Что изучает риторика и чему стоит научиться вам, чтоб с успехом выступать публично


Как работает риторика

В современной школе риторику преподают в основном факультативно. На обязательном уроке русского языка мы прежде всего учим правила орфографии и пунктуации, на обязательном предмете «литература» пишем сочинения с использованием задолго до нас придуманных, шлифованных мыслей, развиваем письменную речь, а развитие устной выносим куда-то на периферию учебного плана. Что делать, нашему бедному учителю некогда: надо заполнять бумаги для министерства, отчеты, вести журналы и выполнять множество работы, которая отвлекает от его реального дела.

Поэтому сегодня, когда риторика не является обязательной учебной дисциплиной (как было в классическом образовании), существует немало заблуждений о том, что она собой представляет и как работает. Риторика — не многословие и пустословие, не «красивоговорение». Она требует знаний, эрудиции, стараний и тренировки. Всякую речь, которую ритор собирается произнести публично, он предварительно готовит или продумывает.

Ритор не заливается соловьем — он говорит для людей, а не для самовыражения. Он вызывает у своей аудитории нужные эмоции, настраиваясь на бодрое и энергичное общение. Произнося речь, он помнит, что обращается к людям, а не к бумажке с текстом выступления.

Он контролирует реакцию слушателей, видит заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Реплик из зала ритор не боится и реагирует на них спокойно, уверенно и полностью владея собой — своими мимикой, жестами, голосом. Ритор употребляет только литературные слова и выражения, без лишних иностранных заимствований, стремится к богатству слов и выражений. Все его фразы связаны, они четкие и ясные.

Завершение речи ритора энергично и оптимистично. Подъемом голоса и завершающей интонацией он показывает, что сказал все, что хотел сказать, и не забудет поблагодарить вас за внимание. Ритор человеколюбив, поэтому не говорит лишнего и не мучает людей своими речами. И даже если ритор проигрывает, он проигрывает достойно. Но самое главное, ритор говорит от сердца.

Искусство убеждения — меч обоюдоострый, поскольку им может воспользоваться и честный человек, и бесчестный. Но чтобы быть хорошим оратором, — прочитываем у древних, — надо прежде всего быть «хорошим человеком». Важно помнить, что нравственные законы во все времена остаются прежними, что основой нашего языкового общения должны быть духовность, нравственность, понятие об истинной красоте, что остроумие следует понимать в исходном значении этого слова как «острый ум», а не только как юмор.

Есть еще и такой совет: чтобы научиться хорошо говорить, нужно сначала научиться молчать. Умея молчать, начинаешь слушать. Умея слушать, начинаешь мыслить. И проверять: а мысли-то у тебя чистые или грязные?

Риторика

Понятие риторики как науки. Предмет и задачи риторики

Термины «риторика» (греч. rhetorike), «ораторское искусство» (лат. oratorare — «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

В античном понимании риторика — это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме — как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.

Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.

В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. В узком понимании риторика — это прикладная лингвистическая наука, изучающая закономерности ведения речи, ставящая перед собой цель научить людей легко и красиво владеть языком. Лингвистический словарь определяет риторику как филологическую дисциплину, изучающую способы построения художественно выразительной речи.

Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.

Итак, термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Если красноречие означает умение говорить увлекательно, красиво, убедительно, то мастерство публичного выступления — это более высокий уровень, предполагающий, наряду с умением говорить красиво и убедительно, умение владеть ситуацией общения, наличие знаний по психологии и социологии аудитории и т.п.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Риторика как наука выполняет следующие задачи:

1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;

2) исследование форм и механизмов речи;

3) формирование языковой личности;

4) совершенствование культуры речи;

5) совершенствование речевого самовыражения;

6) моделирование процессов общения.

Справка “Фомы”. Образцы русской ораторской классики

Судебным красноречием отличались известные судебные деятели второй половины XIX — начала ХХ веков Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони, П. С. Поро­ховщиков; академическим красноречием — профессора университетов историки Т. П. Грановский, В. О. Ключевский, филологи И. И. Давыдов, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский — в XIX веке, Н. И. Конрад, В. В. Виноградов — в ХХ веке. Образцами духовного красноречия были многие церковные ораторы: митрополит Филарет (Дроздов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Образцы политического красноречия мы находим и у киевских князей, и у сподвижников Петра Великого (Феофан Прокопович), и в воззваниях Александра I, написанных по поводу нашествия Наполеона, и в речах деятелей начала ХХ века — Столыпина, Витте и многих других.

На заставке фрагмент фото TEDxSydney

Риторика и культура речи

Культура речи – это дисциплина, изучающая нормы литературного и национального языков, а также правила целесообразного употребления языковых средств выразительности. Риторика и культура речи взаимосвязанные понятия, обеспечивающие продуктивное общение.

Частная и общая риторика

Риторика подразделяется на две категории: общая и частная. Общая риторика изучает ораторское мастерство в целом и пригодится любому человеку.

Частная риторика, опираясь на каноны и правила, изучает искусство красноречия в разных профессиональных сферах.

Общая риторика имеет разделы:

  • риторический канон;
  • ораторику – искусство публичного речевого выступления;
  • спор – искусство аподиктической дискуссии (ведение спора ради достижения истины);
  • беседу – раздел, обучающий вести частный, светский или деловой разговор;
  • риторику повседневного общения, обучающую распознавать эмоциональные и речевые сигналы, посылаемые собеседником, подстраиваться под них;
  • этнориторику, изучающую особенности речевого поведения разных национальностей.

Риторический канон античности состоял из пяти частей:

  • Изобретение (инвенция).Формирование идеи для выступления. Поиск ответа на вопрос: Что сказать?
  • Расположение (диспозиция). Составление плана текста, для достижения передачи основной мысли.
  • Выражение (элокуция). Оформление речи изобразительными средствами языка, редактирование текста.
  • Запоминание (меморио). Выбор оратором способа передачи информации. Заучивание, составление заметок.
  • Произнесение (акцио). Выступление оратора перед аудиторией.

На пятом этапе происходит кульминация ораторской деятельности и заканчивается античный риторический канон. Ради совершенствования ораторских навыков, в современном каноне добавлен еще один пункт:

  • Рефлексия. Подразумевает рассуждения автора над своим выступлением, поиск слабых формулировок и выделение удачных речевых приемов.

В риторическом каноне можно выделить три этапа:

  • докоммуникативный, включающий работу над речью (изобретение, расположение, выражение, запоминание);
  • коммуникативный, представляющий взаимодействие оратора с аудиторией (произнесение);
  • посткоммуникативный этап, являющийся анализом выступления (рефлексия).

В основе ораторской деятельной лежит три понятия – этос, логос, пафос.

  • Этос подразумевает обоснованность речи обстоятельствами, влияющими на тему выступления (место, время, продолжительность речи);
  • Логос отвечает за логическую составляющую;
  • Пафос включает эмоциональный и мимический окрас выступления.

Предмет и задачи риторики в XXI веке или зачем нужна риторика сегодня

Наше время характеризуется высокими технологиями, разносторонней, доступной, неустанно развивающейся системой образования. Это век информации и сообщения. Коммуникативные способности личности, её стремление к развитию, определяют успехи во всех сферах жизни.

В первую очередь ораторское мастерство пригодится людям непроизводственных сфер деятельности – работникам СМИ, адвокатам, психологам, преподавателям, дизайнерам, продавцам и пр.

Но зачем нужна риторика слесарям, врачам, водителям? Ответ в следующем вопросе каждый найдется для себя отдельно: Какому человеку не нужно уметь мыслить и владеть своим словом?

Изучение основ ораторского мастерства, психологии, языка телодвижений будут полезны каждому, кто стремится к полной, комфортной жизни в обществе.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Виды красноречия

Существует пять основных видов красноречия:

  • Социально-политический вид – дипломатические, социально-политические, политико-экономические, парламентские, митинговые и агитаторские речи.
  • Академический вид – научные лекции, сообщения, рефераты, семинары и доклады.
  • Судебный вид – речи действующих лиц судебных процессов: адвокатов, обвинителей, судей.
  • Богословское красноречие или духовный вид – напутствия, проповеди, торжественные речи церковной направленности.
  • Социально-бытовые виды красноречия – застольные, юбилейные, праздничные или поминальные речи.

Как выбрать тему

Надо подбирать тему, которую можно развивать в процессе выступления. Информация должна быть важной, понятной для аудитории. Как выступать, познакомьтесь с интересами, воспитанием, образованием, занятиями. Интерес публики зависит от факторов:

  • интересы слушателей;
  • групповые и злободневные;
  • конкретные и новизна темы;
  • заложенные элементы конфликта.

Рассмотрим каждый фактор в отдельности.

  1. Актуальные темы: жизнь, смерть, любовь, здоровье, взаимоотношение в семье, деньги и собственность, профессия, карьера и социальный статус. Темы будут интересны разной аудитории. Тема у слушателей может вызвать опасность, а может сформировать представление о жизненно важных элементах. Главное — начать разговор с важного. Например, собрание на предприятии. Если оратор хочет увлечь слушателей, то нужно начать речь с зарплаты. В таком случае, рабочие и служащие встретят вас с глубоким пониманием. Если это собрание в школе, не стоит начинать с денежных вопросов, лучше начать речь с успеваемости детей.
  2. Групповой интерес считается основой для высказываний. Собрание проходит в группе, где студенты выпускники собираются на стажировку за границу. В этом случае нужно начинать изложение о национальных традициях, заработке, предостережениях и искушениях. Для студентов это будет интересная и полезная информация. Если вы выступаете в рабочем коллективе, то можно рассмотреть вопросы о коррупции самоуправления, как организовать досуг молодежи.
  3. Злободневный интерес. Он вызван текущими моментами, к примеру: выборы, новости дня, возможная эпидемия и как с ней бороться, референдум и так далее. Абсолютно всех людей интересует вопрос о справедливой зарплате, своевременных выплат. Важно суметь вовремя рассмотрения актуальных тем затронуть предметы, которые с этим связаны. Если оратор является представителем страховой компании, то слушателям интересна тема, как застраховать имущество.
  4. Конкретный интерес вызван слушанием и чувствами. Начните разговор с конкретных вещей, которые окружают, например, с автомобилей, животных, природных явлений, еды. Все вещи имеют тесную связь с работой, удобствами и развлечениями. Если вы затронули тему курения, то будут интересны темы о вреде курения.
  5. Новые темы интересны для людей. Слушатели узнают о том, как люди живут в разных странах, об их традициях, мировых путешествиях, о чудесах будущего и прошлого мира. Новые темы должны подтверждаться фактами. Если человек не будет иметь представление о теме выступления, то не сможет его понять и послушать.
  6. Конфликты в речи. Это один из элементов в подготовленной и сформированной речи.

Необходимость риторики в развитии языковой личности

Речевая деятельность, которая осуществляется в четырёх видах (говорение/слушание, чтение/письмо), является основой для формирования коммуникативной компетенции индивида – способности использовать язык как средство познания и эффективного общения.

Развитие всех видов речевой деятельности влечет за собой и языковое развитие личности.

Определение 2

Под языковой личностью следует понимать человека как субъекта речевой деятельности, способного к пониманию, воспроизведению и созданию текстов (высказываний) разного уровня сложности и структуры в зависимости от целей и условий общения.

Вклад риторики в совершенствование языковой личности заключается в следующем:

  1. Развитие навыков речевого целеполагания и планирования (какие цели адресант желает достичь в общении и какими средствами).
  2. Формирование умения прогнозировать содержание и результаты речевой деятельности.
  3. Обогащение словарного запаса, расширение представлений о выразительных возможностях языка за счёт включения в неё тропов (лексических средств изобразительности), фразеологизмов, афористических сочетаний;
  4. Расширение диапазона используемых синтаксических конструкций за счет возможностей языковой синонимии, фигур речи (выразительных возможностей синтаксиса).
  5. Воспитание культуры использования невербальных средств общения (жестов, мимики, пантомимики) в коммуникации.
  6. Развитие навыков оценки собственного высказывания с точки зрения его правильности, коммуникативной эффективности, соответствия эстетическим и этическим нормам общения.

Ораторское искусство перед публикой

Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом. Ведь каждая публика другая и каждой аудитории нужна иная речь.

Если я говорю перед специалистами, мне стоит пользоваться более профессиональными фразами и терминами.

А если идет разговор перед неопытной аудиторией, тогда нужно более педагогически построить речь. Лучше начать с самых базовых концептов и только медленно продвигаться вперед.

Если это разговор перед молодой публикой (студенты и академики

), то стоит выступать динамично и быть более смешным.

Но если выступаем перед профессорами и деканами, то нужно быть более серьезней и чуть меньше шутить.

И вот, что самое интересное в риторике! Одна и та же речь будет любимой и пользоваться огромным успехом перед одной аудиторией. Однако при этом будет полностью отвергнута другой.

Из этого следует, что хороший оратор всегда задаст себе вопрос — кто передо мной сидит? Кто моя публика и каковы особенности целевой аудитории? Что они знают и что им было бы интересно услышать?

Такой анализ — это главное оружие оратора.

Поэтому если у вас есть презентация, то всегда имейте ее различные варианты для разной публики. К примеру, для специалистов, молодой публики, новичков и для престарелых.

Как убедить свою публику аргументами?

Аргументы нужно делать весомыми, а не просто перечислять. Обычно, когда люди аргументируют, они стараются принести больше аргументов.

К примеру, говорят по экономическим причинам то-то, по политическим то-то и так далее. В итоге, они вообще, не развивают свой аргумент, а просто дают перечисление. Не идут вглубь.

А если хотим убедить людей, то очень важно идти вглубь и именно выстроить красивый аргумент.

Виды аргументов в риторике

Вот основные виды аргументов в риторике:

  • К логосу — это утверждение, защищаемое оратором. Считается более корректным видом, так как основывается на подлинных обстоятельствах дела.
  • К этосу — апеллирует уже к участникам общения (к оратору и аудитории
    ). Делится на два вида: К авторитету — считается корректным только на основе авторитетного источника информации. Сюда входят цитаты и мнения великих людей, авторитет должности, организации, учреждения и так далее.
  • К личности — выделяет личные качества другого человека. Все основывается на личности оппонента, а не в самой сути. В основном используется при критике утверждений других людей. Делится на: Указывается на то, что оппонент действует вопреки аргументу
  • Переход на личности (критика и оскорбление
    )
  • Объяснение точки зрения оппонента его личными обстоятельствами
  • К пафосу — утверждения, которые апеллируют к чувствам. Необходимо чтобы вызвать у аудиторий такие чувства, которые будут способствовать принятию тезисов оратора. Делится на:
      Аргумент к выгоде — стимулирует осознание личных интересов аудитории в той проблеме, которая обсуждается. Это повышает интерес к выступлению оратора.
  • К гордости — расхваливает определенные качества собеседников. Например, с помощью комплиментов можно увеличить удовольствие аудитории и запрограммировать ее на лояльное восприятие речи.
  • К сожалению — сочувствие к тому, что говорит оратор. Например, ученик на экзамене ссылается на свое трудное жизненное положение ради удовлетворительной оценки.
  • К силе — указывает на неприятные последствия для аудитории в случае отказа. Тут речь идет о принуждении и к угрозе.
  • К публике — идет обращение к чувствам аудитории чтобы отвлечь от объективного рассмотрения данного вопроса. Это своего рода отвлекающий маневр. Мол, я свой человек и понимаю каково это.
  • Схема хорошего аргумента

    SEXI

    — это схема аргументации. Эти буквы репрезентируют один элемент в аргументации. Его ни в коем случае нельзя забывать.

    S

    (
    statement
    ) — утверждение. К примеру, нам стоит открыть новый филиал на Украине. Или я считаю, что вы мне должны платить больше за работу.

    E

    (
    explanation
    ) — объяснение или обоснование. То есть насколько мы сможем обосновать свое утверждение. К сожалению, у многих обоснование очень короткое. Как правило, 2 — 3 логических обоснования.

    Но часто оно не убеждает потому, что человек не понимает точку зрения другого лица. Поэтому нужно давать минимум десять (а лучше двадцать

    ) предложений.

    Чем глубже обоснование, тем больше вероятности убедить собеседника. Но на самом деле еще нужен третий элемент аргументации в риторике.

    X

    (
    eXample
    ) — пример. Всегда хорошо иметь конкретный пример того, о чем вы говорите. Это может быть фиктивный (
    придуманный
    ) пример. Но желательно, чтобы был из реальной жизни.

    Вы приводите пример какой-то конкурирующей фирмы, которая открыла филиал в другой стране. Или же вы говорите о коллеге, который получил на 10% больше зарплаты, чем вы.

    Стоит сказать, что пример очень прост в аргументации. Его намного проще понять. Еще он действует, как доказательство. Если есть пример из жизни, то ваше абстрактное обоснование не просто какая-то теория. Для этого есть доказательство в реальной жизни.

    I

    (
    impact
    ) — значимость. Стоит объяснить почему то, что мы говорим не только правильно, но еще и значимо для собеседника.

    Можно представить, что мы говорим о формуле, которая в жизни не играет никакой роли. Но если сможем показать, что это правило имеет большой вес, тогда человек изменит свое мышление и действие.

    То есть мало просто объяснить и дать пример почему правильно утверждение. В конце речи нужно сказать почему это важно в повседневной жизни.

    Помните, что правда лежит в глубине!

    Поэтому аргумент нужно представлять так, как будто мы роем глубокую яму. И чем больше даем информации на обосновании, примере и значимости, тем больше вероятности в убеждении.

    Какие аргументы особенно эффективны

    Есть сотни возможностей аргументации и объяснения. Но все же, самый эффективный тип, это аргумент к выгоде

    . Если покажем какое-то преимущество, то человек с охотой согласится.

    У людей есть разные потребности и нужды. Для некоторых самое главное, это деньги. Можно показать, что он больше заработает или меньше потеряет. В таком случае, этот аргумент будет иметь главную силу.

    Есть люди, которым важна репутация. Можно объяснить в обосновании, что если сделать то-то, то у него поднимется репутация. Тогда такой человек нам быстрее поверит.

    Есть люди, которые верят в свободу. В таком случае, нужно доказать, что если сделать это, то у него будет больше свободы. Тогда этот человек нам поверит.

    В общем, зацикливайтесь не только на то, чтобы был глубокий аргумент (утверждение + обоснование + пример + значимость

    ). Но обращайте внимание на то, какая потребность (
    интерес
    ) у целевой аудитории.

    Ведь аргументов очень много. Однако лишь некоторые из них действительно, смогут убедить публику.

    А важное для оратора — распознать, какая есть главная выгода для аудитории. Потому что если он правильно найдет выгоду, то у публики появится естественный интерес поверить аргументу.

    Послесловие

    В мире есть наука, которая носит гордое название — риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о её существовании или её значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении. По нашему мнению, её не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.

    И в заключение, возвращаясь к вопросу об актуальности высказывания Аристотеля, можно сказать, что оно более чем актуально. Ведь если подумать, то быть хорошо подготовленным, обладать приличным словарным запасом, уметь собрать свои мысли в единое целое и донести их до слушателей, учитывая особенности аудитории — это очень тяжёлый труд. Но посильный. Ведь как говорил Цицерон:

    «Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».

    Он не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.

    Ну и пусть не все мы владеем искусством красноречия, но говорить красиво, правильно, вежливо и понятно мы можем и должны. Вот как раз, поэтому высказывание Аристотеля актуально и поныне. Люди постепенно разучиваются говорить так, как это было положено, и как бы печально это не было, но факт остаётся фактом. Но ведь в наших силах всё исправить. Хотя бы на личностном уровне. Не так ли?

    В следующих статьях о риторике мы будем приводить как поучительные истории, так и методики повышения своих ораторских навыков.

    Как вести себя уверенно во время деловых разговоров и публичных выступлений? Как убедить собеседника в своей правоте? Как манипулировать поведением оппонентов? Как перевести негативно настроенный диалог в позитивное русло? На эти и другие вопросы отвечает чёрная риторика – калейдоскоп коммуникационных стратегий и приёмов. Чёрная риторика неисчерпаема и не признает границ. Желание не упустить из рук поставленную цель – вот главная сила, движущая умелыми мастерами слова. Научитесь нарушать правила, не бойтесь использовать собственные чувства и эмоции собеседников, задействуйте силу убеждения и внушения, тренируйте в себе умение вести спор – и вы непременно добьётесь успеха!

    Одежда оратора

    Людей встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому первая картина человека создается в первые 20 — 40 секунд. Вначале видно то, в чем вы одеты.

    Перед тем, как открывать рот, человек, с которым мы разговариваем, уже имеет первое представление. Поэтому всегда одевайтесь красиво! Это хорошо не только для того, чтобы изменить восприятие своей аудитории. Но это также психологически полезно для нас самих.

    К примеру, есть интересный эксперимент. В одни выходные людям сказали просто пробежать 30 минут по парку. У них была обычная спортивная одежда. За пол часа они пробежали одну конкретную дистанцию.

    На следующей неделе этим же людям сказали пробежать еще раз. Однако в этот раз им дали самые лучшие спортивные вещи от топовых брендов. На этот раз они все пробежали намного быстрее более длинную дистанцию за эти пол часа.

    В общем, в красивых вещах мы себя чувствует более комфортно. Из-за этого мы более способны физически и интеллектуально. Поэтому обращайте внимание на одежду оратора. Это тоже один из хитрых приемов риторики.

    Зачем изучать риторику?

    Ораторское искусство поможет в:

    • безошибочном построении устного высказывания;
    • создании богатого словарного запаса и грамотной речи;
    • использовании литературных приемов;
    • держании ровного звучания голоса;
    • красивом выражении, используя эмоциональные ноты;
    • вычеркивании из речи слов-паразитов и тавтологий;
    • четком и понятном произношении слов.

    Дети не смогут удивить крылатыми выражениями или говорить с контролируемой интонацией. Если заниматься этим с детства, то у ребенка будут развиваться ораторские способности и к школьным годам он станет интересным собеседником.

    С помощью правильно поставленной дикции проще общаться со сверстникам, донести до человека правильную мысль.

    Риторика в деловом стиле

    Ораторы не раз задавались вопросом, в чем же заключается деловая риторика? У деловой риторики есть название “частная”. Ее принцип работы основан на том, чтобы изучить правила и закономерности, которые принято использовать в диалогах.

    Используя приемы деловой риторики, выявляется общая закономерность делового общения. Можно сформировать устное изложение в деловом жанре (доклад, переговоры, деловую переписку или телефонный разговор). Риторика в деловом стиле имеет тонкую границу с документоведением.

    Как подготовиться к выступлению?

    Для правильного составления выступления нужно придерживаться правил. Каждое правило — раздел риторики:

    1. Интенция — направлено мыслить, чтобы решить задачу.
    2. Диспозиция — правильно распределить мысль.
    3. Элокуция — языковое оформление подготовленной речи.
    4. Мемория — особенность запоминания ораторской речи.

    Перед выступлением сформулируйте гипотезы (мысли речи). Чем больше объем размышлений и знаний, тем больше придет вдохновения. Если тема смогла зацепить оратора, то она зацепит слушателей.

    До выступления работайте над речью. Думайте, ищите информацию и аргументы. За несколько дней сможете создать серьезную базу, основываясь на идеях и фактах.

    Настроение слушателей зависит от времени и места проведения выступления. В бытовых условиях человек серьезно воспринимает информацию, а в большой аудитории тема покажется скучной. Нужно создать обстановку, которая отстранит присутствующих на выступлении от рутины, направит мысли и действия в полезном направлении.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]