Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе


Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

В данном материале рассматриваются проблемы, которые возникают при работе учителя-логопеда с родителями. А так же отображены причины возникновения речевых нарушений, задачи, формы и принципы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов. Предлагаю перспективное планирование работы школьного учителя-логопеда на весь учебный год.

Причины речевых нарушений у детей

С каждым годом увеличивается число детей, у которых наблюдаются речевые патологии. На консультациях родители задают вопросы о причинах их возникновения. А причиной речевых нарушений могут быть:

  • Внутриутробная патология;
  • Наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • Неблагоприятные роды и их последствия;
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • Ребенок перенес стресс или испуг.

Рост речевых нарушений объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.

Особенности восприятия родителями речевых проблем у своих детей

Есть родители, которые не замечают у своего ребенка речевого нарушения, считают это особенностями детской речи.

В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, считают, что это «само пройдет», «в школе научат» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Но такие дети, особенно в школьном возрасте, могут подвергаться насмешкам со стороны сверстников, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм к речи вообще.

Часто логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Есть родители, которые не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому необходимо установить тесное сотрудничество. Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни.

Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно-образовательного процесса. Основная цель работы – добиться тесного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм совместной работы логопеда с родителями.

Задачи работы логопеда с родителями

Основными задачами работы логопеда с родителями являются:

  1. Информировать родителей о состоянии речи школьника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.
  2. Стимулировать их обращение за логопедической помощью.
  3. Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.

Формы работы логопеда с семьей

Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в педагогике принято считать традиционными:

  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей;
  • наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д.;
  • анкетирование;
  • раздача памяток и буклетов для родителей.

Принципы работы логопеда с родителями

При работе с родителями логопед придерживается следующих принципов:

  • Принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.
  • Принцип личностно-ориентированной педагогики;
  • Принцип приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.
  • Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
  • Принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.
  • Принцип систематической работы с ребёнком. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий.

Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений у детей, а значит и дальнейшему успешному школьному обучению.

Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

При работе с родителями составляю перспективное планирование на весь учебный год.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда МБОУ СОШ №14 г. Кызыла с родителями на 2013-2014 учебный год.

МероприятияСрок проведения
Проведение индивидуальных бесед с родителями первоклассников для сбора анамнеза.1-15 сентября
Проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей со 2 по 4 классы.В течение года
Посещение родителями групповых, индивидуальных логопедических занятий.В течение года (по желанию родителей)
Ведение индивидуальных тетрадей детей по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и т.д.В течение года
Проведение консультаций для родителей, дети которых не посещают логопедическую группу.В течение года
Рекомендации для родителей в виде буклетов, памяток и слоговых таблиц.В течение года
Совместная подготовка детей к дистанционным олимпиадам по русскому языку.В течение года
Участие родителей в работе ПМПК.Май
Анкеты для родителей о работе школьного логопункта.Май
Подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период.Май
Публикации на сайте логопедического кабинета.В течение года
Консультации для родителей в режиме он-лайн при помощи форума обратной связи на сайте логопедического кабинета.В течение года
Проведение тематических родительских собраний:
Родительское собрание в 1 классах на тему: «Роль логопедии в учебном процессе».Первая четверть
Родительское собрание во 2 классах на тему: «Что такое дисграфия?»Вторая четверть
Родительское собрание в1-2 классах на тему: «Кинезиологический комплекс упражнений, способствующий успеваемости школьников».В течение года (по запросу кл. руководителей)
Родительское собрание в 3 классах на тему: «Дисграфия и дислексия».Третья четверть
Родительское собрание в 1-3 классах на тему: «Речевое дыхание-основа жизни».В течение года (по запросу кл руководителей)
Родительское собрание в 4 классах на тему: «Профилактика нарушений письменной речи»Четвёртая четверть
Родительское собрание в 1-4 классах на тему: «Особенности развития речи у мальчиков и девочек».В течение года (по запросу кл. руководителей)
Собрание для родителей будущих первоклассников.Май
Афанасьева Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ №14 г. Кызыла Республики Тыва
  1. План работы учителя-логопеда с молодым специалистом
  2. Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы
  3. План организационно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе
  4. Формы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях школьного логопункта
  5. Годовой план работы учителя-логопеда СОШ

(3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)

Loading …

План работы учителя-логопеда на учебный год.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIIвида
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам директора по УВР И.о. директор ГБОУ БСКОШИ 7 вида ________ А. Н. Нурмухаметова ____________ А. Н. Нурмухаметова

Годовой план работы

учителя-логопеда Галимовой А.Б.

на 2015-2016 учебный год

2015 год

Цель работы логопеда школьного логопункта

– оказание логопедической помощи учащимся с ЗПР, имеющим отклонение в развитии устной и письменной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной и устной речи.

Задачи:

— организация и проведение диагностических мероприятий, с целью своевременного выявления учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи.

— организация адекватного дефекту коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений устной речи, нарушений письма и чтения любой формы;

— организация сотрудничества учителя-логопеда с учителями начальных классов и русского языка среднего звена обучения с целью выработки единства требований к ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, со стороны учителей и логопеда.

— организация и проведение комплексной логопедической работы над всей речевой системой: психологической базой речи, импрессивной и экспрессивной речью.

Наименование мероприятия Содержание Сроки выполнения
Организационная работа
1 Подготовка кабинета к новому учебному году. Косметический ремонт кабинета. Влажная уборка в кабинете. Оформление кабинета и уголка логопеда. до 01.08.2015.
2 Предварительная работа с документацией. Составление плана работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.

Подготовка диагностического материала, бланков речевых карт и протоколов первичного логопедического обследования.

до 01.09.2015.
Диагностико-аналитическая деятельность
3 Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей Проведение массового логопедического обследования учащихся начальной и среднего звена, углубленное обследование устной и письменной речи детей зачисленных на логопункт. 02.09.2015-15.09.2015
4 Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза детей зачисленных на логопункт Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для учителя-логопеда 02.09.2015-15.09.2015
5 Проведение мониторинга устной и письменной речи детей Проведение мониторинга, обработка результатов и заполнение соответствующей документации. 02.09.2015- 15.09.2015

14.01.2016-18.01.2016

16.05.2016-31.05.2016

6 Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем.

Разработка адаптированной рабочей программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. Согласование данных программ на методическом совете ОУ.

02.09.2015- 15.09.2015

14.01.2016 18.01.2016

15.05.2016- 30.05.2016

а так же в теч. уч. года

7 Комплектование групп и подгрупп для коррекционной работы Комплектование групп для коррекционной работы в соответствии с логопедическим диагнозом 02.09.2015- 15.09.2015
Коррекционно-развивающая деятельность
8 Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно графику логопедических занятий Коррекция аграмматической дисграфии, оптической дисграфии и дислексии, акустической дисграфии, дисграфии обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза, дизорфографии, ОНР 3 и 4 уровня. 15.09.2015–14.05.2016
9 Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно графику логопедических занятий Коррекция дислалии, заикания. 15.09.2015–14.05.2016
Консультативно-методическая деятельность
10 Консультирование педагогов по результатам обследования устной и письменной речи детей Итоги и результаты обследования речи учащихся 02.09.2015-15.09.2015

15.05.2016-30.05.2016

11 Мероприятия по пропаганде логопедических занятий среди учителей и родителей, проведение групповых консультаций (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, методических объединениях, спецсеминарах, консилиумах), проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ
  • «Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия» доклад с практической частью.
  • Доклад с практической частью на тему: «Мяч и речь»;
По плану работы школы
12 Проведение логопедической недели для учителей, воспитателей и специалистов ОУ. Доклад, открытые индивидуальное и подгрупповое занятия, внеклассное воспитательное мероприятие, оформление речевой газеты, организация викторины. Темы открытых занятий по календарно-тематическому планированию коррекционно-логопедических занятий. октябрь
13 Взаимодействие с учителями начальных классов, русского языка среднего звена, воспитателями и психологом. Взаимопосещение открытых занятий и внеклассных мероприятий в течении года по плану работы МО
Взаимосвязь со специалистами ОУ
14 Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка Совместно с педагогом-психологом проведение исследования сенсорной и познавательной сферы, мелкой моторики у детей. Со 2 по 15 сентября и с 16 по 30 мая.
15 Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а так же для составления индивидуальных программ развития сентябрь по плану заседания школьного ПМПк
16 Знакомство с содержанием коррекционного обучения Познакомить психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка среднего звена и воспитателей с направлениями коррекционной (логопедической) работы на текущий год. сентябрь по плану заседания школьного ПМПк
17 Взаимопосещение коррекционных занятий и воспитательных мероприятий Посещение коррекционных занятий психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка 5-9 классов, открытых мероприятий воспитателей. в течении года по плану работы МО
18 Подготовка документации к ПМПк и ПМПК Составление логопедического представления при необходимости уточнения или смены образовательного маршрута для ребенка в течении года по плану работы

ПМПк

19 Индивидуальное консультирование Еженедельно согласно графику работы учителя-логопеда в течении года
Работа с родителями
20 Индивидуальное консультирование, проведение подгрупповых консультаций, выступление на родительских собраниях Знакомство с задачами работы школьного логопеда. Доклад: «Оказание логопедической помощи учащимся школы-интернат 7 вида».

Индивидуальные беседы на темы:

«Ознакомление с результатами обследования речи учащихся»;

«Итоги работы школьного логопеда».

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета
Предоставление заявки на имя директора ОУ на приобретение методических пособий, обучающих компьютерных игр
  • Комплект массажных зондов – 1 шт;
  • Индивидуальные кассы звуков, букв и слогов – 8 штук;
  • Настенная касса звуков, букв и слогов – 1шт;
  • Настольные зеркала для индивидуальной работы (9х12)- 8 штук
  • Рабочие тетради для учащихся:
  1. Е.В. Мазанова «Учусь работать с текстом» альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза – 10 шт;
  2. Е.В.Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» тетрадь № 1 — 5 шт;
  3. Е.В. Мазанова «Учусь не путать звуки» №1 и №2 альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии – по 10 шт;
  4. Е.В.Мазанова «Логопедия. Преодоление нарушения письма» тетрадь №2 – 5 шт;
  5. Е.В. Мазанова «Учусь работать со словом» альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии — 10 шт;
  6. Е.В. Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия» начальное обучение № 3 — 5 шт;
  7. Е.В.Мазанова «Оптическая дисграфия» — 5 шт;
  8. В.В. Коноваленко «Пишем и читаем»

№1 – 5 шт,

№ 2 – 5 шт,

№ 3 – 5 шт.

  • Компьютерная программа по логопедии «Игры для Тигры» — 1 шт.
  • методическое пособие «Логопедическая азбука. От буквы к слову» — 1 шт.
сентябрь-октябрь

и

в течении года

21 Изготовление раздаточного материала по лексическим темам логопедических занятий

«Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Транспорт», «Игрушки», «Учебные принадлежности», «Продукты» и т.д.

в период каникул
Повышение профессиональной компетентности
22 Посещение курсов в БИРО, лекций, семинаров, методических объединений Прохождение курса повышения квалификации. Повышение квалификации. Прхождении аттестационной комисси. в течении года
23 Работа с научной и публицистической литературой Изучение статей периодических изданий в течении года
24 Работа в Интернет Регистрация на логопедических сайтах, изучение ресурсов и публикация в них собственной работы. Публикация на сайте школы ГБОУ БСКОШИ 7 вида. в течении года
25 Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определенных методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка. Внедрять инновационные и компьютерные технологии, программы, нетрадиционные методики коррекции речи в логопедическую работу (арома-, Су-джок-, музыка- и иппотерапии), экскурсии: «Признаки осени. Листопад», «Тучкины штучки», «Зимний сад», «Морской музей», «Зоопарк» (ГУП санатория «Янган-тау»). Проводить наблюдение за их эффективностью в преодолении нарушений речи у детей с ЗПР. в течении года

План работы составила: _____________ учитель-логопед Галимова А.Б.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]