Должностная инструкция логопеда является правомочным документом, определяющим основные параметры деятельности специалиста. В ней закреплены его трудовые функции, круг задач, за которые он отвечает, возможности, предоставленные ему нанимателем, и другие подобные моменты. Корректно составленная инструкция помогает формализовать трудовые отношения, избавляя стороны от необходимости частых индивидуальных консультаций по трудовым вопросам.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
ФАЙЛЫ
Образец должностной инструкции логопеда
Общий раздел
- Кандидат на позицию логопеда должен соответствовать следующим критериям:
- высшее образование педагогического профиля по направлению «Логопедия» либо «Дефектология»;
- успешно пройденное медобследование;
- трудовой опыт по профилю от года.
- Логопед подчиняется заведующему учреждением.
- Логопед принимается на свою должность, как и увольняется с неё, приказом заведующего учреждением.
- В случае отсутствия логопеда (отпуск, лечение и т.д.) его функции на определенный промежуток времени передаются другому специалисту, определенному заведующим учреждением.
- Специалист на данной позиции обязан разбираться в:
- профильной законодательно-нормативной базе;
- отраслевых правилах, в том числе в области этики;
- нормах взаимодействия с посетителями, в том числе в плане получения и обработки информации от пациентов с нарушениями речевых функций;
- анализе данных по посетителям на базе соответствующих медицинских документов;
- методах постановки диагноза при работе с профильными посетителями;
- методах составления индивидуальных рекомендаций по исправлениям выявленных дефектов;
- возрастных и гендерных особенностях посетителей, оказывающих влияние на их речь;
- методах взаимодействия в работе по посетителям с другими специалистами;
- стандартах работы с соответствующей документацией;
- теоретических и практических нормативах дефектологии;
- методах профилактики и исправления дефектов речи;
- нормах технической и пожарной безопасности;
- санитарно-гигиенических стандартах.
- Логопед руководствуется:
- действующей правовой базой;
- отраслевыми правилами;
- документами учреждения;
- содержанием этой инструкции.
Функции
Логопед отвечает за следующий круг задач:
- Консультирование посетителей, а также их законных представителей, в пределах своей компетенции.
- Заполнение необходимой профильной документации.
- Взаимодействие с другими специалистами в плане помощи посетителям.
- Получение и обработка информации по пациентам.
- Установление и поддержание контактов с пациентами, имеющими проблемы с речью.
- Проведение первичного и вторичного обследований посетителей, а также их направление к другим специалистам для углублённого исследования.
- Постановка диагноза посетителям, его обоснование и документирование.
- Выявление факторов, оказывающих влияние на дефекты пациентов.
- Выбор и обоснование реабилитационных мероприятий, а также их возможная корректировка в случае необходимости.
- Соблюдение норм охраны труда, санитарии, пожарной безопасности в своем помещении.
- Качественное использование спецодежды и инструментов, предоставленных учреждением.
Ответственность
Логопед может нести ответственность в следующих ситуациях:
- За материальный ущерб, полученный работодателем по его вине, — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.
- За ненадлежащее исполнение своих обязанностей, — в границах, указанных в соответствующих статьях трудового законодательства.
- За нарушения действующих нормативов и законов, допущенные в ходе исполнения профильных функций, — в пределах, закрепленных в соответствующих статьях актуального законодательства.
Права
Логопед наделен следующим комплексом прав:
- Предлагать меры по возможным способам совершенствования трудовых процедур в границах своей ответственности.
- Принимать участие в собраниях трудового персонала учреждения.
- Требовать от руководства создания и поддержания условий, нужных для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
- Знакомиться с проектами документов, затрагивающих сферу профессиональной деятельности.
- Получать от других служащих учреждения данные, востребованные в своей трудовой деятельности.
Условия работы
Особенности трудовой деятельности логопеда следующие:
- Специалист может привлекаться к работе в праздничные и выходные дни, получая соответствующие доплаты от работодателя.
- Специалист должен проходить курсы профильного повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет).
- Специалист может отправляться на съезды и конференции по своему направлению в порядке, определенном в соответствующих документах учреждения.
- На время работы специалисту за счет учреждения предоставляется спецодежда и необходимый инструментарий.
- Специалист проходит регулярные медосмотры в порядке, закреплённом в соответствующих документах учреждения.
- Специалист проходит регулярную переаттестацию в порядке, указанном в документах учреждения.
Статья:
В последние годы заметно снизилось качество обучения в школе, особенно по русскому языку и литературе. Шестиклассник, читающий по слогам – нередкое явление. Дети читать не любят и не хотят. К окончанию школы только треть из них могут вдумчиво читать текст и извлекать из него полезную информацию, грамотно говорить и писать, владеть нормами языка. Больше половины выпускников не могут последовательно и грамотно изложить свои мысли.
Как показало многолетнее изучение одной из причин неуспеваемости детей и по русскому языку и по математике и по другим предметам является недостаточная сформированность устной речи, которая препятствует овладению правильным чтением и грамотным письмом. К пяти годам ребенок в норме должен овладеть всей структурой языка, то есть звуковой и смысловой стороной. Это значит, что ребенок говорит чисто, грамотно, различает звуки речи, обладает достаточным словарным запасом. Грамотная речь – показатель умственного развития ребенка. В шести-семилетнем возрасте речь развивается очень бурно.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ИДЕТ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
- интенсивно развивается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие;
- речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, грамматического строя речи, а также мышления).
При этом расширение словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Поэтому в этом возрасте очень важно организовать занятия по развитию речи, особенно для детей, у которых обнаруживается речевая недостаточность. Такие занятия в школе проводит учитель-логопед.
Логопедия в переводе с греческого означает «воспитание правильной речи». Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и воспитание лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек. Как и все науки, изучающие человека, логопедия – наука синтетическая. Учитель-логопед – это педагог, который должен обладать знаниями, связанными со специальными отраслями педагогики (тифлопедагогикой, сурдопедагогикой, олигофренопедагогикой), методиками обучения родному языку и математике, общей и специальной психологией, нейропсихологией, нейро- и психолингвистикой и другими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и не речевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
В школе учитель-логопед является экспертом успеваемости по родному языку. Он выявляет детей с недостатками устной и письменной речи и организует занятия по подготовке предпосылок к полноценному обучению ребенка учителем. Учитель-логопед на своих занятиях решает не только собственно речевые задачи, но и формирует учебную деятельность детей. Если в дошкольном возрасте основной деятельностью ребенка является игра, то в школе он должен заниматься учебной деятельностью. По данным М.Безруких 78% 6-летних детей к школе не готовы, а для 7-летних – 20-30%. По результатам наблюдений первоклассников нашей школы все 7 детей, которым было меньше 6,5 лет на 1 сентября, имели психологические проблемы: 5-расторможены, 1-часто плачет, 1-замкнут и обидчив, 1-не может запомнить буквы, у 1- приступы рвоты.
Современные психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что одной из самых важных сторон психологической готовности к школе является определенный, достаточный уровень произвольного или волевого развития ребенка. Известно так же, что трансформация непроизвольных функций и процессов в произвольные оказывается главной линией в психологическом механизме развития личности ребенка.
Даже у одаренных детей довольно высокий уровень развития познавательных процессов, речи воображения сочетается с недостаточной сформированностью произвольности. Это фиксируется как у детей, поступающих в школу, так и у учащихся 2-3 классов. Недостаточный уровень произвольности проявляется в особенностях оформления письменных работ (грязь в тетради, неумение надавливать на ручку, очень медленный темп письма) и в наличии особых ошибок, не относящихся ни к орфографическим, ни к дисграфическим, типичным для детей с дефектами речи:
При письме
1) заменой букв (к-п); 2) списывание с ошибками с доски; 3) не может удержать и воспроизвести элементы речи (звуки, слова, предложения); 4) тремор рук при письме; 5) появление или возрастание ошибок к концу работы; 6) трудности в освоении алфавита; 7) отсутствие орфографической зоркости.
При чтении:
1) повторное считывание строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки; 2) потеря строчки при чтении; 3) прочитывание с ошибками; 4) низкая скорость чтения; 5) плохое запоминание; 6) не умеет выделить главное в прочитанном.
Математика:
1) арифметические ошибка; 2) неумение решать задачи. В современных условиях дошкольного воспитания формирование подлинной произвольности затруднено. В детских учреждениях развитие произвольного внимания осуществляется по внешнему типу, когда цели и задачи любой деятельности, задаются взрослым, и от ребенка требуют подчинения нормам и правилам. Подлинная произвольность заключается в том, что ребенок должен «овладеть собственным поведением, отнесясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некий объект» (Выготский). «Речь помогает ему овладеть этим объектом» (Выготский).
В раннем и младшем школьном возрасте слово идет за действием и фиксирует результат. На следующей ступени развития речь сопровождает действие. Затем речь сдвигается на первый план. Ребенок в словесной форме определяет для себя задачу и таким образом регулирует и планирует свое поведение. Ребенок 5-6 лет уже практически может управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения поставленной цели, преодолевать трудности, нов то же время легко отвлекается от своих намерений на любое привлекательное для него обстоятельство.
Первоклассник должен уметь отделять главное от второстепенного и организовывать свое поведение сознательно так, чтобы не отвлекаться от главного.
Таким образом, для того чтобы подготовить ребенка к полноценной учебной деятельности и сформировать творческую личность, необходимо развивать у ребенка произвольную деятельность и произвольное поведение, общение, которые помогают детям быстрее адаптироваться в ученической среде и приобрести навык умения учиться. Это можно делать на основе развития речи на логопедических занятиях. Наполняемость логопедических групп (3-6 человек) позволяет осуществлять индивидуальный подход при решении учебных проблем каждого ребенка.
Учитель-логопед может провести детальное обследование ребенка и выявить причины его неуспешности в учебе.Он владеет необходимым арсеналом средств для оказания помощи ребенку, сможет дать конкретный совет по обучению каждого ребенка его учителям и родителям. Обследование первоклассников проводится в начале сентября. По результатам обследования детей учителем-логопедом и с учетом рекомендаций врача-невропатолога и логопеда поликлиники дети зачисляются на занятия в логопедические группы. Дети, посещавшие логопедические детские сады, продолжают обучение на школьном логопункте, так как известно, что общее недоразвитие речи компенсируется только к 10 годам.
Важно как можно раньше обратить внимание на проблемы ребенка. Полезно было бы провести скрининг-обследование детей при записи их в школу и дать родителям рекомендации по развитию и воспитанию еще до поступления в 1 класс. Многих школьных трудностей можно избежать, если родители вовремя обратят внимание на поведение, уровень развития мышления и речи у своего ребенка. Прогноз дальнейшего развития детей с недостатками речи скорее благоприятный при условии своевременной целенаправленной помощи. Например, дети, у которых в возрасте до 10 лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи вероятнее всего не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы. А может еще и отстанут. И родители, и педагоги должны понимать, что сам ребенок не сможет справиться с подобными проблемами, ему требуется квалифицированная помощь специалистов. В школе таким специалистом является учитель-логопед.
Основные моменты составления инструкции
В отечественной нормативной базе не прописаны параметры создания инструкции. Поэтому при её написании работодатели ориентируются на адаптацию типовых образцов инструкций для своих нужд, в соответствии с принципами делопроизводства. Эти образцы имеются в двух вариантах: стандартном и расширенном.
Обязательные части стандартной инструкции:
- Общие параметры.
- Профессиональные функции.
- Потенциальная ответственность.
- Должностные возможности.
Этот тип инструкций применяется для большинства работников, особенно в мелких и средних организациях. В крупных учреждениях, а также при написании инструкций для сотрудников руководящего уровня, применяется расширенный вариант. В нем к типовым разделам прибавляют:
- Особенности трудовой деятельности.
- Правила оценки результативности (KPI).
- Параметры должностных взаимодействий.
- Порядок преобразования инструкции.
Расширенный формат позволяет формализовать большее число трудовых параметров. Платой за это выступает снижение гибкости трудовых взаимоотношений.
Основные положения
Во вступительной части перечислены требования к квалификации кандидата, параметры его кадровых взаимодействий (порядок найма, увольнения, замены), те положения, на которые он должен ориентироваться в работе.
Основную роль играют требуемые навыки, которые обязаны обеспечить выполнение функций, данных в следующем разделе, на высоком уровне. А критерии по опыту и образованию позволяют отсеивать кандидатов с недостаточным уровнем подготовки.
Внимание! Должностные инструкции могут составляться либо в типовом порядке, либо в индивидуальном. В первом случае инструкция подходит любому специалисту на определенной позиции, а во втором — она пишется под конкретного высококвалифицированного работника.
Функции
В данной части описывают обязанности, возложенные на специалиста. Выделяют несколько условных групп этих обязанностей:
- Основные — характерны для профессии у любых работодателей.
- Вспомогательные — дополняют основные функции; их объем и сложность зависят от политики и особенностей организации-работодателя.
- Базовые — включаются в инструкции для любых профессий: соблюдение нормативов пожарной и технической безопасности, трудовой дисциплины и пр.
Если наниматель предоставляет служащему какие-то ценности (инструменты, одежда для работы и пр.), то отдельно упоминается о необходимости бережного к ним отношения.
Ответственность
Эта часть отведена под перечисление возможных нарушений и мер наказания. Поскольку ответственность строится на базе действующего законодательства, объем и многообразие которого выводят его за рамки инструкции, то раздел составляется в урезанной форме, с небольшим количеством конкретики.
Права
В разделе описаны права, дополнительные к тем, которые уже предоставлены сотруднику в ст. 21 ТК. По общему правилу, чем значительнее ответственность работника, тем большими возможностями он обладает.
Условия работы
Этот раздел добавляется, если работодатель хочет обозначить какие-то особенности в трудовой деятельности. Традиционно сюда включают дополнительные льготы: обучение за счет нанимателя, бесплатную фирменную одежду и пр. Если работа предусматривает нестандартный трудовой график, то этот момент прописывается в данном разделе.
До введения в действие инструкция должна пройти ряд этапов согласования:
- Первоначально составленный вариант показывают юристу, специализирующемуся в трудовом праве, и начальнику кадрового отдела.
- Вариант с их правками согласовывается с профильными специалистами в той области, для которой составляется инструкция.
- Чистовой вариант распечатывается на фирменном бланке, с включением официальных атрибутов (дата составления, реквизиты организации и пр.), и отправляется на подпись тем лицам, которые согласовывали его содержание.
- На заключительном этапе подписи ставят глава организации-работодателя и сотрудник, для которого писалась инструкция.
Внимание! Служащий имеет право запросить в отделе кадров свою копию инструкции, которая может быть выдана в бумажном или электронном формате. Во втором варианте с неё предварительно удаляются персональные сведения.