Автоматизация звуков (йотированные).картотека по логопедии по теме


Как поставить звук «р»

Как ставить звук «р» при дизартрии, как сделать процесс автоматизации звука «р» интересным, знает опытный врач-логопед. Постановка звука «р» при дизартрии может занять длительное время. После разминки врач предлагает ребенку запомнить слова, затем повторить их с помощью картинок. На картинках изображены предметы, цветы, растения, животные, названия которых содержат звук «р». Такие занятия тренируют память и правильное звукопроизношение. Способы, которые применяют при постановке звука «р»:

  • Подражание.
  • С помощью артикуляции.
  • Механическая помощь: от опорного звука, от артикуляционного уклада.

Как в норме произносят Ль

Во многом артикуляция Л и Ль похожа, поэтому если в детской речи есть один из этих звуков, то с постановкой другого будет проще. Во время проговаривания мягкого варианта губы находятся в улыбке, а зубы слегка разомкнуты. Кончик языка приподнят чуть выше, чем нужно для произнесения Л и упирается в зубные альвеолы.

Вся остальная часть языка не только приподнята, но и выдвинута вперед. Это и дает смягчение звуку. Воздушная струя выходит через щель, образованную между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки работают, поэтому Ль − звонкий.

Постановка шипящих звуков

Обучение проходит с помощью занятий, методы постановки шипящих звуков зависят от диагноза, уровня нарушений психомоторных функций. Используется принцип индивидуального подхода, занятия должны развивать ребенка эмоционально, интеллектуально. Во время постановки звуков подключаются зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, используются двигательно-кинестетический, слухо-зрительно-кинестетический, дидактический методы. Проводится активная и пассивная артикуляционная гимнастика, массаж.

Варианты патологии

Искаженное произношение Ль называется ламбдацизмом. Причиной этого нарушения является неправильное положение органов артикуляции во время произношения звука. Кроме того, могут быть замены одной фонемы на другую − параламбдацизмы. Чаще всего ребенок выбирает звук с более простой артикуляцией. Также Л в речи может просто отсутствовать − малыш не искажает и не заменяет на другую фонему.

Виды ламбдацизмов:

  • двугубный − в речи слышится Ю вместо Ль из-за того, что язык не поднят и ребенок произносит звук при помощи губ;
  • носовой − во время артикуляции язык задевает мягкое небо, поэтому часть воздушной струи проходит через нос, это добавляет Ль назального звучания;
  • межзубный − кончик языка проходит между зубами.

Виды параламбдацизмов:

  • замена на йотированные гласные (Ё, Е, Ю, И);
  • на Вь.

Чаще всего встречаются замены Л на Ль, потому что артикуляция последнего проще. Но иногда происходит нарушение произношения мягкого звука. Правильно подобранные упражнения помогают исправить этот дефект.

Индивидуальные занятия в трудных случаях

Логичнее отдавать предпочтение индивидуальным занятиям в трудных случаях, когда нарушено произношение гласных звуков (например, у слабослышащих и глухих детей или при ринолалии, дизартрии). Для этого в арсенале педагога имеются различные способы постановки проблемных звуков.

Например, для устранения Ы-образной артикуляции, кроме подражательных упражнений, хороший эффект дает механический способ, когда логопед нажимает шпателем на спинку языка. Этот же способ подходит и при сужении артикуляции гласных О, У.

Если у ребенка наблюдается переднее артикулирование звуков, механически это можно устранить следующим образом: шпателем прижать переднюю часть языка и отодвинуть назад.

Чтобы закрыть проход в носовую полость и устранить назальный оттенок, шпателем нужно слегка нажать на корень языка.

Звук А обычно ставится по подражанию, в игре. Например, ребенку дают куклу и предлагают показать, как ее укачивать: а-а-а.

Звук О хорошо ставится механически, отталкиваясь от А. Логопед просит ребенка произнести звук А, а сам тем временем сближает губы ребенка, придавая им округлую форму. Также можно использовать различные колечки или баранки.

Похожие действия совершает логопед при постановке У. Только теперь здесь нужно отталкиваться от поставленного О и еще сильнее сближать губы ребенка.

Звук Э. Ставится по подражанию, отталкиваясь от гласного А в сравнении.

При постановке Ы можно отталкиваться от артикулирования И. Используется шпатель, т.к. ротовая щель при произнесении фонемы И узкая. Логопед должен немного надавить шпателем на переднюю долю языка и чуть-чуть отодвинуть его вглубь рта. Нужно предложить ребенку сопоставить звучание звуков И-Ы в слогах. Например, Пи – Пы. Также необходимо контролировать положение нижней челюсти – она не должна выдвигаться вперед.

Логопедическая диагностика

Прежде чем начинать заниматься с дошкольником логопед проводит диагностику, чтобы определить речевое расстройство и механизмы нарушения. Он проверяет состояние моторной сферы. Особое внимание уделяет артикуляционному аппарату: его анатомическим особенностям и моторике. Ребенку предлагают выполнить статические и динамические упражнения.

Также специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи. Диагностика включает в себя проверку:

  • произношения всех фонем;
  • темпо-ритмической составляющей;
  • слоговой структуры.

Проверять звуки логопед начинает с изолированного произношения, затем в слогах и словах. Также специалист обращает внимание на то, как малыш произносит фонемы в обычной речи. Затем логопед смотрит на сформированность фонетико-фонематических процессов. Проверка этого блока включает в себя:

  • оценку фонематического слуха (узнавание и различение звука в речевом потоке);
  • сформированность звуко-буквенного анализа;
  • работу со словами-паронимами.

Логопед обязательно проверяет импрессивный и экспрессивный словарь − понимание речи, словарный запас и как он использует его в своей речи. Затем сформированность грамматического строя и связную речь.

Логопед подбирает речевой материал для диагностики в соответствии с возрастом ребенка. Также родителям не стоит сильно переживать, если малыш в возрасте 3-х лет не выговаривает звук Ль. Сонорная группа формируется ближе к 4-5 годам, но стоит обратить особое внимание на подъем языка.

Своевременная логопедическая диагностика позволит выявить возможные проблемы, из-за которых может появиться искажение звукопроизношения. Логопед подберет упражнения, подготавливающие органы артикуляции к произношению звука Ль.

Методика постановки гласных звуков

Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.

Первая из них предусматривает:

  1. Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
  2. Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
  3. Изменять громкость звука при его выговаривании.
  4. Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
  5. Различение гласных в слогах.

К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:

  1. Проговаривать звук изолированно.
  2. Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
  3. Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
  4. Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
  5. Различать гласные в слогах и словах.

Автоматизация звука Й в словах:

Для автоматизации в словах можно использовать речевой материал, в котором содержится звук Й, а также те слова, в которых есть буквы Я-Ё-Ю-Е и т.д. Таких слов достаточно много:
[ЙА] – Яма, ямка, ябеда, ява, явка, ягода, яд, язык, ядро, якут, як, якорь, ялик, ясли, яичко, яйцо, ямщик, яхта, яхонт, ящик, январь, янтарь, ярмарка, яблоко, яблоня, ястреб, ягнёнок, Яна, ярко, ясно, ясень, Яша, Яков, Ядвиги, ячмень, яшма, ящерицы, ярус, Рая, Зоя, Мая, соя, фея, маяк, доярка, баян, моя, паять, пояс, маятник, рояль, стая, туя, твоя, хвоя, Татьяна, Агафья, швея, кисея, затея, сбруя, деревья, камея, статуя, магия, мания, комедия, станция, ноябрь, шея, фамилия, братья, новая, ванная, тихая, история, Ксения, гостья, струя, семья, скамья, свинья, статуя, перья, копья, прутья.

[ЙО] – Ёж, ёжик, ёлка, ёлочка, ёмкость, ёрш, ёршик, ёрзать, ёжиться, моё, твоё, своё, пьёт, поёт, даёт, жуёт, куёт, достаёт, шьёт, льёт, водоём, маёвка, каёмка, подъём, питьё, чутьё, зверьё, ружьё, копьё, дутьё, мытьё, бельё, нытьё, жильё, житьё.

[ЙУ] – юг, юбка, юнга, юннат, юноша, юность, Юнона, юмор, юрта, Юля, Юра, юла, юлит, вьюн, каюта, союз, воют, дают, жуют, куют, роют, сеют, поют, моют, пьют, умею, знаю, купаю, поднимаю, стою, читаю, уют, баюкать, июнь, июль, вничью.

[ЙЕ] – Ева, еда, езда, Егор, ежи, Ефим, ела, ель, ешь, ежевика, ежедневно, енот, егоза, едва, единица, ерунда, если, ехидна, ехать, ещё, Емеля, егерь, воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает, боец, поезд, подъезд, наездник, движение, животное, насекомое, занятие, пение, кипение, диета, уменье, оружие, жаркое, здоровье, счастье, печенье, варенье, двое, трое.

[Й] – йод, йогурт, майка, мойка, сарай, попугай, май, чай, чайник, зайка, змейка, стойка, сойка, пей, шей, дай, мой, бой, рой, край, твой, ручей, соловей, тайга, лайка, сайка, двойка, тройка, чайка, байка, бойня, буйвол, струйка, стройка, каравай, койка, скамейка, копейка, хозяйка, клей, змей, урожай, минтай, Китай, прибой, ковбой, покой, иней, воробей, музей, хоккей, Тимофей, низкий, дикий, тихий, высокий, звонкий, ветхий, новый, умный, тёмный, край, трамвай, муравей, фуфайка, гайка, рейка, шайка.

Автоматизация звука Й в словах с двумя звуками:

Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обаяние, Майя, южный, юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный, юбилей.

Автоматизация звука Й в словосочетаниях:

  • гнать гусей;
  • зайка скачет;
  • беги скорей;
  • майский день;
  • зелёный сад;
  • юная фея;
  • голодная гиена;
  • кожаный пояс;
  • раненый боец;
  • обойный клей;
  • едет еле-еле и т.д.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]