредством тактильно-кинестетического чувства.

Диагностика активности функций коры головного мозга при афазии проводится по следующим направлениям:
  1. Определение способности к речевому общению – беседа с пациентом, в результате которой выявляется полнота устной речи, понимание речи окружающих, степень речевой активности.
  2. Обследование понимания речи. Проверяют, как больной на слух воспринимает и выполняет многоступенчатые инструкции, задания на поиски нужного предмета, может ли пересказать прослушанный текст, понимает ли смысл высказываний, как выстраивает грамматические конструкции, может ли повторить звуковой ряд.
  3. Изучение активного словаря, знание пословиц и коротких стихов, фонематического слуха, может ли больной повторить слова разной степени сложности, назвать предметы по картинкам, составить фразы и связный рассказ.
  4. Обследование письменной речи, чтения и счета.
  5. Исследование пространственного, артикуляционного и динамического праксиса.
  6. Изучение оптического и акустического гнозиса.
  7. Выявление «рукости» (т. е. тесты на левшество-правшество).

Вверх

Основные формы афазии

Существует несколько классификаций афазий, в нашей стране широкое распространение получила классификация А.Р. Лурия, за рубежом – классификация Лихтгейма-Вернике. Существует еще упрощенная классификация: афазия задней формы – поражение верхневисочных и нижнетеменных зон мозга, и передней формы – повреждение заднелобных отделов. В классических описаниях исследуются не только поражения речевых зон мозга, но и смежных неречевых участков коры.

Особенности развития афазии различны. В случаях нарушения кровообращения и при травмах мозга расстройство речи наступает резко и сразу. При вялотекущих нарушениях кровообращения и постепенного роста опухоли мозга симптоматика афазии проявляется медленно, по мере охвата мозговых зон.

Подходы к лечению

Эффективная терапия основывается на устранении непосредственной причины развития речевого расстройства. При выявлении опухолевого поражения или внутричерепной гематомы, лечение проводится нейрохирургическим путем, лучевой или химиотерапией. Нейроинфекции устраняют с помощью противогрибкового, антибактериального или противовирусного воздействия лекарственными средствами. Инсульты подлежат тромболитической или гемостатическому лечению.

Коррекция речевых расстройств основывается на:

  • Регулярные логопедические занятия

Проводятся для увеличения объема слухоречевой памяти. Начинать их необходимо сразу же после возникновения болезни, не откладывая посещение логопеда на период реабилитации. Первоначально используются упражнения со зрительным восприятием объекта, что облегчает их запоминание. Далее специалист усложняет занятия — пациент пишет простые диктанты на слух, учит фрагменты предложений, словесные цепочки, песни и стихи. Для улучшения экспрессивной речи проводится активная работа по уточнению смысла слов и их систематизация в отдельные группы.

Параллельно с лечением основной патологии, с больным начинают реабилитационные мероприятия. Важная часть терапии — общение с медицинским персоналом, логопедом и близкими людьми. В результате постоянного вербального контакта и логопедических упражнений происходит восстановление слухоречевой памяти. Помимо этого, пациентам показаны занятия лечебной физкультурой, массаж и посещение психотерапевта.

Симптомы афазии

Признаки, симптомы афазии могут быть незаметными для окружающих, так как включаются компенсаторные процессы, скрадывающие недостатки речи. На ранних стадиях развития болезни симптомы могут то проявляться, то полностью исчезать, поэтому трудно провести четкую границу между нарушенной и нормальной речью. Афазия – это системное нарушение, при котором страдает не только произносительная сторона, но и понимание речи, лексико-грамматический строй, чтение и письмо. Симптоматика афазии также проявляется в неврологических и психических отклонениях. Страдают двигательные функции, у больных наблюдаются параличи конечностей, артикуляционных мышц. Нарушаются произвольные движения, приобретенные в течение всего жизненного опыта. Так больной как будто забывает, как пользоваться столовыми приборами, предметами домашнего обихода. Грубо нарушается память, внимание, затормаживаются мыслительные процессы.

А.Р. Лурия выделяет шесть основных форм афазии: акустико-гностическая (сенсорная), акустико-мнестическая, афферентная моторная, эфферентная моторная, семантическая и динамическая.

Вверх

Разбираемся в причинах

Устанавливает диагноз невролог, но обязательный компонент диагностики — консультация логопеда. Он должен установить, насколько сохранены или, наоборот, утрачены различные функции: понимание речи, дикция, письмо, счет. Врач же обращает внимание на общее состояние пациента, рефлексы.

Может потребоваться и консультация детского психиатра. Этот специалист определит, не связано ли состояние пациента с расстройствами психики и требуется ли его нервной системе для достижения наилучшего результата медикаментозная поддержка.

Завершает диагностику консультация психолога. Его задача — понять, нужна ли помощь в адаптации к его состоянию и требуется ли ребенку поддержка для активного включения в реабилитационные занятия.

Сенсорная афазия

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия

возникает при повреждении верхней височной извилины. Отличительным симптомом сенсорной афазии является
непонимание на слух речи
окружающих. Утрачивается не только фонематический слух, но и способность различать тембр голоса, интонации, дифференцировать неречевые звуки: шум воды, скрип двери и т.п. Грубо нарушается письмо, наблюдается акалькуляция –
неумение считать.
У больных сенсорной афазией, как правило, не нарушена двигательная функция, а отсутствие самоконтроля за речью приводит к тому, что они не сразу осознают свою болезнь, поэтому становятся подвижны, разговорчивы. Изменяется и понимание значения слов, разные по смыслу наименования воспринимают одинаково (трость-гость-гвоздь). На просьбу показать на картинке бочку, показывают на почку. Вследствие нарушения фонематического слуха возникают
литеральные парафазии
– неуместное употребление звуков в слове или их замена. Чтение остается наиболее сохранной функцией, поскольку привлекаются оптический и кинестетический анализаторы.

Инструментальная диагностика

Для постановки правильного диагноза необходима инструментальная диагностика. Пациенту назначают электроэнцефалографию. Это методика исследования электрической активности мозга посредством размещения электродов в конкретных зонах на поверхности головы.

Чтобы наглядно увидеть строение мозга, выявить следы кровоизлияний, воспалительного процесса, злокачественных новообразований, назначают компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ). Если требуется уточнить целостность сосудов, выявить аневризмы и иные сосудистые нарушения, то может потребоваться ангиография. Осуществление комплексной диагностики дает возможность дифференцировать афазию от алалии, тугоухости и иных патологий.

Терапия заболевания напрямую зависит от формы. Продолжительность восстановления речи занимает немало времени. Оно зависит от ряда условий: причины появления, точной локализации повреждения, степень расстройства речи, возраста пациента.

Для пациента разрабатывается индивидуальный план лечения, в котором уделяют внимание лекарственной терапии, физиотерапии, арт-терапии и занятиям с логопедом-дефектологом. Лекарственная терапия включает в себя назначение антибактериальных препаратов, ноотропов и других средств (в зависимости от клинической картины). К примеру, при массовых патологических изменениях, которые вызывают вазогенный отёк, врач назначает прием кортикостероидов. С целью профилактики приступов эпилепсии необходим прием противосудорожных препаратов.

Упражнениями для коррекции

Кому-то проще начинать произносить звуки, а потом переходить к более сложным словам, а кому-то, напротив, намного проще говорить слова, а потом выделять звуки. Существует множество упражнений, которые существенно способствуют коррекции заболевания. При появлении проблем с пониманием речи, рекомендовано сначала выполнить три действия:

  1. Показать на картинке, где расположена конкретная деталь изображения.
  2. Ответить на простые вопросы. К примеру: «ты сейчас сидишь на стуле?», «ты сейчас гуляешь на свежем воздухе?».
  3. Осуществить простые действия. К примеру, открыть тетрадь, сжать кулак.

Это примерный план, логопед-дефектолог может давать и другие задания. В этом случае главное, чтобы человек научился понимать, что от него требуют. Часто проводят артикулярную гимнастику. Логопед учит человека правильному произношению звуков, составлению фраз с помощью специальных упражнений. Врач ведет работы, направленные на запоминание названий различных предметов и их назначений.

Акустико-мнестическая афазия

Причина

акустико-мнестической афазии – поражение средних и задних отделов височной области. Характеризуется такими симптомами, как
снижение слухоречевой памяти
вследствие торможения слухового контроля. При восприятии на слух каждого нового слова больной теряет понимание предыдущего, отсюда возникает неоднократное повторение одного и того же слога или слова. Афазик, страдающий акустико-мнестической формой, не может повторить подряд 3-4 слова с разным значением. Например, небо, рука, трава, ложка, повторяет или первое, или последнее слово. Фонематический слух и правильная артикуляция при этом сохраняются, отчего возникает многословие, компенсирующее трудности общения. Страдает номинативная функция речи, пересказ по сюжетным картинкам. Непонимание значения слов приводит к вербальным парафазиям – заменам слов в предложении, слиянием одного слова в одно на письме. Вместе с письмом нарушается счет и чтение.

Вверх

Семантическая афазия

Семантическая афазия возникает при повреждении теменно-затылочного отдела доминантного полушария. У больного наблюдаются трудности в подборе нужного слова при назывании предметов, вместо существительного могут сказать глагол или прилагательное, описывающие свойства или функции этого предмета. Заменяют слово целой фразой (вербальные парафазии). Например, вместо слова стул говорят белый сидеть. Утрачивают понимание пословиц, метафор, крылатых выражений, неправильно выстраивают лексико-грамматические конструкции. При скудности лексики артикуляция сохранна. Письменная речь отличается аграмматизмами, стереотипностью фраз, отсутствием сложноподчиненных предложений и сокращением числа прилагательных.

Афферентная моторная афазия

Эта форма заболевания – афферентная моторная афазия – следствие поражения постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга. Один из вариантов афферентной моторной афазии – нарушение пространственного праксиса различных органов артикуляции, неспособность произнести слова в спонтанной речи. Хаотичное движение языка и губ приводят к смешениям или заменам звуков

в слове. Это объясняется отсутствием кинестетической оценки уровня смычки органов артикуляции при производстве речи. Больные, страдающие афферентной моторной афазией, дробят закрытый слог на два открытых, упускают согласные звуки (тап-ки – та-ки). Также
страдает и понимание речи
, поскольку не распознают на слух слова со сходными по месту и способу артикуляции звуками. Не осознают разницу между глаголами, обозначающими пространственные отношения (забежать, обежать), испытывают трудности в понимании косвенных падежей личных местоимений.

Второй вариант («проводниковая афазия») характеризуется относительно сохранной ситуативной речью, но высказывания клишеобразны. Нарушено повторение, называние слов

и предметов. Отсюда и возникают перестановки слогов (но-га – га-но), пропуски гласных, но сохраняется зрительное представление о наличие звука в слове, например, при пропуске буквы «ё»больной ставит точки над соседней буквой. Обычно, при афферентной моторной афазии
грубо нарушено чтение и письмо
, это зависит от степени тяжести оральной апраксии. На письме, как и в устной речи, происходит смешение, пропуски звуков. В отдельных случаях письмо сохранно, что объясняется апраксией глотки и гортани, которые служат лишь преднастройкой для всех артикуляционных движений.

Вверх

Возможные осложнения

Акустико-мнестическая афазия приводит к нарушению слухоречевой памяти. Речевой дефект сопровождается ухудшением социализации человека — он испытывает затруднения в общении с окружающими людьми, не может читать, писать или считать. Это постепенно снижает уровень качества жизни, приводя к формированию стойкой депрессии.

Патология часто сопровождается неврологическим дефицитом, что усиливает собственные переживания пациента о своей неполноценности. Многим больным выставляют инвалидность. Важно отметить, что акустико-мнестическая афазия не является когнитивным расстройствам. Мышление и другие функции головного мозга полностью сохранены. В отсутствии лечения, речевая дисфункция приобретает стойкий характер и плохо поддается коррекции в дальнейшем.

Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении премоторных отделов лобных долей головного мозга (центр Брока), сопровождается такими симптомами, как нарушение движений

и трудности усвоения двигательной программы. В тяжелых случаях при нарушении кровообращения после инсульта может полностью отсутствовать речь. Страдает двигательная функция артикуляционного аппарата, поскольку запаздывает сигнал о начале и прекращении речевого акта, что вызывает инертность, стереотипность речи,
персеверации
– повторы одного и того же слога или слова. Больной не может своевременно переключиться с одной артикуляционной позы на другую, отчего страдает экспрессивная речь. Трудности возникают в повторении серии звуков или слогов, в назывании предметов. В разговоре больные пропускают глаголы, предлоги, проглатывают окончания. Речь аграмматична, напоминает телеграфный стиль. В письменной речи путают порядок букв в слове, затрудняются в выборе правильной буквы. В тяжелых случаях чтение и письмо полностью невозможны. В легких случаях больной может записать слово на слух, пропуская звуки на стыке согласных или переставляя их. Нарушается и понимание речи, особенно переносный смысл выражений и многозначных слов.

Наши специалисты

  • Тарасова Светлана Витальевна

    Эксперт № 1 по лечению головной боли и мигрени. Руководитель центра лечения боли и рассеянного склероза.

    Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт. Врач — невролог высшей категории. Врач — физиотерапевт.
    Доктор медицинских наук.
    Стаж: 23 года.

  • Деревянко Леонид Сергеевич

    Руководитель центра диагностики и лечения нарушений сна.

    Врач — невролог высшей категории. Вертебролог. Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт. Врач — физиотерапевт. Стаж: 23 года.

  • Безгина Елена Владимировна

    Врач — невролог высшей категории. Ботулинотерапевт. Врач — физиотерапевт. Стаж: 24 года.

  • Дьяченко Ксения Васильевна

    Руководитель центра лечения головокружений и нарушений равновесия.

    Врач — невролог высшей категории. Ангионевролог. Нейрореабилитолог. Врач — физиотерапевт.
    Кандидат медицинских наук.
    Стаж: 19 лет.

  • Дроздова Любовь Владимировна

    Врач — невролог. Вертеброневролог. Озонотерапевт. Врач — физиотерапевт. Стаж: 17 лет.

  • Журавлёва Надежда Владимировна

    Руководитель центра диагностики и лечения миастении.

    Врач — невролог высшей категории. Врач — физиотерапевт. Стаж: 16 лет.

  • Палагин Максим Анатольевич

    Врач — невролог. Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт. Врач — физиотерапевт. Стаж: 6 лет.

Динамическая афазия

Динамическая афазия

отмечается поражением заднелобных отделов доминантного полушария, которые отвечают за планирование и регуляцию речевой деятельности. Следовательно, трудность возникает при построении развернутого высказывания, а в тяжелых случаях и полная его невозможность. При этом больной правильно произносит отдельные звуки, слова и короткие предложения, поскольку артикуляционных трудностей нет. Но в ситуативной речи отмечается общая
аспонтанность
,
эхолалия и эхопраксия
, когда афазик повторяет за человеком не только слова, но и движения губ. Нарушение внутреннего планирования речи приводит к примитивности синтаксических конструкций, наличию аграмматизмов и речевых шаблонов, трудностям пересказа. Функции чтения и письма не повреждены.

Профилактика нарушений

Профилактические мероприятия направлены на первичное предотвращение заболеваний, способных привести к речевым расстройствам. Неврологи выделяют ряд общих рекомендаций:

  • использовать защитные каски во время профессиональной деятельности и некоторых видов спорта;
  • при наличии заболеваний внутренних органов, например, сахарного диабета или атеросклероза, своевременно обращаться за медицинской помощью и соблюдать назначения лечащего врача;
  • соблюдать принципы здорового питания: отказаться от фастфуда, жареной или копченой пищи, добавить в рацион фрукты, овощи, нежирное мясо и другие полезные продукты;
  • регулярно заниматься спортом — кардиотренировками и упражнениями в тренажерном зале;
  • исключить употребление спиртных напитков и курение.

При появлении трудностей с подбором слов и других симптомов, следует сразу же обратиться за медицинской помощью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]