Заниматься с пятилетними детишками – одно удовольствие. И если до 5 лет ребенок еще сопротивлялся подготовке к школе, то с этого возраста – мечтает поскорее вырасти и стать учеником. Теперь открыты новые знания и умения, а зрелость психических функций позволяет довольно долго концентрироваться на задании.
На развивающих занятиях дети в возрасте 5-6 лет осваивают письмо, арифметические действия, учатся распознавать все звуки в словах. Также это лучшее время для обучения чтению, дошкольники с интересом изучают буквы и быстро схватывают принцип их слияния в слоги.
Однако весь обучающий процесс по-прежнему должен быть построен на игровой деятельности, а сами занятия отличаться разнообразием применяемых средств. В противном случае, «утомительные» уроки принесут лишь раздражение, и малыш потеряет интерес.
Что нужно знать о 5-летнем возрасте
Все малыши начинают активно развиваться с самого раннего возраста. Они знакомятся с окружающим миром очень быстро и постоянно пополняют свой запас информации, которая с первого взгляда кажется очень простой. Здесь родители могут найти для своих детей множество познавательных, а также интересных занятий, которые привлекут их особое внимание.
Что должен знать пятилетний малыш
Малыши этого возраста смогут научиться различать цвета, решать кроссворды, тренировать логическое мышление, определять время, изучать животных, растения, а также очень много других полезных вещей. Познавательные занятия помогут изучить мир в игровой форме.
Обратите внимание! Каждая игра проиллюстрирована красивыми, яркими, запоминающимися картинками, а голосовое сопровождение поможет скорее осилить любое задание тем малышам, которые еще не умеют читать. Каждая пройденная детская игра разовьёт уверенность.
Развитие детей не должно останавливаться ни на минуту, особенно если это дошкольник (т. е. за 1-2 года до поступления в 1 класс). Развивающие игры для детей 5 и 6 лет относятся к более сложным заданиям. Здесь детям придется включить свое мышление, чтобы справиться с заданиями. Представленные задачи помогут развить память, воображение, внимание, счет и другие важные для дошкольника качества.
Игры для 5-летнего малыша в домашних условиях
ВНИМАНИЕ – ВНИМАНИЮ
Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.
Например, можно поиграть в такие игры.
- Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
- «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
- «Найди отличия» (на двух картинках).
- «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
- «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
- Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
- Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.
Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи.
Во что можно поиграть с ребёнком 5 лет дома
Развивающие задачи на логику и мышление разработаны для детей от 4, 5, 6 лет. Здесь они должны проявить умение логически мыслить при выполнении различных интересных заданий.
Легкие математические задачи созданы для детей от 4 до 6 лет с целью подготовки дошкольника к первым математическим познаниям и умению считать. Их ждут интересные красочные развлечения, в которых нужно будет найти и посчитать указанное количество предметов или живых существ.
Важно! Задачи на память созданы специально для того, чтобы правильно тренировать запоминание предметов и картинок. Такие развивающие игры для детей очень полезны школьникам любого возраста.
Например, раскраски, где представлены цифры, нельзя раскрашивать по собственному усмотрению, так как каждому цвету соответствует определенное цифровое значение.
Настольные игры
Открывать ребенку интересный мир настольных игр можно уже с 3-4 лет. В этом возрасте он уже способен понять простейшие правила, у него зарождается дух соперничества и желание побеждать. Но настоящий интерес к настольным занятиям обычно появляется позже — годам к пяти. Зрелость мыслительных процессов, умение подолгу сосредотачиваться и планировать действия делают такие развлечения более доступными для понимания, превращая детей 5-6 лет в азартных игроков.
Азы настольных игр
Важно! Настольные игры нравятся малышам, которые посещают детский сад, но уже вовсю готовятся к школе, осваивая первые элементы письма, чтение, устный счет. Хорошая настольная игра способна развлечь между утомительными занятиями, а также послужить средством обучения, стать источником знаний.
Развивающие занятия для детей 2 лет — как заниматься
Большинство задач ориентировано на формирование главных психических процессов — памяти, мышления, внимания. Но есть варианты с более узкой направленностью, которые направлены на обучение счету, грамоте, нотной азбуке, знакомство с особенностями окружающего мира, расширение знаний о предметах и явлениях. Дети в пять лет все ближе знакомятся с художественными произведениями или элементами народного творчества.
Развивающие игры
В план обучения стоит включить не только обучающие занятия по специальным методическим пособиям, но и задания на развитие навыков, способствующих успешному обучению в школе: усидчивости, внимательности, широкого кругозора, сосредоточенности. Познавательный ребенок уже заинтересован в обучении и практически готов к целенаправленной деятельности.
Развивающие упражнения
- Загадки. Если малыш любит отгадывать веселые загадки, решать хитроумные головоломки или увлекательные шарады, тогда можно воспользоваться Интернетом, где можно скачать множество интересных заданий на различных онлайн-сайтах.
- Кроссворды. Многие маленькие эрудиты любят решать яркие оригинальные кроссворды, которые также есть в Сети. При желании можно распечатать понравившиеся варианты.
- Математические игры. Познакомиться с числами или цифрами, научиться считать, складывать, вычитать и выполнять другие математические действия малышу помогут игры по математике. Подобные развлечения делают обучение математике легким и веселым.
- Азбука. Говорящая онлайн-азбука обучает малышей правильно произносить слоги и учить русский язык. Игровой метод позволит детям изучить каждый слог всего лишь за несколько уроков. Специально для малышей используются яркие и красочные азбуки.
Обучающие игры (цифры и фигуры)
Чтобы дети быстрее развивались, родители должны обратить внимание на обучающие игры. Например, можно изучать цвета, рассматривая интересные картинки, или посмотреть развивающий мультфильм, который направлен на знакомство с цветами радуги.
Обратите внимание! Нужно регулярно повторять: красный, желтый, синий. Подобные развлечения развивают память и внимание.
Обучающие занятия
Обратите внимание! Есть интересная игра «10 обезьянок», которая научит ребенка считать от 10 до 1. Она похожа на поучительный мультфильм для самых маленьких. Каждый малыш после просмотра будет с радостью считать кукол, машинки, карточки.
Для детей есть специальные развивающие программы в виде мобильных приложений, чтобы выучить цифры вместе с веселыми персонажами. Занимательный урок позволит малышам считать и выполнять простейшие математические действия. Их ждут смешные стихи и яркие картинки, чтобы обучение цифрам и счету было весёлым и интересным.
Как правило, любая развивающая игра состоит из двух частей. В первой части малыш знакомится с цифрами от 1 до 10. Вместе с героями игры ребенок ищет предметы или собирает пазлы. Диктор рассказывает веселое стихотворение про цифры. Вторая часть развивающей детской игры представлена в виде интересных заданий для усвоения полученного материала.
К сведению! В продаже есть специальные прописи, которые учат малышей писать цифры от 1 до 10, визуально определять, где больше или меньше.
Подвижные игры
Для нормального развития детей любого возраста нужны подвижные игры. Часто родители перестают придавать значение физической подготовке дошкольников, считая, что детям важнее научиться читать, писать и считать. Таким образом подвижные игры отходят на второй план. Иногда детей записывают в спортивные кружки, где они занимаются всего 6 ч в неделю, чего недостаточно.
Подвижные упражнения
Обратите внимание! Дети в шесть лет должны двигаться как можно больше. Для достижения хороших результатов в любых других областях нужно совмещать учебу и движение. Например, подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста могут включать в себя элементы математики и чтения.
Обучающая песенка на английском для ребенка — учим язык с детьми
«Разные шаги». Обычно дети 5–6 лет любят не только читать, но и считать. Ребята могут просто так вести счет без какой-либо цели. В этой игре водящий отходит на некоторое расстояние от детей и даёт им задание: «пройти 7 гигантских шагов», «сделать 22 шага лилипута», «протопать 50 шагов слона» или «пропрыгать 5 шагов как лягушка». Игра может не носить соревновательного характера, ребенку необязательно быстрее прийти к финишу. Эта игра — не гонка, а своего рода разминка.
«Фанты». В этом возрасте мальчики и девочки начинают активно осваивать чтение. Поэтому родители могут предложить такую подвижную игру, в которой нужно выполнять не только какие-то действия, но еще и читать задания. Для игры «Фанты» нужно взять полоски бумаги и красивым разборчивым почерком написать то, что должен сделать ребенок. Задания могут быть как более, так и менее активными, например, с просьбой принести воды.
Обратите внимание! Играть лучше в компании: по очереди вытаскивать бумажки, читать, а затем выполнять нужные действия.
ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, – как раз чтение и письмо.
На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия – детские прописи. Это прекрасные «развивалки» для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.
Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком – нет.
При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы «сливаются» в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.
Совет
Прежде чем начать обучение ребенка чтению, научите его на слух воспринимать все звуки в словах, в разных частях слова (в начале, середине, конце), а также вычленять в словах слоги. Для этого можно найти немало занимательных игр.
Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).
Тест
Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:
- Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
- Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
- Картинку с 3 кругами разных цветов;
- Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).
Задачи:
- Спросить, какое сейчас время года.
- Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
- Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
- Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
- Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
- Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
- Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.
Каждый правильный ответ о.
Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.
Обучение творчеству
Приобретите заранее начальный набор для занятий творчеством: альбом, кисти, краски, карандаши и фломастеры. Для начала пусть малыш тренируется разукрашивать раскраски. Купите несколько раскрасок с разной тематикой (желательно той, которая нравится вашему сыну или дочери) крупного плана. Объясните, что малыш не должен заходить за линии, пусть он учится аккуратности уже сейчас.
Будет здорово, если вы накануне изучите какую-нибудь геометрическую фигуру, а потом ее вместе раскрасите. Либо наоборот нарисуйте арбуз или апельсин, а потом спросите малыша, какую форму он имеет.
Занимайтесь разными видами деятельности: рисуйте, раскрашивайте, лепите, вырезайте. Так ребёнок ещё лучше усвоит пройденный материал.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ – ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ И КАКИЕ ЛУЧШЕ ВЫБИРАТЬ
Наиболее распространенным видом деятельности и для дошкольника 4-6 лет, и для школьника 7-8 лет все еще остается игровая. Вопреки распространенному мнению, она может иметь не только развлекательный, но и познавательный характер. Так, например, развивающие интеллект игры могут стать основой для обучения детей практически любого возраста, ведь игровой формат занятий будет значительно лучше приковывать их внимание, чем любой другой.
Играть с малышами и развивать их способности родители могут и дома, подобрав для них подходящие задания, направленные на тренировку логики, внимания, памяти или любого другого навыка. Рассмотрим несколько подходящих примеров таких заданий и упражнений.
Эмоциональное развитие
В возрасте пяти лет малыш еще не способен отличать плохое и хорошее поведение. Как у Маяковского в книжке «Что такое хорошо и что такое плохо».
Не понимая многих вещей, замкнутый ребенок иногда боится сам обратиться с вопросом. Нужно, прежде всего, научить доверять вам.
Это достигается спокойным и последовательным поведением и искренней заинтересованностью делами и мыслями ребенка.
Когда что-то непонятно, пятилетний малыш идет к маме или папе и спрашивает.
Если отмахнуться от вопроса, он обидится. Вторым шагом в воспитании после доверия должна стать открытость.
Пытаться навязать малышу общепринятую мораль, не придерживаясь ее, бесполезно. Поэтому даже если вопрос неприятный, на него нужно отвечать честно.
Замечательно, если после разговора с вами кроха уйдет радостным и решит для себя, что будет поступать только хорошо и не будет плохо.
Нужно научить малыша быть оптимистом. На самом деле это очень важно. Все наши болезни связаны с переживаниями и страхами, все неудачи и разочарования – следствие неправильно восприятия действительности.
Попробуйте игру, в которую можно играть каждый вечер. Вспомнить все самые хорошие события дня, за которые можно поблагодарить Бога, и наклеить улыбающиеся личики в детский дневник.
Эмоционально устойчивому малышу будет легче преодолевать этапы развития на пути к взрослой жизни.
Мелкая моторика
К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:
- Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
- Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
- Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
- Лепить мелкие детали из пластилина;
- Завязывать и развязывать шнурки.
Особенности речи
Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.
- Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
- использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
- умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
- может с выражением прочитать стихотворение;
- знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
- знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
- знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.
Обучение математике
Когда малышу ещё 2-3 годика можно постепенно начинать обучать счету. Посчитайте вместе ступеньки на прогулке, игрушки дома, конфеты и фрукты. После можно показать ребёнку счетные палочки и начать считать их.
Очень эффективно учить цифры парами (2 и 3, 4 и 5). Так ребёнку будет проще понять сложение цифр. Когда вы начнёте объяснять ему правило прибавления единицы, ему не составит труда сказать вам правильный ответ. За одно занятие берите одну цифровую пару, но перед тем, как взять новый материал, повторите пройденный.
Геометрические фигуры легко и интересно можно изучать, используя печенье разной формы. Начните с простых фигур: круг, треугольник, квадрат. В магазине сегодня есть печенье на разный вкус и кошелек.
Как только вы познакомитесь с простыми фигурами, можно учиться их чертить.
Помните, что большего эффекта вы добьетесь, если будете чередовать виды деятельности между собой.
Какие навыки общения тренировать у ребенка перед школой?
Жить среди людей — невероятно сложная работа, которая может отнимать у ребенка все силы. Семья, детский сад, родной двор и иногда магазин — все это не такой уж большой мир. Школа по сравнению с предыдущей ойкуменой — как большой континент по сравнению с маленьким островом. Все как-то сразу стало больше, значительнее, где-то проскользнула враждебность, где-то тебя напугал чужой взгляд, а может быть, ты просто устал идти и срочно нужен привал…
В общем, думаю, вы согласитесь: можно отпустить ребенка на большую землю без умения считать до ста, даже без знания отличий хвойных деревьев от лиственных… А без социальных инструментов — никак нельзя.
Десять социальных навыков, необходимых каждому ребенку, особенно накануне школы:
- Знакомиться, представляться.
- Попросить помощи. Надо сказать, взрослые обычно не очень в этом сильны. Задача наших детей — не повторять наших ошибок. Просить о помощи — не стыдно, не обидно, это не разрушает нашего достоинства, особенно если мы делаем это вежливо и с пониманием того, что наша просьба законна.
- Следовать инструкции. Мы отточим это умение в подвижных играх, а потом перейдем к более сложным алгоритмам, которые нужно уметь удерживать в голове.
- Концентрироваться на задании. Не сосед, не птичка за окном, не навязчивая мысль занимает все мое внимание — а то, что я делаю здесь и сейчас. Это высший пилотаж, и от первоклассника требовать полной концентрации нельзя, но мы будем постепенно тренировать внимание и обучать навыкам концентрации.
- Выражать свое несогласие. Если ребенок его не выразит, в нем начнет бушевать эмоция, которую придется гасить, если не сразу, то потом, дома. Не лучше ли сразу привыкнуть говорить словами, вежливо и пока еще спокойно: я так не считаю, мне так не кажется, я думаю по-другому, может быть иначе… Сказать и дать таким образом своим мыслям право на существование.
- Принимать отказы. Ну не будут тебя сегодня спрашивать. И на улицу во время урока не пойдем. И дружить с тобой почему-то вон та девочка отказалась. Ну что ж, нет так нет, а зато…
- Выражать признательность. Просто «спасибо» за то, что тебе дали карандаш или подвинулись в раздевалке, — это очень много. Гораздо больше, чем любые прописи.
- Извиняться. Это очень сложная компетенция! Только с определенным уровнем эмоционального интеллекта мы можем сказать: «Прости меня». Только понимание того, что это не ты плохой, а ситуация такая, что твой гнев, твоя застенчивость, веселая шалость, упрямство — законные эмоции, просто ты не справился с управлением, — позволяют извиняться и не испытывать при этом горьких чувств.
- Управлять эмоциями. Честно говоря, с этим пунктом я согласна не вполне. Слишком уж сильное это заявление: управлять эмоциями, да еще в семь лет! Пусть это будет задание «на вырост»: пока главная задача — понимать свои эмоции, понимать причины, уметь сказать о них. Как результат: просто не лезть с кулаками к детям, которые «явно не правы», и не плакать весь день, если с утра реальность чуть разошлась с картинкой в голове. Если это получается — уже прекрасно.
- Принять последствия своих действий и критику. Еще одно задание «на вырост», которое пока не обязательно выполнять до конца. Ну да, у меня не все получается гладко. Ну да, я ошибся, да, можно было разрулить ситуацию иначе. О’кей, учту. А когда ваш ребенок придет к вам не просто с очередным «Я разбил стекло», а с тирадой «Я разбил стекло, подошел к учительнице, сказал, что я случайно, извинился и теперь прошу тебя помочь мне все исправить» — честное слово, это будет веский повод выпить шампанского!