Алалия и афазия


Причины возникновения

Алалия развивается как речевое нарушение неврологического характера, причинами ее возникновения являются:

  • в перинатальный период — токсикоз, гипоксия, внутриутробное инфицирование плода, падение беременной, повлекшее за собой травму плода, развитие сердечной недостаточности у матери либо у плода и др.;
  • при родах — недоношенность плода, асфиксия новорожденных, наличие у плода внутричерепной травмы, вызванной преждевременными родами, неумелое использование акушерами инструментария и др.;
  • в первые годы — длительные и частые болезни (особенно в течение первого года жизни ребенка), проведение хирургического вмешательства под общим наркозом, механический травматизм, реакция организма на прививки и др.

Алалия подразделяется на сенсорную и моторную, в зависимости от выделяемого преимущественного компонента болезни — сенсорного либо моторного.

При моторной алалии поражаются участки головного мозга, ответственные за воспроизведение речи. По этой причине у детей не происходит развития экспрессивной речи, хотя речевое понимание сохраняется. Моторная алалия нередко сопровождается неврологической симптоматикой, затрагивающей преимущественно двигательную активность ребенка, что проявляется в неловких и недостаточно скоординированных движениях, слабой моторике пальцев верхних конечностей и снижении крупной моторики.

Страдающий моторной алалией ребенок может быть как слишком подвижным и активным, так и чересчур малоподвижным и заторможенным. Большая часть таких детей имеет пониженную работоспособность, быстро утомляется, к тому же у них нарушается моторная функция всего тела.

При сенсорной алалии речь у детей часто отсутствует полностью, при этом нарушается еще и понимание речи посторонних людей. В результате дети сохраняют физический слух, но перестают воспринимать речь окружающих их людей, поскольку развитие сенсорной алалии влечет за собой поражения участков мозга, ответственных за слуховое восприятие речи и ее дальнейший анализ.

Ребенок, больной алалией с преобладающим сенсорным компонентом регулярно сталкивается с множеством повседневных проблем, поскольку нарушенная моторика наслаивается на нарушенное восприятие речи, стремительно перерастая в нарушение коммуникативного характера, в результате чего ребенку становится трудно понимать сверстников, так как их речь перестает им восприниматься. Итогом нередко является импульсивное, или же, наоборот, замкнутое поведение, быстрая утомляемость и неспособность сосредоточиться. Нередко подобный диагноз по своим симптомам напоминает аутизм, а потому большое значение придается правильной диагностике.

Наш центр разработал и запустил специальную программу по диагностике, благодаря которой диагнозы больных детей можно четко идентифицировать, разделяя алалию и аутизм.

Алалия и афазия

Алалией называется полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов. Афазия — потеря уже имевшейся речи при сохранности периферических органов речи.
В основе алалии лежит недоразвитие, разрушение или заторможенность речевых систем коры больших полушарий головного мозга до сформирования более или менее устойчивой речи (до трехлетнего возраста), вследствие чего невозможно или затруднено образование временных условных связей во второй сигнальной системе. Это задерживает развитие речи. Нарушение же нормальной деятельности мозга вызывается разнообразными причинами: дородовыми, природовыми и прижизненными (болезни, ушибы, нервные потрясения). Проф. Н.И. Красногорский отмечает влияние расстройства пищеварения и питания на развитие речи детей. Алалики, предоставленные самим себе, иногда начинают лепетно говорить только на 8—10 году и без обучения в специальных учреждениях на всю жизнь остаются с неполноценной речью.

Среди алаликов встречаются дети, которые в ограниченной степени понимают речь окружающих, но не говорят (моторная алалия). У таких детей нарушено образование условных связей преимущественно в двигательных (кинестезических) речевых системах коры больших полушарий мозга. Но так как слухоречевой анализатор непосредственно связан с речедвигательным, то понимание речи у моторных алаликов резко ограничено: они понимают лишь конкретное, преимущественно из области домашнего обихода или детского сада. Другие же алалики совсем не понимают речи, а поэтому и не говорят, хотя способность к звукообразованию у них достаточно сохранена в виде механического повторения. В основе непонимания в этом случае лежит акустическая агнозия (нарушен фонематический слух): Ребенок слышит речь, но не понимает ее. Отсутствует связь между первой и второй сигнальными системами. Это сенсорная (чувствительная) алалия.

Чистых форм алалии нет: у одних преобладают сенсорные нарушения, у других — моторные. Такая связь объясняется целостной работой нашего мозга. Как правило, алалики очень редко поступают в детские сады, к этому времени у них обычно начинает медленно развиваться речь. Но даже в пяти-, шестилетнем возрасте речь их аграмматична, состоит из крайне ограниченного, преимущественно лепетного словаря бытового характера. Моторные алалики говорят медленно, тяжело, с трудом, они с усилием выжимают из себя слова. Для из речи типична перестановка звуков и слогов и контаминация. Алалики не желают говорит при моторной форме из-за трудности произносительного акта, отчасти и по причине ограниченного понимания речи, при сенсорной — из-за непонимания речи. Это затрудняет обучение их нормальной речи.

Афазия отличается от алалии тем, что возникает у ребенка всегда вследствие органического поражения определенных участков коры больших полушарий мозга (патологические «очаги»), притом в период более или менее сложившейся речи, в возрасте не ранее 2,5—3 лет. Наряду с органическими поражениями под их воздействием возникают заторможенные очаги в речевых системах. При растормаживании их речь в той или иной мере восстанавливается (нередко без специального обучения).

В афазиях также различаются моторные и сенсорные формы. Сенсорную афазию нельзя смешивать с речью тугоухих, с которой у маленьких детей много внешне сходного. При афазии нарушен высший анализ и синтез доходящих в мозг слухоречевых раздражителей. Поэтому и невозможно образование из них речевых стереотипов ни для произнесения, ни для понимания речи. Речь у афазиков развивается медленно и с большим трудом, слова плохо запоминаются и резко искажаются, часто схватываются по догадке. Лишь в редких случаях она развивается до нормы.

У тугоухих же детей центральный конец слухоречевого анализатора сохранен, и недостаток их речи в основном зависит от того, что высший анализ и синтез перерабатывают поступающие в их распоряжение неполноценные слухоречевые раздражители. Развитие речи протекает у них несравненно быстрее и чаще достигает нормы, чем у афазиков.

Существенным отличием афазика, преимущественно моторного, от алалика является сохранение (в незапущенных случаях) стремления говорить, остаются некоторые слова, фразы из прежней речи. Это облегчает восстановление и дальнейшее развитие речи. Большим препятствием к освоению речи окружающих алаликами и афазиками является плохое запоминание и быстрое забывание слов и фраз, т.е. затрудненность и непрочность замыканий в неполноценных речевых системах коры больших полушарий мозга.

Хватцев М. Е.

Лечение

Лечение алалии требует комплексного подхода. Первое что необходимо сделать — это точно подтвердить диагноз у речевого невролога. При соответствии неврологических нарушений и их подтверждении рядом функциональных исследований, задачей которых является оценка проводимости слуховых нервов, больному назначается медикаментозная терапия.

Работа речевых неврологов нашего центра основывается на экспертных терапевтических протоколах, они с большой осторожностью назначают детям медпрепараты, стараясь выбрать из них те лекарства, применение которых не повлечет за собой неприятных побочных эффектов.

Одновременно с приемом медикаментов выстраивается и индивидуальный для каждого маленького пациента коррекционный маршрут, этой деятельностью занимается отделение лечебной педагогики центра. Лечение алалии требует обязательного участия в процессе нейропсихолога и логопеда—реабилитолога.

Также для повышения терапевтического эффекта центр использует применяемый в Европе стандарт нейрореабилитации. Данный неинвазивный терапевтический метод помогает восстановить нервные связи в коре головного мозга больного.

Статья:

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Чем отличается алалия от глухонемоты?

При алалии сохранность слуховой функции. Решающая роль принадлежит исследованиям слуха. Для глухого характерно полное отсутствие реакции на звуковые раздражители. Можно окликнуть ребенка за его спиной, ударить в музыкальный инструмент. Алалик даст нормальную ответную ориентировочную реакцию. Важно! Не производить звуки с дополнительной вибрацией, не стучать, не хлопать. Ребенка направляют к сурдологу для аудиометрического исследования слуха. Обычно глухие дети используют жесты без звукового сопровождения, и без специального обучения речь не появляется. Алалик к жестам дает звуковую реакцию (невербальную вокализацию). В отличии от глухих у алаликов прекрасно сохранна просодика.

Отличие сенсорной алалии от тугоухости.

Аудиометрическое исследование слуха. Если усилить громкость голоса, ребенок с тугоухостью будет лучше слышать и даст ответную реакцию. У сенсорного алалика громкость не улучшит понимание речи. У алаликов голос звонкий, у детей со сниженным слухом — приглушенный. Тугоухие дети пытаются повторить слова, а алалик — нет.

От анартрии и дизартрии.

У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен. Они могут выполнять артикуляторные движения в полном объеме. У детей с анартрией и дизартрией нарушения артикуляторной моторики являются ведущими в структуре речевого дефекта. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии – только одна из ее подсистем — фонетическая, обусловленная наличием парезов и параличей.

Отличие алалииот афазии

Отличие в анамнезе: действие вредоносных факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный периоды (до 3 лет). При детской афазии — после периода интенсивного развития речи. Если ребенок когда-то говорил лучше, чем при обследовании — это афазия. У афазика наблюдаются «осколки» предыдущей речи. При алалии необходимо целенаправленное интенсивное формирование речевой системы. При афазии возможно спонтанное восстановление речи.

От тяжёлой задержки развития речи

Один из самых сложных случаев дифференциальной диагностики. Алалия характеризуется не только задержанным развитием речи, но прежде всего, патологическим типом усвоения языка. У ребенка с темповой ЗРР наблюдаются чаще всего различной степени нарушения артикуляторной моторики и негрубое отставание в формировании языковой способности в импрессивной речи. При алалии моторная сфера сохранна, но выражены грубые нарушения лексико-грамматической системы, проявления которых не свойственны детской речи на ранних этапах ее развития. Дети с задержкой развития речи нередко спонтанно, вне специального обучения овладевают языком, чего не бывает у детей с алалией. Важным диагностическим критерием является способность и скорость усвоения новых слов.

Отличие от речевой патологии, обусловленной умственной отсталостью.

Нарушение речи при алалии протекает при относительной сохранности невербальных мыслительных операций. Нарушения речи при УО являются результатом патологии познавательной деятельности. Решающая роль — обследованию мышления на невербальном уровне.

Моторные алалики хорошо понимают обращенную речь, выполняют инструкции, что могут не делать трёхлетние дети с УО. В школьном возрасте алалики пытаются выражать и понимают сложные причинно-следственные связи. Дети с УО либо вовсе их не выражают, либо только самые элементарные.

При алалии имеются языковые нарушения речи в виде аграмматизма, фонематических нарушений. У умственно отсталых детей речь примитивна, но правильна в формально-языковом отношении.

Дети с алалией обладают большим запасом «предметных знаний». Дети с интеллектуальной недостаточностью легко актуализируют простые слова, но при показе низкочастотных предметных картинок будут ошибки и отказ.

У детей с моторной алалией сохранно невербальное мышление, степень обучаемости выше. При обследовании используют обучающий эксперимент. Показывают, как надо выполнять задание и смотрят, берет ли ребенок подсказку или нет. Дети с моторной алалией в отличии от детей с умственной отсталостью критично относятся к своей речевой недостаточности.

От раннего детского аутизма

Состояние сходное с сенсорной алалией. Аутисты производят впечатление детей с сенсорной алалией. Ребенок с ранним детским аутизмом не реагирует на обращенную речь, не смотрит в глаза, избегает прикосновений или реагирует на них криком и плачем. У таких деток не появляются слова мама и папа, при этом может наблюдаться постоянное бормотание, включающее самые разные звуки, в том числе и сложные. Свойственны эхолалии обеим категориям. Выраженные психопатологические симптомы для раннего детского аутизма: стереотипии, стимуляции (тактильные, обонятельные). Изменение привычного образа приводит к бурным реакциям. Холодность в отношении к матери.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]