Логопедическое обследование речи младших школьников
Общий анамнез (заполняется родителями)
ФИО ребенка_________________________________________________________________
Дата рождения_________________________Адрес__________________________________
Сведения о родителях (ФИО, место работы, должность, телефон)
Мать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. От какой по счёту беременности родился ребенок?______2. Какие по счету роды?_____
3.Течение беременности (ранний токсикоз, поздний токсикоз, травмы, хронические или инфекционные заболевания, гипо- или гипертония, угроза прерывания, без патологий и др.)__________________________________________________________________________
4. Как протекали роды (досрочные, срочные, стремительные и т.д.)____________________
5. Баллы по шкале Апгар__________________6. Когда закричал?______________________
7. Была ли асфиксия?(белая, синяя) _______8. Рост и вес ребенка при рождении_________
9. Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное)______________________________
10. Когда появились первые зубы?_________11. В год было зубов_____________________
12. Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре). До года:__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
После года:___________________________________________________________________
Зрение_____________________________Слух______________________________________
Речевой анамнез
Когда появилось гуление?_______________________лепет?__________________________
Когда появились первые слова?__________________фразы?__________________________
Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, указать возраст, причину, длительность, последствия)______________________________________________________
Условия речевого воспитания в семье
Речь родителей________________________________________________________________
Есть ли двуязычие в семье?______________________________________________________
Отношение ребенка к речевому дефекту___________________________________________
Обращались ли к логопеду? _____________________________________________________
Как долго длились занятия, их результативность____________________________________
Спасибо за оказанную помощь! Учитель-логопед 1 квалификационной категории Алия Финатовна Хамитова, тел: 89374849655, эл.почта: al_i_ya[email protected]mail.ru
Общая характеристика речи (запись беседы с ребенком
)
Как тебя зовут?__________________________________Сколько тебе лет?_______________
С кем ты живешь?______________________________________________________________
Как зовут маму?_______________________________________________________________
Есть ли у тебя друзья?__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В какие игры ты с ними играешь?________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общее звучание речи
Темп речи (быстрый, медленный, умеренный)______________________________________
Голос (тихий, громкий)_____________Выразительность_____________________________
Проявление заикания___________________________________________________________
Предполагаемая причина________________________________________________________
Периоды обострений___________________________________________________________ Ситуации, усугубляющие его проявление_________________________________________
Строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, наличие расщелины)_______________________________________
Язык (толстый, массивный, маленький и др.)_______________________________________
Зубы (редкие, мелкие, вне челюстной дуги, крупные)________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый, боковой открытый)_________________________
Подъязычная связка (короткая, приращенная, укороченная)__________________________
Артикуляционная моторика
Оскал____________Поднимание бровей_____________«Улыбка-трубочка»____________
«Качели»______________«Часики»_______________Пощелкать языком_______________
Подвижность, точность, объем движений_________________________________________
Способность к переключению и удержанию позы___________________________________
Тремор кончика языка при повторных движениях___________________________________
Гиперкинезы при замедленном темпе движения_____________________________________
Мелкая моторика
Какой рукой ест: правой / левой пишет: правой / левой
Обследование понимания речи
1. Выполнение инструкций в 2-3 действия_________________________________________
2. Понимание названий действий (по картинкам)___________________________________
3. Понимание названий признаков (цвет, форма, величина и др.)______________________
_____________________________________________________________________________
4. Понимание грамматических форм слова:
а) единственное и множественное число: существительных (шар-шары, гриб-грибы)_____
_____________________________________________________________________________
глаголов (где сидит, а где сидят)__________________________________________________
прилагательных (где красная, а где красные)_______________________________________
б) понимание значения предлогов _______________________________________________
в) понимание значений падежных окончаний (Покажи карандашом тетрадь)____________
5. Понимание значений сложных предложений:
а) Покажи девочку, которая ловит бабочку________________________________________
б) Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это карандаш?__________________
в) Дети пошли в лес после того, как прошёл дождь. Когда дети пошли в лес: до или после дождя?_______________________________________________________________________
Обследование словаря
1. Предметный словарь:
а) объяснение значений слов:
холодильник__________________________________________________________________
пылесос______________________________________________________________________
б) называние предметов по картинкам____________________________________________
в) показ и название частей предметов:
чайник: донышко___________________ стул: сиденье_________________________
крышка____________________ спинка__________________________
ручка______________________ ножки__________________________
носик_____________________
г) детеныши животных:
у козы___________________________ у коровы___________________________
у свиньи__________________________ у лошади___________________________
у овцы___________________________ у курицы____________________________
2. Уровень обобщения:
Мишка, мяч, пирамидка, юла____________________________________________________
Платье, брюки, юбка, носки_____________________________________________________
Сапоги, туфли, валенки, тапочки_________________________________________________
Шкаф, кровать, диван___________________________________________________________
Автобус, самолет, поезд, мотоцикл_______________________________________________
3. Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
лимон (какой?)________________________________________________________________
лиса (какая?)__________________________________________________________________
яблоко (какое?)________________________________________________________________
б) подбор антонимов: синонимов:
большая — ________________ врач — ________________________
высокий -_________________ друг — ________________________
сухой — __________________ печальный — ___________________
грязный — _________________ школьник — ___________________
в) образование относительных прилагательных:
кубик из дерева — ______________________стакан из стекла -_________________________
мяч из резины — _______________________ сумка из кожи — __________________________
г) образование притяжательных прилагательных:
Чей хвост?____________________________________________________________________
4.Глагольный словарь:
а) называние действий по картинкам______________________________________________
б) Кто что делает?
Повар___________________________________шофер_______________________________
Врач____________________________________дворник______________________________
в) Кто как передвигается?
Рыба_________________________________птица___________________________________
заяц_________________________________ собака__________________________________
г) кто как голос подает?
Кошка____________________ ______________ лошадь______________________________
Коза_____________________________________осёл_________________________________
Собака___________________________________петух _______________________________
5. Времена года и их признаки___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Обследование грамматического строя
1. Образование мн.ч. существительных от ед.ч. существительных:
Кукла____________________стул______________________ведро_____________________
Ухо______________________ дерево__________________
2. Образование уменьшительно – ласкательной формы:
Дом_______________________шар__________________стул_________________________
Мяч_______________________ведро__________________нос_________________________
3. Согласование прилагательных с существительными:
Шар_________________ _____(красный) машина______________________(красная)
платье__________________________________ведро_________________________________
4. Употребление падежа существительных в зависимости от числительных:
У меня один дом, а у тебя ______________________________________________(два дома)
1 шар ___________________________________1 стул_______________________________
1 помидор________________________________1 ухо_______________________________
Обследование связной речи
1. Составление предложения по картинке__________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Составление описательного рассказа по сюжетной картинке_______________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составление описательного рассказа по последовательной серии картин
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Пересказ рассказа (сказки)____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Звукопроизношение
Гласные
А___________У_________О__________И____________Э_____________Ы______________
Согласные
[С] — ___________[С’] — ____________[З] — __________[З’] — ___________[Ц]_____________
[Ш] — ______________[Ж] — _____________[Ч] — _______________[Щ] — ________________
[Л] — ______________ [Л’] — _____________[Р] — _______________[Р’] — _________________
[К,К’] — ____________[Г,Г’] — ____________[Б,Б’] — _____________[П,П’] — _______________ [Д,Д’] — ____________[Т,Т’] — ____________[В,В’] — _____________[Ф,Ф’] — ______________
[М,М’] — ___________[Н,Н’] — ____________[Х,Х’] — _____________[Й] — ________________
Обследование фонематического восприятия
и элементов звукового анализа
1. Повторение звуковых рядов:
па-ба-па_____________________________ма-на-ма_________________________________
во-фо-фо____________________________бе-бе-пе__________________________________
ту-ду-ту_____________________________са-са-за___________________________________
2. Повторение рядов слов:
слон-сом-сон_________________________зубы-супы-шубы__________________________
дом-том-ком__________________________жук-шут-зуб______________________________
3. Выделение первого звука в слове:
Алик_______утка________Ира______ослик_________эхо________бак_______лук_______
4. Выделение последнего звука в слове:
Мак________пух________суп________пот_______мука_______руки________шары______
5. Сколько звуков в слове?
дом___________рука_______________полка_______________машина__________________
Произношение слов сложного слогового состава
термометр________________велосипед__________________аквариум__________________
сковорода_________________пуговица__________________лекарство_________________
Дети слепили снеговика_________________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод________________________________________________
Учительница ведет детей фотографироваться_______________________________________
Чтение
Уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами)_______
____________________________________________________________________________
Ошибки при чтении___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Понимание прочитанного______________________________________________________
Письмо (письменные работы прилагаются)
Наличие и характер ошибок_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
После первого года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ После второго года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ После первого года обучения:___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Результаты коррекционной работы
После первого года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________После второго года обучения:____________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________После первого года обучения:____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________ /Хамитова А.Ф./
10
Протокол обследования речевого развития учащегося 1 класса
все задания выполнены верно, с первой попытки, самостоятельно, объём словарного запаса соответствует возрастной норме, высокий уровень обобщения, словарный запас богат родовидовыми понятиями, правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях;
словообразование –
правильное и самостоятельное выполнение всех заданий;
4 балла – словарный запас, словоизменение:
при выполнении заданий допускаются 1-5 ошибок, словарный запас соответствует возрасту, но есть неточности понимания лексических значений слов. обозначающих различные родовидовые признаки, допущены отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания, даётся правильное и полное описание лексического значения слов, но есть отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий, отсутствуют затруднения при составлении предложно-падежных конструкций;
словообразование –
правильное выполнение заданий или единичные ошибки при использовании непродуктивных форм словообразования;
3 балла – словарный запас, словоизменение:
задания выполняются с 6-8 ошибками, 1-2 задания недоступны требуются дополнительные инструкции, недостаточно развиты процессы классификации, обобщения. трудности актуализации нужных слов, отмечается диссоциация между объёмом активного и пассивного словаря, характеристика лексического значения слов и не в полной мере отражает их свойство и качество, есть трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, многочисленные ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ, затруднение в построении сложных предложно-падежных конструкций;
словообразование –
систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования, преобразование заданного слова в неологизм или в другое слово не соответствующее данному словообразовательному типу;
2 балла — словарный запас, словоизменение:
большая часть заданий недоступна, допускается более 8 ошибок, низкий уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, подбор слов ученик проводит путём словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку, наблюдается смешение лексического значений слов, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях, нарушение усвоения морфологических норм языка в большинстве случаев, стойкие ошибки как при составлении предложений, так и при употреблении понятий с пространственным значением, не подбирает синонимы и антонимы, не называет слова-омонимы;
словообразование –
систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий более половины, образование несуществующих слов;
1 балл — словарный запас, словоизменение:
большая часть заданий недоступна, объём активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения