Какие есть типы оперных голосов и чем они отличаются?


Существует несколько классификаций певческих голосов в соответствии с различными характеристиками: силой голоса, его подвижностью, отчетливостью и др. Наиболее распространена классификация с учетом пола артиста и его музыкального диапазона. Так, к женским голосам относятся сопрано, меццо-сопрано и контральто, к мужским — контртенор, тенор, баритон и бас. При этом некоторые из них делятся на более узкие подвиды. Чем отличаются разные виды певческих голосов, рассказывает АиФ.ru.


Нажмите для увеличения

Тембр голоса, виды

Наиболее приятным тембром считается голос, которому присуща правильная модуляция, как по высоким, так по низким тонам. Фактически любой голос при правильном подходе можно поставить. А значит – придать ему профессиональное звучание. Для этого нужно учиться управлять частотностью голоса, а также – эмоциональной окраской. Сделать это несложно при помощи специалиста по вокалу. Чтобы определить собственный тембр, необходимо знать, какие бывают тембры голоса вообще. Существует несколько основных типов:

1. Мужские. Тембр голоса мужчины бывает трех видов:

  • тенор. Это самый высокий мужской голос. Бывает лирическим или драматическим.
  • баритон;
  • бас. Наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными. Он бывает центральным или певучим.

2. Женские. Тембры женского голоса тоже имеют 3 вида:

  • сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
  • меццо-сопрано;
  • контральто. Это низкий голос.

Таким же образом разделяются тембры певческих голосов.

Мужское исполнение

Специалисты разделяют вокал сильной половины человечества на теноровую, баритоновую и басовую группы. Это соответствует высокому, среднему и низкому регистрам. Каждая группа имеет более подробную градацию, которая учитывает тембр, звучание, легкость, особенности при взятии верхних и нижних нот диапазона.

В мире музыки не так давно произошло настоящее открытие, которому нет подражания, — это казахский исполнитель Димаш Кудайбергенов, работающий в 6 октавах.

Теноровая группа

Это популярный и красивый мужской голос, способный брать «королевскую до» в верхней октаве. Диапазон весьма широк и охватывает октавы от малой до второй. Отличительная черта теноров-солистов — сильный верхний регистр. В этой группе различают несколько высоких голосов:

  1. Тенор-альтино обладает наиболее высокими нотами до фа второй октавы. Редкий голос. Тембр светлый, легкий, с серебристыми верхними нотами. Партия Звездочета в опере «Золотой Петушок».
  2. Лирический. Исполнители работают в диапазоне до первой октавы — си третьей октавы. Голос подвижный, с изящными легкими колоратурами, звук певучий, беззаботный, теплый. Обычно музыканты с такими данными исполняют арии героев-любовников (Ленский в «Онегине», граф Альмавива в «Севильском цирюльнике»).
  3. Характерный. Имеет звуковой эффект, например, легкий звон колоколов или серебристость. Незаменим для создания яркого запоминающегося образа.
  4. Драматический (иногда выделяют лирико-драматический). Более плотный и динамический в нижнем регистре, а в верхнем звучащий сильно и мощно. Такой вокал с металлическим оттенком прекрасно передает драматизм событий. Может не брать верхнее до. Композиторы создали партии Германа («Пиковая Дама»), Калафа («Турандот»), Отелло («Отелло»), Манрико («Трубадур»).
  5. Контратенор. Звучит как меццо-сопрано. Умение петь в технике развитого фальцета ценится в музыке барочного периода.
  6. Баритональный тенор. Находится на границе тенора и баритона, но верхняя диапазонная часть менее развита. Партия Миме («Кольцо Нибелунга»).

Для теноров написано множество прекрасных классических оперных партий русскими и зарубежными композиторами: Гуно («Фауст»), Хосе («Кармен»), Принц («Любовь к трем апельсинам»). Знаменитые теноры — П. Доминго, М. Ланца, Э. Карузо, С. Лемешев, И. Козловский, Э. Паваротти, Л. Собинов.

Характеристика баритона

Средний мужской голос завораживает бархатистым звучанием, способностью демонстрировать драматический эмоциональный накал. Диапазон баритональных певческих голосов охватывает от ля большой октавы до следующей ля первой октавы. Баритон условно делится на следующие виды:

  1. Лирический. Близок по тембру к тенору, но имеет своеобразный плотный оттенок и высокую тесситуру.
  2. Лирико-драматический. Яркость звучания, насыщенность тембра и сила позволяют исполнителям брать разнообразные партии.
  3. Драматический. Мощно звучит в верхней части диапазона и в центральном регистре. Звучание плотное, темное. Отличается тем, что имеет низкую тесситуру, но при кульминации легко берет предельные ноты. Оперные персонажи, исполняемые драматическим баритоном, — это всегда сильные личности, положительные либо отрицательные.
  4. Бас-баритон. Некоторые специалисты выделяют его как промежуточный между басом и баритоном из-за напряженного звучания в центральном регистре более массивных, чем у обычного баритона, нижних нот.

Баритональные партии не оставляют равнодушными — это Евгений Онегин в одноименной опере, Князь Игорь («Князь Игорь»), Андрей Болконский («Война и мир»), Алеко и Яго («Отелло»), Демон («Демон»). Знаменитые баритоны — Г. Прэй, Д. Хворостовский, Т. Хэмпсон, В. Скоробогатов, В. Петров.

Виды басов

Басовый голос имеет наибольшую амплитуду колебания звука, поэтому он может динамичнее обозначать контрасты при пении. Низкий голос у мужчин встречается очень редко, поэтому в церковно-хоровом пении такой вокал незаменим. Отличается редкой красотой, глубиной, насыщенностью звучания.

Басам покорны ноты в диапазоне от фа большой октавы до фа первой. Различают 4 вида басовых голосов:

  1. Высокий (кантате). Достигает фа первой октавы. Напоминает баритональный бас, звучит ярко и сильно, но при этом мягко и компактно в верхней и средней части диапазона.
  2. Центральный. Исполняет ноты высокой тесситуры, а также низкие ноты до фа большой октавы. Голос звучит полно и объемно, тембр красиво наполнен.
  3. Низкий (профундо). Отличается бархатным тембром, густым колоритом, низкие ноты звучат необыкновенно сильно вплоть до ре первой октавы. Им несвойственны фиоритуры и пассажи.
  4. Октависты. Такие исполнители используют нижний регистр до ноты до контроктавы. Голоса малоподвижные, плотные, тяжелые. В современном оперном искусстве практически не используется такой тип пения.

Некоторые специалисты полагают уместным различать басовые голоса по тембру и выделяют баритональные, характерные, глубокие, комические.

Музыкальные партии композиторы создают специально с учетом особенностей звучания басовых голосов, ведь одни гудят подобно колоколам, другие слышатся жестко, третьи дают долгий раскат. По этой причине различны и персонажи, которых исполняют певцы, — это и величественные герои, и уважаемые отцы семейств, и смешные гротескные образы.

Известные партии — Сусанин («Иван Сусанин»), Мельник («Русалка»), Мороз («Снегурочка»), Морской царь и Варяжский гость («Садко»). Обладатели таких голосов — И. Петров, Ю. Статник, Ф. Шаляпин, Б. Штоколов, Жозе ван Дам.

Как изменить тембр голоса

Многие люди хотели бы, чтобы их голос звучал по-другому. В особенности это касается певцов, актеров, телеведущих и всех тех, кому приходится подолгу общаться.

Тембр голоса во многом зависит от особенностей организма человека. Большое значение имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса не представляется возможным.

Однако можно придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса. Для этого существуют различные упражнения, например, произнесение мягкой фрикативной «г».

Большое влияние на тембр оказывает форма губ и положение языка. Можно экспериментировать, например, менять положение челюсти и разговаривать с зафиксированной нижней губой.

В трехлетнем возрасте меняется модель голоса человека, он становится более зажатым. Мы старательно контролируем громкость и интонацию, напрягаем связки и в результате используем лишь малую часть своих возможностей. Как же восстановить природный голос, как расширить диапазон голоса? В этом Вам также помогут упражнения и техники. Подробную информацию о них можно узнать, посмотрев видео:

Эксклюзив на сцене

Иногда певцы настолько профессиональны, что способны исполнять партии с разным характером. Такие голоса принято называть «абсолютными».

Например, известной певице Марии Каллас были подвластны все сопрановые партии — от драматических до колоратурных. Ее появление на сцене в изысканных нарядах и мехах вызывало сенсацию. Но такие возможности открываются только перед уникальными голосами с тщательной отработкой техники звука.

Определить тип голоса у начинающего певца практически невозможно, поскольку в ходе обучения меняются степень диапазона и тембр.

Что влияет на тембр голоса

  1. В первую очередь нужно отметить курение. Чем больше стаж этой пагубной привычки – тем ниже будет тембр голоса.
  2. Неправильное питание, хроническое недосыпание. Нужно понимать, что любое настроение, будь оно хорошим или плохим, влияет на тембр голоса.
  3. Переохлаждение, простуда. Здесь все очевидно. Нужно беречь себя от холода, стараться не пить ледяных напитков и отказаться от мороженого.
  4. Период взросления. В переходном возрасте тембр голоса становится более грубым. Безусловно, изменить этот процесс невозможно.

Вокальные данные у детей

Голоса у детей звучат выше, чем у взрослых. Объясняется это тем, что голосовая мышца у ребенка до 11—13 лет окончательно не сформирована. По диапазону детский вокал классифицируют вне зависимости от пола ребенка:

  • альт — низкие ноты;
  • сопрано — высокие ноты.

Тонкий детский голос у мальчика называют дискантом, он делится на низкий, средний, высокий. В процессе мутации голосового аппарата вокальные данные у детей меняются и могут совсем исчезнуть.

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Пройти тест слуха

Звонкие и глухие звуки

Над голосовыми связками находится надставная труба (над гортанью надгортанная). Надставная труба состоит из глоточной полости и полостей рта и носа. Если не брать во внимание полости носа, то надставная труба будет похожа на открытую с одной стороны трубу.

В этой надставной трубе формируется из хриплого, резонансного шума, который проходит через голосовую щель, звуковая окраска гласных звуков. Активное изменение положения языка и губ меняет форму резонансной полости, а также длину надставной трубы. Таким образом, во время говорения появляются типичные резонансные частоты тракта, или форманты. Частоты и амплитуды этих формантов являются определяющими показателями при произнесении гласных звуков. Понаблюдайте ­когда-­нибудь внимательно за движениями губ ведущего новостей. Вы помёте, опираясь на положение рта, как функционирует считывание с губ. При произнесении [а] рот слегка приоткрыт, [о] и [у] произносятся с вытянутыми губами. Согласные формируются благодаря определённому положению губ. В фонетике различают звонкие и глухие звуки. (Рисунок 2)

Рисунок 2: В голосовых связках формируется первоначальный сигнал, который преобразуется благодаря резонансам в надставной трубе, так что в конце концов превращается в языковой сигнал.

Глухие звуки возникают при широко раскрытой голосовой щели, так что воздух беспрепятственно может проникнуть до конца голосового тракта.

Разницу между звонкими и глухими звуками можно наглядно увидеть, проведя два опыта: держите свою руку во время говорения на гортани. Если вы почувствуете вибрацию, то звук звонкий; если вибрации нет, то звук считается глухим. Второй опыт заключается в том, чтобы закрыть уши и надавливать на козелок с двух сторон и при этом медленно говорить: «Один, два, три, четыре, пять…». Во время акустической изолированности при закрытом слуховом проходе вы заметите разницу между глухими и звонкими звуками: мягкие шумы и дребезжащие вибрации.

Глухие звуки — шипящие (свистящие) или фрикативные согласные и смычные. Во время шёпота голосовые связки задействованы только косвенно. Поток воздуха, выпускаемый во время шёпота, слабый, и он образует в слегка приоткрытой, находящейся в спокойном состоянии голосовой щели небольшие вибрации. Эти вибрации акустически воспринимаются как тихий шум, полностью лишённый звукового оформления. Силовое и звуковое резонансное усиление голосовых связок в этом случае отсутствует. В надставной трубе точно так же, как при звуковом голосообразовании, формируются те же самые резонансы, только они намного тише.

Спектрограмма

Спектрограмма (сонограмма) или визуализированная речь — трёхмерное, наглядное изображение звуков в двумерном графике. Последовательность сигналов представлена временным показателем (осью абсцисс и ординат) и частотой (осью абсцисс или продольной осью). Интенсивность звука представлена в виде относительного потемнения или масштабирования интенсивности цвета (третье измерение) временного и частотного изображений.

Чтению и интерпретации спектрограммы нужно учиться, поскольку при определённых обстоятельствах появляется переизбыток информации. Таким образом можно распознать процессы установления и затухания колебаний, помехи и уж тем более патологические изменения в работе речевого аппарата (рисунок 3). Сонограмма даёт представление о звуковом исследовании, поле исследования размечено осями абсцисс и ординат. Уровни отражения звука измеряются с помощью акустического зонда, сопряжены с определённым местом в поле исследования, и эти участки в зависимости от интенсивности окрашены в чёрный цвет.

Рисунок 3: Спектрограмма (сонограмма) с положением формантов гласных i, u, a.
Говорливый попугай
После этого научного экскурса в звуковую систему языка и её анализа я хотела бы рассказать вам еще одну историю. Мой хороший друг очень гордился тем, что был владельцем попугая. Птицу из африканских серых попугаев (попугай жако) звали Вальтер и ей было уже больше 30 лет. Вальтер был умный малый. Он мог повторять не только своё собственное имя и имя моего друга, но и ещё достаточно бойко воспроизводил полностью адреса людей. К тому же он мог произносить небольшие предложения, например: «Ты мне нравишься» или «Ты — трус». Наклонив набок голову, смотря своим пленительным взглядом снизу-­вверх, он презентовал избранным посетителям свой репертуар.

Своим очень громким и чётким голосом он умел свистеть, так что начинали болеть уши. Он воспроизводил всевозможные звуки, например, пылесоса или бритвенной машинки. Человек и животное способны стать близкими друзьями, и, конечно, Вальтеру это удалось сделать. Он был очень ласковый и прижимался к щеке моего друга, когда они «болтали». Но при этом он был пугливый и создавал адский шум, когда был взволнован. Вальтер жил в очень красивом большом вольере с игрушечным хламом разного рода, иногда вылетал оттуда и качался на люстре.

Однажды в непогожий весенний день Вальтер сидел на люстре, и вдруг от сильного порыва ветра распахнулось неплотно закрытая дверь террасы. Вальтер, конечно, запаниковал: он кричал и хрипел, а потом вылетел через открытую дверь террасы. Мой друг, конечно услышал шум, но, к сожалению, пришёл в комнату слишком поздно. Вальтера уже и след простыл…

Попугаи умеют имитировать звуки речи. В дикой природе птицы узнают друг друга по характерным звукам, присущим их виду. Многие птицы умеют не только свистеть и прекрасно петь, но и удивительно достоверно имитировать всевозможные шумы.

Как это возможно?

И у птиц есть гортань, только без голосовых связок и надгортанника. Птицы издают звуки так называемой нижней гортанью (сиринксом), расположенной глубоко в грудной клетке, около того места, где перед входом в лёгкие разделяется дыхательное горло. Здесь находятся колебательные мембраны, которые так же, как голосовые связки, могут менять своё напряжение благодаря мышцам. Поскольку органы голосового аппарата у птиц находятся в двух ветвях дыхательного горла, некоторые певчие птицы могут петь на два голоса. Послушайте, ­как-нибудь тихим летним вечером, как поёт соловей — вы получите огромное акустическое наслаждение! (Рисунки 4 и 5).

Рисунок 4: Гортань птиц (сиринкс) содержит две голосовых щели. Поэтому некоторые певчие птицы могут петь на два голоса.

Рисунок 5: Серый попугай Вальтер мог превосходно «произносить» не только своё имя.

Попугаи, к примеру, имеют толстый клюв и толстый язык, благодаря этому (меняя положение языка), они могут, как и человек, артикулировать большое количество звуков. Эта особенность помогла Вальтеру. Его нашёл очень милый человек и принёс в полицейский участок. Вальтер сообщил там имя своего хозяина и его адрес. Радость от встречи с хозяином Вальтер выразил очень громко — имитируя звуки сирены.

Подведение итогов

  • Люди и многие животные могут образовывать звуки речи.
  • Развитие звуковой речи возможно только у человека благодаря его умственным способностям.
  • Речевой аппарат человека состоит из гортани, языка, губ, а также сюда относятся полости рта, носа и глотки.
  • Звонкие звуки (гласные, умлауты, назальные звуки, плавные согласные, щелевые сонорные и шумные согласные) изначально возникают из колебаний голосовых связок, а потом в надставной трубе оформляется звук (форманты звука).
  • Глухие звуки (согласные, шипящие и фрикативные согласные, а также смычные) возникают без участия голосовых связок.
  • Спектрограмма (сонограмма, визуализированная речь) — это графическое изображение сигналов, зависящих от частоты колебаний, протекания процесса во времени и интенсивности.

Улла Вогдт Материал взят из журнала Hörakustik, №1 2021 г.

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?
Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Пройти тест слуха

Читайте ещё по теме «Полезная информация о слухе»

Почему вам не нужен слуховой аппарат

«Академия Слуха» вот уже более десяти лет работает с людьми, страдающими потерей слуха. За это время мы собрали целую коллекцию слухов, мифов и заблуждений, которые окружают этот недуг и средство его коррекции – слуховой аппарат. Мы собрали самые популярные и попросили наших специалистов их прокомментировать в лёгком, понятном и ироничном ключе «вредных советов».

Шум в ушах: причины, методы лечения, последствия

Шум в ушах — широко распространенный феномен и один из самых частых диагнозов в практике лечения лор-заболеваний. В 1999 году в Германии по поручению Немецкой Лиги врачей в области слуховой акустики было проведено большое исследование, в ходе которого выяснилось, что шум в ушах влечет за собой такие психосоматические расстройства, как нарушение сна, депрессию и повышенные аудиологические нагрузки.

Как часто нужно менять слуховой аппарат

Вы помните, какие чувства и эмоции испытали, впервые надев слуховой аппарат? Насколько ярче и полноценнее стала ваша жизнь, наполнившись четкими звуками и голосами? Если с тех пор прошло несколько лет, вы уверены, что слышите всё так же хорошо? Нередко люди, пользующиеся слуховыми аппаратами, со временем начинают замечать, что стали слышать «как-то не так».

Слуховой аппарат или усилитель слуха: делаем правильный выбор!

Как правило, человек теряет слух постепенно. Сначала «исчезают» наиболее тихие, невыразительные звуки и тончайшие нюансы. Из-за этого человеку сложно самому констатировать изменение способности слышать. Довольно часто на незначительное ухудшение слуха люди стараются не обращать внимания, пока из диапазона слышимых звуков не начнут исчезать действительно важные для повседневной жизни, например, плач ребенка или звук подъезжающей машины.

Определяем свой тип голоса

Часто люди, начинающие петь, недоумевают по поводу того, зачем вообще нужно знать свой тип голоса. Профессионал может дать простой ответ: чтобы не испортить свой голос и дать возможность талантам проявиться в полной мере. Так, обладателям низких голосов не рекомендуется брать высокие ноты. И наоборот. Да и сами композиции для исполнения легче подбирать, если знать особенности своего типа. Итак, как определить свой тип певческого голоса? Скажем сразу: в домашних условиях это сделать весьма сложно. В вокальных студиях голоса со стороны прослушивают профессионалы, они и делают выводы. Но, как правило, в течение одной встречи это сделать почти невозможно. Бытует мнение, что есть голоса, совсем не подходящие для вокала. Но это не так. Действительно хороший преподаватель обязательно выявит особенности именно вашего голоса, даже если это займёт много времени.
По каким параметрам педагог определяет тип:

  • Тембр. Это фактически «цвет» голоса. У кого-то голос мягкий, у кого-то резкий, у кого-то звучание грудное, кто-то предпочитает петь тихо, кто-то старается вложить в звучание как можно больше силы… Тембр – это уникальные свойства голоса, подаренные человеку природой и его характером.
  • Диапазон. Это возможности голоса. Чем шире диапазон, тем больше у человека шансов стать певцом. Его определяют, когда вокалист распевается или исполняет композицию в своей тональности.
  • Тональность. Индивидуальная особенность голоса. Для каждого типа есть своя, удобная для него, тональность. Но вокалисты, имеющие широкий диапазон голоса, легко играют с тональностью. Такая «игра» хорошо слышна во французском варианте композиции «Belle», которую исполняют вокалисты с разными типами голосов.
  • Тесситура. Часть диапазона, наиболее удобная для исполнителя. Зная свою тесситуру, проще всего определиться, какие именно композиции вам будет удобнее всего исполнять. А, определившись, можно заказывать свои собственные уникальные композиции. Мы поможем вам создать вашу песню.

И, конечно, определить свой тип вам поможет практика. Распевайтесь. Начинайте с простого, переходите к сложному, не бойтесь пробовать и ошибаться. Пойте не только с преподавателем, но и дома, и в студии. Записи собственного голоса позволит вам услышать себя со стороны, определить свои слабые и сильные стороны, свои возможности, а значит – и узнать свой тип голоса.

Без чего нельзя обойтись в профессии вокалиста, да и просто в пении? Без любви. К вокалу, к себе, к собственному голосу, к тем, кто вас поддерживает, к окружающему миру, которому вы собираетесь дарить песни… Умение петь – это прекрасный дар мира вам. Так подарите ему взамен своё сердце.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]