РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ: «Современные подходы к проблеме возникновения, устранения и профилактике заикания»


Что собой представляет заикание

Для начала давайте разберемся, что это такое, и что провоцирует развитие заикания. Сейчас очень популярно мнение, что заикание – это генетически обусловленное расстройство. Доказательств тому масса, многие ученые подтверждают данную теорию в ходе своих исследований в этой области. Прочие причины (стресс, плохая социализированность и т.д.) могут стать пусковым фактором только при наличии предрасположенности.

Все мы испытываем стрессы, различные нервные потрясения, переносим многие заболевания, но при этом можем не страдать заиканием. Такое нарушение развивается на «благодатной почве», обусловленной генетическими нарушениями.

Заикание – это типичное неврологическое расстройство, которое имеет психогенную природу. Соответственно, лечение заикания, как у взрослых, так и у детей должно быть направлено не только на коррекцию работы нервной системы, но и на высшие нервные функции, – на психику.

В лечении заикания принято выделять три направления: внушение, расслабление и отвлечение внимания. Описывать эти направления раздельно не имеет смысла, – все они эффективны только в связке друг с другом. Целесообразнее разделить методы лечения заикания у взрослых на медикаментозные и немедикаментозные: такое деление лучше отражает суть и цели лечебного процесса.

Клиническая картина

Главный признаком логоневроза, который входит в клиническую картину является заикание. В это понятие также можно включить:

  • многократное повторение отдельных слов или слогов, контролировать которые человек не в состоянии;
  • растягивание либо удлинение слова;
  • повышенный тонус лицевых мышц;
  • дыхательные спазмы;
  • высокая активность мимики.

Одним из явных признаков речевого логоневроза является наличие спастического дыхания. Дыхание напрямую связано с голосом, артикуляцией, движением гортани. Нарушение дыхательной активности приводит к появлению прерывистой речи. Если предпринимаются попытки справиться с этим, заминки становятся только более очевидными и выраженными. Логоневроз по мкб 10 имеет код F-98.5. Это группа расстройств имеющая начало в детском возрасте.

Симптомы и виды

Существует классификация логоневрозов. По протеканию он может быть:

  • Постоянным. Проявляется постоянно и во всех формах речи.
  • Рецидивирующий. появляется и исчезает без привязки к различным факторам. Нормальная речь может сохраняться длительный период.
  • Волнообразный. Речевые нарушение утихает, а затем повторяется вновь.

По типу судорог, логоневроз разделяется на:

  • Тонический тип. Сокращение мыщц происходят длительное время и имеют большую силу.
  • Клоническая. Чередование коротких судорог.
  • Смешанная. Наблюдается оба типа.

По клинической форме, логоневроз у детей классифицируется на невротический и неврозоподобный. Невротический тип возникает при отсутствии внутриутробных или родовых травм и патологий. Причиной такой формы часто является психологическая травма либо введение второго языка в раннем детском возрасте. Такой логоневроз имеет функциональный характер, при которых структура мозга не повреждается. Именно поэтому она легче лечится.

Неврозоподобное заикание часто ставится женщинам во время беременности, которая сопровождается токсикозом, травмах. В этом случае речевые нарушения просиходят из-за поражений мозга, его речевых центром. Четкие проявления заметны в возрасте 3-4 лет, когда ребенок начинает активно разговаривать, строить сложные предложения, общаться с окружающими отдельными структурированными фразами.

Степени заболевания

Существует три степени тяжести логоневроза:

  • легкая форма – наблюдаются отдельные судороги в спонтанной речи;
  • средняя – судороги появляются при разговоре, но человек может длительное время говорить абсолютно нормально;
  • тяжелая – речевые судороги наблюдаются в любых ситуациях, в том числе, если человек разговаривает сам с собой.

Такое деление имеет формальный характер. Большая часть специалистов отмечают данную классификацию несостоятельной, так как она зависит от многих факторов – времени, конкретной ситуации, места.

Немедикаментозное лечение заикания

Первое, что должен сделать врач, который хочет вылечить больного с заиканием – это убедить его в том, что он должен говорить. Говорить нужно как можно больше, не стесняясь дефекта речи (это сделает только хуже). Заикание не относится к тем заболеваниями, которые нужно скрывать от общества, – в этом нет ничего страшного.

Нужно понять одну простую закономерность: чем больше вы говорите, тем лучше становится ваша речь. Прекращение разговора, напротив, усугубляет расстройство. Неплохой вариант – найти работу, которая связана с общением. Да, поначалу будет очень сложно, но результат (поверьте!) того стоит. Запомните, что заикание – это расстройство поведения, которое вы можете исправить даже своими силами. Не бойтесь говорить!

Вам могут предложить поведенческую психотерапию или лечение заикания гипнозом. Если вы не справляетесь сами, то это должно вам помочь. Однако стоит сказать, что эффективность психотерапии при заикании весьма сомнительна: результаты такого лечения несопоставимы с результатами «самотерапии».

По большей части, ваши шансы быстро избавиться от заикания зависят только от вас. Врач подскажет вам, что делать, близко познакомившись с вашей проблемой (для каждого человека методики и подходы индивидуальны), будет наблюдать за ваши успехами, но самая важная часть лечения, все равно, ложится на вас.

Заикание у детей

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Хотите получить больше информации об интенсиве? Нажмите сюда!

Профилактика логоневрозов

Профилактика – это меры, способные предотвратить появление и развитие речи у ребенка и взрослого. Такие меры позволяют снизить риск. Есть три типа профилактики логоневроза:

  • предупреждение речевых нарушений у детей;
  • предупреждение рецидива;
  • профилактика проблем с социальной адаптацией ребенка.

Если малыш слишком восприимчив, слаб, имеет неустойчивую психику, такие меры особенно полезны. При появлении первых симптомов, родитель должен незамедлительно обратиться к логопедам и неврологам.

Что делать, если ребенок заикается?

Заикание — довольно распространенная проблема у детей. Но это исправимая ситуация, если к ней подойти правильно и вовремя начать работать. Как это сделать, рассказывает специалист по реабилитационной работе столичного семейного Анна Ершова.

Заикание — нарушение плавности речи, которое может проявляться в запинках, повторении, растяжении слогов и звуков. Оно сопровождается мышечным напряжением (судорогой) органов артикуляции, дыхания, голоса. «Чаще всего заикание возникает в возрасте от двух до пяти лет, когда идет быстрое развитие фразовой речи. Кстати, нужно отметить, что заиканием страдает примерно 5% детей. А у мальчиков этот диагноз отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек

», — отмечает Анна Ершова.

Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, из-за психической травмы — испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни (например, ребенок начал посещать детский сад, в семье родился младший ребенок) или нарастать постепенно.

Вероятность возникновения заикания увеличивается, если недугом страдает кто-то из близких родственников, при частых респираторных заболеваниях, даже при нарушении внимания. Ведь внимание и речь тесно связаны: если ребенок легко отвлекается, мысленно перескакивает с одного на другое, то и речевое оформление мысли теряет ритмичность.

«При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику ребенка. Избегайте всего, что чрезмерно возбуждает или расстраивает ребенка. Отмените посещение зрелищных мероприятий, просмотр телепрограмм, прием гостей. Уделите внимание здоровому сну, соблюдайте режим тишины. Старайтесь сами говорить медленнее. Больше гуляйте на свежем воздухе, рисуйте, лепите. Укрепляйте нервную систему через игры с песком, водой, также полезно много петь, двигаться под спокойную музыку»

, — отмечает специалист.

Состояние речи заикающихся детей может меняться. Временами ребенок говорит хорошо, и вдруг наступает ухудшение. Обычно родители связывают это с временем года (весной и осенью запинки усиливаются) или временем суток (некоторые дети, просыпаясь, капризничают и больше заикаются; другие больше заикаются к вечеру, устав от дневных дел). Есть дети, у которых ухудшение наступает после перенесенного заболевания. Можно сказать, что волнообразность характерна для течения заикания.

«Обязательно следует посетить невролога, логопеда, психолога. Невролог сможет определить причины, которые привели к нарушению речевой функции. Для этого специалисту необходимо будет провести ряд исследований головного мозга и центральной нервной системы, затем назначить медикаментозное лечение. Логопед поможет правильно дышать при говорении, научит расставлять паузы во время диалога, поставит звуки. Психолог научит заикающегося общаться в разных жизненных ситуациях, поможет ему выразить себя эмоционально, творчески


в музыке, живописи, игре на сцене
», — рассказывает специалист.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Виды заикания

Выделяют несколько видов заиканий:

В зависимости от механизма возникновения патология бывает респираторной, вокальной и артикуляционно-фонетической.

  1. При респираторном, или дыхательном типе задержки речи патология связана с недостатком воздуха. Из-за этого малыш не может закончить фразу или слово на выдохе. Во время разговора у него напрягается или искажается лицо;
  2. Вокальное (голосовое) заикание — причиной болезни является непроизвольное смыкание голосовых связок. Возникает чаще всего при гласных звуках;
  3. Артикуляционно-фонетическая форма характеризуется спазмом мышц лица. Внешне это выражается открытием рта и сокращением губ.

По причине возникновения выделяют 2 формы:

  • невротическое заикание (логоневроз) — связано с острым или хроническим стрессом у детей 2 – 6 лет, при этом органического поражения нервной системы нет;
  • неврозоподобная форма возникает у деток в 2 – 3 года в результате повреждения речевого центра головного мозга вследствие травмы или болезни.

Как видите, заикание чаще всего начинается у дошкольников. Это самый уязвимый возраст.

По клиническим проявлениям выделяют:

  • тоническую форму — запинки, растягивание звуков, паузы;
  • клоническую форму — повторение;
  • смешанная форма.

Основные методы профилактики заикания

Первичная профилактика заикания направлена на устранение факторов риска. Включает отказ от вредных привычек во время беременности и регулярное наблюдение у врача, а также выполнение рекомендаций по образу жизни, лечению сопутствующих заболеваний. Важное значение имеет предотвращение родового травматизма и любых травм в последующие годы жизни ребенка.

Вторичная профилактика заикания — это работа с детками из группы риска. У них еще нет заболевания, но есть предрасположенность. Они должны наблюдаться у невролога, если есть какие-либо проблемы, а также у логопеда, психолога, и получать соответствующее лечение.

Большая роль отводится семье:

  1. Необходимо создавать благоприятную атмосферу дома, избегать конфликтов, ссор, относиться к ребенку доброжелательно. Старайтесь больше общаться и чаще уделять внимание: его потребностям, желаниям. Когда разговариваете, не коверкайте слова и не сюсюкайте, а произносите их четко, в меру громко и медленно, но выразительно;
  2. Если есть близкий родственник с заиканием или другими нарушением речи, нужно свести к минимуму его общение с малышом. Откажитесь от идеи вырастить вундеркинда, не предъявляйте ему непосильные для его возраста требования. При выборе развлечений, занятий, игр, даже развивающих, обращайте внимание на его настроение, особенности характера и нервной системы: что подходит одному ребенку, может не подойти другому;
  3. Если у детей дошкольного возраста имеется какое-либо нарушение речи, то они должны заниматься в логопедической группе либо родители сами должны найти педагога и обеспечить регулярные занятия. Необходимо до школы устранить все речевые нарушения, чтобы они не прогрессировали и не дали толчок развитию заикания. Это будет мешать усвоению школьной программы. Также школьник начнет избегать ровесников, в подростковом возрасте у него появятся комплексы, страх выступлений на публике, боязнь общения;
  4. Выработайте режим дня и отдыха, и строго придерживайтесь его всей семьей. Избегайте эмоциональных и физических перегрузок. Фильмы ужасов, с криминальным сюжетом противопоказаны всем детям, а из группы риска — тем более;
  5. Когда в семье используется два языка, лучше ребенка обучить одному языку. Примерно к 4 годам он усвоит его, после этого дети дошкольного возраста смогут выучить и второй язык, при этом у него не будет проблем с речью.

Кроме первичной и вторичной профилактики заикания, выделяют еще и третичную. Ее целью является предупреждение прогрессирования заболевания, развития осложнений. Заключается в своевременном лечении, реабилитации маленьких пациентов и социальной адаптации.

Симптомы

Основные признаки нарушения речи состоят в следующем:

  • спазмы речевого аппарата при произнесении ребенком звуков;
  • затяжные паузы между произносимыми звуками;
  • повторение слогов и звуков, слов.

Однако выделяют и косвенные признаки, сопровождающие основные симптомы. К таковым относят:

  • раздражительность;
  • проблемы с коммуникацией, избегание общения;
  • агрессивность;
  • слезливость, обидчивость.

При диагностике заикания у детей врач уделит внимание психологическому состоянию. Сопровождать недуг может замкнутость, отказ от общения со сверстниками и взрослыми, нервные тики, страхи, тревожность, фобии и пр. Иногда ребенок, страдающий нарушением речи, может также мучиться от бессонницы, сниженного аппетита, расстройства функции желудочно-кишечного тракта.

Если заикание не лечить вовремя, есть вероятность развития социофобии, ночного энуреза и других недугов. Родители должны понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, принимать меры необходимо, чтобы недуг не оставил отпечатка на личности ребенка. При отказе от мер коррекции дети могут испытывать трудности с выстраиванием отношений с окружающими, часто возникают задержки развития.

Степени тяжести

При оценке тяжести патологии учитывают выраженность симптомов, их влияние на общение ребенка с другими людьми, наличие сопутствующих нарушений.

Выделяют:

  • легкую степень — она характеризуется редкими не выраженными запинками, которые не мешают разговаривать и общаться. Но родителям даже при этой степени надо обратиться к специалисту, чтобы своевременно начать исправление, пока отклонения не закрепились;
  • среднюю — запинки уже более заметны, затрудняют общение;
  • тяжелую — нарушения речи выраженные, они делают общение практически невозможным. Присоединяются и другие симптомы.

Если не убрать заикание, не устранять причину патологии, то оно постепенно прогрессирует, причем очень быстро.

Группы риска

Группы риска — это те дети, которые больше других подвержены патологии. Родители и педагоги должны быть особенно внимательными в их отношении.

Первая группа — детки, у которых повышена тревожность и нервозность. Внешне они не отличаются от сверстников. Очень привязаны к маме. Встречаются эмоциональные перепады, а также нарушения сна, аппетита. Обычно эти явления совпадают с началом посещения детского садика, смены одной группы на другую.

Следующая группа — дети с задержкой речевого развития. Первые слова у них появляются после 12 месяцев: примерно в полтора года, фразовая речь — после трех лет. Речь, как правило, непонятная, особенно для незнакомых людей. Присутствуют нарушения звукопроизношения.

Третья группа риска — дети с ранним речевым развитием. Ребенок начинает произносить первые слова до 1 года, а в полтора он уже разговаривает короткими фразами. В 2.5 года активно разговаривает, именно в этот период у него появляются повторения. Характерной особенностью у детей дошкольного возраста является речь во время вдоха.

В четвертую группу риска входят малыши с генетической предрасположенностью: с признаками левшества, обусловленными особенностями организации головного мозга. Другие факторы риска: заикающийся человек в ближайшем окружении, двуязычие в семье, неврологическая патология.

Что такое заикание

Заикание, или логоневроз – нарушение речи, которое состоит в частом повторении отдельных звуков, слогов или слов. Иногда больной не повторяет, а удлиняет звуки/слоги. К проявлениям заикания также относят частые остановки или «нерешительность» речи.

Ребенок, страдающий заиканием, испытывает затруднения при внезапном нарушении функции речевых органов и центров во время разговора. Проблема может быть вызвана судорогами мускулатуры, участвующей в формировании звуков, а также дыхательных мышц. Это приводит к тому, что больной страдает и от нарушений дыхания, чувствует внезапную нехватку воздуха.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]