Афазия — это полная утрата или глубокое расстройство сформированной речевой функции в результате локальных поражений речевых зон головного мозга. При этом грубо страдает коммуникативная функция.
Этиология:
- разрыв аневризм сосудов мозга, тромбоэмболий, вызванных ревматическим пороком сердца;
- черепно-мозговые травмы;
- опухолевидные образования;
- инфекционные заболевания головного мозга.
Степень поражения и структура речевой патологии находится в зависимости от:
- локализации поражения;
- размера очага поражения;
- левшества;
- индивидуальных особенностей остаточных сохранных элементов речевой системы.
Афазия может диагностироваться как у взрослых, так и у детей. Детские формы патологии отличаются от взрослых возможностью быстрого восстановления.
Детские афазии следует дифференцировать от алалий. Алалия является недоразвитием всей языковой системы, а афазия — системным распадом уже сформированной речевой деятельности. Логопедическая коррекция при алалии — вызывание и развитие речи, при афазии — восстановление утраченной функции.
Классификация афазии
- Акустико-гностическая или сенсорная (поражение центра Вернике ведет с глубокому расстройству фонематического слуха и имеет 3 степени понимания обращенной речи: грубая, средняя, легкая).
- Акустико-мнестическая (возникает вследствие поражения средних и задних отделов височной области, критически страдает слухоречевая память, слуховое восприятие, стойкость визуальных предметных образов).
- Семантическая (в основе дефекта лежат дефекты симультанного (одновременного) улавливания информации, в результате страдают речевые конструкции, отражающие пространственные категории).
- Оптико-мнестическая (утрата взаимосвязи между словом и образом предмета).
- Афферентная моторная (характеризуется нарушением кинестетических ощущений, нервные импульсы не регулируют правильную артикуляцию органов речевого аппарата).
- Эфферентная моторная (поражение центра Брока ведет к нарушению переключаемости между различными артикуляторными укладами).
- Динамическая (невозможность продуктивной самостоятельной экспрессивной и внутренней речи).
Классификация афазии (таблица)
В таблице приведено сопоставление классификации А. Р. Лурия с Бостонскими классификациями.
2.3. Классификация афазий
Трудности, возникшие в афазиологии (рассогласование теоретических представлений об афазиях, их классификаций с клиническими фактами и т. д.), потребовали нового подхода к изучению афазии. Новый период развития был заложен советскими исследователями. Нейропсихологичекое изучение афазии, начатое А. Р. Лурией и его сотрудниками, давало возможность квалифицировать дефект, установить механизм нарушения, лежащий в основе речевого дефекта. А. Р. Лурия создал новое учение об афазии, в основу которого легло представление об афазии как о системном нарушении речи, возникающем вследствие выпадения какого-либо одного фактора (кинетического или кинестетического анализа звуков, фонематического слуха, пространственных представлений и т. д.) и ведущем всякий раз к определенному синдрому (симптомокомплексу), характерному для той или другой формы афазии. Этот «факторный» подход, разработанный А. Р. Лурией, был положен в основу проведенной им классификации афазий, которая принципиально отличается от классической классификации афазий и современных зарубежных. Этот подход к афазии является важнейшим условием эффективности восстановительного обучения.
В основу выделения разных форм афазии А. Р. Лурией был положен «принцип анализа топически ограниченных поражений мозга», с одной стороны, и «выделение тех факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга», — с другой. Поскольку психофизиологической основой речи является совместная деятельность различных анализаторов и взаимодействие различных уровней нервной системы, то естественно, что выпадение разных звеньев (или факторов) из строения речи будет сопровождаться и различными формами ее нарушений, т. е. разными формами афазии. Все формы афазии существенно отличаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине и по психологической структуре нарушения речи. Общим для всех форм афазии является системное нарушение речи, а не изолированное выпадение какой-либо ее стороны. Каждая форма афазии возникает при поражении определенного участка коры левого полушария мозга, так называемой «речевой зоны», и находится в зависимости от локализации очага поражения и фактора.
Классификация афазий, разработанная А. Р. Лурией, отличается от классической Вернике — Лихтгейма и современных зарубежных («плавные» и «неплавные» афазии — fluent and nonfluent aphasia (Хауэс, 1964; Венсон, \967; Гудгласс, 1968); disconnection syndroms {Гудгласс, Бенсон и др.), экспрессивные и рецептивные афазии {Лермитт и др.)), во-первых, тем, что главным принципом выделения формы афазии является принцип вычленения механизма (фактора), лежащего в основе нарушения функциональной системы, обеспечивающей речь. Во-вторых, синдромный анализ нарушения заменил простое описание внешней картины нарушения. Обратимся к описанию классификации афазий, созданной А. Р. Лурией. Им было изучено и описано семь форм афазии:
— эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов коры мозга — 44-е поле, или зона Брока);
— афферентная моторная афазия (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы);
— динамическая афазия (отделы мозга, располагающиеся кпереди от зоны Брока, и дополнительная речевая «зона Пенфилда»);
— сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины — 22-е поле, зона Вернике);
— акустико-мнестическая афазия (поражение средней височной извилины — 21-е и 37-е поля);
— семантическая афазия (поражение теменно-височно-за-тылочной области);
— амнестическая афазия (задневисочная и теменно-заты-лочные области коры левого полушария мозга).
В последние годы нашей экспериментальной и практической работы с больными с афазией нами была сделана попытка подойти к классификации афазии, исходя из нового принципа рассмотрения и понимания афазии. Экспериментальный материал, полученный нами совместно с А. А. Цыганок (1973), а позднее и в нашей -теоретико-экспериментальной работе (1998,2002) дал основание применить уровне-вый подход к анализу и пониманию афазии. Здесь рассматривался вопрос, на каком уровне в структуре речи произошли нарушения и поражению какого уровня они отвечают. Мы получили данные, говорящие о том, что в одну группу попадают динамическая, семантическая и амнестичесая формы афазии, при которых нарушаются высшие синтезы в протекании речи. К ним присоединяется акустико-мнестическая афазия. Что касается их мозговой основы, то это тоже высшие уровни в строении коры — третичные поля.
Во вторую группу попали афферентная и эфферентная моторные и сенсорная формы афазии, которые являются следствием нарушения более низких уровней в построении речи, уровней, обеспечивающих сенсорное восприятие и низшие формы двигательных процессов. Мозговой основой этих форм афазии является нарушение вторичных полей в строении коры мозга.
мозг и афазия (продолжение) – Предыдущая / Следующая – 2.3. классификация афазий
Периоды восстановительной коррекции
Восстановительная коррекция предполагает воздействие на все психические процессы в целом и ведется на фоне психотерапевтический мероприятий. В логопедической работе выделяют 2 периода.
- Острый период (первые 2 месяца после заболевания). Ведется работа по растормаживанию угнетенных речевых структур и профилактике фиксации аграмматизмов, парафазий, речевого эмбола. В основе коррекции лежит диалогическая речь по схеме: отраженная речь — подсказки первого слога ответа — самостоятельный ответ с выбором нескольких слов — самостоятельный ответ без учета количества слов — самостоятельная постановка вопросов.
- Резидуальный период (после 2-х месяцев). Затормаживаются аномальные связи.
Афазия
Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.
Моторные афазии
Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).
Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте — проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.
Сенсорная афазия
В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.
Акустико-мнестическая афазия
При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.
Семантическая афазия
Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.
Динамическая афазия
При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.
Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация афазий (по А.Р. Лурия)
Афазия– системное расстройство различных форм речевой Деятельности, возникающее при локальном поражении левого полушария и ближайшей подкорки.
Виды афазий (по Лурии):
1. Моторная афазия. Нарушается речь как говорение.
Эфферентная моторная афазия (афазия Брока). Поражение 44 поля – нижние отделы премоторных областей лобной доли. Нарушение кинетической стороны речи. Грубые случаи: нечленораздельные звуки, в речи остаются эмболы (речевые стереотипы), которые остаются и произносятся постоянно (может быть ругательное слово). Больной слышит, что говорит что-то не то. Пытается при помощи эмбол выразить все. Легкие случаи: могут произносить слоги, но не могут выражаться. Персеверации – постоянный повтор. Фразы в речи – вещь недоступная. Основное нарушение: кинетический фактор (плавное переключение). Оттормаживание и актуализация последующего. Для плавной речи. Правильная временная последовательность движений. Возникают нарушения в автоматизации речи. Аграмматизм, выпадение глаголов (телеграфный стиль). Человеком это осознается. Лечение: фаза растормаживания – первая. Вторичные нарушения касаются письма, чтения и даже понимания речи. В норме идет артикуляция при письме и чтении. В грубых слу-чаях: понимание речи нарушено из-за нарушения плавного проговаривания.
Афферентная моторная афазия. Нижние отделы теменной областимозга. 40 поле, примыкающее к 22 и 42 полям. Нарушается обратная связь, идущая в мозг. Не чувствует артикуляцию (она нарушена). Нарушается кинестетический фактор. Они не могут найти нужное положение губ и языка при назывании слов. Нарушаются тонкие артикуляционные движения. Могут происходить замены близких артикулем (г-к-х; д-л-н): халат-хадан. Разницу Больные слышат и пытаются исправить. Грубые случаи: не могут говорить: ни произнести самостоятельно, ни повторить слово. Замена близких артикулем видна и при письме – литеральная парафазия. Вторично страдает понимание речи. Часто понимание речи сохранно. Лечение: растормозить. Есть эмболы. Чтение страдает. Не может подобрать артикуляцию. «Рот не подчиняется». Нарушение орального праксиса: надуть левую щеку, правую щеку, вынуть язык и др. Больному эти пробы недоступны.
2. Сенсорная афазия (афазия Вернике). Задняя треть верхней височной извилины левого полушария (22 поле). Нарушено восприятие. Фонематический слух страдает. Грубые случаи: не понимают обращенную к ним речь. Воспринимают ее как нечленораздельные шумы. Говорить не могут, нет звукового анализа. Их речь – «словесный салат». Отчуждение смысла слов – перестает стоять образ за данным словом. В норме – если долго повторять слово. Больной заменяет звуки, похожие по звучанию (б-п; в-г). При письме то же самое. Нарушается чтение, письмо, устный счет. Больные общительны (жестикуляция, интонация и т.д.). Лечение: затормозить Больного – первый шаг. Переключить на другие виды Деятельности.
3. Акустико-мнестическая афазия. Поражение 2-ой височной извилины (средние отделы височной коры мозга). 21, 37 поля. Снижение объема слухо-речевой памяти. Больной не способен удержать даже небольшой материал. Объем памяти снижается до 2 – 3 элементов. Простые короткие фразы Больной может понять. Механизм: влияние интерференции (какой-то помехи). Повышено ретро- и проактивное торможение следов памяти. Ретро- последующая информация выталкивает предыдущую. Проактивное – старая информация заполняет все пространство. Вербальная парафазия – замена в речи слова. Письмо, чтение сохранны при небольшом объеме. Феномен отчуждения смысла слов, трудности понимания длинных фраз, поиск нужного слова, связь между образом и словом – вербальная парафазия.
4. Оптико-мнестическая афазия. Поражение нижневисочно-затылочных отделов мозга на границе с 18, 19 полями. Нарушение зрительно-предметных образов, предметной отнесенности. Нарушен процесс опознания предмета, трудности номинации. Сложно назвать предмет. Постоянный поиск нужного слова. Феномен отчуждения смысла слов, но в меньшей степени, чем в предыдущих случаях. Пропуск существительных. Понимание речи более сохранно.
5. Динамическая афазия. Поражение премоторной зоны (9, 10, 46 поля). Нарушение активной продуктивной речи. Больной может повторить фразу, но самостоятельно выстроить высказывание не может. Пассивная речь – односложные ответы на вопросы, часто эхолалии (повторение последнего слова экспериментатора). Метод написания сочинений. Метод заданных ассоциаций. «Назовите несколько острых предметов». Составление рассказа по картинке. Теряются в основном глаголы. Нарушается предикативность внутренней речи. Штампы речевые (устойчивые выражения) сохраняются.
6. Семантическая афазия. Зона ТРО (37 и частично 39 поля) – зона пересечения коры. Больной понимает простую речь, говорит простые фразы. Страдает пространственное симультанное восприятие. Не могут понять логико-грамматических конструкций. Все, что связано с пространственным фактором: предлоги (на, в, под и т.д.). Все что касается сравнения (выше-ниже, легче-сложнее). Нарушена симультанность. Логические связи Больного понять сложно. Временные конструкции («Мойте руки перед едой»).