— Было бы здорово, если бы был такой список из четырех пунктов, ты ему следуешь и твой ребенок прекрасно учится. Но универсальных рецептов подготовки ребенка к школе не существует, — сразу начала разговор с «Амурской правдой» врач-педиатр высшей категории, аллерголог-иммунолог и главврач благовещенского кинезио Наталья Климова.
Но все же, добавляет Наталья Викторовна, родителям будущего ученика минимум за год до школы стоит завести определенные правила, если они еще отсутствуют в семье. Эти правила касаются питания, быта, режима и профилактики заболеваний.
«Ребенок должен идти в первый класс с 7 лет. Родители часто пытаются отдать детей в школу и в 6 лет, и в неполные 6. Это неправильно».
— За один год вряд ли можно что-то кардинально изменить. Но надо понимать, что базой здоровья для ребенка является рациональное питание с рождения, организованный быт, организованный режим дня, правильная профилактика различных хронических заболеваний. Это и лечебная физкультура, и своевременная вакцинация, и санитарно-гигиенические нормы. Научите ребенка до школы мыть руки, умываться, чистить зубы, — советует врач. — Даже отношения в семье влияют на здоровье ребенка. Он будет спокойнее и адекватнее, если у него дома спокойная атмосфера.
Новые привычки должна принять вся семья, создавать специальные условия только для ребенка малоэффективно, считает педиатр.
— Прививайте в семье культуру питания. Ребенок должен позавтракать перед тем, как выйти из дома. Завтрак — один из важнейших приемов пищи, особенно для школьника, который первую половину дня будет активно заниматься, — рекомендует Наталья Климова. — Конечно, это не должна быть колбаса. Желательно каша, и не обязательно молочная. Следуйте известным и простым правилам. Вареное яйцо лучше жареного, а свежие блинчики, пожаренные без масла, лучше магазинного полуфабриката.
За год до школы ребенку нужно обязательно пройти медосмотр. Игнорировать его не стоит, даже если вас ничего не беспокоит. Узкие специалисты оценят физическое и нервно-психическое развитие будущего первоклассника, ведь во многом именно от здоровья будет зависеть его успех в учебе.
Убедиться в том, что развитие ребенка до школы идет как надо, можно легко — приведя его к логопеду. Ведь этот специалист не только учит правильно произносить звуки. Речь малыша напрямую зависит от его уровня развития. Ребенок не построит красивое, развернутое предложение, если не будет обладать широким для его возраста кругозором и богатым запасом слов. Обнаружить, где именно с речью что-то пошло не так, и поможет логопед.
— Каждый год к нам приходит большое количество детей, которые испытывают трудности в обучении. Когда начинаешь этих детей обследовать, то выясняется, что основная причина школьной неуспеваемости в том, что они в первом классе не готовы воспринимать учебный материал, анализировать его и воспроизводить. Зачастую это связано с речевыми нарушениями, — говорит логопед центральной психолого-медико-педагогической комиссии при Институте развития образования Амурской области Галина Якимишина. — Если ребенок не произносит какие-то звуки, то родители считают, что это речевая проблема и обращаются к логопеду. Но ведь бывает и так, что ребенок все звуки произносит правильно, но у него есть трудности в различении звуков, близких по звучанию. Он не может воспроизвести сложные слова, например «экскаваторщик», «тракторист», «балерина» и так далее. Не может выделить первый звук в слове и последний. Неправильно употребляет слова, не может развернуто построить предложение, не может пересказывать. А это все те навыки, которые необходимы для обучения, особенно по русскому языку. При этом эти речевые проблемы, одна из которых непонимание обращенной речи, являются причиной неуспеваемости и по математике! Ведь ребенок просто недопонимает, что говорит учитель, когда он объясняет новый материал.
Школа — стресс, считают врачи: в садике ребенок много двигался, а в классе придется сидеть.
Специалисты отмечают: сейчас редко встретишь ребенка, которому не требуется помощь логопеда. Причем проблема может дать о себе знать в любом возрасте. «Ко мне обратились родители 16-летнего подростка. В свое время дефект не замечали, а теперь ребенок не может поступить в летное училище, потому что у него горловое произношение звука «р», — рассказывает логопед.
— Когда я окончила институт, в Благовещенске только открылся детский сад для детей с нарушениями речи, а потом еще один. Сейчас такие детские сады можно открывать повсеместно. Логопед нужен практически в каждый детский сад, — говорит Галина Родионовна, за плечами которой 28-летний опыт работы. — Очень много детей, которые произносят все звуки, а им ставят логопедическое заключение «общее недоразвитие речи».
Часто у будущих первоклассников накоплен малый запас представлений об окружающем мире. Не знают фамилию, имена и отчества своих мам и пап, где они работают. «Не знают даты своего дня рождения, не говоря уже о возрасте мамы и папы», — констатирует Галина Родионовна.
— У детей настолько фрагментарно сформированы представления об окружающем мире, что, если спросить ребенка, знает ли он животных жарких стран или севера, он растеряется. А ведь это дошкольный возраст и это все должно формироваться посредством общения с родителями, просмотра правильных телепередач, чтения правильной литературы, в том числе энциклопедий. Это все причины школьной неуспеваемости, — предупреждает логопед. — В первом классе оценки не ставят, получается, что ребенок, недостаточно освоивший программу первого класса, переходит во второй, когда у него снижается школьная мотивация за счет неуспешности в первом классе.
Школа для ребенка — стресс, считают врачи-ортопеды. Ведь в детском саду он активно двигался, а в классе ему придется много сидеть.
— В первую очередь обратите внимание на то, как ребенок сидит на стуле. Умеет ли он использовать спинку стула, как позиционирует корпус тела относительно сиденья, спинки и стола, за которым он будет писать и читать, — советует врач-ортопед-травматолог и мануальный терапевт Евгений Квиткин. — В идеале позиция должна быть такой, чтобы между туловищем и бедром был тупой угол, то есть надо сидеть, слегка откинувшись, должен быть поясничный упор, чтобы поясница не провисала, а имела небольшую поддержку. Тогда не будет нарушаться кровообращение в паховой области, где проходят магистральные кровеносные сосуды.
Амурские врачи и учителя констатируют: все больше детей идут в школу уже с искривлением позвоночника.
— То, что сколиоз (стойкое боковое отклонение позвоночника от физиологического выпрямленного положения) часто диагностируется у детей дошкольного возраста, связано с современным темпом жизни, — считает детский ортопед и мануальный терапевт Дина Заикина. — Это доступность гаджетов, длительное сидение у телевизоров из-за массы привлекательных детских каналов. Одним словом, длительная гиподинамия. Да и просто «нехватка» у родителей времени на ребенка.
Часто нарушение осанки связано с другим нарушением — зрения, отмечает Евгений Квиткин. Поэтому посетить офтальмолога — тоже обязательный пункт в подготовке к школе.
— Если у ребенка плохое зрение, он интуитивно тянется вперед, сгибает верхний отдел позвоночника. Надо сразу определиться, как ребенок зрительно подготовлен к школе, — советует Евгений Анатольевич. — Осанка — это ведь не только ортопедическая проблема. Вертикальная поза контролируется тремя органами — позвоночником со стопами, вестибулярным аппаратом и глазами. Все три системы между собой коннектятся, и мы, соответственно, выбираем ту или иную форму управления осанкой. Надо, чтобы все эти органы вместе работали хорошо.
— Обнаружить сколиоз на ранних стадиях непросто, потому что деформация видна только при утомлении мышц спины, а после отдыха исчезает, — предупреждает Дина Феликсовна. — В дальнейшем искривление отмечается постоянно, у пациента нарушается осанка, форма грудной клетки, лопатки и плечи находятся на разной высоте. При прогрессировании заболевания подвижность позвоночника значительно уменьшается, физические нагрузки приносят боли, на этой стадии дети нередко жалуются на боли неврологического характера.
— Школьная зрелость наступает в полные 7 лет. Именно с этого возраста ребенок должен идти в первый класс. Родители часто пытаются отдать детей в школу и в 6 лет, и в неполные 6. Это неправильно. Исключение можно сделать только для сентябрьских-октябрьских детей. Если есть проблемы с речью, то тем более стоит подождать до полных 7 лет, ничего страшного в этом нет, — говорит Антонина Фомина, заведующая неврологическим отделением Благовещенской детской городской клинической больницы.
Перед школой дети обязательно проходят осмотр у невролога, иногда необходимо обратиться к специалисту заранее. Часто бывают проблемы с кровотоком, поэтому отправляем пациентов на дополнительное обследование. В школе ребенок берет в руку ручку и у него появляется напряжение между кистью и плечом. От этого потом возникают головные боли. В этом случае назначаем УЗИ магистральных артерий головы. Кому-то поможет массаж, кому-то потребуется более глубокое обследование.
Неврологические проблемы у детей в школе обернутся снижением успеваемости, проблемами с поведением, неусидчивостью. Дети вообще стали более активными. Сейчас эра гиперактивных детей. Они и будут двигать мир. Поэтому активность — еще не патология, но уделите больше внимания воспитанию ребенка. Оно играет основную роль в том, чтобы активный ребенок мог сидеть и слушать учителя.
«Давайте будущим школьникам поливитамины. Дальневосточным детям рекомендуют принимать их круглогодично», — советует детский невролог Антонина Фомина. Педиатр Наталья Климова придерживается этого же мнения, но рекомендует выбирать не синтетические препараты, а натуральные витаминные комплексы или биологически активные добавки.
— Любые хорошие правила крайне редко выполнимы в силу различных обстоятельств. Не ставьте себе сверхзадачи, когда вы создаете ребенку приятные условия, а сами при этом ломаете свои биоритмы, — советует врач-педиатр Наталья Климова. — Мое негласное правило — без фанатизма. Чтобы ребенок вырос счастливым, здоровым и грамотным, нужно, чтобы родители тоже вели такой образ жизни — счастливый, здоровый и грамотный. И не важно, в детский сад идет ребенок, или школу, или в институт. Если в семье создан микроклимат и все условия, чтобы личность развивалась гармонично и в физическом плане, и психоэмоциональном, то, я думаю, все эти моменты переходов ребенком будут пережиты гораздо лучше.
Современные родители стремятся отдать своих детей в развивающие центры и клубы. На занятиях педагоги учат дошколят читать, считать и писать. Но многое из того, что получают там дети, могут дать сами родители. Главное — разговаривать с ребенком, считают учителя начальных классов. Это поможет будущему первокласснику расширить словарный запас, научиться выражать мысль и пересказывать, например, события, которые с ним произошли за день, или просмотренный мультфильм. Этот навык — пересказывать — ему пригодится в школе на протяжении всех 11 лет обучения.
— Чтобы ребенок хорошо учился, до школы начните тренировать его память, — советует педагог с 36-летним стажем, учитель начальных классов благовещенского лицея № 6 Ольга Сергиенко. — Учить только стихотворения недостаточно. В игровой форме делайте тренировочные упражнения. Например, покажите ребенку картинки — сначала пять штук, закройте их и проверьте, сколько он запомнил. Постепенно доведите количество картинок до 10, для ребенка 5—6 лет это приемлемо. Хорошо, если он вспомнит половину и больше. Так вы натренируете его зрительную память. Чтобы развить слуховую, вместо картинок называйте предметы, которые вы видите, когда, например, идете из садика домой. Достаточно пяти слов. Если ребенок называет четыре, это уже хорошо. В классе мы пишем диктанты, я читаю предложения из четырех слов. Некоторые дети не могут запомнить, приходится диктовать по одному слову.
«Мы пишем диктанты, я читаю предложения из четырех слов. Некоторые дети не могут запомнить, приходится диктовать по одному слову».
Родителям будущих школьников Ольга Калиновна советует больше читать детских книг и сказок — хотя бы по 30 минут в день. А еще чаще вместе гулять и ходить в лес. «Ведь это полезно не только для здоровья, но и очень познавательно. Волей-неволей родителям придется отвечать на многочисленные вопросы малыша. Это опять же пополнение словарного запаса, развитие внимания и разговорной речи», — говорит педагог.
Полезным будет потренироваться с дошкольником в усидчивости. Ведь учителю потребуется не менее 20 минут, чтобы объяснить ученику новый материал на уроке.
— Родителям своих учеников я советую: засеките время, сколько ребенок может сидеть и внимательно смотреть какую-то телепередачу — не мультик. А сколько времени он может рассматривать детский журнал? Обычно 5—7 минут — а этого очень мало! — говорит Ольга Сергиенко. — Собирайте с ребенком пазлы, играйте в настольные игры, учите его концентрировать внимание.
- Надежда Кожевникова
Логическое мышление, математика
Будущий школьник должен уметь решать логические задачи и примеры на сложение и вычитание по математике (в пределах 10).
Дошкольник должен:
- хорошо знать состав чисел в пределах первого десятка;
- уметь сравнивать количество;
- решать примеры на сложение и вычитание и решать задачи на эти действия;
- знать геометрические фигуры
- хорошо ориентироваться на листе бумаги в клеточку, выполняя рисунок по клеточкам (ориентируясь в таких понятиях, как «2 клеточки влево», «1 клеточка вправо», «3 вверх» и т.д.);
- решать логические задачи (например «раскрась мячики: красный мячик находится слева от синего, но справа от зеленого, а желтый слева от зеленого»);
- выявлять закономерности, отличительные признаки, обобщать классификации (например «объясни, какой предмет лишний и почему»).
Звукопроизношение
К моменту поступления в 1 класс у ребенка не должно быть дефектов звукопроизношения.
Довольно часто родители не могут самостоятельно правильно определить состояние звукопроизношения ребенка. Поэтому нужно показать дошкольника логопеду, который проведет обследование и, в случае нарушений произношения, займется его коррекцией. Только логопед сможет определить готовность ребенка к школе по части звукопроизносительной стороны речи.
Еще один важный аспект – хорошая дифференциация (различение) поставленного звука речи и тех звуков, на которые раньше ребенок заменял этот звук. Если ребенок, например, заменял звук [Р] на звук [Й] и говорил «ядуга» вместо «радуга» и иногда (пусть даже совсем редко), продолжает путать эти звуки, такое произношение может отразиться на письме. Тогда в школе это может привести к акустико-артикуляторной дисграфии и дислексии.
Над различением звуков можно работать и дома, но важно точно определить те пары звуков, которые ребенок путает и подобрать эффективные упражнения.
Звуковой анализ и синтез
Навыки звукового анализа и синтеза очень важны при обучении грамоте и должны быть хорошо сформированы у будущего первоклассника.
Особенно сильно этот навык влияет на обучение письму и чтению в начальных классах. Если ребенок путает такие понятия, как «звук» и «буква», «буква» и «слог», «слог» и «слово», «гласный» и «согласный» звуки, «твердый» и «мягкий» согласный, «звонкий» и «глухой» согласный, не может определить положение звука в слове, это удручающе скажется на обучении в школе. Такой ребенок будет путаться в написании букв, отставать от сверстников, не говоря уже о переживаниях первоклассника по поводу собственных неудач. Плохое состояние звукового анализа и синтеза бывает причиной возникновения дисграфии и дислексии.
Перед школой нужно проводить с ребенком игры и упражнения на развитие звукового анализа и синтеза.
Коррекционное обучение
Основными задачами коррекционного обучения являются:
1. Формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов);
2. Развитие произвольной моторики пальцев рук;
3. Подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;
4. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
5. Развитие связной речи.
Остановимся немного подробнее на каждой из этих задач.
Невротическим состояниям – особое внимание
Речевые проблемы могут быть следствием каких-то невротических расстройств. Надо внимательно следить за ребёнком: отражается ли его эмоциональное состояние (радости, гнева, страха) на речевом процессе.
Бывает, что ребёнок, перевозбудившись, пытается сказать что-то, а у него не получается. Он снова и снова начинает произносить фразу и сбивается. В такие моменты его надо остановить, попросить несколько раз глубоко вздохнуть, успокоиться и чётко произнести фразу, которую он собирался сказать.
Если эти моменты упустить, может развиться заикание, которое придётся впоследствии лечить. Если же у малыша постоянно возникают трудности «на нервной почве», то прежде чем идти к логопеду, стоит обратиться к неврологу.
Считаете ли вы, что введение обязательного второго иностранного языка с 5 класса положительно отразится на качестве знаний школьников?