Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС


Статья:

Цель данной статьи – познакомить дефектологов с работой консультации, а также оказать некоторую практическую помощь врачам и логопедам, проводящим консультативный прием детей с различными речевыми нарушениями в учреждениях различного типа.
Медико-педагогическая консультация является научно-практическим и учебно звеном в работе кафедры. Прием ведут сотрудники кафедры: врачи-психоневрологи, а также логопеды и , сотрудники других кафедр дефектологического факультета – сурдо и олигофренопедагогики. В случае необходимости проводятся иногда дополнительные обследования детей в лабораториях факультета, Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР и других специальных учреждениях.

Большое значение имеет консультация для подготовки студентов-логопедов. Из обследованных отбираются дети для лабораторных занятий студентов III и IV курсов, подбираются дети с различной патологией для демонстрации на лекциях и практических занятиях. Студенты всех курсов присутствуют при обследовании, сначала только наблюдая ход обследования, а затем все активнее включаются в работу.

Это вооружает будущих логопедов приемами обследования, формирует навык общения с детьми и их родителями, помогает разбираться в диагностике различных нарушений.

В консультацию дети обращаются по направлениям врачей, логопедов из детских садов, школ и других учреждений. Часто в консультацию обращаются педагоги массовых и специальных школ. Обследование проводится в их присутствии, определяются дальнейшие мероприятия по оказанию помощи ребенку. Принимаются дети и без направлений по просьбе родителей.

В результате обследования определяются медицинский диагноз, логопедическое заключение, подытоживаются педагогические данные о состоянии и возможностях ребенка. В ряде случаев дети зачисляются на логопедические занятия, которые проводят студенты под руководством методистов. При надобности оформляется рекомендация для ребенка или для устройства его в специальную школу или детский сад. Врач назначает соответствующее лечение, а логопед дает родителям и педагогам советы, как следует помогать ребенку в его общении и речевом развитии.

Многие дети не ограничиваются разовым посещением консультации, а остаются под наблюдением. Периодические обследования на протяжении ряда лет дают возможность проследить динамику общего и речевого развития детей и уточнить эффективность применения в случаях речевой патологии того или иного лекарственного препарата.

Для правильной оценки имеющегося нарушения проводится внимательное ознакомление с развитием и состоянием ребенка. Обследование включает сбор анамнестических сведений (условий раннего развития, перенесенных заболеваний и т. д.), изучение медико-педагогической документации на ребенка и объективные данные всестороннего комплексного обследования. Речь ребенка обследуется в связи с выявлением его личностных и соматических особенностей.

Правильно собранный общий и речевой анамнез помогает установить диагноз, наметить план коррекции дефекта. Во время беседы более полно анамнестические сведения может сообщить мать ребенка. Уточняется возраст и состояние здоровья родителей, употребление ими алкоголя, наркотиков, наличие хронических заболеваний и расстройств речи у близких родственников. Все эти сведения имеют определенное значение в отношении этиологических моментов имеющихся нарушений.

Выясняется, сколько было беременностей у матери, чем они заканчивались, как протекала беременность данным ребенком и роды, уточняется отсутствие или наличие асфиксии (сразу ли ребенок закричал), ее продолжительность, характер предпринятых мер.

Определяются данные физического развития ребенка, особенности становления статических и динамических функций (когда ребенок стал держать головку, сидеть, брать игрушки, ходить и т. д.), динамика развития психической деятельности, особенности характера и поведения.

Более подробно собираются сведения о развитии речи ребенка. Выясняется время появления, характер

Например, у детей с нарушенным слухом , как правило, бывает, а лепета нет. Отсутствие лепета или его позднее появление и скудость могут указывать также на алалию или

Выясняется, когда начался и как протекал у ребенка период самостоятельного произношения первых слов: как быстро увеличивался словарь, когда появилась фразовая речь, как развивалось ее грамматическое оформление, и как формировалась фонетическая сторона речи.

При обследовании учащегося уточняется степень развития его речи к моменту поступления в школу, уровень подготовки к школе, фиксируется история обучения.

В процессе роста ребенка могут иметь место различные заболевания, которые иногда оказывают патологическое влияние на весь дальнейший ход общего и речевого развития. Иногда после общих инфекционных заболеваний, протекающих в тяжелой форме, возникает соматическая , интоксикация нервной системы, развиваются вторичные энцефалиты. Все это может привести к нарушению формирования речи.

В ряде случаев причинами отклонений в речи являются нарушения питания и сна в раннем детстве, недостаточное речевое окружение, невнимание взрослых к ребенку или чрезмерное внимание (последнее часто ведет к перегрузке речевой системы) и т. д.

Условия жизни и воспитания ребенка не могут не сказываться на его речевом развитии (жилищные условия, материальная обеспеченность, режим, культурный уровень и профессия родителей и т. д.). Взаимоотношение родителей между собой, отношение их к ребенку и к его речевому дефекту также имеют значение. Нередко неправильное воспитание ребенка: один из родителей запрещает что-то, а другой позволяет, один наказывает, а другой жалеет, внезапные переходы от ласки к ругани, ссоры в присутствии ребенка, запугивание и т. п. – все почву для расстройства речи

Выясняется, нет ли в семье двуязычия, потому что в некоторых случаях это вызывает задержку развития речи и даже заикание.

При обследовании уделяется внимание изучению документации ребенка – выписки из истории болезни, если ребенок , заключения специалистов о состоянии слуха, зрения, характеристики из детского сада или школы, где обычно указывается на затруднения в обучении, на особенности поведения, личности, речи ребенка, заключения логопеда, если ребенок занимался до момента обследования, уточняется длительность и эффективность логопедических занятий и проводимого лечения.

Врач и логопед в процессе совместного обследования ребенка обращают внимание на понимание, четкость, точность, темп и другие качественные стороны выполнения заданий. Врачу важно знать, как логопед расценивает возможности общего и речевого состояния ребенка, чтобы назначить то или иное лечение. Логопед должен знать, что обнаружил врач в процессе обследования, чтобы понять состояние ребенка и определить эффективный метод воздействия в дальнейшей логопедической работе. Например, врач, учитывая физическое состояние ребенка с речевым нарушением, рекомендует нужный режим и общеукрепляющее лечение. Логопед при работе с физически ослабленным, утомляемым ребенком должен больше разнообразить занятия, чаще делать паузы, предоставляя отдых ребенку в процессе работы. Только правильная дозировка обеспечивает результативность работы.

Одним из основных моментов обследования ребенка с речевым нарушением является исследование состояния центральной нервной системы, включающее определенные этапы: исследование черепно-мозговых нервов, двигательной сферы, чувствительной сферы, рефлексов и их расстройств, речи, психического состояния.

I. Исследование черепно-мозговых нервовНесмотря на то, что в функции речи принимают не одинаковое участие все XII пар черепно-мозговых нервов, целесообразно обследовать их состояние в общепринятом порядке. Остановимся более подробно только на тех, которые имеют значение в функции речи.

I пара – обонятельный нерв, с помощью которого воспринимаются запахи.

Расстройство обоняния выражается либо полным отсутствием способности различать запахи, либо понижением восприятия, но иногда отмечается повышенная чувствительность к определенным пахучим веществам. Чаще расстройства обоняния зависят от заболеваний слизистой оболочки носа, реже связаны с поражением нервной системы. При поражении корковых обонятельных центров возникают обонятельные галлюцинации.

II пара – зрительный нерв. В настоящее время значение зрительного гнозиса в процессе становления речи считается уже доказанным. Маленький ребенок наблюдает за движениями речевых органов и выражением лица говорящего человека. Особое участие принимает зрительный анализатор в образовании более сложных речевых функций: письма, чтения, счета. Зрительный анализатор обеспечивает не только остроту и поле зрения, цветоощущение, но, главным образом, узнавание предметов.

При поражении зрительного анализатора возникают слепота и слабовидение. Специальными исследованиями врачи-офтальмологи определяют эти дефекты и частично компенсируют их подбором нужных стекол, улучшающих коррекцию зрения.

Нарушение цветоощущения (цветовая агнозия) встречается сравнительно редко, исследование производится с помощью набора специальных таблиц. Бывают случаи, когда расстройство зрения носит более сложный характер, например оптическая агнозия – сохраняется способность видеть, но нарушается узнавание предметов и действий. В основе этого лежит нарушение аналитико-синтетических функций мозга, а отсюда возникают трудности в обучении детей письму, чтению, счету. При раздражении в затылочной доле могут возникать зрительные галлюцинации и

III-IV-VI пары – группа нервов, с помощью которых совершаются движения глазных яблок, фиксация взора; совместно с веточками симпатической нервной системы сохраняет форму и регулирует величину зрачков, ширину глазной щели.

При их поражении наблюдается паралич или парез соответствующих мышц, что ведет к косоглазию, ограничению движений глазных яблок, параличу взора, изменению величины зрачка. Иногда наблюдается нистагм. Поражение этих нервов затрудняет формирование активного внимания и навыков чтения и письма.

V пара – тройничный нерв, нерв смешанного типа, содержащий чувствительные, двигательные и секреторные волокна. Чувствительные нервные волокна подходят к коже лица, слизистой оболочке носа, языка (передняя часть). Исследуется чувствительность кожи лица и болевые точки (места выхода веточек этого нерва), и конъюнктивальный рефлексы.

Двигательная часть иннервирует жевательные мышцы лица, исследуется она напряжениями жевательной мускулатуры. В результате сокращения жевательных мышц возникают движения нижней челюсти.

При поражении периферических ветвей тройничного нерва нарушается чувствительность на лице, бывают острые приступы боли (невралгия), а также иногда возникает паралич или парез мышц, в результате чего нарушается жевание, затрудняется звукопроизношение (особенно гласных).

Двустороннее поражение вызывает отвисание нижней челюсти, а раздражение вызывает резко наступающее напряжение мышц.

Секреторные симпатические волокна Перова регулируют выработку слюны и др. Раздражение этой порции вызывает слюнотечение, снижение вкуса передней части языка, слезотечение, покраснение лица и др. Отсутствуют и конъюктивальный рефлексы.

VII пара – лицевой нерв, выполняющий двигательную функцию, иннервирующий все мимические мышцы лица. При исследовании обращается внимание на качество выполнения и симметричность мимических упражнений. Чаще всего поражение бывает односторонним. На больной стороне глазная щель шире, сглажена носогубная складка, отвисает угол рта. Но особенно слабость нерва выявляется при нагрузке. На больной стороне не удается поднять бровь вверх, нахмуриться или сдвинуть брови, крепко зажмурить глаза, оскалить зубы или улыбнуться, надуть щеки, вытянуть губы трубочкой, свистнуть и т. д. Все перечисленные симптомы характерны для периферического паралича. При центральном параличе страдает только нижняя веточка нерва и, следовательно, отмечается сглаженность носогубной складки, а при улыбке или зубов – заметное сокращение здоровой стороны и отставание больной. Отмечается нарушение звукопроизношения губных звуков.

VIII пара – слуховой нерв. Речь развивается на основе слуха, поэтому поражение слухового анализатора всегда отражается на состоянии речи. У глухих детей без специальных занятий речь не развивается. У слабослышащих речь развивается, по отмечаются дефекты речи, тяжесть которых зависит от степени и характера расстройства слуха, от времени возникновения нарушения (при более раннем и более тяжелом нарушении слуха речь страдает больше) от условий быта и воспитания, от психических и интеллектуальных особенностей ребенка. При нарушении слуха страдает вся система речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение.

Острота слуха исследуется несколькими способами. Наиболее простой способ – исследование слуха речью. Это недостаточно точная, субъективная проверка, однако на практике она широко применяется. Начинается исследование с шепотной речи, затем при надобности переходят на речь голосом, и если ребенок не слышит обычную разговорную речь на расстоянии 6-8 метров, то это расстояние постепенно сокращается. Слуховая функция проверяется изолированно, на каждое ухо в отдельности. Более точно состояние слуха исследуется набором камертонов и электрической аппаратурой – аудиометрами. Исследуется воздушная и костная проводимость. Определяется место поражения (звукопроводящий или звуковоспринимающий аппарат). В ряде случаев при поражении слухового анализатора грубых нарушений слуха не отмечается, а нарушается узнавание звуков, звуки не соотносятся с их источниками (слуховая агнозия). В более тяжелых случаях дети с таким нарушением не реагируют на речь, относятся к ней как к любому другому шуму. Эти сложные нарушения аналитико-синтетической деятельности связаны с патологическими особенностями коры головного мозга.

Поражение вестибулярного нерва проявляется головокружением, тошнотой (или рвотой), нарушением равновесия, нистагмом.

IX-X пары – языкоглоточный и блуждающий нервы. Они содержат чувствительные, двигательные и вегетативные волокна, иннервируют слизистую оболочку ротовой полости и мышцы глотки и мягкого нёба.

При параличе мягкое нёбо свисает и не сокращается при фонации. При двустороннем поражении наблюдается нарушение глотания, и забрасывание жидкой пищи в нос (вход в носоглотку открыт). Снижен рефлекс с мягкого нёба, нарушено дыхание. Затруднена артикуляция звуков.

Чувствительные волокна нервов снабжают язык, мягкое нёбо и глотку и содержат вкусовые волокна. Блуждающий нерв связан с вегетативной функцией, ее поражение сказывается на деятельности сердца, дыхания, кишечника.

ХI пара – добавочный нерв, двигательный, иннервирует мышцы шеи. При поражении нерва ограничен объем движений

XII пара – подъязычный нерв, двигательный нерв языка. При обследовании определяется положение языка в полости рта (нет ли отклонений от средней линии). Затем предлагается высунуть язык, проверяется возможность боковых движений языка, способность поднимать его, облизывать губы, производя круговые движения.

При поражении язык обычно уклоняется в больную сторону, так как здоровый нерв выталкивает язык сильнее. Наблюдаются ограничения движений и изменяется их характер: движения становятся затрудненными, замедленными, неловкими. Все это сказывается на процессах жевания, глотания и особенно на речи. Отмечаются трудности в , так как мышцы языка не обеспечивают достаточной силы напряжения и двигательных координации. Произношение звуков при этом смазанное, неясное.

Движения артикуляционного аппарата проверяются не только в плане динамики, но и статики: возможность удержания определенных артикуляционных поз. Обращается внимание на наличие движений и на качество их выполнения (быстрота, точность, четкость). Учитывается наличие и характер – добавочных движений, сопровождающих основное движение.

Нарушение деятельности артикуляционного аппарата может выражаться параличами, парезами (при , дизартрии) и более сложными нарушениями в виде оральной апраксии (при алалии, афазии), когда при отсутствии мышц отмечается неумение выполнить артикуляционное движение, действие. Например, непроизвольное движение (облизать варенье на верхней губе, высунуть язык по направлению к конфете) ребенок может выполнить, однако эти же движения в произвольном плане, по заданию выполнить не может.

При обследовании могут выявиться гиперкинезы – непроизвольные, насильственные движения губ, языка и мимических мышц различного происхождения. Исследуются характер и особенности проявления гиперкинеза.

II. Исследование двигательной функцииУ детей с расстройствами речи часто страдает общая моторика. Исследование ее в некоторых случаях способствует выяснению характера и места поражения. Выявляется объем пассивных и активных движений в суставах, тонус мышц. Нарушение движений может быть связано с заболеваниями суставов. Изменение тонуса мышц бывает из-за поражения нервной системы. Различают два вида пареза и паралича: для центрального характерно повышение мышечного тонуса, оживление сухожильных рефлексов и наличие патологических рефлексов* для периферического – понижение мышечного тонуса, понижение или отсутствие сухожильных рефлексов, атрофия и снижение силы мышц.

Иногда повышение мышечного тонуса бывает связано с поражением подкорковых узлов, что выражается ригидностью; совершаются толчкообразно (феномен зубчатого колеса).

В каждом движении участвует определенная группа мышц, порядок сокращения их регулируется центральной нервной системой.

Координация движений – сложная система двигательных и чувствительных связей коры, подкорки, мозгового ствола, мозжечка, спинного мозга. В патологии может иметь место нарушение координации типа атаксии, наступающей при нарушении путей глубокой чувствительности, при поражении вестибулярной или мозжечковой системы, а также при поражении лобной доли. Различают атаксию динамическую, или локомоторную, которая проявляется во время движений, и статическую, выражающуюся трудностями в сохранении заданного положения.

При поражении подкорковых узлов возникает бедность и замедленность движений, могут иметь место гиперкинезы в виде судорог, тика, атетоза, и др.

В отдельных случаях при обследовании двигательной сферы отмечаются расстройстваРебенка затрудняют действия с реальными и воображаемыми предметами (посолить хлеб, налить воды, причесаться и т. д.); он не может производить по заданию простые действия (закрыть глаза, растопырить пальцы и т. д.), не может подражать действиям. В более тяжелых случаях ребенок становится совершенно беспомощным, не овладевает навыками, необходимыми в повседневной жизни: не может одеться, умыться, не умеет самостоятельно есть. Речь у таких детей, как правило, нарушена.

III. Исследование чувствительности. Исследование чувствительности возможно при активном участии самого обследуемого, поэтому у детей это исследование затрудненно. Проверяется поверхностная чувствительность: болевая, температурная, осязательная и глубокая (мышечно-суставное чувство). Нарушение поверхностной чувствительности выражается в виде снижения, отсутствия, искажения или повышения восприятия и различения раздражений. При нарушении глубокой чувствительности имеет место расстройство координации (атаксия). В отдельных случаях исследуются сложные виды чувствительности (чувство локализации, положение тела и его частей и т. д.).

IV. Исследование рефлексов и их расстройствРефлексы подразделяются кожные, со слизистых оболочек, сухожильные и надкостничные. По ответной реакции и наличию асимметрии судят о состоянии рефлексов и их расстройств. При поражении ЦНС рефлексы с кожи, слизистых оболочек, сухожилий могут отсутствовать или быть сниженными, либо отмечаются высокие, оживленные рефлексы или их неравномерность. Появление патологических рефлексов связано главным образом с поражением пирамидных и корково-ядерных путей. Нарушается тормозное влияние коры на ниже расположенные образования. Патологические рефлексы вызываются на руках и ногах – это рефлексы и другие.

При нарушении речи особое значение имеют так называемые рефлексы орального автоматизма: сосательный или хоботковый рефлекс и ладонно-подбородочный (Маринеско-Родовича). Эти рефлексы можно вызывать у новорожденных детей, потому что формирование пирамидного пути, миэлинизация его волокон еще не , в этом случае рефлексы являются физиологическими (временными) и исчезают по мере развития ребенка.

V. Исследование речи. В ходе обследования устанавливается состояние восприятия (понимания речи) и воспроизведения (собственная речь).

Для уточнения понимания обращенной речи ребенку предлагается показать названные картинки или предметы, выполнить какую-нибудь инструкцию и т. д. Понимание грамматических форм проверяется специальными нимание сложных конструкций: «покажи ручку карандашом, карандаш ручкой», понимание временных, предложных и других конструкций: «положи в, на, под стол, покажи, что едят, из чего едят, чем едят и т. д., чем запирают дверь?, какого цвета трава?, что такое растение? кто такой космонавт?» и т. д.). В ходе выполнения подобных заданий удается выяснить пассивный словарный запас ребенка и установить уровень понимания. При наличии уточняется его степень и характер. Уделяется внимание проверке фонетического слуха и звукового анализа, т. е. определяется умение ребенка различать звуки речи в их последовательности в словах и умение дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Например: ребенку предлагаются парные картинки, где слова отличаются.

В результате ориентировочной беседы с ребенком делается заключение о словарном запасе, о его количественном и качественном составе. В ряде случаев словарь бывает бедным, может искажаться структура слова (парафазии, элизии, контаминации). Проверяется наличие в речи ребенка обобщающих слов (мебель, посуда, одежда и т. д.), навыки автоматизированной речи (дни недели, месяцы, стихотворения, песни). Если отмечается забывание слов, то обращается внимание на компенсацию этого дефекта: вспоминает сам или нужен подсказ звука, слога, вспоминает или говорит другое слово и т. д.

При беседе, рассказе по картинкам уточняется возможность ребенка пользоваться фразовой речью и ее качество, употребление различных частей речи и характер имеющихся аграмматизмов. Можно предложить ребенку составить фразу со словами, объяснить значение слова, выделить группы слов, назвать демонстрируемое действие или продемонстрировать действие но заданию (влезь, пролезь, подпрыгни и т. д.).

Подбираются определения к слову, контрастные слова по основным частям речи: хорошо – плохо, большой – маленький, и т. д. Иногда ребенку предлагается расположить правильно слова деформированного предложения, докончить начатую или реконструировать определенную фразу, вставить слова в нужной грамматической форме в предлагаемый рассказ и другие упражнения.

У детей грамотных проверяется чтение и письмо. В ряде случаев, когда формально устная речь может быть названа правильной, в письменной речи выявляются затруднения. Проверяется знание букв, устанавливается степень овладения навыком чтения (побуквенное, , целыми словами), определяется темп чтения и характер встречающихся искажений (чтение по ошибочной догадке, замены звуков, слов и т. п.). Обращается внимание на выразительность и соблюдение знаков препинания при чтении.

Анализируются письменные работы ученика. Могут встречаться ошибки на звуковые замены, на искажение структуры слов, . Иногда дисграфия отражает дефекты устной речи, но чаще взаимовлияние устной и письменной речи бывает более сложным.

Могут иметь место графические ошибки, зеркальность, что обычно связано с пространственными нарушениями. Часто встречаются грамматические ошибки из-за незнания правил или неумения применять их. В ряде случаев ошибки письма связаны с нарушением работоспособности ученика.

При просмотре тетрадей по математике обращается внимание на написание цифр, выполнение действий, на формулировку вопросов при решении задач, так как иногда из-за трудностей грамматического оформления вопросы лишены смысла («Выделить площадь огорода в длину всех его сторон?», «На сколько муки привезли больше из всех дней каждый?»).

Учащимся предлагается написать диктант, в зависимости от степени овладения грамотой – диктант букв, слогов, слов, текста. Материал для письма и чтения обычно берется ниже возможностей ребенка (на полугодие, класс), чтобы он был вполне доступен по трудности. Лучше, если при обследовании предлагаются ребенку не школьные учебники, известные ему, а какие-либо равноценные пособия. Проверяются знания по различным предметам в пределах школьной программы.

При обследовании заикающегося отмечается, в каком виде речи встречаются запинки (речь сопряженная, отраженная, ответы на вопросы, автоматизированная, спонтанная), каков тип судорог (, тонический, смешанный) и их локализация (артикуляционный, голосовой, дыхательный аппарат).

Обращается внимание на наличие общих и речевых «уловок», На (страх речи). Отмечается темп речи, громкость голоса и т. д.

VI. Исследование психического состоянияВрач и логопед при обследовании изучают не только речь, но и ребенка в целом; при обследовании речи неминуемо выявляются психологические особенности ребенка, характерные черты его личности, состояние интеллекта. При работе с пособиями выявляется, как ребенок устанавливает внутреннюю логическую связь между событиями, как осмысляет серии сюжетных и последовательных картинок, каков запас его понятий, сведений, ориентировка в окружающем. В ходе обследования уточняется отношение ребенка к обследованию, критичность к себе и, в частности, к состоянию речи. Учитывается контактность, поведение ребенка, умение организовать игру, ее качество и продолжительность. При необходимости специальными приемами проверяют внимание, работоспособность и память.

Врач и логопед не только наблюдают, оценивают результаты выполнения определенных заданий, но и помогают ребенку, учитывая при этом сам процесс деятельности, интересы ребенка, отношение его к успеху, неудаче, характер трудностей и способы преодоления их, умение использовать помощь.

О правильности или ошибочности речи и действий, о характере ошибок ребенка судят не на основе одного ответа, который может оказаться случайным, а по ряду аналогичных заданий на тождественном материале.

Чтобы заинтересовать ребенка, широко используются при обследовании наглядный материал и игры. Еще К. Д. Ушинский считал показывание картинок и рассказы по ним средством, заставляющим детей говорить. Кроме разнообразных картинок (предметных, фразовых, сюжетных, серийных), используется в целях наглядности и материал окружающей обстановки, выполняются действия по словесной инструкции, обыгрываются действия с одним предметом по отношению к другим.

Материал обследования строго дозируется, чтобы избежать утомления ребенка, чередуются виды деятельности, предоставляется отдых в работе.

Во время обследования необходимо чутко относиться к ребенку и родителям, которые обращаются в консультацию с желанием получить соответствующую помощь, с верой в улучшение состояния ребенка.

Обследование проводится в присутствии родителей, чтобы они видели возможности ребенка, его трудности, чтобы могли правильно оценить советы специалистов.

Приемы обследования не могут быть стандартизированы, они всегда индивидуально направлены. Это позволяет сделать обследование более качественным с наименьшей потерей времени. В ходе беседы о доме, любимом занятии, об игрушках, друзьях выявляется уровень речевого и общею развития ребенка, и в зависимости от этого строится весь ход обследования, предъявляется соответствующий материал, предлагаются те или иные задания.

В зависимости от характера и тяжести речевого нарушения используется вся схема обследования или некоторые ее разделы, определяется специфика подхода к ребенку, выбор необходимых для обследования приемов и методов.

Обследование детей с речевыми нарушениями требует большого терпения, внимания, напряжения. В ряде случаев однократного обследования бывает недостаточно, необходимо повторное обследование или длительное систематическое наблюдение за ребенком в процессе занятий, во время игровой деятельности, в быту. Тогда могут быть выявлены особенности ребенка, которые остаются незамеченными при разовом обследовании.

Правильно организованное комплексное обследование позволяет точнее речевые нарушения, что очень важно для выбора соответствующих методов логопедической и общепедагогической работы, а также для адекватного лечения.

Обследование речи детей дошкольного возраста

Любовь Алексеевна Аксеновская

Обследование речи детей дошкольного возраста

Обследование речи детей дошкольного возраста

Подготовила учитель-логопед МАДОУ д/с №55 «Сказка»

комбинированного вида ГОЩ

Аксеновская Л. А.

Обследования речи детей воспитателями группы.

Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, воспитатель знакомиться с речью каждого ребенка своей группы. Обследование проводиться дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.

Планируя обследование, воспитатель должен четко представлять, что ему при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как оформить результаты и какие сделать выводы. При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нарушения словаря (пропуски, перестановки слогов, звуков)

и фразовой
речи (не согласовывает слова в предложении)
или серьезные недостатки в звукопроизношении, следует познакомиться с данными о здоровье ребенка, так как развитие
речи тесно связано с психофизическим его развитием.
Различные инфекционные заболевания в первые три года жизни ребенка, особенно болезни, связанные с расстройством питания (диспепсия, дизентерия и др., задерживают рост и развитие всего организма, в том числе и речи. Успех работы по воспитанию правильного произношения у ослабленных и отстающих в развитии детей в значительной степени зависит от строгого выполнения режима, предписанного врачом.

При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих взрослых.

Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать к занятиям по звукопроизношению с ребенком дома только тех, кто говорит правильно.

Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный, имеющиеся недостатки речи (заикание, задержку развития речи и другие)

. Затем проводит индивидуальное
обследование, при котором выявляет особенности речи ребенка. Обследование лучшее проводить тогда, когда в группе мало детей (во время прихода и ухода их домой)
.

Иногда при индивидуальном обследовании ограничивается тем, что предлагают ребенку повторить за воспитателем отдельные слова или звуки. Это не дает представления о самостоятельной речи детей. Подражая воспитателю, ребенок часто произносит звуки лучше, чем в самостоятельной речи.

Опыт показал, что нельзя также проверять звукопроизношение, ограничиваясь прослушиванием прочитанного ребенком стихотворения, так как в заученном со слов взрослого стихотворении он произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать звуки, которые нужно проверить. Поэтому обследование проводиться с использованием специального материала, который должен быть в каждой группе.

Материал для обследования.

Материал подбирается воспитателем и правильно оформляется. Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Часто этот материал оформляется в виде альбомов. На одной странице такого альбома обычно наклеивается 6 – 9 картинок. Но когда их предлагают ребенку, у него рассеивается внимание. Кроме того, даже если ясно, как ребенок произносит звук, все картинки проходится досматривать до конца, так как это ему интересно. К тому же картинки, наклеенные в альбоме, не могут быть использованы в дальнейшей работе. Поэтому целесообразнее вкладывать в картинки в конверты. Воспитатель так подбирает картинки, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково. Картинки должны быть красочные и доступные как по содержанию, так и по исполнению.

Подбираются картинки для проверки следующих групп звуков:

1 – звонкие согласные В, Б, Д, Г

2 – свистящие С, С, З, З, Ц

3 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

4 – сонорные Л, Л, Р, Р

5 – звук Й в конце и начале слога

На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец)

воспитатель подбирает не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок – 10 х 10 см. Картинки меньшего размера можно наклеить на картон принятого размера.

При подборе материала нужно помнить, что звонкие согласные звуки З, Ж, В, Б, Д, Г в конце слов и в середине, если за ним идет глухой согласный, оглушаются, т. е.произносятся как соответствующие им парные глухие звуки: З как С (арбуз, березка, Ж как Ш (нож, ложка, В как Ф (морковь, лавка, Б как П (столб, коробка, Д как Т (дед, лодка, Г как К (дуг, когти)

. Поэтому не следует брать картинки, где эти звуки находятся в конце или середине звука, когда за ними идет глухой согласный. Надо подобрать картинки так, где эти звуки находятся между двумя гласными
(ножи, арбузы)
или перед сонорными, звонкими согласными
(ножницы)
.

Для проверки словаря ребенка не подбирают специального материала, так как сделать это практически невозможно. Но при назывании предметных картинок во время проверки звукопроизношения следует учитывать и состояние словаря, смотреть, не делает ли ребенок перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов. В основном же состояние словаря и фразовой речи воспитатель выясняет на занятиях по разным разделам программы. Уточнение построения предложений, правильного употребления предлогов, согласования членов предложения в роде, числе, падеже воспитатель может провести, используя сюжетные картинки. Картинки подбираются такие, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов. Давать их надо в порядке возрастающей трудности.

Проведение обследования.

Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопроизношения. Он отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, воспитатель отмечает, что звук произнесен нечетко. Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае воспитатель предлагает малышу произнести звук по подражанию.Он говорит: «Летит комарик и звенит – з-з-з. Позвени и ты, как комар»

. Если ребенок, подражая комару, произносит звук З правильно, это означает, что изолированное произнесение звука возможно, хотя в речь ребенок его еще не ввел. В таком случае необходимо закрепление этого звука, т. е. постепенное введение его в слова, фразы, потешки и т. д. Если ребенок заменит звук другим или произнесет искаженно, значит, этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь потом вводить его в речь.

При обследовании речи детей педагог обращает внимание на темп их речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Если имеются какие-то недостатки, надо отмечать их.

Детей, у которых еще не сформирована фразовая речь или часто встречаются неправильное построение предложений, нарушение в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении, обследуют с использование сюжетных картинок. С их

Помощью воспитатель уточняет ошибки, встречающиеся в формировании ребенком фразы. В процессе обследования нельзя повторять неправильно произнесенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не только травмирует, но и способствует закреплению неправильного произношения.

Оформление результатов обследования.

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все ответы детей записывает в тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждого ребенка отводят одну – две страницы. При обследовании педагог отмечает наличие грубых видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, неба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус, такие дети нуждаются в консультации ортодонта

Затем записывает в тетради состояние звукопроизношения:

• Пропуск звука

• Замену звука

• Искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно)

• Смешение звука (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется)

Отмечается также состояние словаря:

• Соответствует ли словарь возрасту

• Правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает их, пропускает слоги, звуки; переставляет слоги, звуки; называет только отдельные слоги).

Проверяя состояние фразовой речи,воспитатель отмечает:

• Как говорит ребенок – фразами или только словами;

• Правильно ли строит фразу – согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги в своей речи и т. д.

• состояние связной речи – может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т. д.

Воспитатель записывает в тетради и другие особенности, встречающие в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т. п. Проведенное обследование позволяет педагогу четко представить общую картину состояния речи детей всей возрастной группы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]