Основные направления деятельности учителя-логопеда


Основные направления деятельности учителя-логопеда

Нина Васильева

Основные направления деятельности учителя-логопеда

Основные направления деятельности учителя-логопеда

Коррекционная работа учителя — логопеда в ДОУ направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

1. Основные цели деятельности учителя – логопеда

• Выявление детей, имеющих речевые нарушения.

• Коррекция речевых нарушений.

• Профилактика возникновения речевых нарушений у дошкольников.

•Преодоление вторичных проявлений речевой недостаточности: затруднения в общении с окружающим миром нередко препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

2. Основные направления деятельности учителя – логопеда

• Оказание коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии.

• Консультирование педагогов по вопросам, связанным с развитием речи детей.

• Консультирование родителей по вопросам развития речи детей.

2.1 Коррекционно-развивающая деятельность

Оказание коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии, осуществляется на коррекционно – развивающих занятиях. Коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

• Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

• Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата)

;

• Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук)

;

• Коррекция звукопроизношения разными способами;

• Автоматизация звуков в речи;

• Дифференциация звуков в речи;

• Обогащение словарного запаса;

• Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях совершенствуются моторные навыки, координация, ориентировка в пространстве и конструктивный праксис. Ведется работа над развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее входит формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

2.2 Консультирование педагогов по вопросам, связанным с развитием речи детей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

• логопедические пятиминутки;

• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

• индивидуальная работа;

• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа, и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2 — 3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, учитель-логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

Музыкальный руководитель помогает в коррекции речевых нарушений путем использования:

• музыкально-ритмических игр;

• упражнений на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

• этюдов на развитие выразительности мимики, жеста;

• игр-драматизаций;

• логопедических распевок.

В работе со специалистами учитель-логопед ведет тетради взаимодействия, в которые им заносятся рекомендации и задания по работе с детьми.

2.3. Консультирование родителей по вопросам развития речи детей.

Особое внимание учитель – логопед уделяет консультативной работе с родителями по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Она осуществляется в форме родительских собраний, индивидуальных, групповых консультаций, бесед, круглых столов, семинаров, открытых занятий. Широко импользуются логопедические стенды для родителей со сменным материалом.

Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:

• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

• Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

• Формирование (повышение)

компетенции в вопросах речевого развития
(онтогенеза)
детей разных возрастных групп и речевых расстройств
(экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения)
.

• Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы)

выполнения письменных заданий).

• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

3. Методическая деятельность

Методическая деятельностьлогопеда ДОУ включает в себя:

• разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

• перспективное планирование;

• изучение и обобщение передового опыта;

• участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

• поиск наилучших средств коррекции речи детей;

• изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

• самообразование;

• изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

4. Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволяет логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка.Она включает:

• Проведение контрольных срезов.

• Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

• Выпускные собеседования (итоговые мероприятия)

.

• Подведение итогов работы за учебный год.

• Отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Формы проведения логопедических занятий

Выделяют следующие формы проведения логопедических занятий:

  • Индивидуальные занятия.
  • Фронтальные занятия.

Индивидуальные занятия нацелены на развитие органов артикуляции детей, коррекцию из звукового произношения и работу с тем или иным дефектом в произношении или восприятии звуков, обусловленным спецификой речевой патологии и общего психического состояния организма.

Индивидуальная работа имеет свои преимущества. Они связаны с тем, что работа ведется один на один между логопедом и ребенком. Это позволяет применить индивидуальный подход в коррекционной терапии, с учетом интересов и потребностей каждого ребенка и его особенностей развития.

На индивидуальных занятиях происходит формирование базы ребенка для дальнейшей постановки звуков, готовятся органы артикуляции к работе, формируются навыки фонематического восприятия и ставится произношение проблемных звуков. Также, проводится работа по развитию моторных функций организма ребенка. Она необходима для автоматизации поставленных звуков.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Логопедическая работа: направления и проведение с разными возрастными группами 480 ₽ Реферат Логопедическая работа: направления и проведение с разными возрастными группами 230 ₽ Контрольная работа Логопедическая работа: направления и проведение с разными возрастными группами 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Индивидуальная работа по развитию основ слухового восприятия детей, формированию их речедвигательных навыков проводится в два этапа:

  1. Подготовка к коррекции. Она ориентирована на создание фундамента для усвоение ребенком ритмической структуры слов языка. Используется вербальный и невербальный материал.
  2. Коррекционная работа. Она проводится после создания фундамента и ориентирована на устранение того или иного речевого дефекта. Корректируется постановка слогов и звуков для каждого конкретного ребенка. Применяемые методы и средства зависят от его индивидуальных особенностей.

Что касается фронтальных логопедических занятий, то они требуют специальной организации. К их проведению предъявляются следующие требования:

  1. Динамичный ход занятия.
  2. Игровая форма работы на занятии.
  3. Включение сюрпризных моментов в ход занятия с участием детей.
  4. Вариативность деятельности на занятии и ее частая смена.
  5. Коммуникативная ориентация занятия. Предполагается коммуникативное развитие всех членов коллектива, привлечение каждого ребенка к работе и формирование основ общения.
  6. Вариативность, яркость и насыщенность дидактического материала, используемого на занятиях.
  7. Приучение детей к прослушиванию своей речи и речи других детей с коррекцией ошибок в произношении.
  8. Использование технологий и методов работы на занятии по возрастающей т.е. начиная с простых и, постепенно, усложняя.
  9. Большой объем разговорной речи на занятиях.

Фронтальные формы логопедической работы применимы для коррекции разнообразных речевых дефектов, а также расширения лексического словаря ребенка, формирование связной речи и заложение основ грамматики, фонетики и правописания.

Направления логопедической работы с детьми дошкольного возраста

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста реализуется по следующим направлениям:

  1. Формирование основ фонематического восприятия и развитие слуховой стороны речи.
  2. Уточнение правильного звукового произношения. Ведется работа по тем звукам, которые имеются в речи ребенка.
  3. Дифференциация звуков. Происходит постановка произношения звуков в разных позициях слова и их доведение до автоматизма.
  4. Закрепление способов верного и четкого звукового воспроизведения слов разных по составу.
  5. Развитие и совершенствование лексико-грамматических основ строения речи.
  6. Упражнения на развитие органов артикуляции и мелкой моторики.
  7. Развитие неречевых психических процессов — внимания, памяти, восприятия, мышления, которые тесно связаны с речью ребенка.
  8. Расширение представлений об окружающем мире в качестве базы расширения словарного запаса ребенка.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]