«Тропы» или изобразительно-выразительные средства языка

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Средства художественной выразительности

Изобразительно-выразительные средства в зависимости от используемых элементов русского языка делятся на три типа:

  1. фонетические, основанные на определённом подборе звуков речи;
  2. лексические, связанные со значением слова;
  3. синтаксические, опирающиеся на структуру синтаксических конструкций.

Все три типа, использованные в комплексе, повышают читабельность, увлекательность текста, полнее раскрывают авторский замысел, делают литературные произведения многоплановыми. Проникнуть в эту многоплановость, не упустить значение мелких деталей способен читатель, знакомый с применением выразительных средств, умеющий их распознать и понять их значение. Для незнакомого с аллегорическим выражением мысли басни останутся забавными рассказиками из жизни животных. Не уловивший градации пройдёт мимо нарастания эмоции автора или персонажа. Понявший метафору в прямом значении усомнится в реальности описываемого.

Грамотный читатель, умеющий не только складывать буквы в слова, но и понимать возможности художественного использования получаемых слов, становится соавтором писателя в создании образов.

Как сделать текст выразительным?

Для создания художественного образа понадобятся такие средства выразительности, как анафора, эпитет, параллелизм, градация. С их помощью создают многоплановую картину. Как правило используют не одно синтаксическое средство выразительности, а сразу несколько.

  • Инверсия. Слова расставлены не в прямом порядке. Синтаксическое средство выразительности делает речь более выразительной.
  • Умолчание. Автор сознательно что-то не договаривает, чтобы пробудить в читателе чувства и мысли.
  • Риторическое обращение. Ответ на вопрос не подразумевается. Важно привлечь внимание слушателя.
  • Антитеза. Противопоставление образов и понятий.
  • Фонетические средства

    Термин фонетический происходит от греческого слова φωνή, что значит «звук». Речь идёт не о любом звуке – стук молотка, лай собаки или шуршание листьев в сферу интересов фонетики не входят, она занимается звуками человеческой речи. Соответственно и фонетические средства выразительности основаны на восприятии речевых звуков – фонем.

    Основных фонетических выразительных средств выделяется три.

    1. Аллитерация. Подразумевает употребление в ограниченном отрывке текста (например, в пределах четверостишия) однотипных согласных звуков.

    Дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин)

    Вариантом приёма считается употребление слов, начинающихся с одной и той же буквы – «скандинавская аллитерация», особо популярная в англоязычной литературе. Примером служат, в частности, персонажи «Гарри Поттера» Дж. Роулинг, у которых имя и фамилия начинаются с одной буквы (Северус Снейп, Гермиона Грейнджер и др.), или плакатики с социальной рекламой из «Конца главы» Дж. Голсуорси («Тотализатор – тщетная трата тысяч»).

    1. Ассонанс. Употребление одинаковых гласных звуков в рамках строки, строфы или предложения.

    Дыша духами и туманами, она садится у окна. (А. Блок)

    1. Звукоподражание. Передача с помощью фонетических средств звуков окружающего мира – громовых раскатов, стука лошадиных копыт по булыжнику, шуршания шин по дороге или мышей в подполье.

    И непрерывно гром гремел, и ветры в дебрях бушевали. (К. Рылеев)

    Применение фонетических приёмов называется звукописью, поскольку с помощью подбора фонем в литературном произведении рисуется яркая, «озвученная» картина, стимулирующая работу воображение читателя.

    Что такое аллегория в литературе

    Что представляют собой тропы?

    Слова, которые употребляются в переносном значении, делают произведения ярким, передают основные признаки образа. Синтаксические средства выразительности речи необходимы в произведениях, чтобы глубже показать происходящее событие или рассказать о человеке.

    В баснях употребляют аллегорию. Чтобы преувеличить признаки или совершаемое действие, понадобится гипербола. В 19 веке писатели сатирически описывали пороки общества с помощью гротеска. Когда скрывают истинный смысл передаваемой информации, ее маскируют под ироническими высказываниями. Чтобы неживым существам придать свойства живого, понадобится олицетворение.

    Лексические средства выразительности

    К лексическим относятся выразительные средства, базирующиеся на использовании изобразительных возможностей лексической единицы – слова. Синонимия, антонимия, экспрессия и другие стилистические средства, составляющие палитру русского языка, относятся к так называемым не специальным, то есть, помимо художественной, играют и чисто утилитарную роль в речи. Специальные, используемые исключительно в художественных целях, это тропы.

    Тропы

    Тропы основаны на переносном значении слов. Минимальное количество выделяемых разновидностей тропов – три: метафора, метонимия и синекдоха. Причём для литературоведов, считающих синекдоху частным случаем метонимии, перечень сжимается до двух позиций.

    Список тропов, предлагаемый традиционным литературоведением, содержит приведённая ниже таблица с примерами.

    ТерминЗначениеПримеры
    МетафораПеренос наименования с одного объекта на другой по сходству.Оратор окинул слушателей пламенным взглядом.
    МетонимияПеренос названия на основе смежности понятий.Аудитория встретила слова преподавателя гулом недовольства.
    СинекдохаКоличественный перенос «часть – целое» и «один – много».Немец по природе своей педантичен и законопослушен. Я за той синей кофточкой занимала.
    ЭпитетОбразное, художественное определение.Вошедший окинул собравшихся дерзким, пренебрежительным взглядом.
    АллегорияИносказание, замена конкретным образом, символом отвлечённого понятия.Лиса в баснях – аллегорическое изображение хитрости, осёл – глупости, лев – царственности.
    ГиперболаХудожественное преувеличение.Сына с места и танком не своротишь.
    ГротескПреувеличение до фантастических пределов.Игорь на спор пешком до Луны дойдёт и назад вернётся.
    ЛитотаПреуменьшение, приём, обратный гиперболе.Голосок тоньше комариного писка, а в певицы метит.
    ОлицетворениеПридание неодушевлённым предметам свойств одушевлённых.Река неспешно пересекает равнину, неся на своём хребте рыбачьи лодки.
    ИронияВыражение тонкой насмешки путём употребления понятий в обратном значении.Скажи что-нибудь ещё такое же умное.
    ПерифразЗамена наименования описанием.Благодаря самоотверженности людей в белых халатах жизнь больного спасена.

    Фигуры речи

    Стилистические приёмы, основанные на слове, но не использующие его переносного значения, называются фигурами речи. К ним относятся.

    Что такое парцелляция в русском языке

    ТерминЗначениеПримеры
    АнафораОдинаковое начало предложений или стихотворных строк.Интернет – зло. Интернет полностью выбивает человека из реальной жизни. Интернет подключать мы не будем.
    АнтитезаПротивопоставление на уровне слов, предложений, отрывков текста.Чем чаще учитель срывался и повышал голос на детей, тем реже они реагировали на повышенный тон.
    ГрадацияРасположение синонимических понятий в порядке усиления или ослабления значения.Пришла ночь, и на Анну навалилась тяжёлая, пудовая, неподъёмная тоска.
    Лексический повторНамеренное употребление в тексте одного и того же слова несколько раз для усиления его смысла.Всюду сосны, сосны, и справа, и слева сосны, и впереди, и сзади, и, кажется нет дороги из этого бесконечного царства сосен.
    ОксюморонСоединение в одно словосочетание несочетаемых понятий.Как пережить эту горькую сладость прощания?
    СравнениеУточнение понятия путём сопоставления его с другими.Сияющий, как начищенный медный самовар, автор пьесы принимал поздравления актёров и зрителей с удачной премьерой.
    ЭпифораФигура, противоположная анафоре: одинаковые слова не начинают, а завершают фразу или строку.Такое поведение говорит о невоспитанности. Самой обыкновенной невоспитанности. Бич нашего времени – невоспитанность.

    В ряд фигур речи включают основанные не только на лексических единицах, но и на синтаксических, использующие не значение слова, а структуру предложения.

    Термин и значениеПримеры
    Инверсия, или нарушение прямого порядка слов: помещение подлежащего после сказуемого, определения после определяемого слова и пр.Задул, завыл ветер северный.
    Риторические вопросы, восклицания и обращения, по форме направленные к читателю или собеседнику, но не требующие ответа.До каких пор ещё вы собираетесь испытывать терпение руководства?
    Синтаксический параллелизм, представляющий собой предложения сходного построения.Прямо пойдёшь – на пустырь попадёшь. Направо пойдёшь – на бульвар забредёшь. Налево пойдёшь – в люк упадёшь.
    Умолчание – внезапно оборванное высказывание, предоставляющее читателю или собеседнику самостоятельно додумывать несказанное.Увидишь Марию – скажи ей… А впрочем, ладно, забудь.
    Эллипсис. Добавляет высказыванию динамичности за счёт выпуска отдельных слов, легко восстанавливаемых по контексту.Внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку…

    Изобразительные возможности лексики

    Для достижения выразительности текста используются слова, относящиеся к различным лексическим группам.

    ТерминЗначениеПримеры
    СинонимыСлова со значениями или совпадающими, или имеющими оттеночные отличия.родник, ключ, источник
    Контекстные синонимыСлова, получающие сходный смысл в рамках контекста, в котором использованы.В рассказе В. Бианки про медведя, дёргавшего щепку, торчащую из пня, и прислушивающегося к издаваемому вибрирующей щепкой звуку, наименование музыкант выступает в качестве контекстного синонима к слову медведь, поскольку именно зверь занимался «музыкальными упражнениями».
    АнтонимыИмеющие противоположное значение, также имеют контекстную разновидность.горячий – холодный, лето – зима
    ОмонимыПолностью совпадающие по написанию и произношению, но обладающие не связанными между собой значениямирозетка электрическая и розетка – блюдечко для варенья
    ОмографыИмеют совпадение только в письменном варианте, а в произношении различны.а́тлас – атла́с
    ПаронимыОднокоренные слова, имеющие разное значение, но выглядящие и звучащие сходноадресат – адресант

    Метафора — что это такое, примеры, виды

    Также в изобразительные возможности лексики входят:

    • Слова, используемые представителями социальных, профессиональных и др. групп: профессионализмы, термины, жаргонизмы, диалектизмы.
    • Книжная лексика, имеющая торжественный характер, и грубоватая просторечная.
    • Устаревшие слова и неологизмы.
    • Заимствованные слова.
    • Фразеологизмы.

    Экспрессивно-эмоциональная лексика

    Употребление экспрессивно-эмоциональной лексики воздействует на слушателя или читателя, вызывая необходимые автору эмоции: сопереживание, отторжение, осуждение, восторг и др. Речевой этикет не одобряет экспрессивные выражения в избыточном количестве, но в качестве речевой характеристики литературного героя или способа воздействия на читателя они оправдывают себя. К экспрессивно-эмоциональной лексике относятся:

    • Разговорная лексика, имеющая по сравнению с нейтральной сниженную стилистическую и повышенную эмоциональную окраску (нервотрёпка, пискля).
    • Слова повышенной эмоциональной окрашенности с положительным или отрицательным оттенком (восхитительный, мерзкий).
    • Слова, имеющие в составе суффиксы со значением эмоциональной оценки (муравьишка, девчуля, человечище).

    Фигуры речи

    В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

    ПовторВ начале, конце, на стыке предложенийЭтот крик и вереницы,
    Эти стаи, эти птицы
    АнтитезаПротивопоставление. Часто используются антонимы.Волос длинный – ум короткий
    ГрадацияРасположение синонимов в порядке нарастания или ослабленияТлеть, гореть, пылать, взрываться
    ОксюморонСоединение противоречийЖивой труп, честный вор.
    ИнверсияИзменения порядка словПришел он поздно (Он поздно пришел).
    ПараллелизмСравнение в форме сопоставленияВетер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
    ЭллипсисПропуск подразумевающегося словаЗа шапку и в дверь (схватился, вышел).
    ПарцелляцияРазделение единого по смыслу предложения на отдельныеИ думаю я снова. О тебе.
    МногосоюзиеСоединение через повторяющиеся союзыИ я, и ты, и все мы вместе
    БессоюзиеИсключение союзовТы, я, он, она – вместе целая страна.
    Риторическое восклицание, вопрос, обращение.Используются для усиления чувствКакое лето!
    Кто, если не мы?

    Слушай, страна!

    УмолчаниеПрерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волненияМой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
    Эмоционально-оценочная лексикаСлова, выражающие отношение, а также прямая оценка автораПрихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]