Статья:
Транзиторные ишемические атаки, инсульт и другие повреждения головного мозга могут привести к развитию афазии. Основной признак данной патологии — приобретенные нарушения речи различной степени выраженности. Развивается болезнь в результате повреждения участков ЦНС, ответственных за речевую функцию. Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменной или височной области коры больших полушарий и связана с невозможностью пациента назвать объект при сохранении способности к его описанию. Диагностика и лечение патологии носит комплексный характер. В терапии используются лекарственные средства, а также длительная речевая и социальная реабилитация.
О заболевании и его классификации
Афазия проявляется нарушением речи в результате органического поражения нервной ткани в различных участках головного мозга. Локализация повреждённой области обусловливает клинические проявления болезни. На основании характера нарушения речи, невролог А.Р. Лурия выделил несколько типов афазии:
- Моторная, которая дополнительно разделяется на эфферентную и афферентную. Появляется при поражении пре- и постцентральной извилин. Характеризуется трудностями в подборе правильных звуков и нарушении двигательного процесса артикуляции.
- Сенсорная, проявляющаяся нарушением восприятия речи окружающих и своей собственной, в результате чего она становится неразборчивой и аграматичной. Развивается у больных с поражением центра Вернике.
- Акустико-мнестическая возникает у пациентов с повреждением волокон, соединяющих гиппокамп, ответственный за память, со слуховой корой. Речь у больных скудная, с большим количеством пропусков существительных и парафраз.
- Семантическая афазия возникает при поражении лобных участков коры больших полушарий. Человек перестает понимать сложные грамматические конструкции и начинает использовать простые предложения в своей речи.
- Амнестическая, характеризующаяся невозможностью пациента обозначить название конкретного предмета. Встречается при повреждении височных и теменных отделов головного мозга.
Амнестическая афазия встречается у 5-10% больных с поражением коры больших полушарий. Заболевание приводит к снижению уровня качества жизни в связи с затруднением общения с окружающими людьми. Помимо этого, возникают трудности в профессиональной жизни пациента и вероятность утраты трудоспособности.
Устройство речевого аппарата
Функционирование нервного аппарата головного мозга человека устроено таким образом, что нам не приходится ежесекундно задумываться о каждом проведённом действии. Большинство отделов центральной нервной системы работает в автономном, т.е. самостоятельном режиме и всё это благодаря миллионам электрохимических связей как между отдельными нейронами, так и между более высшими нервными центрами. Речевой аппарат взрослого человека состоит из нескольких центров и является сложнейшей структурой, которая благодаря нервным связям функционирует как единое целое. Основную роль в развитии и активизации речевой функции играют мозговые речевые и аналитические центры Вернике и Брока.
Основные причины
Возникновение амнестической афазии наблюдается при воздействии на головной мозг любых повреждающих факторов. Необходимо отметить, что для возникновения симптомов у правшей, повреждение должно локализоваться в левом полушарии, а у левшей — наоборот. К основным причинам органических изменений в ЦНС относят:
- черепно-мозговые травмы, происходящие в результате дорожно-транспортного происшествия или при прямом ударе в височную или теменную область (подобное воздействие обусловливает механическое повреждение нервной ткани);
- энцефалит и менингит, характеризующиеся развитием гнойного или серозного воспаления и разрушения нервных клеток, а также их волокон (наблюдаются при бактериальном, вирусном или грибковом инфицировании);
- доброкачественные или злокачественные опухоли с внутричерепной локализацией;
- проведенные хирургические вмешательства в области височной и теменной коры (при удалении опухолей, сосудистых аневризм и других образований, возможно повреждение функциональных корковых зон, ответственных за речь);
- транзиторные ишемические атаки и инсульты любого типа, проявляющиеся некрозом отдельных участков коры больших полушарий;
- острые интоксикации ядами и лекарственными препаратами (аналогичные изменения развиваются на фоне печеночной и почечной недостаточности, в связи с накоплением в крови токсичных продуктов обмена веществ);
- ейродегенеративные заболевания — болезнь Пика и Альцгеймера, характеризующиеся постепенным разрушением нейронов в коре головного мозга.
Помимо указанных причин, выделяют предрасполагающие факторы к развитию амнестической афазии. К ним относят наследственную предрасположенность и пожилой возраст человека.
Что такое амнестическая афазия?
Афазия – неврологическое заболевание органической природы, которое формируется в результате гибели нейронов, находящихся в зоне коры больших полушарий, отвечающих за синтез и формирование речевой функции, а также восприятия речи и невербальных сигналов окружающих людей. Афазия всегда является патологией приобретённого характера, т.е. она наблюдается у людей с изначально нормально функционирующей речевой функцией, поэтому важно не спутать афазию с алалией, если заболевание наблюдается в детском возрасте.
К развитию патологии может привести широкий спектр причин, однако конечный патогенетический механизм у этого заболевания единый и заключается в обширной гибели нервной ткани, локализованной в специфических отвечающих за речь областях головного мозга.
Клинические проявления
Симптомы амнестической афазии развиваются медленно, в связи с чем, сам пациент и его близкие люди могут длительное время не догадываться о заболевании. Периодическую невозможность назвать предмет часто связывают с возрастом человека, что приводит к поздней постановке диагноза. К основным клиническим проявлениям относят следующие клинические признаки:
- человек не может назвать предмет, однако, легко описывает его внешние характеристики и предназначение;
- из-за сложности подбора названий вещей, речь больного замедлена и имеет большое количество пауз (может наблюдаться противоположная ситуация — беглая речь с частыми ошибками в употреблении слов);
- повторение одних и тех же слов и словосочетаний (характерно большое число описательных конструкций и парафраз);
- количество существительных снижается (наиболее часто, речь состоит из прилагательных, описывающих какой-либо предмет);
- речь логичная и грамматически правильная;
- навыки чтения и письма не страдают и сохраняются на прежнем уровне;
- произношение звуков и их сочетаний не изменяется;
- изменения артикуляции не выявляются.
Амнестическая афазия характеризуется невозможностью удержания названия предмета. В результате этого пациентом используются сложные описательные конструкции, состоящие преимущественно из прилагательных. Именно подобная особенность речи позволяет заподозрить заболевание и обратиться за медицинской помощью.
Преимущества обращения в Юсуповскую больницу
Лечение афазии разных форм в Москве проводят опытные специалисты неврологического отделения Юсуповской больницы. Доверяя нам свое здоровье, можно быть уверенным в получении квалифицированной медицинской помощи. Каждому пациенту гарантирован индивидуальный подход. В своей работе врачи используют проверенные современные методики, что обеспечивает положительный результат терапии.
Несмотря на высокое качество оказываемых услуг, цены доступные (подробнее с прайс-листом можно ознакомиться на сайте). Помимо неврологии доступны услуги и по другим направлениям, среди которых онкология, хирургия, терапия. Для удобства оплату за лечение можно осуществлять наличными и по безналичному расчету. Чтобы записаться на прием к специалисту, достаточно позвонить по указанным номерам или заполнить заявку в онлайн-режиме, оставив свои контактные данные.
Диагностические мероприятия
Вопросами диагностики и лечением занимаются два специалиста — врач-психиатр и невролог. Ни в коем случае не следует самостоятельно выставлять диагноз и подбирать терапию. Это может стать причиной быстрого прогрессирования основного заболевания и развития его осложнений. В лечебных учреждениях обследование больного проводится по следующему алгоритму:
- Собираются жалобы больного, а также анамнез жизни и заболевания. Специалист выявляет факторы и возможные причины повреждения головного мозга. В большинстве случаев, необходимо дополнительно побеседовать с близкими людьми.
- Общеклинические исследования: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиограмма и др.
- В связи с наличием когнитивных нарушений, всем пациентам показана нейропсихологическая диагностика, основанная на изучении памяти, внимания, способности к восприятию информации и пр. Подобные методы позволяют уточнить характер нарушения речи, а также предположить локализацию очага поражения в головном мозге.
- Проведение компьютерной или магнитно-резонансной томографии используется для исследования структур ЦНС. Врач получает возможность оценить их целостность и выявить участки повреждения нервной ткани.
- При подозрениях на черепно-мозговую травму, проводят рентген-диагностику черепа. Метод позволяет выявить повреждения костных структур, свидетельствующие о ЧМТ.
- В случае нейроинфекций для выявления патогенного микроорганизма проводят иммуноферментный анализ (ИФА) или полимеразную цепную реакцию (ПЦР) крови и ликвора пациента.
- УЗИ и доплеровское картирование шейных и мозговых сосудов используется при подозрениях на ишемический характер возникновения симптомов. В процессе исследования, врач может установить сужения артерий, формирование в них аневризм, мальформаций и пр.
Комплексный подход к диагностике позволяет определить точную локализацию повреждения головного мозга и выставить точный диагноз.
Диагностика
Амнестическая афазия заболевание, лежащее на стыке двух направлений: неврологии и психологии. Так как для афазии характерны разнообразные нарушения когнитивной функции головного мозга, то такие нарушения не могут не сопровождаться и психическими дефектами. Для выявления амнестической афазии используют методы нейропсихологической диагностики. Для верификации заболевания и уточнения степени нарушения функциональной активности речевого аппарата больного человека, прибегают к применению специальных проб. Обычно такие пробы используют разнообразные предметы с различной степенью сложности произнесения их названия. Также существуют пробы описательного характера, когда пациенту говорят о характеристиках предмета и смотрят сможет ли больной ответить с подсказками. Ряд проб определяют связь речевых и зрительных проявлений, например, больному последовательно показывают несколько предметов относящихся к одной категории, если больной не отвечает, то значит у него есть нарушение связи между речевой функцией и зрительными образами, что можно интерпретировать в пользу сенсорно-амнестической афазии.
Помимо специальных неврологических и психологических проб, каждому пациенту в обязательном порядке проводятся лабораторные и инструментальные методы исследования. В зависимости от причины, вызвавшей афазию диагностические методы будут более или менее информативными.
В клиническом Институте Мозга функционирует высокотехнологическое диагностическое отделение, в котором можно провести такие исследования, как:
- Томографические исследования: компьютерная и магниторезонансная томография с контрастированием и без;
- Рентгенологическое исследование черепа и головного мозга для выявления дефектов;
- Ультразвуковая сонография и доплеровское картирование сосудов шеи;
- Комплексная лабораторная диагностика.
Помимо высококлассной аппаратуры не менее важным диагностическим значением обладает и специалист. В диагностическом отделении работают высококлассные специалисты, сертифицированные в смежных областях медицины, что повышает эффективность диагностического поиска и последующего лечения каждого отдельно взятого пациента.
Эффективное лечение
Основная задача терапии — устранить первопричинный фактор, приведший к развитию заболевания. В случае выявления опухолевых образований, гематомы и других объемных структур, больному показано проведение нейрохирургического вмешательства с их удалением. При нейроинфекциях назначают этиотропную терапию — антибактериальные, противогрибковые или противовирусные препараты.
Лечение амнестической афазии и устранение ее симптомов включает в себя медикаментозные и немедикаментозные виды воздействия. Среди лекарственных средств выбирают следующие препараты:
- ноотропы (Фенотропил, Пирацетам и др.), улучшающие обмен веществ в нервной ткани и способствующие повышению когнитивных функций;
- медикаменты, улучшающие мозговое кровообращение: Актовегин, Церебролизин и их аналоги (повышают доставку питательных веществ и кислорода с кровью к коре больших полушарий, что положительно сказывается на когнитивных навыках человека).
Назначение любых лекарственных препаратов должен проводить только врач. Все медикаменты имеют ряд противопоказаний к своему использованию, которые следует учитывать при подборе лечения. В противном случае, у больного могут появиться побочные эффекты лекарств. Кроме медикаментозного воздействия, применяют методы неинвазивной стимуляции головного мозга с помощью магнитных полей или слабого электрического тока. Подобные процедуры улучшают работу нервной ткани и позволяют повысить когнитивные навыки.
Реабилитационные мероприятия
Наибольшее значение в коррекции амнестической афазии имеет правильная и комплексная реабилитация. Обучение, направленное на восстановление речи и других навыков, проходит в несколько этапов:
- Сначала пациента учат работать с предметами через их зрительный образ. Для этого используют карточки с изображением и его названием. Это позволяет связать определенный зрительный образ предмета и функции с его наименованием.
- На втором этапе акцент в реабилитации сделан на восстановлении ситуативно-обусловленной речи. С больным проводят комплекс занятий, включающих в себя ориентировку на месте с речевыми указаниями специалиста, обсуждение различных бытовых тем. Для закрепления полученных результатов проводится самотестирование, анкетирование и занятия с реабилитологами.
- Последний этап направлен на улучшение зрительной и слухоречевой памяти. Пациенту предлагают разгадывать кроссворды и загадки, пересказывать отрывки из книг или проведенной беседы и сочинять истории. Проводят занятия на улучшение фактической памяти с помощью запоминания важных дат, адресов и другой информации. Важное значение имеет общение с близкими людьми, так как активная речь и ее восприятие помогают больному восстановить функции различных отделов головного мозга.
Помимо указанных занятий, все больные нуждаются в постоянной трудовой деятельности, чтении книг и посещении занятий лечебной физкультурой. Процесс реабилитации продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от тяжести повреждения головного мозга.
Вспомнить все!
Нарушения при амнестической афазии требуют слаженной работы команды врачей и дефектологов. Необходимо подключаться и родным малыша. Главное — делать это правильно. Ведь задача — выстроить новые связи взамен утраченных, а значит, простым повторением многого не добьешься. Образ предмета складывается из набора факторов, и задача взрослых — подключить как можно больше ощущений ребенка. Малыш не может вспомнить слово «ложка» потому, что нарушена связь между зрительным образом и названием предмета? Не беда, ведь ложку можно:
- пощупать,
- покрутить в руках,
- лизнуть,
- послушать, как она падает на пол,
- понюхать.
Какое-то из знакомых ощущений вполне может оказаться ключиком к забытому слову и подскажет специалистам возможные пути реабилитации. Детский мозг пластичен, и при устранении причины забывания слов наращивает новые связи довольно быстро. Особенно если дать ему поддержку в виде дозированной нагрузки, которая будет стимулировать активность различных зон.
Как предупредить развитие заболевания
Профилактика амнестической афазии основывается на превентивных мерах, обуславливающих поражение структур ЦНС. К ней относятся следующие врачебные рекомендации:
- избегать ситуаций, способных привести к черепно-мозговым травмам (при занятиях травмоопасными видами спорта использовать шлем и другую защитную амуницию);
- при наличии заболевания сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов, соблюдать назначения врача и не заниматься самолечением;
- после нейрохирургических операций полностью проходить реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление когнитивных навыков;
- регулярно заниматься спортом, включающим в себя аэробные нагрузки и силовые тренировки;
- исключить вредные привычки — употребление спиртных напитков и курение;
- нормализовать рацион питания, исключив из него все жирные, соленые, копченые продукты, и увеличив долю нежирных сортов мяса (курятина, крольчатина), рыбы, фруктов, овощей и ягод;
- в пожилом возрасте продолжать читать книги, учить стихи, заниматься рукоделием и другими хобби (подобные занятия предупреждают развитие болезни Альцгеймера и болезни Пика).
При выявлении любых признаков амнестической афазии у себя или близкого родственника, следует сразу же обратиться за медицинской помощью. Лечением патологии занимается врач-невролог или психиатр. При отсутствии данных специалистов, необходимо посетить терапевта, который проведет первичную диагностику и направит больного на дальнейшую консультацию в профильные лечебные учреждения.
Прогноз зависит от степени повреждения нервной ткани и времени начала лечения и реабилитации. При небольшой зоне поражения и раннем начале терапии, у больного постепенно восстанавливается нормальная речь и другие когнитивные навыки. Если лечение начато поздно, то его эффективность ограничена. Возможны остаточные речевые дефекты различной выраженности. Важное значение в устранении афазии играет поддержка близких людей, непосредственно участвующих в реабилитации больного.
Реабилитация
Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.
Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:
- Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
- Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
- Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
- Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
- Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.